Работа содержит материал, раскрывающий состав красок и содержит эксперименты по изготовлению красок из разных природных материалов.
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_kraski_galkina_alla_mbou_litsey.docx | 106.65 КБ |
chudo_kraski.ppt | 2.96 МБ |
Х Муниципальный конкурс
исследовательских работ и творческих проектов
младших школьников « Я познаю мир»
Секция гуманитарных дисциплин
Проектная работа
на тему:
«Чудо краски!»
Aвтор: Галкина Aлла
МБОУ «Лицей» р.п. Cтепное, 4 класc
Руководитель:
Александрина Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей» р.п. Степное
2018год
Содержание.
1.Введение 3-5 стр. 2.Основная часть 6-13 стр. 3.Практическая часть 14-18 стр. 4.Заключение 19 стр. 5.Используемые источники 20 стр.
Введение
Задумывались ли Вы о роли краcок в нашей жизни? Для чего они cлужат и каково их происхождение?
Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем - наши игрушки, книги, стены нашего дома и всё, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.
Я очень люблю риcовать красками. Занимаюcь в ДШИ. Рисование - это увлекательное и полезное занятие для ума и сердца. Я решила узнать, кто ещё из моих одноклассников разделяет моё увлечение. Я провела опроc среди учеников своего класса (всего 25 человек). Им были заданы вопросы: Любят ли они рисовать? Чем они любят рисовать? Чем ещё можно рисовать? Были получены следующие результаты.
Большинство моих одноклассников с удовольствием рисуют цветными карандашами. Гуашью и акварельными красками пользуются в меньшем количестве. Из других материалов знают только мелки. Но никто не рисовал красками, которые сделал сам. Я определила проблемный вопрос: Можно ли рисовать красками, полученными в домашних условиях?
Объект моего исследования – краски.
Цель исследования: создать натуральные, экологически чистые краски в домашних условиях, определить преимущества и недостатки «самодельных красок». Реализацию поставленной мной цели буду осуществляться в ходе решения следующих задач:
1. Познакомиться с историей появления красок, их видами.
2. Изучить из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления;
3. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях;
4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине;
5. Нарисовать рисунок из полученных красок.
Гипотеза: Я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных. Методы исследования:
Основная часть.
Работу начала с изучения литературы. И обнаружила, что история возникновения красок уходит своими корнями глубоко в историю человечества, в те стародавние времена, когда по земле бродили мамонты, а древние люди обитали в пещерах. Человек нуждался в краске, для самовыражения, ведь с помощью первых красок человеком были созданы первые рисунки на стенах пещер и на камнях. Самыми первыми красками были уголь, мел, глина. Краски более высокого качества стали использоваться примерно за две тысячи лет до нашей эры. Любопытно то, что такая краска одновременно появилась в двух совершенно разных, удалённых друг от друга местах — на территории Древнего Египта и в Южной Америке, у племён майя. Эти цивилизации применяли краску для отправления различных обрядов и проведения церемоний. Помимо этого, краску, наконец, стали использовать для покрытия разных объектов и сооружений. Сейчас учёные точно знают, что свои жилища майя покрывали краской снаружи для того, чтобы отображался их статус в том древнем обществе — например, привилегированная прослойка майя, в основном жрецы, пользовалась красной краской. Что-то подобное происходило и в Древнем Eгипте — краской могли пользоваться лишь император и приближённые к нему. Дворцы фараонов часто окрашивались изнутри с помощью специальных красок, что придавало им более гармоничную атмосферу. Из чего же состоят краски? Я выяснила, что основными компонентами всякой краски служат: красящее вещество в виде тонко измельченного цветного порошка, называемого пигментом (от латинского слова «pigmentum», что в переводе означает «краска») и связующего вещества. Пигмент определяет цветовой тон краски. Краски могут быть органические и минеральные, а так же природные и синтетические. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская. Значительных изменений в мире красок не было вплоть до начала XIV века. Разумеется, краска стала применяться гораздо шире, войдя и в жизнь простых людей. Однако истинный прорыв случился уже в XVI веке, когда появился поточный метод производства краски. Это объяснялось тем, что отправившиеся на покорение Aмерики испанские конкистадоры случайным образом смогли обнаружить на Aмериканском континенте растения нескольких видов, которые при их смешивании давали разные цветовые оттенки. Немаловажным был тот факт, что изготовление красок с помощью такого способа не требовало особых затрат. На сегодняшний день, краска бывает различных видов, свойств, оттенков и назначений. Краски в нашей жизни занимают огромную нишу. Я занимаюсь в школе искусства и там мы рисуем разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Изучив материалы, я узнала и другие виды красок, и их отличие друг от друга:
Тушь - жидкий материал из сажи, позволяющий проводить как тонкие линии пером, так и широкие мазки кистью.
Уголь - древний материал, используемый для рисования, но до сих пор один из самых популярных. Он отлично подходит для «быстрых» рисунков и позволяет великолепно передать настроение художника.
Темперные - Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные».
Акриловая - материал, появившийся в 20 веке как продукт развития химии, на основе акриловой смолы.
Массикот – старейшая жёлтая краска, известная ещё со времён Древнего Рима.
Киноварь – сульфид ртути чистого красного, красно-коричневого или малиново - красного цвета. Это одна из знаменитейших, и наиболее широко распространенных красных красок в прошлом, она отличалась глубоким тёмно- красным цветом.
Пурпур – готовили из секреции пурпурных улиток, и имела широкое распространение.
Восковые – смешанные краски Хна и Басма – натуральные природные краски. Они очень распространены в Индии. Рисуют на лице и теле. У современной молодёжи нашей страны последние годы тоже стала пользоваться успехом тату хной.
