Музыкальные инструменты - это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто слушает, но и тех, кто заставляет их звучать...
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty_derevyannye_duhovye_instrumenty.doc | 69 КБ |
XIX ОКРУЖНАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Искусствознание»
Тема: «Деревянные духовые инструменты: особенности звучания и полезные свойства»
Выполнила:
Прохорова Анна
ученица 4 класса «Б»
МБОУ Школы №120
Промышленного района
Научный руководитель:
Савина Светлана Константиновна
учитель 1 категории
Самара, 2018
Оглавление стр.
Введение________________________________________________________3
1. История возникновения и виды деревянных духовых инструментов_____________________________________________________5
2. Влияние музыки, звука и вибрации деревянных духовых инструментов на физическое и психическое состояние человека ________________________8
3. Анкетирование. Как влияют мелодии, сыгранные на различных деревянных духовых инструментах на настроение школьников? Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник».__________________________________________________10
Заключение_____________________________________________________12
Список литературы______________________________________________13
Введение
Музыкальные инструменты — это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.
На самом деле может показаться странным, что инструмент обладает такими возможностями, поскольку это не более чем прибор, заставляющий определённым способом вибрировать воздух. Однако этот способ и издаёт музыку, перед чарами которой не может устоять никто. Вместе с тем музыка – это самое мимолётное из всех видов искусства. Как только её перестают играть, она перестаёт существовать. Поэтому каждый момент, когда звучит инструмент, бесценен и неповторим.
Это знают люди во всём мире, поэтому музыкальные инструменты с давних времён входят в состав каждой культуры.
Я узнала, что раньше всех в мире появились ударные инструменты – конечно, самые простые из них. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом свирели из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты.
Затем появились струнные щипковые инструменты, а позже всего – смычковые.
Цель: изучение влияния звучания различных видов деревянных духовых инструментов на физическое и эмоциональное состояние человека.
Задачи:
* проанализировать научную информацию по теме;
* изучить историю возникновения и основные виды деревянных духовых инструментов;
* установить влияние звучания деревянных духовых инструментов на физическое и психическое здоровье человека;
* с помощью тестирования выявить, как музыка, исполненная различными видами деревянных духовых инструментов и в разной манере, влияет на эмоциональное состояние учащихся.
Объект исследования – деревянные духовые инструменты.
Предмет исследования – влияние звучания деревянных духовых инструментов на физическое и эмоциональное состояние человека.
Гипотеза исследования: прослушивание музыки, сыгранной на деревянных духовых инструментах, изменяет самочувствие и настроение человека.
Методы исследования: сбор материала по теме, изучение, обработка и анализ научных источников, литературы по проблеме исследования (теоретические); наблюдение, сравнение, тестирование, эксперимент (эмпирические).
1. История возникновения и виды деревянных духовых инструментов
К группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха.
Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов.
Предками некоторых из деревянных духовых инструментов были пастушьи свирели, сделанные из тростника.
Первые деревянные духовые инструменты изготавливали из дерева, поэтому современные металлические инструменты, по традиции, называют деревянными.
Общим для этих инструментов является способ извлечения звука – вдувание воздуха в основную трубку, который колеблется внутри ее. Высота звука изменяется при помощи нажатия клапана, закрывая и открывая отверстия в трубке.
Флейта.
Флейта – самый древний инструмент деревянной духовой группы, его предками были пастушьи инструменты из тростника. В Древней Греции была распространена флейта, которая представляла собой множество трубочек, скрепленных вместе. Ее называют – Флейта Пана.
Существует легенда о возникновении флейты. Однажды лесной бог Пан, встретив нимфу по имени Сиринга, был очарован её красотой. Взглянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и длинной бородой, нимфа испугалась и обратилась в бегство. Добежав до реки, нимфа стала просить речного бога спасти её. Он внял мольбам и тотчас превратил её в тростник. Пытаясь в этот момент обнять Сирингу, Пан увидел в своих руках вместо неё тростник. Загрустил Пан, срезал несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор зовётся "сирингой" или "флейтой Пана".
