Курская область – одна из провинциальных областей Центральной России. Соловьиный край прославили целые династии мастеров из народа. Суджанские ковры, кожлянская глиняная игрушка, рушники из Саморядово всегда были известны. Хорошо знают и высоко оценивают их сегодня за пределами Курской области.
Вложение | Размер |
---|---|
sudzhanskaya_igrushka_-_vozrozhdyonnoe_iskusstvo_kurskogo_kraya.docx | 37.27 КБ |
sudzhanskaya_igrushka_-_1.pptx | 2.89 МБ |
sudzhanskaya_igrushka_-_2.pptx | 2.84 МБ |
МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»
СУДЖАНСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА –
ВОЗРОЖДЁННОЕ ИСКУССТВО
КУРСКОГО КРАЯ
Секция – историческое и культурное наследие:
Автор: Фанина Ольга, 9-й класс
Руководитель: Колесникова Елена Васильевна,
учитель истории, обществознания,
руководитель музея «Шаги наших побед»
МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»
Курск, 2019 год
Оглавление
РОДНОЙ ЗЕМЛЕ
ДОСТОЯНИЕ НАРОДА
ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ СПЕСИВЦЕВ
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ИСТОЧНИК ЛЮБВИ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ
Россия – великая держава со своей богатейшей историей и культурой, которая накапливалась веками. Хранителями подлинной народной культуры всегда были и остаются малые города. Именно в них ещё не угасли родники фольклора, сохранилось бережное отношение к национальным обычаям, к самобытному наследию традиционного искусства.
Курская область – одна из провинциальных областей Центральной России. Соловьиный край прославили целые династии мастеров из народа. Суджанские ковры, кожлянская глиняная игрушка, рушники из Саморядово всегда были известны. Хорошо знают и высоко оценивают их сегодня за пределами Курской области.
Мы живём на своей земле, имеющей давние культурные традиции. И не знать их, стыдно. Отрадно, что в Курской области в последние годы все больше внимания уделяется восстановлению и сохранению народных промыслов: ведь еще немного, и они уйдут в небытие – вместе с немногочисленными мастерами. Поэтому мной и была выбрана тема о старинном промысле Курского края – суджанской игрушке. Важно, чтобы народная культура не угасала, а была тем светочем, который поможет будущим поколениям гордиться мастерством и талантом своих предков.
Мне было интересно работать над проектом. Ведь задачи, которые я поставила перед собой, были и сложны и просты одновременно. Я многое узнала о глине, из которой изготавливали игрушки. Оказалось, что и сама глина для изготовления посуды, игрушек, была особенной. Но главную роль в сохранении промысла играют люди – замечательные мастера: те, кто в течение долгого времени сохранял традиции изготовления игрушек, и те, кто сегодня бережёт и передаёт нынешним поколениям секреты мастерства.
При написании работы я использовала различные источники. В основном это статьи из областных газет, энциклопедий по истории Курского края, журналов. Особенно мне помогли материалы из сборников Курского государственного университета «Курский край в истории Отечества» и «Традиционная народная культура Курского края и современность». Также мной использованы материалы из Интернета.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОВИНЦИИ –
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ НАРОДА
Искусство малых русских городов – это особый пласт нашей художественной культуры. Культуры, которая по праву считается национальным достоянием России. Залог жизненной силы и успехов нашего национального искусства в том огромном потенциале, который заложен в искусстве малых городов России.
Богата Курская земля народными умельцами. По всей России славились их изделия. Знаем ли мы художественные промыслы и тех мастеров, которые составляли гордость нашего края, знают ли их наши дети?..
С давних пор в Курском крае существовали различные промыслы:
Многие виды ремёсел, к сожалению, исчезли бесследно, оставив лишь скупые сведения в дореволюционных исторических архивах. Однако, традиционно-кустарное искусство области живо и сегодня. Его представляла Валентина Венедиктовна Ковкина с последователями (кожлянский игрушечный промысел). В гончарстве и глиняной игрушке – Николай Андреевич Пашков и Виктор Иванович Пашков (дроняевский гончарный промысел); Юрий Степанович Спесивцев (суджанский игрушечный промысел); мастер-гончар – Николай Иванович Тишенко (г. Рыльск); Владимир Павлович Холчев (глушковский гончарный промысел), Алексей Михайлович Мартыненко (директор школы народных промыслов «Артель» г. Железногорск).
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ СУДЖАНСКОЙ КЕРАМИКИ
На Курской земле найдётся много мест, которые завораживают русского человека своей красотой. Но в Суджанском крае удивительный пейзаж. Удивительны и прекрасны качества здешних людей – доброта и народная мудрость, поэтичность и широта души, с полной силой выраженные в песнях, музыке, танце, ремесленном творчестве.
