Исследовательский проект "Кукла - часть культуры любого народа"
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.docx | 636.99 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»,
НОВОЗЫБКОВСКОГО РАЙОНА, БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Декоративно-прикладное творчество
Исследовательский проект
в области народных промыслов и ремесел
Кукла – часть культуры любого народа.
Традиционная кукла моего села.
Подготовила:
Бондаренко Ольга,
учащаяся 5 класса
Руководитель:
учитель изо
Бондаренко Алла Михайловна
Оглавление
Новозыбковского района, Брянской области
Введение. Актуальность проекта.
Я очень люблю игрушки, особенно куклы.
На уроках изобразительного искусства и кружковых занятиях я узнала, что ещё есть традиционные куклы. Во всех странах мира есть народные игрушки. Во многих регионах России – от поморского Севера до степей Кубани – до наших дней сохранилось искусство изготовления куклы – мотанки или закрутки; где – то их называли Желанница, где – то Берегиня. Нам показывали, как выглядит традиционная кукла города Новгорода, города Брянска, города Новозыбкова.
Традиционной игрушкой даже в самых бедных семьях с давних пор была тряпичная кукла, и мне захотелось узнать: сохранилась ли традиционная кукла моего села?
С этой целью я посетила в нашем сельском Доме культуры этнографическую комнату «Горлинку», где собрано много старинных предметов быта. К моему большому огорчению народной куклы там не оказалось. Тогда мне пришла идея воссоздать куклу моего села и подарить её «Горлинке».
Я поставила перед собой цель:
Выработала задачи своего проекта:
Гипотеза:
Предмет исследования:
Основная часть.
История возникновения народной куклы.
Работая над проектом, я обратилась к словарям и узнала, что кукла – сделанное из тряпья, кожи, бумаги, дерева и пр., подобие человека, а иногда и животного (словарь В.И.Даля).
Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека (словарь С.И.Ожегова).
Я выяснила, что кукла появилась очень давно. Первые человекообразные фигурки олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол.
Куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости, дерева, покрытый геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики делали из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами, и закрепляли на голове куклы воском.
У всех народов куколки не только отличались внешним видом, но и изготавливались из разных материалов. Большинство греческих кукол было сделано из терракоты (в переводе с греческого - обожжённая глина). Но есть кукла, которую в той или иной форме знали на всех континентах. Это Мотана, или узловая кукла, делали её из мягкого материала кожи, ткани, или из ниток. Очевидно, первые такие куклы делали из травы или соломы, а затем, с появлением ткачества, начали использовать ткань и пряжу.
Древнейшие куклы из ткани – это коптские куклы из шерсти, найденные во времена раскопок древнейших поселений в Египте. Интересная деталь этих кукол – открытая спираль на месте лица.
Спираль – это один из древнейших символов вечности и бесконечности бытия, символ плодородия и нового рождения у всех народов Земли. Спираль - это и символ Реки жизни, в которой плывут люди, народы, в которой соединяются микрокосм отдельной человеческой судьбы и макрокосм целой Вселенной.
Традиционной игрушкой даже в самых бедных русских крестьянских семьях с давних пор была тряпичная кукла. Куклы были не просто девичьей забавой.
В стародавние времена, когда прабабушки наших бабушек вели домашнее хозяйство, они стремились сделать дом не только чистым и уютным, но и безопасным. Желая привлечь в дом удачу, богатство, отогнать злых духов, хозяйки на все случаи жизни делали куколки – обереги. В некоторых домах таких куколок накапливалось до ста штук. Их шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую куколку могла сделать любая девочка. Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок свёрнутой ткани, тщательно обтянутый льняной белой тряпицей, лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетённой в неё ленточкой и наряд из пёстрых лоскутков.
Игрушки никогда не бросали в избе – их берегли в корзине или ларчиках, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись, где попало. Они так и переходили от одной девочки к другой, ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11-15 детей. Считалось, чтобы стать хорошей матерью, нужно играть в куклы.
Виды кукол.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.
Куклы – обереги.
Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Куклы – обереги делали из подручного материала – дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с определённой целью, имела своё название, свою историю, свой обряд приготовления.
Божье Око.
Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. «Божье око» помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.
В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её
изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев и совсем маленький - для нимба.
Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении. Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.
Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью - другого.
Ещё один «перевёртыш» назывался Девка - баба. Служил он для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.
Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок». Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов - трясовиц, которых звали. Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли новым.
Кукла Колокольчик
Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, то человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроения.
Кукла Бессонница
Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Такая кукла оставалась в доме навсегда.
Желанница.
Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки.
Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в
подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
Кукла Параскева
На праздник Святой Параскевы женщины сообща изготавливали большую куклу «Параскевы Пятницы», на «руку» которой (горизонтальная перекладина на уровне груди) вешали всевозможные предметы женских рукоделий. Святая Параскева словно благославляла женский труд, а также все остальные ремесла.
Толстушка-Костромушка (оберег от одиночества)
Эта куколка - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок, кукле говорили: «Детки появились - пошла играй».
Кукла должна была демонстрировать сытое, богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело - толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна.
Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок - голышек.
Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. «Малышок», как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.
Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая
плодородие и достаток. Как с этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И поэтому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе.
Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу, не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.
Обрядовая многорукая кукла Десятиручка.
Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за
рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.
Куколку «Десятиручка» дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу
зерновушку, или крупеничка. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды - такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Порядок изготовления «Купавки» очень прост. Две палочки разной длины связывают крест - накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим
весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла.
Неразлучники.
Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы.
Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе
свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в
церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол - особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления.
Кубышка-травница
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо
помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который
отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять.
Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.
Кукла Московка.
Другое название куклы «Седьмая Я» (семья). Кукла имеет шесть детей,
привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.
История русского народного костюма.
Традиционную куклу одевали в народный костюм, который шили по всем правилам, как настоящую одежду. Платье украшали вышивкой, кружевом, бисером, изготавливали бусы и головной убор, поэтому мне нужно провести исследование о народном русском костюме.
Народный русский костюм — явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы населения.
Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоя из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора.
Мужскую рубаху всегда подпоясывали. А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани.
Особенности русского женского костюма заключались в том, чтобы не подчёркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим — украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу).
Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого серебристо – белого домотканого льняного или конопляного полотна. Надевала женщина нарядно украшенную рубаху в особо торжественных случаях, например на свадьбу.
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но оберегала, защищала женщину. Особенно тщательно украшали ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи – «сенокосицы» (в которой косили). Рубаха была до пят и надевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица, и это непременно скажется на её потомстве. Прикасаясь к земле и травам, изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.
В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрейку.
На юге России вместо сарафана носили понёву – домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя, по талии поясом. Понёву тоже украшали лентами и тесьмой.
К панёве полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй (ромбы, волнистые линии, знаки воды, образы матери – земли, птиц, древа жизни). Он оберегал живот (что означает «жизнь») женщины, вынашивающей дитя.
Поверх понёвы и передника надевали навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной.
Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, её семейное положение.
Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. Девушки имели право «светить» волосом, т.е. ходить простоволосыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось.
Женщины прятали волосы под кокошник, который в разных местах называли по-разному: кика рогатая, ряска или каблучок. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками.
Форма и декор женских головных уборов украшали изображениями солнца, звёзд, древа, птиц, да и сами названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка (утка), сорока. Образный строй головных уборов был связан в народных представлениях с небом. Свисающие бусы, нити жемчуга, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю – матушку.
Каким удивительным образом просматривается сходство между пластической формой русской избы и верхней частью женского костюма! Они образно связаны с небом, светом. Подол женской рубахи, понёва, а также верхняя часть рубахи выражали своими ткаными и вышитыми узорами идею земли. На них, кстати, те же узоры, что и на полотенце.
Крестьянка, одетая в праздничный костюм, как бы являла собой образ мира.
История народного костюма села Сновское
Новозыбковского района, Брянской области.
В кукольных нарядах соблюдались все тонкости отделки, принятые в данной местности. Можно сказать, что они отличались совершенной этнографической точностью. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
Для того чтобы узнать в чём ходили женщины моего села, я обратилась с этим вопросом к своей бабушке; посетила наш сельский дом культуры, в котором есть этнографическая комната «Горлинка», там собрано много старинных вещей, в том числе и народный костюм. Проанализировав всю информацию, я пришла к выводу: народный женский костюм моего села Сновское включал в себя: рубаху из тонкого серебристо – белого домотканого льняного или конопляного полотна, щедро украшенную вышивкой красными нитками по вороту, оплечья, груди. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта, как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
Поверх рубахи надевали черный сарафан, украшенный по подолу тремя полосами лент синего цвета. Чёрный цвет – символизировал землю, а синий – воду.
