Исследовательский проект "Что такое краски?"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.19 КБ |
Исследовательский проект на тему:
«Что такое краски?»
Подготовила: Бондаревская Мария
Ученица 4 «Д» класса МОУ СОШ №8
г. Усть - Илимска
Усть – Илимск
2019г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретическая часть. Общие сведения о красках.
1.1 Что такое краски. История возникновения красок.
1.2 Состав красок.
Глава 2. Практическая часть.
2.1 Описание экспериментов
2.2 Результаты экспериментов
2.3 Анализ результатов экспериментов
Заключение
Список литературы
Рисовать – это как мечтать,
только на бумаге.
Введение
Актуальность темы. Краски в нашей жизни играют большую роль. Без красок наш мир был бы серым. Рисунки, выполненные с помощью красок красивые и яркие. Поэтому мы все любим рисовать. Однако в магазине краски изготавливаются с использованием искусственных красителей – веществ, получаемых на производстве. Я считаю, что данная тема очень актуальна, так как при рисовании все маленькие дети даже тайком от родителей и воспитателей пробуют краски на вкус. Изучение состава красок на упаковках вызывает некоторый испуг от непонятных слов, наверное, не очень полезные. Тогда я подумала – можно ли получить в домашних условиях безопасные краски и из чего их приготовить? И если в домашних условиях использовать природные красители, можно ли приготовить экологически чистые краски и нарисовать ими рисунок? На уроках изобразительного искусства в гимназии и в художественной школе я рисую разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но где же художники брали краски давным-давно, когда не было магазинов и их не изготавливали на заводах? Мне стало интересно, из чего раньше изготавливали краски. Смогу ли я сама их получить?
Проблема: Из чего можно в домашних условиях приготовить
безопасные краски
Цель исследования – изучить и описать способы изготовления красок в домашних условиях.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- Узнать историю возникновения красок и их виды;
- Определить рецепт для изготовления безвредных красок;
- Выполнить рисунки «домашними» красками;
- Окрасить ткань «домашними» красками.
Объект моего исследования – краски.
Предмет – процесс изготовления красок в домашних условиях.
Гипотеза: Используя природные красители и связующее вещество
в домашних условиях , можно изготовить экологически чистые
краски, нарисовать ими рисунок и окрасить ткань.
Так ли это?
Для достижения цели и решения задач я буду использовать следующие методы исследования:
- анализ литературы по изучаемой теме
- эксперимент
- наблюдение и сравнения полученных рисунков.
Глава 1. Теоретическая часть. Общие сведения о красках
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова краски – это «состав, придающий тот или иной цвет предметам, которые им покрываются или пропитываются».
Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён
Первобытные времена
Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.
Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина (красная, желтая, голубая) также шла в ход.
Древний Египет
Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь.
Древний Китай
Китайцы первыми создали бумагу. Здесь же, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар.
Средние века
Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и на яичном белке.
1.2.Состав красок
Мир вокруг нас разноцветен. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый - мел, лазорево - голубой или зелёный дают малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную массу - краску. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем - керосином или скипидаром.
Одна из древних живописных техник - темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски».
Таким образом, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого можно использовать уголь, глину, землю, малахит, лазурит, мел. В качестве связующего вещества можно использовать воду, клей, масло, яйцо, мед.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Описание экспериментов
Для проведения экспериментов мне надо было подготовить природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались :сок свеклы, сок моркови, сок петрушки, томатная паста, порошок красного жгучего перца, куркума, угольные таблетки, яйцо, мед, масло растительное, крахмал.
Я составила план экспериментов:
№1 Изготовление краски из угольных таблеток:
- измельчила угольные таблетки и просеяла;
- смешала полученный порошок с яйцом;
- нарисовала полученной краской рисунок;
- окрасила полученной краской ткань;
- постирала окрашенную ткань после высыхания, что бы проверить ее стойкость.
№2 Изготовление краски из соков (свеклы, петрушки, моркови):
- измельчила сырье и отжала сок через слой марли;
- добавила в получившийся сок (свеклы, петрушки, моркови) крахмал;
- нарисовала получившимися красками рисунок;
- окрасила красками ткань;
- постирала окрашенные ткани после высыхания, что бы проверить их стойкость.
№3 Изготовление красок из порошка куркумы и жгучего горького перца:
- взяла готовый порошок куркумы и добавила меда;
-взяла готовый порошок жгучего красного перца и добавила растительное масло;
- нарисовала получившимися красками рисунок;
- окрасила красками ткань;
- постирала окрашенные ткани после высыхания, что бы проверить их стойкость.
№4 Изготовление краски из томатной пасты:
- взяла готовую томатную пасту и добавила яйцо;
- нарисовала получившимися красками рисунок;
- окрасила красками ткань;
- постирала окрашенные ткани после высыхания, что бы проверить их стойкость.
2.2. Результаты экспериментов
Теперь я знаю, из чего можно приготовить некоторые краски в домашних условиях. Полученные мною краски отличались друг от друга по консистенции и качествам.
Из сока петрушки и крахмала получилась зеленая краска. Легко рисовалось на бумаге. При окрашивании траки цвет тоже был ярким, но при стирки он стал совсем бледным.
Из сока моркови и крахмала получилась оранжевая краска. На бумаге рисовалась очень бледно. При окрашивании ткани была чуть ярче, но после стирки потеряла свой цвет.
Порошок жгучего красного перца с растительным маслом дал ярко оранжевую краску. Рисовалась на бумаге легко и цвет был тоже ярким. Окрашенная ткань получилась яркого цвета, но после стирки потеряла свой цвет.
2.5 Анализ результатов экспериментов
После проведения этих экспериментов я увидела, что самые яркие краски получились из: угольных таблеток, порошка куркумы, порошка красного жгучего перца и сока свеклы, а сок петрушки, сок моркови и томатная паста дали, совсем бледные цвета.
Но самыми стойкими оказались: угольные таблетки и куркума.
Сравнивая рисунки, сделанные самодельными и фабричными красками, я убедилась, что фабричные краски более яркие, и простые в использовании. Кроме того, синтетические краски можно долго хранить, а домашние краски быстро испортились.
Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки: они экологически чистые, имеют естественные яркие цвета, их не нужно разбавлять водой, рисунок получается более насыщенного цвета, но данные краски трудоемкие в приготовлении и их неудобно хранить.
Таким образом, поставленная гипотеза, о том, что краски можно изготовить в домашних условиях подтвердилась.
Заключение
Рисование – процесс удивительный и увлекательный, тем более, если рисовать красками, сотворёнными своими руками. История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах и даже на собственной коже! В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Краски, приготовленные на основе природных красителей, больше всего подойдут для рисования на холсте, так как получаются очень жидкими, с ненасыщенным цветом.
Литература
Три коробки с орехами
Кто должен измениться?
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Кто грамотней?
На горке