Исследовательская работа "История моего села".
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 31.7 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Староникольская средняя общеобразовательная школа
Хохольского муниципального района Воронежской области
Районная краеведческая конференция обучающихся
«История населённых пунктов
Воронежской области»
Секция : «История моего
родного села( района, города)»
«Ты помнишь, как всё начиналось…»
Подготовила:
Коровникова Дарья Ивановна ,
учащаяся 8 класса
МКОУ Староникольская СОШ,
396851, Воронежская обл.,
Хохольский р-н, с. Староникольское,
ул. В. Чуркиной, д. 81
396851, Воронежская обл.,
Хохольский р-н, с. Староникольское,
ул. В. Чуркиной, д. 106
Руководитель:
Филонова Ольга Александровна,
учитель английского языка
МКОУ Староникольская СОШ,
396851, Воронежская обл.,
Хохольский р-н, с. Староникольское,
ул. В. Чуркиной, д. 138
Конт. телефон: 89518591969;
E-mail: o_l_i_k93@mail.ru
с. Староникольское – 2019
Оглавление:
Староникольское родное,
Твой скромный облик сердцу мил.
Тот навсегда тебя полюбит,
Кто хоть немного здесь пожил.
….
Татьяна Стародубцева
ВВЕДЕНИЕ
Это стихотворение показывает всё моё отношение к моему родному селу. Я люблю его все его сооружения и всех людей. Здесь живут мои близкие и мои друзья.
Тема моей исследовательской работы «История моего родного села». Актуальность темы, я думаю, лежит на поверхности. Каждый гражданин должен знать о том месте, где он родился, живёт. В стране таких масштабов у каждого человека есть своя маленькая Родина – село, улица, дом, где он родился. А эти маленькие родные места создают нашу общую великую Родину.
Моё село чудесное и удивительное место. Оно всегда со мной, где бы я не была. Для меня Родина одна. Как мама. Любить Родину – значит, жить с нею одной жизнью.
В нашем селе в Староникольском сельском центре культуры и досуга есть краеведческий музей, в котором собрано много материала об истории и заселении села, о людях села. Так же в сельской библиотеке собрано много материала о нашей малой Родине.
Село появилось давно, и мне хотелось узнать, когда именно оно появилось, почему его так назвали. Для этого я провела своё маленькое исследование.
Для этого мне необходимо – научиться обрабатывать дополнительную литературу и находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.
Мои предположения заключаются в том, что, если объяснить происхождение села, то можно узнать историю малой Родины. Это моя гипотеза.
Определила для себя вопросы, на которые мне хотелось бы найти ответы.
Затем наметила для себя план действия.
Для поиска ответов я поговорила со старожилами села, посетила краеведческий музей, обратилась за помощью к учителю русского языка, закрепила со своим руководителем информацию, подготовила доклад и презентацию на защиту своей работы.
Цель моей исследовательской работы: узнать об истории малой родины.
Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:
Объект изучения: окружающий мир, жители села.
Предмет изучения: история моего села.
Методы исследования: поисковый, исследовательский.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Если вам приходилось проезжать по трассе Хохол – Репьёвка, то первым селом, которое встретится вам на пути, будет Староникольское.
Моё село расположено в западной части Хохольского района, на границе с Нижнедевицким муниципальным районом.
Село находится на расстоянии 15 километров от районного центра, 56 км от областного центра в зоне с льготным социально-экономическим статусом, как территория подверженная радиоактивному загрязнению после аварии на Чернобыльской АЭС.
Площадь поселения 13583 га. По центру поселения в направлении восток-запад проходит крупная протяженная балка, вдоль которой и сформированы три населенных пункта поселения.
Староникольское – достаточно крупное село, имеет сложную планировочную структуру. Наряду с продольной планировочной осью, проходящей по дну балки, существует множество небольших ответвлений в обе стороны от основной оси. На востоке село имеет прямое положение в виде села Никольского-на-Еманче.
Местность села - холмистая . Рек нет, но имеются закрытые водоёмы, которые расположены на хуторе Албовский, в местечке Медвежье и другие. Места очень живописные.
По некоторым версиям, название села произошло от часовни и от позднее построеной здесь церкви, которые освящались в честь святого Николы-Чудотворца.
