Испокон веков славится ремеслами и наша Смоленщина. Своими корнями смоленские ремесла и орнаменты уходят в глубокую старину, вызывая у поклонников рукоделия огромный интерес. Крупнейшие исследователи славянской старины считают, что самая ранняя вещь с ромбическим орнаментом происходит из кривичского кургана VI-VIIвв. из Ярцева Смоленской области. Самая ранняя! Считаю, что необходимо знакомить подрастающее поколение с удивительными традициями ремесла родного края и привлекать каждого подростка к изучению его истории.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_smolenskie_uzory.docx | 548.97 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Исследовательская работа:
«Смоленские узоры и орнаменты.
Вязанные варежки»
Автор: Воротникова Ульяна, 12 лет
Руководитель:
педагог дополнительного образования
Моисеенкова Галина Петровна
г. Ярцево
2018 г
Содержание
История возникновения вязания продолжает волновать умы исследователей, поскольку она не вполне ясна и по сей день. Вязанные изделия не долговечны, а самые древние экспонаты, по-видимому, не сохранились. Поэтому разные историки рукоделия относят начало истории вязания к разным эпохам. Место, к которому вероятнее всего относят начало истории возникновения вязания – Египет. Именно в египетских гробницах найдены древние сохранившиеся вязанные вещи – детский тапочек, носок с вывязанным отдельно большим пальцем – для обуви с ремешком между пальцами.
В Европе вязание одежды спицами и крючком стало развиваться приблизительно с IX века н.э. и вXII-XIII вв. превратилось в популярное домашнее ремесло. В наши дни интерес к вязанию спицами и крючком не снижается.
Испокон веков славится ремеслами и наша Смоленщина. Своими корнями смоленские ремесла и орнаменты уходят в глубокую старину, вызывая у поклонников рукоделия огромный интерес. Крупнейшие исследователи славянской старины считают, что самая ранняя вещь с ромбическим орнаментом происходит из кривичского кургана VI-VIIвв. из Ярцева Смоленской области. Самая ранняя!
Считаю, что необходимо знакомить подрастающее поколение с удивительными традициями ремесла родного края и привлекать каждого подростка к изучению его истории.
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство – «Вязание», его история.
Предмет исследования: Смоленские орнаменты, символы, используемые в рукоделии.
Цель исследования: Изучение истории появления вязанной варежки и смоленских орнаментов, используемых для их декорирования.
Задачи исследования:
Изучить:
Межпредметные связи: история, изобразительно искусство, литература;
Вид ресурса: интернет ресурсы, литературные и исторические источники.
Мое знакомство с декоративно-прикладным искусством вязания произошло в раннем детстве. Меня всегда привлекала необыкновенная красота и индивидуальность вязанных изделий. Поэтому я решила освоить это ремесло.
Чтобы сделать вязанные работынаиболее привлекательными, мне пришлось познакомиться с орнаментами и вышивкой. Педагог по вязанию предложил мне познакомиться с литературой и схемами узоров. Среди них я встретила традиционные узоры Смоленской области. Я увлеклась их историей и решила узнать как можно больше.
С чем связана история появления некоторых вязанных изделий? Каково разнообразие узоров? Что они означают? На все эти вопросы я попыталась найти ответ и вот что я узнала…
Первые исторические сведения о Смоленске, основанном славянским племенем кривичей, датированы 862 годом. Город являлся важным поселением на древнем пути «из варяг в греки». С 882 года входил в состав Киевской Руси, с распадом которой в начале XII в. стал центром самостоятельного Смоленского княжества.
Служа перевалочным пунктом между истоками трех крупнейших рек Великой русской равнины — Днепра, Западной Двины и Волги, Смоленская земля с древних времен являлась районом передвижений многих племен и народов, постоянно испытывая с запада влияния Литвы и Польши, а с севера — влияния русских областей — Пскова, Новгорода. Позднее добавилось влияние Москвы, Рязани, Суздаля, Украины. Смоленщина передала соседним народам свои художественные мотивы, которые затем были переработаны местными мастерами в соответствии с условиями быта, национальных и географических особенностей. Смоленщина является родиной древнейших русских орнаментов.
Когда именно зародилось вязание, и кто первый связал первую петельку, точно никто не знает.