Высоко ценили флейту и в Средние века. Играли в те времена на продольной флейте, которую держали , как дудочку, - вертикально.
Позже появилась поперечная флейта, которая вошла в состав симфонического оркестра. Эту флейту во время игры держат горизонтально.
Звук поперечной флейты высокий, звонкий, серебристый. На ней можно изобразить пение птиц, подражать звучанию пастушьей свирели или исполнять нежные напевные мелодии. Не случайно название инструмента происходит от слова flatus – «дуновение».
Кроме основной флейты в симфоническом оркестре используют флейту-пикколо (piccolo – по-итальянски – «маленький»). Она в два раза меньше обычной флейты, звучит октавой выше и имеет более резкий, пронзительный тембр.
Гобой и английский рожок.
Гобой ведет свое происхождение от древней пастушьей свирели.
Тембр гобоя нежный, несколько «гнусавый» по звучанию. Благодаря некоторым особенностям конструкции гобой почти не меняет настройку, Поэтому по нему настраивает свои инструменты весь оркестр.
Самый близкий родственник гобоя – английский рожок. Он чуть больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, по выражению композитора Николая Андреевича Римского-Корсакого – «лениво-мечтательный». Английский рожок может подражать и некоторым восточным инструментам.
Кларнет.
Кларнет – один из самых певучих и виртуозных инструментов.
Нижние ноты кларнета – мрачные, высокие – светлые, звонкие. Не случайно его название происходит от латинского слова clarus (кларус) – светлый. Само же слово «кларнет» в переводе означает «маленькая труба»
Фагот.
Фагот – самый низкий инструмент из группы деревянных духовых инструментов, который отличается несколько хрипловатым тембром. Перегнутая вдвое трубка инструмента напоминала вязанку дров. Отсюда произошло его название – итальянское слово «fagotto» означает «вязанка»
Саксофон.
Саксофон (Sax — фамилия изобретателя, phone — звук) – духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовлялся из дерева.
Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.
Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.
У каждого народа существуют свои варианты духовых инструментов. Некоторые из них выглядят весьма причудливо – например, австралийский диджериду, при игре на котором используется техника непрерывного дыхания.
2. Влияние музыки, звука и вибрации деревянных духовых инструментов на физическое и психическое состояние человека
С древности считалось, что внутри здорового организма звучат здоровые ритмы и вибрации, а внутри больного - больные. Для того чтобы нормализовать свое состояние, вернуть гармонию "звучания" всех систем и органов, нам нужна музыка.
Воздействие музыки на нашу психику гораздо мощнее воздействия слов. Она возвращает нам желание жить, восстанавливает жизненные силы, энергию. Она упорядочивает вибрации и ритмы нашего тела таким образом, чтобы они были здоровыми и правильными. Неречевой слух у человека появился с самых древних времен. Звуки природы - шум моря, ветра, шорохи трав и деревьев, голоса зверей наши далекие предки слушали гораздо раньше, чем они научились разговаривать. Слова, которые нам говорят, обращены к нашему разуму, к логике, а музыка воздействует на человека невербально.
Лечить с помощью звуков при появлении первых симптомов самых различных недугов и подавленном состоянии духа вожди древних племен и первые лекари начали, когда только появлялись зачатки народной медицины.
На древнеегипетских пирамидах встречаются изображения жрецов и лекарей с музыкальными инструментами, напоминающими дудки и виолончели. Считалось, что звуками музыки или пения нужно в первую очередь успокаивать.
О том, что музыка влияет на организм человека, уже научно доказано. Если говорить о духовых инструментах, то звуки, образованные с их помощью не являются исключением.
Деревянные инструменты (гобой, флейта, фагот, кларнет) оказывают благоприятное воздействие на конечности, нос и глаза. Чтобы улучшить эффект, рекомендуется постоянное прослушивание записей духовых оркестров, однако полезно и соло на некоторых инструментах.
Учеными давно доказано, что игра на духовых инструментах положительно влияет на систему дыхания человека. Заниматься этим видом искусства стоит тем людям, которые страдают от астмы или хронического бронхита. Кроме того, игра на таких инструментах помогает лечить нервные расстройства. Если же на духовых инструментах начинают играть дети, то вскоре они становятся более спокойными и уравновешенными.