В 18 веке избиение крестьян было обычным делом. В селе проживала помещица Матрёна Коновалова. Угнетение, голод, болезни привело к тому, что началось массовое бегство крестьян в низовья Дона. А село некоторое время имело название «Матрёнки». Но до сих пор именно данное название является самым откликающимся среди населения.
А уже в 19 веке название села снова стало «Никольское», но уже с приставкой «Старо», так как поблизости были образованы села с похожим названием. Староникольское являлось старожилом, отсюда и такая приставка.
Источники свидетельствуют, что в 1676 году в селе уже была часовня св. Николая. В 1705 году упоминается деревянная церковь св. Николая. В 1774 году начато, а в 1782 году завершено строительство каменной Никольской церкви. Из здания старой церкви в новую были перенесены полы и паперть. В 1801 году в церкви "был выстлан чугуном пол и под святой престол фундамент подведен". В 1808 году началась перестройка храма и колокольни. Между 1820 и 1822 гг. Никольская церковь была переименована в Троицкую, сохранив наименование Никольского придела. В 1823 году при церкви была открыта богадельня. К 1901 г. в церкви было 3 престола: св. Троицы, св. Николая и Иверской иконы Божией матери. При церкви действовала приходская школа. Десятилетиями церковь была центром культуры, обычаев и обрядов селян. (26 июня 1982 года раздался мощный взрыв, не стало в селе церкви. Село без церкви словно осиротело.)
В 40-ые годы 18 века в селе начала работу первая школа. Но учиться в ней могли не многие, но открытие оказало большое влияние на культуру села.
В 1859 году численность населения села составляла 5338 человек, проживавших в 652 дворах. В 1900 году здесь было 888 дворов с населением 6203 человека. Действовали 2 школы, 7 кузниц, 2 рушки, маслобойный завод, 13 лавок, 2 ярмарки.
В 1900 году при селе числились хутора: Крайний лес, Свиной лог, Ягодный лес, Плотницкий лес, Россошки, Сарычев лог, Высокий лог, Воровсокой луг. В 1925 году в селе было 4884 жителя. На карте 1939 году село окружают хутора Барковский, Селищи, Харланский, Зубриково, Албовский.
С июля 1942 года село находилось в немецко-фашисткой оккупации. В Поповом логу было расстреляно 77 человек. Для села в советское время было выполнено 4 градостроительных документа- проекты планировки и застройки: в 1972, 1985, 1989 и 1992 , 2012 годах.
С 1964 года школа начала свою деятельность в здании с печным отоплением. Дети обучались из семей, проживающих на близлежащих территориях.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 1 Закона Воронежской области от 05.04.2011 N 44-ОЗ "О преобразовании некоторых муниципальных образований Хохольского муниципального района Воронежской области" (принятого Воронежской областной Думой 30.03.2011) Староникольское сельское поселение и Никольско-Еманчанское сельское поселение Хохольского муниципального района Воронежской области преобразованы путем объединения в Староникольское сельское поселение Хохольского муниципального района Воронежской области, которое является их правопреемником, а органы местного самоуправления вновь образованного Староникольского сельского поселения в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований.
Село Никольское-на-Еманче (Никольский Нижний выселок) располагается в центре района, вытянуто по склонам балки. Является продолжением села Староникольское. В 2012 году численность населения составила 432 человек.
В 2004 году Никольско-Еманчанская СОШ была преобразована в ООШ. А к концу 2007 года путем присоединения филиал прекратил свою деятельность. Та же ситуация случилась и с Кочетовской ООШ, но позже.
На сегодняшний момент дети трех поселений обучаются в МКОУ «Староникольская СОШ». В школе сейчас 151 учащийся. МКОУ «Староникольская СОШ» - большая и перспективная школа. Современный ремонт и оборудование, одиннадцатилетнее обучение. При школе работает детский сад. Наша школа, как и большинство сельских школ, не просто храм науки, где знания дают учителя. Педагогические коллективы сельских школ, составляют люди особые. Потому, как каждый ученик для них не просто юридическая единица, а земляк, сосед и почти что родной. Соответственно, в каждого из них учитель вкладывает помимо знаний и частицу своей души, чтобы потом, в течение десятилетий видеть, как заложенные знания и воспитание, уже взрослый человек несёт по жизни.
