исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
kolokolnye_zvony_v_sovremennom_mire.docx | 24.81 КБ |
Колокольные звоны в современном мире
Исследовательская работа
Выполнена:
обучающейся студии «Парус» МОУ ДО ДДТ
Клюшиной Мариной Сергеевной, 17 лет
Научный руководитель
педагог дополнительного образования
МОУ ДО ДДТ
Харёва Евгения Алексеевна
Тема моей исследовательской работы «Колокольные звоны в современном мире» выбрана не случайно. Мы являемся свидетелями возрождения колоколов как одного из главных символов России.
По моему колокольный звон это та самая звуковая атмосфера, которая способствует формированию духовного мира человека, нормализации эмоционального состояния. Сегодня растёт выбор средств массового распространения искусства. А какую роль играет колокольный звон в современном мире? Когда я всерьёз занялась обучением у каргопольских звонарей этим видом искусства, я предположила, что может колокольный звон - это тот вид исполнительского искусства, распространение которого, поможет духовно-нравственному развитию общества.
Объектом моего исследования является колокольный звон.
Предметом исследования - значение колокольного звона для человека.
Цель: изучение традиций колокольного звона на территории Каргополя и его роль в современном мире.
Задачи:
1.Изучить материал по истории возникновения колокольных звонов на Руси.
2.Изучить, какие колокола и колокольни были на территории Каргополя.
3.Познакомиться со звонарями Каргополя и других областей и городов на фестивале «Хрустальные звоны». Провести анкетирование.
4. Исследовать влияние колокольного звона на человека.
В своей исследовательской работе я использовала следующие методы:
сбор и анализ информации, эксперимент, наблюдение, анкетирование, интервью, изучение и обобщение.
Изучив литературу по теме, я пришла к выводу, что колокол по своей основной функции – музыкальный инструмент. По преданию его изобретение приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому в конце IV или начале V века. Он во сне увидел полевые цветы- колокольчики, которые издавали приятные звуки. Проснувшись, епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Впервые колокола на Руси появились в Х веке, отливали их из олова и меди. Но были колокола и из других материалов: чугунные, каменные колокола, из листового железа, из чистого серебра, золоченые колокола. Именно на Руси развитие производства достигло наивысшего расцвета. В15-16 веках русские мастера литейщики создали множество колоколов. В одной только Москве было их в то время около 5000.
Первоначально колокола имели широкий функциональный спектр. Сигнал колокола извещал о бедствиях, пожарах, об угрозе нашествия врагов, о распространении различных эпидемий, кроме того, торжественные колокольные звоны возвещали о прибытии высокопоставленных господ и гостей. Колокольным звоном сопровождалось провозглашение новых государственных указов, рождение наследников царского трона. Наиглавнейшую же роль колокол занимал в православии. В старину, большие звучные колокола получали собственные имена. Например – «Медведь», «Господарь», «Гуд», «Переспор», «Сокол». Некоторые, напротив, получали обидные клички: «Баран», «Козёл», «Беспутный» — так народ именовал те колокола, что диссонировали со звучанием общего ансамбля звонницы. Издревле девизом колокольного звона стало: ”Оплакиваю похороны, ломаю молнии, распространяю покой, пробуждаю ленивых, разгоняю ветры, примиряю окровавленных”. Изучив историю возникновения звонов, я перешла к следующей задаче.
Во второй половине XIX – начале XXв. в Каргополе насчитывалось 8 православных приходов, которые объединяли 17 городских храмов. Каждый приход имел свою колокольню, иногда не одну. Колокольни были в двух монастырях. Звонницу имело духовное училище. Воскресенский приход. Церкви Воскресения Христова и Спаса Милостивого стояли на Воскресенской площади. Каменная колокольня примыкала к Спасской церкви. Троицкий приход. До пожара была деревянная колокольня, после восстановлена каменная. 4 колокола. К сожалению, колокольня до наших дней не сохранилась. Святодуховский приход. Колоколов было шесть. Владимирский (Рождества Богородицы) приход. Колокольня была надстроена над папертью каменной церкви Рождества Богородицы. В советские годы долгое время была единственной действующей колокольней, закрывалась на непродолжительный срок. Звоны возобновились в 1989г. Благовещенский приход. Деревянная колокольня. 7 колоколов. Зосимо - Савватиевский приход. Колокольня расположена над папертью. Шесть колоколов. Соборная колокольня (Предтеченский и Соборный приходы). Насчитывалось 10 колоколов. Возобновились звоны на соборной колокольне только в 1993 году В. М. Петровским. Именно он положил начало традиции ежедневного полуденного звона. Многообразие церквей и колоколен в России говорит о потребности русского народа в духовном развитии. Так, во многих городах России появляются фестивали колокольного искусства, куда съезжаются звонари из многих городов и обмениваются опытом.