Флейта также обладает релаксирующим эффектом, а гобой и кларнет в разное время суток и при разной манере игры, способны оказывать как активизирующее, так и подавляющее воздействие на организм.
Воздействие на эмоциональное состояние человека различной музыки, сыгранной на указанных инструментах, а именно: флейты, гобоя и кларнета, я и исследовала в практической части своей работы.
7. Анкетирование. Как влияют мелодии, сыгранные на различных деревянных духовых инструментах на настроение школьников? Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник».
С этой целью мною с помощью научного руководителя было проведено анкетирование среди моих одноклассников. Опрос был проведен с помощью методики «Градусник», на котором можно отметить одновременно качественное состояние настроения (какое оно в диапазоне от пресыщенного до восторженного) и степень выраженности данного состояния – от низкой до очень высокой. Всего было опрошено 25 человек.
Ученикам было предложено оценить своё настроение до прослушивания музыки, а затем поочередно зафиксировать изменения в настроении после релаксирующей мелодии флейты, быстрой, бодрящей пьесы, исполненной на гобое и задумчивой, немного печальной пьесы французского композитора Камиля Сен-Санса, сочиненной для кларнета.
Результаты опроса выявили достаточно сильные изменения эмоционального состояния моих одноклассников.
До прослушивания музыкальных композиций большинство детей оценили своё настроение как «спокойное» (12 человек, практически половина класса), 5 человек (каждый пятый) испытывал дремотное настроение. Безразличное настроение было у троих, а светлое приятное и радостное настроения испытывали по двое учеников. А один даже пребывал в пресыщенном состоянии.
Первой мелодией была композиция с ведущей расслабляющей партией флейты. Теперь ни у кого не осталось пресыщенности, число испытывавших дремотное настроение сократилось до двух учеников. Спокойное настроение было у пяти моих одноклассников. Заметно увеличилось число тех, у кого настроение стало светлым приятным – их стало 12 человек, т.е. половина класса. Радостное настроение испытывали трое, а один ученик даже был в восторженном состоянии.
После флейты пришла очередь гобоя, на котором исполнялась довольно живая, бодрящая пьеса. Картина настроения в классе выглядела уже следующим образом. Скучал только один человек. А в целом класс разделился на почти равные три части. Семь человек испытывали светлое приятное, восемь – радостное, а девять учеников были в восторге, то есть настроение заметно улучшилось у всего класса.
И завершала мой музыкальный эксперимент нежная, но печальная композиция в исполнении кларнета. После прослушивания этой пьесы настроение в классе стало таким. Дремотное настроение снова появилось у шестерых, заскучали двое, у одного было безразличное настроение. Спокойными были 11 человек, светлое приятное и радостное настроение испытывали по двое и восторженное настроение сохранилось у одного ученика.
Можно увидеть, что в целом в классе произошёл своеобразный круговорот настроения. Пройдя этапы приподнятого состояния, настроение у большинства снова стало спокойным.
Среднее эмоциональное состояние всего класса также подтверждает это наблюдение: до прослушивания музыки общее настроение можно определить как «спокойное» невысокой степени, а после – как «светлое приятное с переходом в радостное» высокой степени выраженности.
Заключение
В результате исследования можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза о том, что прослушивание музыки, сыгранной на деревянных духовых инструментах, изменяет самочувствие и настроение человека, полностью подтверждается.
С помощью различных мелодий, используя уникальное звучание флейты, гобоя, кларнета, фагота и других деревянных духовых инструментов, можно регулировать и восстанавливать как психическое, так и физическое состояние человека.
Список литературы:
Интернет ресурсы:
1. http://www.stonot.ru/
2. http://www.krugosvet.ru/
3. http://www.wikipedia.org/
4. http://ru.wikibooks.org/wiki
5. http://elibrary.ru/
7. www.music-in-ancient_time.ru
Простые летающие модели из бумаги
Как напиться обезьяне?
Круговорот воды в пакете
Зимний лес в вашем доме
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"