Недалеко от школы в большом двухэтажном здании расположился современный фельдшерско-аккушерстий пункт нашего села. К нему не зарастает народная тропа. Там никогда не бывает безлюдно. Главная ценность лечебного заведения, это работающие там люди в белых халатах, с белой душой. Они никогда и никому не отказывают в получении помощи.
В 2004 году начали оснащать село газоснабжением. Уже с 16 февраля 2004 года с газом были 102 домовладения. На сегодняшний день села полностью газифицированы.
В 2012 году численность населения села составляла 1822 человек.
За последние годы оба населенных пункта значительно преобразились. Освещаются улицы, ремонтируются и строятся дороги. Улучшаются фасады бюджетных зданий и личных домовладений. Развита инфраструктура. В селе есть продовольственные и хозяйственные магазины, банк, почта. Раз в неделю приезжают сотрудники МФЦ.
Имеются и фермерские хозяйства СПК «Староникольский», ООО «Большевик», ООО «Зубриновка». Председатели показывают высокие результаты и показатели на разных уровнях (район, область), всячески оказывают помощь и поддержку селу. А главное, что в селе имеются рабочие места, ведь это так необходимо людям в наше время.
При клубе «Большевик» из неравнодушных к культуре селян, сформировался большой творческий коллектив с самым разнообразным репертуаром: народные песни, молодёжные эстрадные выступления, театральные номера и многое другое. Ведь когда развивается досуг и культура в селе, то однозначно селу есть куда стремиться.
Не стоит упускать памятные места сёл и людей, чьи имена не при каких обстоятельствах нельзя забывать, ведь благодаря им наше село спасено: Василиса Асташова, Вера Чуркина, Георгий Черных, Алехин Семён. Каждый из них внес свой огромный вклад в спасение наших населенных пунктов. В их честь воздвигнуты мемориалы памяти. Некоторые улицы сёл названы в их честь. Мы помним, мы гордимся.
В селе Никольское-на-Еманче имеется святой источник св. Николая. На территории сел восстанавливаются храмы. В селе Никольское-на-Еманче уже имеется действующий храм, в Староникольском идет активно восстановление.
Староникольское, цвети!
И не сдавай своих позиций,
Чтоб внуки, правнуки могли
Тебя любить, тобой гордиться!
Практическая часть.
Я провела опрос среди учащихся 8-11 классов, в котором приняли участие 17 человек. Целью опроса было выяснить, знают ли учащиеся историю своего села. Мною были заданы следующие вопросы и даны варианты ответов:
1.Знаете ли вы историю села ?
а) да; б) нет; в) немного
Да %0
Нет % 78
Немного %22
2.Знаете ли вы жителей села?
А) да; б) нет; в) не всех.
Да % 31
Нет % 30
Не всех % 39
3.Хотелось бы вам узнать историческое прошлое села?
А) да; Б) нет
Да %80
Нет %20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогу проведенной работы цель исследования достигнута.
Посетив музей, опросив жителей деревни, пообщавшись со школьниками, я поняла, что годы летят, умирают старые жители и мало что остаётся в памяти людей.
Изучив и проанализировав информацию я пришла к выводу, что необходимо изучать историю своей малой родины, заинтересовать своих друзей этим интересным делом и хранить информацию для следующих поколений.
Я бы хотела, чтобы моё село Староникольское всегда было чистым и процветающим.
Хотелось бы, чтобы молодежь, выучившись, возвращалась в родную деревню , чтобы здесь они жили, создавали семьи, воспитывали детей.
Исходные материалы, использованные для создания исследовательской работы:
1. Воронежская энциклопедия: в 2 т. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края. 2008 г.
2. Кригер Л.В., Чесноков Г.А. Архитектура исторических городов Воронежской области – Воронеж: Центр духовного возрождения чернозёмного края. 2009 г.
3. Материалы свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронежская область. Верхнехавский, Хохольский, Эртильский районы: сб. ст. – М.: Рос. Ин – т культурологи, 1997 г. Вып.4. Ч.1.
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Как напиться обезьяне?
Просто так
Невидимое письмо
Большое - маленькое