В исследовательской работе повествуется о развитии художественной самодеятельности в Усть-Ламенском сельском поселении
Вложение | Размер |
---|---|
Научная статья "Поющая глубинка" | 106.5 КБ |
prilozhenie.doc | 1.07 МБ |
Поющая глубинка
(история художественной самодеятельности Усть-Ламенского сельского поселения Голышмановского городского округа)
Рязанов Александр
Российская Федерация, Тюменская область Голышмановский район село Усть-Ламенка Отделение МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ», 10 класс
Научная статья
Актуальность исследования заключается в непреходящем значении народной культуры в развитии и воспитании личности. Духовность и нравственность – качества мудрого человека. Равнозначны ли эти понятия? Скорее равноценны, ведь духовность есть первооснова нравственности. Чтобы человек развил в себе эти качества, необходим культурный ориентир. Не смотря на богатство духовного наследия нашего народа, в средствах массовой информации много говорится о росте безнравственности современного общества, особенно в среде молодёжи. Данное противоречие определило проблему исследования: показать значимость развития художественной самодеятельности на селе. Гипотеза: в настоящее время большую роль в нравственном и эстетическом воспитании молодёжи может сыграть возрождение народной культуры села. Одним из источников которой является художественная самодеятельность, изучение которой способствует формированию чувства патриотизма, гордости за своё происхождение.
Данная тема актуальна, потому что каждый ищет для себя идеалы в жизни, стараемся кому-то подражать, брать с кого-то пример. Не отрицая роли художественной литературы и других видов искусства в воспитании подрастающего поколения, всё же считаем, что пример людей, живущих рядом, часто оказывает более действенное влияние на становление личности. Объект исследования - исторический путь развития художественной самодеятельности Усть-Ламенского сельского поселения Предмет исследования – роль художественной самодеятельности в воспитании подрастающего поколения. Цель: изучив историю художественной самодеятельности Усть-Ламенского сельского поселения, проанализировать вклад культработников в дело нравственного воспитания подрастающего поколения. Задачи: изучить историю художественной самодеятельности в селе Усть-Ламенка и деревне Робчуки, используя воспоминания, историческую литературу и архивные документы; описать деятельность работников дома культуры Усть-Ламенского сельского поселения Голышмановского городского округа Тюменской области и определить её влияние на нравственную обстановку в селе; разработать план мероприятий по организации досуга молодежи, с целью духовного обогащения подрастающего поколения.
При написании работы использовались методы: анализ источников: исторической литературы, архивных документов, воспоминаний, фотодокументов; анкетирование; интервьюирование; проектирование.
Практическая значимость. Эта работа – дань уважения к людям, которые вносят вклад в развитие культуры нашего поселения и округа. Данную исследовательскую работу рекомендуем использовать при проведении классных часов, посвящённых изучению вопросов краеведения. Реализация проекта «Организация досуга молодёжи» поможет улучшить нравственную обстановку в населённых пунктах округа
В далёком прошлом обычными развлечениями сибиряков были кулачные бои, катание с ледяных гор, качели, игры в свайку, театрализованные представления скоморохов. Скоморошничество передало свои традиции представлениям ряженых, народной драме, комедии, кукольному театру, то есть народным гуляниям[23]. В селе Усть-Ламенка они проводились на Слободской площади[I]. В рождественские дни откупали избы, где устраивались молодёжные игрища, танцы, песни. В дни масленицы устраивали катушки на реке Вагай, где собиралось много молодёжи. В пасхальные дни устраивались качели, проводились игры с мячом и городки, бабки-косточки. В дни Троицы – гуляния в рощах, борьба сильнейших. В престольные праздники проводились ярмарки Кузьминская и Девятская. Во время их шли выступления самодеятельных артистов[19]. Со временем встала необходимость создания центров культуры на селе. Ими стали народные дома.