Для решения следующей задачи я выбрала изучение колокольного фестиваля в Каргополе. Это единственный зимний фестиваль колокольного искусства в России. Оказывается Фестиваль «Хрустальные звоны» входит в Календарь национальных событий России! Такая традиция появилась в нашем городе совсем недавно, благодаря местному звонарю О.М. Пантелееву, привнесшему идею создания фестиваля. Ежегодно, начиная с 2005 года , 17-19 января, в праздник крещения Господня проходит этот фестиваль, на который съезжаются звонари из многих уголков России. В 2009г. фестиваль обрел международный статус.
В этом году состоялся 13-ый фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны», на котором присутствовало 19 звонарей из таких городов, как: Москва, Самара, Ростов-на-Дону, Химки, Омск, Череповец, Архангельск, Няндома, Тотьма. Также из Каргополя приняли участие три звонаря: Крехалев Антон Васильевич, Власов Сергей Владимирович, а также я, Клюшина Марина. Это был мой первый опыт участия в подобных фестивалях. Я имела возможность познакомиться с опытными мастерами, понаблюдать за их работой, набраться опыта. Все они замечательные, добрые и отзывчивые люди. Значит, колокольный звон положительно влияет на эмоциональное состояние человека. Из бесед со звонарями я узнала, что большинство из них люди православные, духовно развитые, отличные музыканты, увлекающиеся не только колоколами, но и другими инструментами. Каждый считает, что колокольное искусство развивается, и однозначно будет продолжать развиваться. Появляются все больше звонарей, увлеченных этим делом, которые не боятся импровизировать, и, уважая традиционные звоны, создавать свои авторские произведения и особую технику игры. Абсолютно все звонари утверждают, что колокольный звон влияет на эмоциональное состояние человека, а также на его духовное развитие. Сейчас, при помощи колоколотерапии практикуют лечение простудных, психических, онкологических заболеваний и других.
Известен опыт использования передвижных звонниц с открытым доступом к колоколам в исправительных учреждениях. Подобные встречи начали все чаще повторять, охватывая не одно исправительное учреждение. «В порядке случаев замечена положительная динамика отношения к звону и ученикам звонарских курсов от полного неприятия до просьб увеличить время звона, от пренебрежения до заинтересованности личностью звонаря». Таким образом, можно сделать вывод, что колокольный звон напрямую воздействует на человека, его эмоциональное состояние, может полностью поменять его мировосприятие.
Я решила провести опрос в своем городе, чтобы выяснить, насколько люди заинтересованы в колокольном звоне. Анкета состояла из пяти вопросов: 1. Встречались ли вы в жизни с колокольными звонами?
2.Считаете ли вы колокольные звоны музыкой?
3. Считаете ли вы колокола частью православной культуры?
4. Считаете ли вы правильным возрождение колокольного звона?
5. Хотели бы вы обучиться искусству колокольного звона?
По результатам анкетирования выявилось следующее. 95% опрошенных встречали в своей жизни колокольные звоны, считают колокольный звон музыкальным искусством, а также неотъемлемой частью православной культуры. 78% считают правильным возрождение колокольного звона. 42% хотели бы постичь искусство колокольного звона. Таким образом, я убедилась, что интерес к данному явлению русской духовной культуры очевиден.
В результате проведённого исследования выяснилось, что колокольный звон благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека. Фестивали колокольного звона дают возможность познакомиться с традициями звонарей разных регионов России, с конструкциями разных звонниц и набора колоколов, дают возможность не только слушать, но и попробовать свои силы в исполнительском искусстве. Всё это способствует духовно- нравственному росту человека и общества в целом.
Считаю, что эту тему стоит ещё изучать и продолжать традиции развития колокольного искусства в моём городе и в других городах нашей необъятной родины.
Интернет ресурсы:
Волшебные звуки ноктюрна
Мост из бумаги для Киры и Вики
Хитрый коврик
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
«Течет река Волга»