Кымчы - атрибут степной кочевой жизни арата. Кымчы (плеть) служит орудием труда, оружием воина и оберегом кочевника - арата.
Вложение | Размер |
---|---|
Кымчы - атрибут степной кочевой жизни арата. | 56 КБ |
ТЕМА: Магия узлов и чисел в кымчы – атрибуте степной кочевой жизни тувинца – арата .
Цель: Ознакомить с ролью, местом и значением «кымчы» в жизни кочевника - арата тувинца. Рассмотреть технику изготовления кымчы
Выполнил ученик 6 «а» класса
Хаваа Айдыс Александрович
Кызыл -2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ______________________________________________________ 3
Основная часть:
Заключение _____________________________________________________7
Список использованной литературы ________________________________ 8
Введение.
«Хойлуг Кижи – каас, чылгылыг кижи – омак»
«Человек, имеющий барана – богат,
человек, имеющий коня – храбр, удал»
(Тувинская пословица)
Наши предки с давних времен вели кочевнический образ жизни, разводили овец, коз, коров и лошадей. И чтобы обеспечить хороший корм, меняли места стоянок в разное время года. И конь являлся незаменимым помощником в этом деле. Кочевник от лошади неотделим. Лошадь, по понятию кочевника, возвышает человека. Дети с малых лет были приучены к верховой езде. И до сих пор во время праздничных скачек наездниками выбирают мальчиков, чтобы скакуну было легче дойти до финиша. И одним из атрибутов скачек является «кымчы», необходимый для того чтобы погонять коня прибавить ходу. Именно о нем я сейчас хочу вам рассказать.
Кымчы – именно так называется у тувинцев плеть, кнут, камчы, нагайка, арапник, багот.
Кымчы прежде всего служит как орудие труда для арата, чабана. В традиционные праздники «Наадым», «Шагаа» есть игры с кымчы, аргамчы (арканом). Вроде все знают эти предметы, но не все знают как они изготавливаются, как плетутся.
При подготовке своей работы было трудно найти литературу описывающую технологию изготовления кымчы, но постаравшись все таки нашел то, что искал. Наши предки не фиксировали на бумаге, не снимали видео, а сохранили свои методы изготовления в своей памяти и передавали их в живую, от отца к сыну, из уст в уста. Живой человек ценен тем, что у него в памяти вся история.
Целью данной работы является изучение «кымчы», его роли, места и значении в жизни кочевника-арата тувинца.
Для осуществления данной цели нами поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является «кымчы» как орудие труда, которое использовалось в хозяйстве, и как оружие воина, оберег, носящий сакральный смысл.
Предмет исследования – роль, место и значение «кымчы» в жизни кочевника-арата тувинца.
Новизна исследования заключается в том, что она является попыткой исследования роли, месте и значении «кымчы» в жизни кочевника-арата тувинца. Предприняты попытки выявить особенности изготовления, описать в целом роль «кымчы» на основе устного народного творчества, воспоминаний пожилых людей.
Основная часть.
Длину рукояти кымчы каждый выбирал в зависимости от индивидуальных физиологических особенностей человека, ясное дело, что у крупного мужчины зрелого возраста и у формирующегося подростка они будут различны. Также еще было отличие, где и как используется кымчы. Например, для пастуха отары овец или стада коров лучше длинная плеть, чтобы одним ударом можно было достать отдалившуюся скотину. А для верховой езды удобней короткая плеть, как моя.
Рукоять кымчы делают из стволика таволожника - «сооскен» длиной в половину сажени – «кулаш». Выбор материала определяется прочностью этого кустарника, оптимальным весом и красивой, гладкой корой красного цвета. Стволик сооскен нужной толщины и длины можно найти в кустах, которые в изобилии растут по крутым склонам Саянских гор. Свежесрезанный ствол кустарника предварительно сушат в тени, обмазав топленым маслом. С одной стороны рукояти через отверстие крепится темляк – петля, надеваемая на кисть руки, с другой стороны – по-особому сплетенный кожаный ремень.
С давних времен для плетения «кымчы» подбирается сыромятная кожа «кээш», желательно одинаковой толщины без дефектов. Предпочтение отдают шейной части шкуры быка или марала. Так же из нее делают и другие предметы: сыдым, аргамчы (аркан), чуген-чулар (уздечка). Из сыромяти получаются самые крепкие и износостойкие изделия. Кожу режут остро заточенным ножом на ровные ленты одним из способов – по длине куска кожи или по спирали от его центра.
И еще один практический совет перед плетением кожу целесообразно вымочить в воде. Потому, что, во-первых, с размякшей вымоченной кожей гораздо удобней работать, а во-вторых, после высыхания кожа сжимаясь, придавала жесткую форму изделию и туго обхватывала рукоять кымчы.
Итак, берем готовый кусок кожи, разрезаем вдоль на узенькие полоски шириной примерно 4-5мм. Вырезанные полоски должны быть ровными по ширине и толщине кожи. Способы плетения кымчы бывают разные: 4-тээр, 6-лаар, 8-тээр и т.д. Для начала я освоил самый простой метод 4-тээри, который мы сейчас рассмотрим.
