Сохранение традиций и бережного отношения к народному творчеству отражены в этом проекте.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект изготовления тростевой куклы "Северяночка" | 990.04 КБ |
Отслеживать изменения статусов вашей разработки можно на странице https://rosuchebnik.ru/personal/works/ в разделе «Мои разработки».
Источник: https://rosuchebnik.ru/personal/forms/technology_contest/?WEB_FORM_ID=147&RESULT_ID=33239&formresult=addok
Анкета-заявка
на участие
в XII Всероссийском заочном конкурсе учебных проектов
в образовательной области «Технология» имени М.И. Гуревича
1. Фамилия, имя, отчество автора проекта (полностью) _Езанги Светлана Валерьевна______________________________________
2. Фамилия, имя, отчество руководителя проекта (полностью) ___Волкова Наталья Павловна_______________________________________________
3. Тема проекта ____проект «Тростевая кукла Северяночка»___________
4. Адрес образовательной организации
Индекс _629709_______область (край\округ)_ЯНАО________________________
село ___Салемал___________________ улица ___Новая_____________________ дом __12_____
федеральный телефонный код города _34996__________ телефон/факс _23100____________
e-mail (автора или руководителя) __volckowa.natalia2011@yandex.ru______________ (указать обязательно)
Дата заполнения___4.05.2019________
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образования Ямальский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
Учебный проект
«Тростевая кукла Северяночка»
Выполнила:
обучающаяся 3 класса
Езанги Светлана
Руководитель:
учитель начальных классов
Волкова Н.П.
Салемал
2019
Содержание
Аннотация Подготовительный этап: | 4 стр. 4 стр. |
Историческая справка | 4 стр. |
Обоснование проекта | 5 стр. |
Первоначальные идеи | 6 стр. |
Выбор материала | 7 стр. |
Схема выбранного оборудования и материалов | 7 стр. |
Организация рабочего места | 8 стр. |
Технологический этап: | 9 стр. |
Технологическая карта изготовления ростовой куклы | 9 стр. |
Заключительный этап: | |
Экономический расчёт | 12 стр. |
Экологическое обоснование | 12 стр. |
Реклама | 13 стр. |
Самоанализ | 14 стр. |
Литература | 15 стр. |
Подготовительный этап
Историческая справка
Театр кукол – очень старинный вид искусства, который не имеет географических и сословных границ. Он возник еще в давние времена, существовал в эпоху расцвета несуществующих ныне государств, подобных Древнему Египту, был распространен на Западе и на Востоке, развивался и эволюционировал вместе со всей цивилизацией и благополучно достиг наших дней.
Игра в куклы – это, пожалуй, самая древняя игра человечества. Одушевляя предмет, столь похожий на своего создателя, человек приближается к состоянию Творца. Современные психологи утверждают, что в процессе игры «автор» отрабатывает все негативные и позитивные варианты сценария событий, подсознательно отыскивая выход из разных сложных ситуаций. Происходит перенос своих проблем на кукольный вариант, а со стороны, как известно, всегда видно лучше.
В Древней Руси кукла была чем-то в роде хранительницы очага, здоровья детей и взрослых, защитницы от сглаза и дурного слова. Одни были оберегающими, другие создавались для праздников и обрядов, свадеб, рождения ребенка, третьи – для излечения человека: если кто-то заболевал, во время создания куклы (вязания узлов, плетения волос) говорилось про болезнь, заболевание как бы вплеталось в объект. После чего она сжигалась, и вместе с ней сгорала болезнь. Кукла была и просто игрушкой: пока ребенок играет с поделкой, родители спокойно занимаются домашними делами. Скоморохи, путешествующие от селения к селению, разыгрывали сценки, надевая на каждую руку по кукле, в итоге один человек мог изображать одновременно трех героев. Таким образом зарождался кукольный театр в России, который и по сей день дарит нам волшебство.
Обоснование проекта
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.
Аргументы принятия решения
Учащиеся начальных классов с большим удовольствием занимаются в кукольном кружке «Колобок». Если их научить: как сделать кукол, разную бутафорию и декорации для спектакля, а также помочь правильно разыграть сказку, то получится интересная постановка, в которой главные роли берут на себя ребята.