На станции Голышманово народный дом открылся в далёкие 20-е годы силами комсомольцев. Для этих целей был выделен дом зажиточных братьев Дегтярёвых по улице Центральной (ныне Ленина). На смену народным домам стали приходить «красные уголки» на предприятиях. В это время комсомольская ячейка села создавала кружки художественной самодеятельности при школе, руководителями которых были учителя: Макушина Раиса Фёдоровна, Фадич Александра Николаевна, в работе кружка участвовали гармонисты Вася Половников, Яша Русаков, гитаристом и балаечником Яша Колов, он же танцор. Танцами занимались Ваня Соловьёв и Ваня Герасимов. Запевалой был Рома Родионов, декламатором Лёва Ципугин. В художественной самодеятельности участвовали многие девушки-комсомолки. В 30-х годах XX века коллектив вырос до 50-и участников, которые ездили по деревням Глубокое, Горбуново, Решетниково, Гришино. Здесь они выступали со своими программами, которые с радушием встречали взрослые и молодые. Политинформаторами были Дмитрий Ципулин, Михаил Пинигин, Михаил Сёмушкин, Филипп Хомов[20]. Простые деревенские девушки и парни, доярки, телятницы, скотники, готовили и ставили на сцене такие пьесы, которые не оставляли равнодушными, заставляли плакать и смеяться. Они играли героинь и героев «Любови Яровой», «Грозы», «Зои Космодемьянской». Каждую неделю объезжали все фермы совхоза с разными программами. В каждом концерте обязательно была живая газета. Заранее приезжали участники концерта на места, узнавали данные о трудовых успехах, недостатках, тут же сочиняли частушки, подбирали музыку [24].
В 1933 году райисполком вынес решение построить в Катышке клуб на 250 мест. В 1935 году клуб сдали в эксплуатацию. С 1937 года в район пришло звуковое кино[32]. В сентябре 1938 года президиум Голышмановского райисполкома принял постановление №368 «О ходатайстве граждан Усть-Ламенского, Робчуковского, Гришинского, Горбуновского сельсоветов о закрытии молитвенного здания в селе Усть-Ламенка». Считать, что молитвенное здание в селе Усть-Ламенка по своему назначению не используется с 1935 года и религиозная община не производит религиозных обрядов. Община верующих от ремонта молитвенного здания отказалась, земельную ренту за молитвенное здание не оплачивают, имеют задолженность по земельной ренте прошлых лет. Постановили: удовлетворить ходатайство граждан Усть-Ламенского, Робчуковского, Гришинского и Горбуновского сельсоветов о закрытии молитвенного здания в селе Усть-Ламенка и использование его для культурных целей[21]. Перед самой войной в деревне Робчуки построили клуб, школу, мост, который объединял две большие улицы: Смоленскую и Загремячную. Население в те годы было около 400 человек. Молодёжи в то время в деревне было очень много. Пели и плясали под гармонь, балалайку, другой музыки не было[6].
В годы войны клуб в деревне Робчуки по каким-то причинам был разобран, перенесён на улицу Смоленскую, получив название «изба-читальня». Работала библиотека, была сцена, на которой молодёжь показывала концерты. Играли одни девчата, мужчины были на фронте. В избе-читальне работала А.Енина[14]. Молодёжь продолжает участвовать в художественной самодеятельности, не смотря на лихие времена. Ребята выступали в сельском клубе, во время посевной прямо в поле, ездили с концертами на станцию Голышманово. Часто к ним в гости приходил вожак комсомольской организации Константин Яковлевич Лагунов. Он играл на гармони, а Галина Андреевна Крикунова, девушка из блокадного Ленинграда, пела. В 1944 году ездили в город Омск на Олимпиаду художественной самодеятельности интернатов и детских домов, где неплохо выступили[15].
В 1948 году в районе проходил смотр художественной самодеятельности. Лучшие номера были отобраны на третий сельский смотр в городе Тюмени. Возглавил Голышмановский коллектив Владимир Францевич Мачулис[10]. Спектакли под его руководством ставились регулярно, с большим количеством самодеятельных актёров[11].