Так случилось, что именно на суджанской земле дольше, чем в других уголках нашего края, сохранились все формы народного искусства во всём богатстве и многообразии: ковроделие, узорное ткачество, плетение из лозы и, конечно же, старейшее гончарное производство.
О суджанской художественной керамике впервые встречаются упоминания в середине XIX века. Это журнал «Вестник географического общества». В нём упоминаются разновидности керамических фигурных сосудов: «Орлы», «Медведи-самовары», «Петухи», «Львы», «Быки», «Гуси». Полный набор традиционной посуды состоял из 40 наименований изделий гончарной и около 250 художественной керамики.
Большая часть жителей занималась изготовлением не только повседневной посуды, но и печных изразцов, строительной керамики, декоративных изделий, игрушек-свистулек.
При обжиге получался черепок тёплого красно-коричневого оттенка. В качестве украшения использовалось узорное процарапывание, волнистые линии, текстовые и цветочно-орнаментальные налепы из белой глины. Отличительной особенностью изделий являлось их выполнение в виде глазурованных сосудов, стилизованных под фигурки животных.
Неподалёку от Суджи располагается Гончарная слобода. Древние гончарные легенды этой слободы рассказывают о том, что святые люди, шедшие из Иерусалима на север Руси, делали остановку на Гончарной горе и местным жителям предсказали, что в этом месте будет значительный гончарный промысел. Одной из загадок Гончарной горы стало то, что уже в первом описании города 1664 года, упоминается Гончарная слобода, в которой насчитывалось 100 дворов, церковь Вознесения и шинковый двор. В то время даже крупные города не имели такого количества гончаров, сосредоточенных в одном месте. Известно, что уже в то время гончары были объединены в ремесленный гончарный цех, в котором состояло большинство жителей Гончарной слободы. Именно цех положил основу развития этого ремесла в слободе, регулировал работу и образ жизни гончаров.
Огромные запасы гончарных глин хорошего качества в окрестностях Суджи многие столетия обеспечивали материалом этот старейший во всей Курской области промысел. Щедрая природа наделила глину мягкими пластичными свойствами, а уроженцев этих мест большим талантом.
Суджа была ещё и торговым городом, где ещё в XVIII веке устраивалось 4 ярмарки, имевшие репутацию одних их лучших в Курской губернии.
Одна из них, Георгиевская, устраивалась 23 апреля по старому стилю, когда отмечался праздник Святого Георгия – покровителя курских гончаров и игрушечников.
ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ ПОЮЩИХ ЗАГАДОК РЕМЕСЛА
Игрушки делались в основном для своих детей и небольшими партиями на продажу. Жители слободы Гончаровка снабжали «своими» гончарными изделиями не только округу, но и всю Курскую, а также и другие близлежащие губернии – Полтавскую, Сумскую, Харьковскую, Черниговскую. Продавцы возле возов расхваливали свой товар, стучали кулаком по крутым бокам горшков, доказывая покупателям высокое качество обжига. Откуда товар, можно было не спрашивать. Суджа прочно ассоциировалась с гончарным промыслом.
Крупные работы – медведь, символизирующий силу, мощь Российского государства, сова – символ мудрости, красавцы петухи – ваза для икебаны; а также подсвечники, декоративные посудины с очертаниями птиц – все они отличаются величавостью, богатством орнамента и скульптурой отделки. В этом красота и особая привлекательность Суджанской керамики. Нигде в другом месте не могли появиться такие игрушки. Они должны были родиться здесь, на этой скромной древней земле, среди величественной природы, в умелых руках людей, которые помнят и берегут мастерство предков.
Мастера Центра художественных народных промыслов и ремёсел Суджи рождают вокруг себя красоту, бережно и с любовью относятся к традициям старинного искусства.
Это Мальцев Иван Николаевич – «Народный мастер России».
Минакова Анна Анатольевна. Её всегда завораживал удивительный процесс превращения бесформенного глиняного кусочка, согретого теплом человеческих рук, в забавные игрушки, фигурки животных и людей.
Ларионова Любовь Алексеевна много вдохновенного труда вкладывает в каждую игрушку. Её творениями стали чудесные павлины, лебеди, уточки с задорными хохолками. Ни на одном изделии узор не повторяется.
Глиняные игрушки Деряженцевой Лидии Александровны – сказочные персонажи. Её работы – Чудо-богатырь и комичный Гномик, затейливые жар-птицы, бравые гусары и прекрасные принцессы, фигурки сказочных птиц и зверей.
Работы суджанских мастеров невозможно спутать с другими. Они неизменно приковывают к себе взгляды удивлённых зрителей.