Следует помнить, что кукольный театр – это первое приобщение детей к театру, искусству. Занятия в кукольном театре дают очень много для общего развития ребят: они учатся культуре поведения в коллективе, у них формируются задатки коллективного творчества, развиваются мышление, внимание, память, выдержка, артистичность. Чтобы сказку проживали, герои на ширме, надо запоминать не только реплики, но и когда в каком месте он должен находиться, как вывести его к зрителям и увести, как показать характер. Застенчивым ребятам не так страшно выступать перед широкой аудиторией, находясь за ширмой. Они учатся правильно водить своих героев около ширмы (герои ходят лицом вперед, если только по сценарию не нужно затылком вперед вести), выполняя характерные движения (сказочные герои не должны быть статичными, вовремя говорить реплику за героев не перебивая друг друга, дослушать до конца, эмоционально озвучивать их.
Цель: Проектирование и изготовление тростевой куклы «Северяночка»
Задачи:
Развитие темы проекта
Чтобы достигнуть желаемых результатов работы необходимо действовать по данной схеме:
Требования к изделию
Простота изготовления (использование только подручных и доступных материалов)
Технические требования: кукла должна быть выразительной, яркой, соответствовать сценическому образу.
Первоначальные идеи
Вот уже шесть лет, как в нашей школе существует кукольный театр «Колобок», куклы изготавливаются вручную. Ребята много раз выходили не только на публику школьного уровня, но и занимали призовые места в районе. Сказки в основном содержали русский народный репертуар. Сейчас мы решили перейти на северный фольклор и изготовить куклу, назвав ее Северяночка.
Для начала нужно было выбрать материал. У нас все куклы тростевые (полупрофессиональные), но с разной технологией изготовления.
Куклы изготовленные на основе поролона, парктичны, удобны в работе, но смотрятся не совсем образно и характерно. Чаще всего такой технологией мы пользуемся при изготовлении животных. Кукла- человек имеет характер и возраст, поэтому при ее изготовлении будем использовать технологию папье- маше.
Выбор материала
Для изготовления изделия необходимо выбрать материал, который будет практичным, послушным и удобным в работе. Материалом стала бумага, использованный пластилин, клей ПВА, ткань из ненужных старых вещей, синтепон , спицы от зонта и шерстяная пряжа.
Схема выбранного оборудования и инструментов
ножницы
канцелярский нож игла
оборудование и
инструмены
нож для работы
линейка с пластилином
доска для
работы
с пластилином
Организация рабочего места
Процесс изготовления куклы предусматривает несколько этапов:
- работа с пластилином;
- изготовление маски посредством папье-маше;
- раскрашивание изделия;
- пошив одежды.
Поэтому каждый этап требует особой организации рабочего места.
При работе с пластилином необходимо на стол постелить клеенку или бумагу, чтобы защитить его от случайного попадания пластилина, лепить нужно на доске, положенной на стол. Тот же самый принцип организации рабочего места предусматривает работа при изготовлении маски с помощью папье –маше и рисованию лица куклы , так- как предстоит работа с клейсером и красками.
При пошиве одежды для куклы необходимо правильно организовать работу и рабочее место.
Оно должно быть чистым, хорошо освещенным, свет должен падать с левой стороны. Работающий сидит на удобном стуле со спинкой. При выполнении ручных операций хорошо подставить под ноги скамеечку.
Каждый инструмент располагается на своем месте, чтобы не расходовались время и силы на ненужные движения. Иглы, булавки, ножницы, наперсток кладут справа. Нитки, пуговицы и прочие принадлежности, которые могут понадобиться,— слева. Вся середина стола свободна, на ней раскладывается изделие.
Техника безопасности
При организации рабочего места нельзя забывать о мерах предосторожности.
При работе с иглой, ножницами :
-Все иглы и булавки и ножницы должны находиться в предназначенных для них особых шкатулках или быть воткнуты в специальные подушечки.
-Окончив шить или вырезать, иглу сразу же надо вколоть в подушечку или в кусочек поролона, уложенный на дно любой небольшой коробочки, ножницы отложить на свое (безопасное) место. Ни в коем случае нельзя вкалывать иглы и булавки в борт одежды, карман, а тем более держать в губах. Неожиданный вдох или кашель может привести к большой беде.