К юбке полагался передник, который был сплошь украшен узорными полосами ручной вышивки красными нитками с символикой, связанной с землёй. Передник украшали кружевом, так же с символикой земли.
Женщины прятали волосы под сороку, а сверху обвязывали голову ярким головным платком.
Костюм дополняли бусы, серьги, кольца.
Я убедилась, что крестьянки моего села, как и все русские женщины, одетые в такой праздничный костюм, являли собой образ мира. Они вкладывали в изготовление праздничного костюма всю свою душу, тонкое чувствование красоты природы, щедрость таланта. Они творили истинное произведение искусства.
Технология изготовления куклы – закрутки.
Теперь, когда всея необходимая информация собрана, можно приступить к изготовлению куклы.
Для работы мне потребуется:
Порядок выполнения работы:
Наша куколка готова!
Экономическое обоснование.
Чтобы рассчитать планируемые затраты на изготовление изделия, я подсчитала, какие материалы и в каком количестве мне понадобятся.
Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия.
Наименование материала | Единица измерения | Затраты на единицу измерения | |||
норма расхода | Цена. руб. | Сумма руб. | |||
план | факт | ||||
Ткань х/б чёрная | м | 0,2 | 80 | 16 | 0 |
Ткань х/б белая, | м | 0,2 | 80 | 16 | 0 |
Ткань х/б красная | м | 0,1 | 80 | 8 | 0 |
Двунитка | м | 0,2 | 100 | 20 | 20 |
Ленты | м | 1 | 7 | 7 | 7 |
Нитки красные | м | 2 | 10 | 2 | 0 |
Вата | г | 5 | 40/100г | 2 | 0 |
ИТОГО: | 71 | 27 |
Все планируемые затраты мне обошлись бы в 71 рубль, но фактически я затратила только 27 рублей (двунить и ленты). Кусочки чёрной, белой, красной ткани, нитки и вату я попросила у бабушки.
Заключение.
Кукла не рождается сама, ее создает человек. Вот и моя кукла обрела жизнь при помощи моих исследований, воображения, воли и желания.
Я назвала её Рыловчанкой, так как в стародавние времена моё село называлось Рыловичи. Это ещё одно открытие в моём проекте.
Я беру в руки куклу и мне приятно думать, что лет триста назад какая – то русская девочка такую куклу держала, целовала, может быть. А уж любила – то наверняка. Смотрю на неё и вижу нашу русскую деревню, трёхоконные избы, крытые соломой.
Ничего в ней особенного нет. Не из серебра и золота она сделана, а из лоскутков простой ткани. А я её люблю и считаю драгоценной. Почему? Да потому, что она часть культурного наследства не только моего села, но и всей России, ведь в образе этой куклы есть самобытность и характерные черты народа, живущего здесь. В этом главная ценность моей куклы.
Моя куколка получилась очень красивой, нарядной, она всем понравилась. Директор нашего Дома культуры сказала, что Рыловчанка займёт почётное место среди других экспонатов «Горлинки». Она может стать в один ряд со знаменитыми уже традиционными куклами Брянска, Новгорода, Москвы…
В итоге выполнения проекта мною достигнуто следующее:
Я горда тем, что у моего села теперь есть своя традиционная кукла!
Теперь мне хочется продолжить это полезное и приятное занятие - создавать куклы-обереги. У меня появилась идея связать это занятие с выбором будущей профессии.
Список литературы.
3. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина.
4. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова А.С. Котова.- С-Пб. : Паритет, 2003.
5. Орлова Л. Куклы и люди. О ярославских, архангельских и русских северных куклах из коллекции Л.Орловой и А. Найдена. – К.: Издательский дом «Стилос», 2011.
Интернет – ресурсы.
1. www.vedjena.gallery.ru
2. www.club.osinka.ru
3. www.handmade.idvz.ru
4. www.mirtesen.ru
5. www.rukukla.ru
6. www.hnh.ru
Приложение 1. Схема изготовления куклы – закрутки.
Приложение №2.
Моя кукла и я - в «Горлинке».
Позвольте, я вам помогу
Фотографии кратера Королёва на Марсе
У меня в портфеле
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Рисуем зимние домики