МАСТЕР СУДЖАНСКОЙ ИГРУШКИ
ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ СПЕСИВЦЕВ
Но один удивительный мастер из Суджи заслуживает особого внимания. Народный мастер России, член Союза художников, член Союза художников Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. В 2010 году мастер был удостоен Премии Правительства РФ «Душа России» и Премии Центрального Федерального округа. Всё это звания Юрия Степановича Спесивцева.
Юрий Степанович – потомственный гончар. С детства помогал отцу и деду у гончарного круга. Чтобы приобщиться к престижной по тем временам профессии, приходилось много работать. До гончарного круга допускали не сразу. Сначала ученик должен был в течение 4-х лет быть «на подхвате»: месить глину, дрова рубить для обжига изделий, сушить посуду. С детства увлекшись гончарством, он прошёл все стадии гончарного промысла. Сейчас Спесивцев известен по всей России. Его изделия есть в музеях разных стран Европы и Америки.
В последнее время основное направление работы Мастера – всевозможные сосуды (кувшины, вазы, кружки). Но Юрий Степанович говорит: «У меня и сосуды непростые, Скорее головоломки. Например, чашки со сквозными отверстиями. Нужно еще понять, как из неё пить, чтобы не облиться. Может, благодаря этим поделкам и появилась фраза «По усам текло, а в рот не попало». Весь секрет в том, что нужно закрыть определенные дырочки, тогда останешься сухим. В каждом таком сосуде свои секреты. В древности так развлекались не только простые люди, но и царские особы. Да и сейчас у меня заказывают кружки с секретом для застольных развлечений. Скажем, в этой чашке под ручкой находится дырочка, её нужно обязательно закрыть. В сосуде проходит канал, по которому жидкость поднимается, и надо пить через носик. Но это сразу не получится, потому что вверху замаскировано еще одно отверстие. Скажу сразу – это самая простая головоломка...».
До нашего времени дошло немного исторических сосудов с секретами. А виноват обычай, когда полагалось пить вино вдвоём или всей компанией из общего кубка, а потом полагалось бросить его об пол и топтать ногами со словами: «Да будут так попраны те, которые имеют намерение посеять между нами несогласие и вражду». Так же поступали, выпив вино, и жених с невестой на свадьбе.
В XVII веке стеклянные сосуды с секретами делали для царя и знати. У простого народа были глиняные «потешные» кувшины и кружки. Гончары продавали чаши-головоломки за две цены: одну назначали за сам кувшин, в другую – побольше – за «секрет».
А какие оригинальные у Юрия Степановича игрушки. Например, солонки-перевертыши. Смотришь на неё – кошка. Но стоит наклонить – лошадь.
Спесивцев владеет всеми типами обжига и декора, применяемом в суджанском гончарстве. Он всегда чётко следует традициям, как истинный мастер. Но как художник всегда старается сделать традиционные изделия авторскими и оригинальными.
Игрушечный керамический промысел сопутствовал большому гончарному промыслу. В старые времена игрушки, свистульки, забавки лепили для себя и на продажу. Игрушечный промысел считался несерьёзным занятием. Поэтому игрушкой занимались женщины и дети. В настоящее время игрушка является предметом коллекционирования и научного изучения. Ею занимаются народные мастера и именитые художники. Юрий Спесивцев и его ученики участвовали во многих международных и всероссийских выставках. Неоднократно искусствоведы отмечали особую пластику и приёмы изготовления декора в суджанских игрушках.
В настоящее время в городе Судже есть все предпосылки для сохранения традиционных гончарных традиций. С 1990 года при Замостянской средней школе (сл. Замостье) преподаётся гончарство и лепка суджанских глиняных игрушек. До настоящего времени школа остаётся одним из основных центров сохранения гончарства в Суджанском районе. С 1998 года в Суджанском музыкальном колледже открыто отделение «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», которое стало центром развития суджанской керамики. Подготовленные за годы работы мастера-художники работают в разных городах России. Несколько человек стали народными мастерами России – А.В. Кучеров, Ю.А. Глуховцова, Е.П. Евглевская, А.Н. Поляков. Мастера О.Ф. Никитина и А.В. Широких, кроме этого, являются и членами союза художников России.
Литература
Интернет-ресурсы
https://www.irk.kp.ru/online/news/1372056/
https://www.chitalnya.ru/work/2218871/
http://www.dddkursk.ru/number/673/new/004645/print/
https://moe-kursk.ru/news/people/256158
https://www.chitalnya.ru/work/476115/
Слайд 1
СУДЖАНСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА – ВОЗРОЖДЁННОЕ ИСКУССТВО КУРСКОГО КРАЯ Автор: Фанина Ольга, ученица 9-го класса. Руководитель: Колесникова Елена Васильевна, учитель ОПК, ОДНКНР, руководитель школьного музея 2019-2020 учебный годСлайд 2
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено , что народ пронес через столетия » М.И. Калинин
Слайд 3
Соловьиный край прославили целые династии мастеров из народа. Суджанские ковры, кожлянская глиняная игрушка, рушники из Саморядово всегда были известны. Хорошо знают и высоко оценивают их сегодня за пределами Курской области.