7 ноября 1957 года состоялось открытие нового клуба в Робчуках. Заведующим стал П.Т.Кайнов. Молодёжь плясала в то время шестёрку, цыганочку, коробочку, барыню, краковяк[14].. В 1960 году, после окончания Тобольских курсов, заведующим клубом стал работать Жириков Александр Александрович[I]. Родился он в деревне Робчуки в 1934 году. Сам умел играть на гармошке, балалайке. Уборщицей работала его жена А.Я.Жирикова[14] Население в Робчуках на 1958-1960 годы было 375 человек. Несмотря на то, что в клубе зимой было очень холодно, молодёжь охотно его посещала. Многие годы традицией в деревне было и осталось отмечать фольклорные праздники: «Крещение», «Рождество», «Пасха», «Троица», «9-я Пятница», «Петров день», «Покров», «Кузьминки». Это всегда были массовые гулянья. На Рождество дети и взрослые наряжались и ходили по домам. На Троицу завевали венки, водили хоровод, а затем опускали венки в воду. Все праздники проходили под гармонь. При клубе работал кружок художественной самодеятельности. Его участники выезжали с концертами в другие соседние деревни.
В 1968 году А.А Жириков перешёл работать в совхоз. Новым работником культуры стал работать Башмаков Анатолий Николаевич[II]. Родился он в 1945 году, в деревне Робчуки. Прекрасно играл на гармошке и замечательно пел[13]. Новинкой в работе клуба стали юмористические сценки. Интересно выступал в этом жанре Шаркевич Дмитрий Варфоломеевич, местный фельдшер. Более 40 лет он отдал служению медицине, совмещая основную работу и художественную самодеятельность. «Награждён Почетными грамотами, имеет диплом 1-й степени во Всероссийском смотре художественной самодеятельности»[22]. Был замечательным юмористом Маркаленко Юрий. Под гармонь Булыгиной Татьяны Дмитриевны прекрасно пели Е.И. Башмакова, Е.Н. Горелко, Елена Лузгинова, Любовь Кайнова, Фаина Гусева. Любили исполнять песни «Куст калины, куст рябины», «Журавли», «Рябина кудрявая», «Вот мчится поезд по уклону»[13]. Основными участниками концертов были доярки, трактористы. Работа была очень тяжёлая. Молодые семьи стали разъезжаться в города на фабрики. Вот тогда уехал А.Н.Башмаков в посёлок Боровое, там он был постоянным посетителем клуба. Более 20 лет пел в хоре, ездил по городам[13].
Драматический театр в посёлке Голышманово был организован в 1961 году по решению райисполкома №107 от 13 апреля 1961 года[3]. Директором районного дома культуры[II] в то время был В.О.Ротбергер[III], режиссёром – О.П. Свешников[32]. В районе улучшилась культурно-массовая работа по обслуживанию тружеников ферм, в доме культуры и в клубах читаются лекции и доклады, демонстрируются кинофильмы. Только в Усть-Ламенке за 6 месяцев 1968 года было прочитано 12 лекций и докладов. При доме культуры создана агитбригада, которая во время посевной поставила 8 концертов[2].
По итогам смотра деятельности сельских Домов культуры в 1971 г. Победителем признан Усть-Ламенский[III]. На совещании работников культуры 12 февраля 1972 г. по итогам соцсоревнования за 1971 г. Усть-Ламенскому ДК вручено переходящее Красное знамя отдела и райкома профсоюза работников культуры. Дом культуры ежегодно принимает участие в смотрах художественной самодеятельности, занимая 1-2 места в районе. Драматический коллектив и оркестр народных инструментов награждены дипломами за победу в областном смотре художественной самодеятельности, так же вокальная группа хора, танцевальный коллектив. В Доме культуры работает совет. В него входят: секретарь парткома совхоза, председатель сельского Совета, работники детского сада, медицины и учителя школы. Совет возглавляет директор ДК Ида Семёновна Шведова. К каждой дате красного календаря готовились концерты, читались доклады, оборудована волейбольная, баскетбольная и городошная площадки. Проводятся соревнования по волейболу, по городкам, шахматно-шашечные турниры. При доме культуры[IV] работал отряд ЮДМ «Молодость». В кружках художественной самодеятельности участвовало 90 человек. Среди них: преподаватель школы Иван Иванович Соломников, воспитатели детского сада Нина Артемьевна Волошина и Антонина Яковлевна Потапова, библиотекарь Лариса Ивановна Калинина, медицинский работник Дмитрий Варфоломеевич Шаркевич, токарь Леонид Решетников, трактористы Владимир Филинов и Владимир Сазонов, доярка Евгения Ивановна Бабенко. В период посевной и уборочной компаний действовала агитбригада. Её силами за 1972 год поставлено 16 концертов, обслужено 2700 зрителей, прочитано 25 лекций на разные темы, выпущено 30 листков «Молний», 25 боевых листков, 12 сатирических листков, 12 стенных газет[25]. В фойе дома культуры были расположены стенды: «Шаги пятилетки», «За что борется наш совхоз», «Слава передовикам производства. Регулярно проводились тематические вечера, устные журналы, вечера отдыха: «Советская Армия, слава тебе!», «Мамин праздник», «Хвала рукам, что пахнут хлебом!», вечер-диспут «Если имя тебе – комсомолец!», «Если ты гражданин СССР», «Путешествие в страну здоровья», «Рапортует совхоз «Усть-Ламенский». Данный вечер, как творческий отчёт был проведён совхозом «Усть-Ламенский» и в районном доме культуры[20].