Есть версия что, так как изначально вязание было мужским занятием, а мужчины ходили на промысел в море, то они заметили, что связанные ими из веревок сети очень прочные и долго служат рыбакам, это и побудило их сплести первую вязанную одежду. Тогда же, были придуманы спицы и крючки.
В средние века был изобретен первый вязальный станок, и стали появляться промышленные предприятия. Но машинное вязание не вытеснило ручное, так как чем больше появлялось вязанных вещей массового производства, тем больше ценились вещи связанные вручную.
В начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах.
Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.
Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.
В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.
Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.
В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.
Записывать узоры и рисунки и издавать их первыми начали голландцы, в выходившем в 1824 году журнале «Penelope». К концу ХIХ века закончилась унификация знаков и символов и были выработаны две системы обозначений: британская и американская.
И вот что удивительно в литературе, которую я изучала упоминалась история русского слова «варежка», как неотъемлемый атрибут русской зимней одежды.
Меня это заинтересовало, потому что варежки вывязывались узорами, среди которых были смоленские орнаменты.
Оказывается…
Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у Варяг. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран.
Другой вариант происхождения этого слова - от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.
В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы... Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др.
На Руси варежки известны с 13 века, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Помните поговорку - работать спустя рукава, то есть плохо? Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы.
Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!
Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.
Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.
В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные, они "заменяли" рукавицы. Но русские цари надевали перстатые рукавицы, т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других.
У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда , невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.
Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки.
На примере русской варежки можно проследить использование славянских узоров для их оформления.
Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную информацию. Например, рисунок рыбы – символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов – дерево жизни, кресты – огонь или солнце.
Узоры на варежках, впрочем были разные: узоры – обереги с птицами, крестами, треугольниками и звездами, узоры – ромбы, символизирующие солнце, добро, счастье, узоры – цепочки из ромбов, означающие защиту от темных сил.
Элементы орнамента подсказывают человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа. Орнамент в прошлом никогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определенный смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Его можно назвать древним языком общения людей.Мотивы орнаментов могут быть как конечными (например,"звезда"), так и бесконечными (например, волнистая линия). Конечный орнамент создаёт ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "верёвочный" узор , вывязанные на рукавице , означали пожелание долголетия её владельцу.
Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
Я думаю, что символика орнаментов одинакова у всех народов, но смоленские являются особенными - отражают яркий, индивидуальный национальный колорит Смоленщины (например, вязанное солнце – символ света и животворения). В Смоленских узорах присутствует растительный орнамент, его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья и многое другое.
Традиционные смоленские узоры для декоративного оформления вязанных изделий:
При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно(сине)-жёлтые, чёрно(сине)-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали , сочетая нити красного и белого цветов.
Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым (с оттенком табачно-зелёного), красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями: стеблями, цветами и корой растений.
Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания. Довольно быстро распространившись по Европе, машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание. Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия.
Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом всё больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души. Вязать одинаковые вещи мне, например, просто неинтересно. Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое. Ещё не довязала одну пару рукавичек, а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного.
Таким образом, изучив много интересных материалов по данной теме, я узнала много нового о таком древнем виде декоративно-прикладного творчества как «вязание».
Узнала историю происхождения этого ремесла, его месте в жизни людей, особенностях оформления вязанных изделий при помощи орнаментов и узоров. А самое главное, о вкладе смоленских ремесленников в развитие промысла.
Очень рада, что смогла частично приобщиться к этому ремеслу, и как результат научилась вязать изделия со смоленскими узорами.
Из поколения в поколение, от мастера к подмастерью, от матери к дочери, передавались приемы и мастерство вязания, позволяя вязальщикам создавать, на основе опыта предков, удивительные по красоте узоры.
Узоры и орнаменты Смоленской земли, как и другие художественные промыслы, дают возможность индивидуализации быта через своеобразие декора одежды и предметов убранства интерьера. При этом внесение в быт не просто индивидуального начала как самовыражения художника, а традиционного искусства, несущего в себе опыт художественного освоения мира поколения мастеров, совершенно иначе влияет на современного человека, потому что народное искусство отражает животворящее начало природы, которое прекрасно чувствовали и воспроизводили в своих изделиях мастерицы- вышивальщицы.
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Пчёлы и муха
Повезло! Стихи о счастливой семье
Рисуем ананас акварелью
Калитка в сад