Слайд 4
С давних пор в Курском крае существовали различные промыслы: кожевенный, сапожный (с. Спалоть Рыльского уезда, сл. Белая Суджанского уезда, слободы Курска и др.); бондарный (сл. Жидеевка и Михайловка Дмитриевского уезда, д. Долгие Буды и Долгий Колодезь Обоянского уезда и др.); экипажный (с. Бузец Дмитриевского уезда, с. Брилёвка , с. Сенное, д. Жидеевка Дмитриевского уезда); сундучный (с. Глушково Рыльского уезда); иконописный (с. Борисовка Гайворонского уезда); гончарный (с. Дроняево Льговского уезда, Суджанский уезд); расписной игрушки-свистульки (с. Кожля Льговского уезда, глиняная игрушка из Суджи).
Слайд 5
Валентина Венедиктовна Ковкина с последователями ( кожлянский игрушечный промысел ) Юрий Степанович Спесивцев ( суджанский игрушечный промысел) Владимир Павлович Холчев ( глушковский гончарный промысел) Традиционно-кустарное искусство области живо и сегодня
Слайд 1
Банка под варенье. Мастер Д. И. Алексенко. 1920-е гг. Квасник. Мастер М. Ф. Кондрашов. 1930-е гг .Слайд 2
«Бык». Сосуд для хмельных напитков. Мастер Ю. С. Спесивцев. 1995 г . «Орёл». Фигурный сосуд. Мастер Ю. С. Спесивцев, 1997 г.
Слайд 3
Щедрая природа наделила глину мягкими пластичными свойствами, а уроженцев этих мест большим талантом
Слайд 4
Жители слободы Гончаровка снабжали «своими» гончарными изделиями не только округу, но и всю Курскую, а также и другие близлежащие губернии – Полтавскую, Сумскую, Харьковскую, Черниговскую.
Слайд 5
Такие игрушки должны были родиться здесь, на этой скромной древней земле, среди величественной природы, в умелых руках людей, которые помнят и берегут мастерство предков
Слайд 6
Мастера Центра художественных народных промыслов и ремёсел Суджи рождают вокруг себя красоту, бережно и с любовью относятся к традициям старинного искусства Народные мастера России. О.Ф. Никитина, А.Ф. Широких, Ю.С. Спесивцев, А.Н. Поляков
Слайд 7
Работы суджанских мастеров невозможно спутать с другими. Они неизменно приковывают к себе взгляды удивлённых зрителей
Слайд 8
Народный мастер России, член Союза художников, член Союза художников Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. В 2010 году мастер был удостоен Премии Правительства РФ «Душа России» и Премии Центрального Федерального округа. Всё это звания Юрия Степановича Спесивцева
Слайд 9
С детства увлекшись гончарством, он прошёл все стадии гончарного промысла. Сейчас Спесивцев известен по всей России. Его изделия есть в музеях разных стран Европы и Америки . Банка под варенье. Мастер Ю.С . Спесивцев. 1987 г .
Слайд 10
В последнее время основное направление работы Мастера – всевозможные сосуды (кувшины, вазы, кружки)
Слайд 11
Юрий Степанович говорит: «У меня и сосуды непростые, Скорее головоломки. Например, чашки со сквозными отверстиями. Нужно ещё понять, как из неё пить, чтобы не облиться»…
Слайд 12
Солонки-перевертыши . Смотришь на неё – кошка. Но стоит наклонить – лошадь Юрий Степанович как художник всегда старается сделать традиционные изделия авторскими и оригинальными « Пан с соколом». Игрушка. Мастер Ю. С. Спесивцев. 2008 г . «Рыбка». Игрушка. Мастер Ю . С. Спесивцев. 2011 г.
Слайд 13
17.12. 2018 года в Курске прошло торжественное открытие персональной выставки Мастера «Юрий Спесивцев и его ученики»
Слайд 15
Ссылки на интернет-ресурсы http://content.foto.mail.ru/inbox/suxareva_mail.ru/_blogs/i-2474.jpg http://eurotorg.com.ua/images/stories/virtuemart/product/bumaga-scrapbuking-nabor51-1.jpg http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/f/2/1/141029133141.jpeg http://cs7001.vk.me/c7005/v7005923/25c4a/-CB45gxlq1I.jpg http:// артстена.рф / assets/galleries/1572/57858823.jpg Шаблон выполнен учителем иностранного языка МОУ СОШ №1 г. Камешково Шахториной О. В.
Машенька - ветреные косы
Прекрасная химия
За еду птицы готовы собирать мусор
Акварельные гвоздики
Стеклянный Человечек