В 1974 году вновь заведующим Робчуковским клубом стал А.А. Жириков. Ушёл на пенсию в 1994 году, проработав в клубе 28 лет. Александр Александрович имеет 8 грамот.
С 1985 года художественным руководителем в клубе работала Ануфриева Людмила Геннадьевна[IV]. Директором в то время была Г.Ф.Горбунова. С 1987 года её сменила Л.Г.Ануфриева. С концертами выезжали в соседние деревни и районы. Ставили спектакли к каждому календарному празднику. Проводились заезжие ярмарки. Коллектив художественной самодеятельности проводил все сельские праздники. В их числе, проводы зимы. Гуляния проходили на спортивной площадке за школой по улице Советской. Артисты выступали с грузовой машины, оборудованной под сцену. Летом обязательно проводили праздник Борозды. Он проходил в лесу, сейчас это место называют Сабантуй. В доме культуры был создан вокально-инструментальный ансамбль. Художественным руководителем был Кондрашов Владимир. Его участниками А.Грабовский – бас гитара, В.Ануфриев – ударники, В.Кондрашов – гитара, Л.Ануфриева – ионика, Л.Шабанова – маракасы. Дискотеки вечерами проходили под живую музыку. Перед танцами демонстрировался фильм. Молодёжь играла в «Третий лишний», «Фанты» и «Краски»[12]. В коллектив самодеятельных артистов входили молодые учителя – Л.А.Касумова (Митрофанова), Л.Ю.Александрова (Редькина); работники рабкоопа – Куроптева, Н.Зорина, Т.Левштанова, Г.П.Решетникова, Л.А.Филиппова; работники детсада – В.Г.Кулакова, Е.В.Усольцева, А.Д.Бороздина, Р.С.Чалкова. В хоре было 30 человек, а в хороводе – 12.
25 июня 1988 года коллектив Робчуковского клуба - Т.Д Булыгина, А.А.Жириков, П.Я. Мильтов принимали участие в первом областном празднике «Играй, гармонь!»[V]. В 80-х годах XX века, не смотря на то, что здание клуба Усть-Ламенки было старым, костюмов для выступлений не хватало, молодёжь любила выступать. Кашкарова Фаина Алексеевна была мастерицей по изготовлению костюмов. Ездили с концертами в Робчуки, Гришино. И.С.Шведова на бис исполняла украинские и русско-народные танцы. Помогал ставить театральные постановки Иван Иванович Соломников. В сценках участвовали Колов Геннадий Ильич, Фёдорова Зинаида Николаевна. Она же сочиняла частушки. В клубе действовали фольклорная группа «Подруженьки» и танцевальная группа «Ивушки». Из Тюмени один раз в месяц работала выездная группа, мастер-класс по народному творчеству. Она проводила с самодеятельными артистами занятия: учила держаться на сцене, управлять дыханием во время исполнения песен, разучивала основные танцевальные шаги[16].
В 1988 году в Голышмановском районе имелось 61 клуб и Дом Культуры, 47 библиотек. Около 2,5 тысяч человек занималось в кружках художественной самодеятельности. В районе был создан и работал духовой оркестр [V, VI] (руководитель Э.Б.Гинтер) – единственный в районах юга Тюменской области[7].