-Делая примерку, очень удобно надеть на левое запястье «браслет» — полоску поролона, к которому пришита с двух сторон резинка, и вколоть в нее немного булавок. Погнувшиеся, тупые или сломавшиеся иглы и булавки следует сразуже выбрасывать. Ножницы нельзя держать концами вверх, не держать раскрытыми, передавать нужно ножницы закрытыми, кольцами вперед.
Пояснительная записка к технологическому этапу
Перед изготовлением куклы был нарисован эскиз, разработана технологическая карта, и подобран материал.
Голова куклы будет состоять из двух материалов, папье-маше (лицо) и сентипон в капроне (затылок). Папье-маше будет накладываться на маску, сформированную из пластилина. Затем при высыхании маска снимается и с помощью гуаши рисуется лицо куклы. Для затылочной части головы необходим сентипон и отрез капрона. Формируется шар, соответствующий размеру маски и соединяется с ней с помощью клея ПВА. Из черной пряжи делаются косы и накладываются на куклу также с помощью клея. Далее по эскизу кроится и шьется одежда для куклы. К рукам пришиваются трости (спицы от зонта).
Технологическая карта изготовления куклы
№ | Последовательность выполнения работ | Изображение | Инструменты, приспособления |
Изготовление эскиза куклы | Карандаш, лист А-4, краски, кисточка. | ||
Изготовление формы лица куклы | Пластилин, Нож для работы с пластилином. | ||
Нанесения слоев бумаги на маску (папье-маше) | Клей ПВА, бумага | ||
Раскрашивание куклы | Пресс, Электролобзик | ||
Изготовление волос. | Пряжа черного цвета, клей ПВА. | ||
Рисование лица куклы | Гуашь, кисточки. | ||
Изготовление затылочной части головы | Сентипон, капрон, деревянный гапит. | ||
Соединение затылочной и лицевой части | Ткань, игла, нитки | ||
Пошив одежды для куклы | Ткань, иголка, нитки. | ||
Пришивание тростей к рукам куклы. | Спицы от зонта, иголка, нитки, кукла. | ||
Соединение головы и корпуса куклы |
| Нитки, игла. |
Экономический расчет
Так, как целью для изготовления куклы является расчет с минимальными затратами, мы с ребятами используем материалы ( ткани, пряжа, сентипон, спицы от зонта, пуговицы, бусы и т.д.) уже использованные в обиходе и быту. Расчет себестоимости куклы состоит из стоимости капрона, клея ПВА и гуаши.
№ п/п | Наименование | стоимость | Кол-во | Общая стоимость |
1 | Клей ПВА | 250 руб. | 1 банка | 250 руб. |
2 | Капрон | 90 руб./1 метр | 50/ 50 см | 45 руб. |
3 | Гуашь | 180 руб. | 1 коробка | 180 руб. |
Итог | 475 руб. |
Экологическое обоснование
Технологический процесс выполнялся в предварительно отработанной последовательности, что позволило экономить материалы.
При изготовлении учитываются экологические критерии:
Реклама
Кукольный театр
«Колобок»
Приглашает всех на веселые представления!
Веселые и мудрые сказки, где всегда побеждает добро!
Наш театр находится по адресу: 629709, ЯНАО, Ямальский район, с. Салемал, ул. Новая, д.12
Самоанализ
Изготовление куклы, тем более театральной, требует навыков во многих видах деятельности. Светлана с помощью рисования создала эскиз, затем из пластилина вылепила маску будущей куклы. С помощью техники папье-маше получилась прочная маска с выраженным образом Северяночки. Была сшита красивая одежда. Мы видим, сколько усилий и стараний потребовалось, чтобы наша будущая «актриса» показалась перед публикой.
Литература
1 .Абалкин Н.А. Рассказы о театре. - М.: Молодая гвардия, 1981.
2. Андреев К., Осипов Л.Москва Театральная.- М.: Московский рабочий, 1971.
3. Гугасова А.Н. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.
4. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
5. Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. – М.: Просвещение, 1996.
6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – С-Пб.: Кристалл, 1997.
7. Смирнова Н.И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1982.
Прекрасное далёко
Золотой циркуль
Кто должен измениться?
Неньютоновская жидкость
Распускающиеся бумажные цветы на воде