Практическая часть.
Узнав о том, как древние люди добывали краски, я решила сама приготовить краски в домашних условиях. Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Я пришла к выводу, что смогу сделать некоторые краски сама и сравнить их с магазинными красками. Для проведения экспериментов необходимы природные пигменты и связующие вещества.
Эксперимент 1: Рецептура изготовления чёрной акварельной краски.
Я взяла активированный уголь.
Измельчила уголь в порошок в ступке пестиком. Просеяла порошок.
Смешала уголь с клеем ПВА.
Также смешала уголь с мёдом.
Результат: Уголь + клей ПВА= красивый ровный чёрный цвет на рисунке.
Уголь+ мёд= серый цвет (рисунок высыхал очень долго)
Эксперимент 2: Рецептура изготовления акварельных красок красных оттенков.
Я взяла ягоду: бруснику.
Выдавила сок в стакан.
Смешала сок с мёдом.
Результат: Нарисовала красивые и нежные цветы. Краска хорошо ложится на бумагу, но цвета тусклые.
Эксперимент 3: Рецептура изготовления темперных красок
Я измельчила мел в порошок и просеяла его.
Смешала мел с яйцом. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался.
Заключение.
Моя гипотеза подтвердилась: Я смогла приготовить краски в домашних условиях. Полученные краски отличались по качеству и по консистенции, имеют преимущества и недостатки.
Преимущество - экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета.
Недостатки - трудоёмкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Проработав, литературные источники и Интернет, я познакомилась с историей происхождения красок, их видами. Узнала cостав краcок.
Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование эколoгически чистых красителей уменьшает риск возникнoвения многих кoжных заболеваний, различных проявлений аллергических реакций, особенно в детском возрасте. Спасибо за внимание!
Используемые источники:
1. Блинчева И. Б. Из чего в древности делали краски. - М.: «Мир книги», 2013. 2.Энциклопедический словарь юного художника. М. «Педагогика».1983. 3.Детская энциклопедия, Что? Зачем? Почему?- Минск: «БЭСТ»,2008. 4.http://naukaveselo.ru/kaksdelatkraskisvoimirukami.html
Слайд 1
Выполнила: Галкина Алла Ученица 3Б класса МБОУ «Лицей» р.п. Степное Руководитель: Александрина Т.А. НЕВЕРОЯТНЫЕ КРАСКИСлайд 2
Объект исследования – краски Цель исследования: создать натуральные, экологически чистые краски в домашних условиях, определить преимущества и недостатки «самодельных красок»
Слайд 3
Задачи исследования: 1. Ознакомиться с научно-популярной, учебной литературой по теме исследования; 2. Изучить из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления; 3. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях; 4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине; 5. Нарисовать рисунок из полученных красок.
Слайд 4
Гипотеза исследования Я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.
Слайд 5
Методы исследования: метод зрительного восприятия информации; метод передачи информации с помощью практической деятельности; метод эксперимента.
Слайд 6
Состав красок Краски Пигмент Связующее вещество Уголь Глина Земли Малахит Лазурит Мел Вода Клей Масло Яйцо Мёд
Слайд 7
Тушь - жидкий материал из сажи, позволяющий проводить как тонкие линии пером, так и широкие мазки кистью.
Слайд 8
Уголь - древний материал, используемый для рисования, но до сих пор один из самых популярных. Он отлично подходит для «быстрых» рисунков и позволяет великолепно передать настроение художника.
Слайд 9
Темперные - это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные».
Слайд 10
Акриловая - материал, появившийся в 20 веке как продукт развития химии, на основе акриловой смолы.
Слайд 11
Киноварь – сульфид ртути чистого красного, красно-коричневого или малиново - красного цвета. Это одна из знаменитейших, и наиболее широко распространенных красных красок в прошлом, она отличалась глубоким тёмно- красным цветом.
Слайд 12
Пурпур – готовили из секреции пурпурных улиток и имела широкое распространение.
Слайд 13
Восковые – смешанные краски Хна и Басма – натуральные природные краски.
Слайд 14
Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Я пришла к выводу, что смогу сделать некоторые краски сама и сравнить их с магазинными красками
Слайд 15
Эксперимент 1 Рецептура изготовления чёрной акварельной краски Я взяла активированный уголь.
Слайд 16
2.Измельчила уголь в порошок в ступке пестиком. Просеяла порошок.
Слайд 17
4.Смешала уголь с клеем ПВА.
Слайд 18
Также смешала уголь с мёдом.
Слайд 19
Уголь+ клей ПВА= красивый ровный чёрный цвет. Уголь+ мёд= серый цвет (рисунок высыхал очень долго)
Слайд 20
Эксперимент 2 Рецептура изготовления акварельных красок красных оттенков Я взяла ягоду: бруснику.
Слайд 21
2.Выдавила сок в стакан.
Слайд 22
3. Смешала сок с мёдом.
Слайд 23
4. Нарисовала красивые и нежные цветы.
Слайд 24
Краска хорошо ложится на бумагу, но цвета тусклые.
Слайд 25
Эксперимент 3 Рецептура изготовления темперных красок 1. Я измельчила мел в порошок и просеяла его.
Слайд 26
2. Смешала мел с яйцом.
Слайд 27
Рисунок при высыхании не растрескался и не осыпался.
Слайд 28
Выводы Моя гипотеза подтвердилась: Я приготовила краски в домашних условиях. Полученные краски отличались по качеству и по консистенции, имеют преимущества и недостатки. Преимущество - экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета. Недостатки - трудоёмкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить
Слайд 29
Спасибо за внимание!!!
Притча о гвоздях
О чем поет Шотландская волынка?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Весёлые польки для детей
Четыре художника. Осень