В 1990 году на слободской площади, на месте где, когда-то стояла белокаменная церковь, был построен новый клуб. Это двухэтажное белое здание. На первом этаже большой актовый зал, фойе для дискотек. На втором этаже библиотека и несколько комнат для занятий по интересам. Во время уборочных выезжали с мини-концертами или агитбригадами в поле. Выступали перед комбайнёрами. Последний выезд самодеятельных артистов в поле был в 1996 году. В этом же году прошёл впервые в районе конкурс «Терпсихора». В нём дебютировали коллективы танцевального кружка усть-ламенского клуба, руководитель Л.Ю. Александрова. Учащиеся 7-го класса показали бальные танцы «Вальс» и «Аргентинское танго». Победили в сольном танце Давыдова Юлия и Кочурова Люба[9]. В районном конкурсе «Терпсихора» в 1998 году был отмечен танцевальный коллектив Усть-Ламенки с весёлой кадрилью. Участники получили сувениры и грамоты, постановщик танца Александрова Л.Ю. была награждена грамотой[4]. В 1998 году село праздновало 300-летие[VI]. В 1999 году усть-ламенская молодёжь порадовала задорной цыганочкой[5].
В Робчуковском доме культуры с 1994 года по июль 1995 года работал на полставки Булыгин Владимир Александрович[VII]. Родился он в Робчуках 3 июля в 1970 году. С июля 1995 года в сельском клубе началась трудовая деятельность Макаренко Тамары Григорьевны[29]. При клубе стал работать клуб для подростков «Весёлые ребята», для самых маленьких «Почемучки», для взрослых «Хохлушечки», для пенсионеров «Ветеран». Все участники кружков принимали участие во всех мероприятиях, смотрах, конкурсах. Знаний не хватало, Т.Г.Макаренко отправили на курсы повышения квалификации клубных работников в Тюмень[17]. Дискотеки проходили под кассетный магнитофон, затем дали цветной телевизор и караоке. Стало интересней проводить концерты и все мероприятия[17]. Т.Г.Макаренко отработала в клубе 17 лет и ушла на пенсию в 2012 году. Клуб не забывает, принимает участие во многих мероприятиях[18].
При доме культуры села Усть-Ламенка каждое лето работает детская площадка. Здесь проходят самые различные мероприятия: «Пойми меня», «Весёлый карандаш. Для ребят 5-7 классов в 2000 году была организована поездка в село Ершово, на родину автора знаменитого «Конька-Горбунка». Художественным руководителем работала Бороздина Лариса Ивановна[31]. 15 января 2000 года в Усть-Ламенском ДК отметили два юбилея. Это – 80-летие со дня образования местного Совета и второй – великая дата, которую отпраздновали все православные христиане – 2000 лет Христианству. Казалось бы, что объединяет эти праздники? Не всегда власть и церковь имели одинаковые взгляды. А забота у них одна – служение людям. Зрители собрались в зале, где вначале выступила глава местной администрации Н.А. Шустова, а затем погас свет, и начался концерт. Сначала под звуки музыки Шуберта зрители перенеслись в далёкое прошлое, в город Вифлеем, где родился Младенец Иисус, затем они присутствовали на праздниках Крещения, на колядках, на гаданиях, игрищах, танцах, хороводах[27]. 28 февраля 2002 года школе исполнилось 75 лет. На заседании совета старшеклассников было решено, силами коллектива и учащихся провести благотворительный концерт-марафон «Нынче школа у нас именинница» с приглашением почётных гостей, попечителей, бывших учителей и учеников [28].
В 2003 году в районном концерте, посвящённом 80-летию Голышмановского района, принял участие танцевальный коллектив в составе Т.А.Кайновой., С.А.Пинигиной, Л.И.Бороздиной, Л.Ю.Александровой, показав танец со шляпами[30]. «Прочтите вы строки истории: район начинался с Усть-Ламенки!» - так был начат праздник, посвящённый 305-ой годовщине села[VII]. Много песен прозвучало в исполнении Н.А. Шустовой, главы сельской администрации, вокальной группы «Ивушка», интересны были и танцы[26]. В 2007 году состоялся гала-концерт районного детского конкурса талантов «Радуга творчества». В номинации «Танец» победил коллектив из Усть-Ламенской школы – гимнастический этюд, руководитель Л.Ю.Александрова[27].
С 2006 по 2008 год художественным руководителем при Доме Культуре была Шестакова Мирослава. Она сама принимала участие в песнях, танцах и стихотворчестве. 14 декабря 2008 года в РДК «Юность» состоялся заключительный гала-концерт, на котором М.Шестакова читала свои стихи[1]. «Живи, село!» - под таким девизом прошёл в Усть-Ламенке праздник 12 июня 2007 года – День села. Его открыл коллектив «Подруженьки» песней Людмилы Ануфриевой «Про Усть-Ламенку». Ведущая «Анисья» главным блюдом праздника назвала гармошку. Она всегда объединяла людей, поднимала им настроение[24].
С 1 июня 2012 года начала работать в Робчуковском клубе Рязанова Валентина Александровна[VIII]. К прежним добавился кружок «Умелые ручки». Со слов В.А.Рязановой в клуб она пришла случайно, да так и осталась. Населения в деревне осталось совсем мало 77 человек, молодёжи нет, школьников четверо. Но всё равно участники кружков принимают активное участие в мероприятиях для населения. Так же каждый год участвуют в смотре художественной самодеятельности – «Поющая глубинка». В 2014 году проходил конкурс «Сто затей для встречи гостей», посиделки «Наша горница». Получилась встреча поколений. Т.Д.Булыгина (ей 82 года) играла на гармошке, а Е.К.Лузгинова (ей 81 год) спела задорные частушки[18]. Порадовали жителей колядками. В рамках районного самодеятельного художественного творчества «Поющая глубинка», посвященного 70-летию Победы в Великой отечественной войне, в Робчуковском клубе прошло мероприятие «Никто не забыт и ничто не забыто». Звучали стихи и песни военных лет в исполнении С.П.Жуковой, В.А.Рязановой, Т.Г.Макаренко, Л.П.Непримеровой, Г.Т.Пинигиной, А.А.Рязанова[18]. Интересно проходят новогодние вечера. В 2015 году - театрализованная программа «Проделки Деда Мороза на новогодней ёлки». Чтение стихов, конкурсы «Шуточная викторина», «Прыг-скок», «Карточки с заданиями», «Возьми приз», хоровод и лотерея[18].
Усть-Ламенский дом культуры возглавляли Герасимова Надежда Вениаминовна, Короткая Тамара Алекперовна[VIII], в данный момент Носова Наталья Юрьевна. Они организовывали конкурсы, праздники, а самодеятельные артисты с охотой им помогали[IX]. На сцене появились новые звезды эстрады: Светлана Владимировна и Игорь Николаевич Горбань, Фищукова Татьяна, Пинигина Наталья. С появлением в Голышмановском районе традиции проведения Шарохинского фестиваля, художественная самодеятельность получила свежее дыхание. Изучаются традиции поселения, готовятся обряды, шьются народные костюмы. На первом Шарохинском фестивале в 2015 году наше поселение заняло 1место[X].
Таким образом, можно сказать, что человек без духовной жизни не существует. Человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и их теряет, рождается и умирает. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит им сокровенные помыслы, переживания, мечтания. Испокон века Россия жила народными традициями. Богата русская культура. Умеет народ трудиться от зари до зари и отдыхать от души. Художник Виктор Михайлович Васнецов говорил: «Плох тот народ, который не помнит, не знает и не ценит своей истории».
Нельзя допустить, чтобы наши дети забыли народные игры, хороводы, песни, пляски, всё-то доброе и хорошее, что было создано народом. С этой целью силами РДШ, руководитель Бойко Екатерина, был разработан проект «Как организовать досуг молодёжи», в реализации которого главная роль отводится именно подрастающему поколению. Девушки и юноши – активные участники жизни села. «Замечательно отдохнула, песен старых наслушалась, как в детстве побывала. Вся моя жизнь перед глазами прошла. Спасибо им всем!»[33]. Вот так порадовали всех сельские артисты. Поёт и танцует деревня. Не умерла. А, может быть, только благодаря песням и живёт ещё, не падает духом. И будущее села, конечно, в руках молодого поколения.
Литература
1. Алексеева Л. Песни и стихи – в дар родной земле [Текст]//Голышмановский вестник, 2008. - 19 дек. - C.3.
2. Бодрова Т.И. Из справки о работе Усть-Ламенского сельского Совета депутатов трудящихся. - ГАГРТО. – Оп. 1. - Д.110. - Л.169-174.
3. Бодрова Т. Календарь памятных дат на 2001 год [Текст]//Голышмановский вестник, 2001. - 17 янв. - С.4
4. Бородина Л. В гостях у Терпсихоры [Текст]//Голышмановский вестник, 1998. – Февр. - С.3
5. Бородина Л. «В гостях у Терпсихоры» [Текст] // Голышмановский вестник, 1999. - 31 март. - С.4.
6. Воронкова В. Деревня на тракте Сибирском/ Голышмановский вестник, 23 июня 2014 год, № 49 (9793) [электронный ресурс] http://tyumedia.ru/152796.html
7. Голышмановский район. Краткая справка [Текст] – Г. – 1988. - С.3
8. Голышманово:100 лет спустя / О.А.Ожгибесова [Текст]. – Тюмень: ГАУК ТОНБ, 2011. – 200с.
9. Грабко И. Величавый полонез и задорный «Ча-ча-ча» [Текст]. // Голышмановский вестник, 1996. – 9 февр. - С.4.
10. Долина А. Частица тепла для души [Текст] // Голышмановский вестник, 1998. – 5 янв. - С.3
11. Дроздова Л. Спектакли собирали полные залы [Текст] // Голышмановский вестник, 2004. - 27 март. – С.3
12. Из воспоминаний Ануфриевой Людмилы Геннадьевны от 15 февраля 2009 года.
13. Из воспоминаний Булыгиной Татьяны Дмитриевны 5 октября 2016 года.
14. Из воспоминаний Жирикова Александра Александровича от 5 октября 2016 года.
15. Из воспоминаний Кискиной Галины Дмитриевны от января 1996 года.
16. Из воспоминаний Кулаковой Веры Герасимовны от 10 февраля 2009 года.
17. Из воспоминаний Пинигиной Галины Тимофеевны 4 октября 2016 года.
18. Из воспоминаний Рязановой Валентины Александровны 5 октября 2016 года.
19. Из воспоминаний Черяпкина И.Д. от 19 марта 1984 года.
20. Из воспоминаний Черяпкина И.Д. от января 1990 года.
21. Информационная справка от 02.12.1997 года. [Текст] / авт.-сост. Т.И. Бодрова. – ГАГРТО, 1997. – 25с.
22. Информационная справка от 10.10.2016 года [Текст] – Голышманово: Архив районного дома культуры «Юность», 2016. – 2с.
23. Копылов Д.И., Князев В.Ю., Ретунский В.Ф. Города нашего края [Текст] – Тюмень: Среднеуральское книжное издательство, 1968. - С.65
24. Куликов А. Вершили важные дела [Текст] // Ленинец. – 1980. - 6 март. - С.3
25. Малая Родина (Из истории Голышмановского района Тюменской области. 1918 – 1986 г.г.) [Текст] / Сб. док.- Тюм. - 2000. - С. 234-236.
26. Мальчикова Т. Скучать было некогда [Текст] // Голышмановский вестник, 2003. – 12 авг. - С.2.
27. Мальчикова Т. Создай себе праздник [Текст] // Голышмановский вестник, 2000. - 2 февр. - С.4.
28. Мальчикова Т. Школа-именинница [Текст] // Голышмановский вестник, 2002. - 27 март. - С.3
29. Нестерова С. Цените неравнодушних/ Голышмановский вестник, 4 мая 2011 год, № 36 (9468) [электронный ресурс] http://tyumedia.ru/46112.html
30. Разводовская Э. Живи, село! [Текст]// Голышмановский вестник, 2007. - 29 июн. - С.4
31. Смолина В. Район начинался с Усть-Ламенки [Текст] // Голышмановский вестник, 2003. - 30 июл. - С.3
32. Сонина Е. Такова была культурная жизнь [Текст] // Голышмановский вестник, 2003. - 6 нояб. - С.7
33. Чернова Е. Щедра глубинка талантами [Текст] // Голышмановский вестник, 2003. - 21 мая. - С.3
Привередница
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Дерево в снегу
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Твёрдое - мягкое