Для удобства плетения первым делом слегка разводят в разные стороны (влево и вправо) по две полоски, после чего, поочередно, забирая полоски слева и справа, перемещают их по направлению стрелки, как это показано на рисунке. После одного круга видно, что все полоски вернулись в первоначальное положение, так что далее все операции придется повторять. После каждого шага плетения ремешок расправляется, выравнивается и затягивается с достаточным усилием. В процессе плетения следите, чтобы полоски ложились сравнительно равномерно и симметрично, а также не перекручивались. Особых секретов плетения не существует, надо только чтобы каждый ремешок прижимал соседний и сам в свою очередь был зафиксирован другим ремнем.
Кстати, плетение из шести и более полосок смотрится гораздо привлекательнее, особенно если переплетение делается из восьми полосок, как показано на рисунке «А», но такое переплетение требует большого навыка и внимания. Гораздо проще плести колено из шести или восьми полосок другим способом (рис. «Б» и «В»). Если сопоставить изображение на последнем рисунке с изображением на предыдущем рисунке, становится понятным, что плетение в шесть и восемь полосок мало чем отличается от плетения в четыре полоски.
Получается гибкий, плотный и надежный шнур толщиной примерно 15-20 мм.
Теперь этот сплетенный нами шнур соединяем с рукоятью «Кымчы». Берем еще одну полоску кожи и сплетаем с его помощью рукоять и шнур. Конец рукояти со стороны крепления готового ремня не оплетается, чтобы с его помощью, не слезая с коня, поднимать с земли веревки, арканы и иные предметы. Для этой цели при изготовлении рукояти срезают черенок так, чтобы на конец попадалось разветвление, используемое как своеобразный крючок.
И последнее, завязываем темляк – петля, надеваемая на кисть руки. Берем полоску кожи, продеваем в заранее приготовленное отверстие и завязываем узел. Этот узел самый простой и он мне легко запомнился.
Кымчы (плеть, кнут, камчы, нагайка, арапник, багот) – это орудие труда пастухов, своего рода вспомогательный предмет быта и при определенных обстоятельствах – оружие. Более того, плеть как оригинальное оружие конных и пеших поединков, состязаний, охоты у казахов, калмыков, тувинцев, киргизов дожила до наших дней. Например, у киргизов «бой обнаженных» - «жыланыч чабыш», - целью которого являлось выбивание противника из седла ударом нагайки по любой части тела. Этот вид состязания носит согласованный характер и основывается на взаимной выручке. И оно имеет тесную связь с военным делом, с необходимостью, чтобы воин умел вести бой не только с помощью традиционного оружия, но и подручными средствами. У алтайцев плеть называется «камчы», почти одинаково произносится с нашим «кымчы». Также как тувинский «кымчы», алтайский «камчы» и каракалпакский «камши», применяются во время конной охоты на лис и волков. Загнанное и обессилевшее животное добивалось ударом плети. Такой способ охоты не давало испортиться пушнине зверя.
Использовалась плеть и для наказания провинившихся (кто не платил налоги, нарушал закон…). Публично отстегивали кнутом на площади перед народом. И даже в феодальной Туве было распространено наказание 40-60 ударами кымчы, которое мало кто выдерживал. Кнут изготавливали из шкур крупного рогатого скота и специально замачивали, чтобы удары были жесткими. В России при правлении Петра I регулярная армия оснащалась батогами, розгами, кнутами. В настоящее время полицейские ОМОН (отряд местного особого назначения) в своем вооружении имеют «нунчаки» - разновидность кнута, произошедшее из стран востока (Китай, Япония, Корея). Плеть была распространена по всей Азии, вместе с колонистами она перекочевала даже в Америку, где используется ковбоями.
«Кымчы» у тувинцев также носит и обрядовый смысл. Считается, что если часто начинает болеть и не выздоравливает, иссякает оптимизм, постоянно выглядит уставшим, то это его душа покинуло тело, где-то заблудилось и не может вернуться в него. Чтобы возвратить душу к этому человеку приглашают шамана. Во время камлания шамана под мелодичный напев бубна к больному возвращается его душа и он снова обретает былую мощь и удаль. Шаман выманивает у рыжего дракона из его лап кнут – «кымчы», сделанный из красной таволги – «сооскен». Ведь больной когда-то проезжал по откосу уронил и потерял свой «кымчы». «Сооскен» имеет красный цвет, цвет огня чем отпугивает «нечистую силу». Своим кымчы из таволги шаман возвращает заблудившуюся душу. Поэтому говорят, нельзя терять свои сокровенные вещи. Для нашего народа сокровенными вещами мужчин являются – родина (торээн чери), дом (аал-чуртту), конь (аъды), аркан, огниво, нож, седло, уздечка, кымчы и т.д.. А для женщин – серьги, наперсток, подушка, иголка, ножницы, родной очаг и т.д.
Заключение
Таким образом, лошадь играла очень большую роль в хозяйстве тувинцев в условиях кочевого образа жизни и занимала особое место, являясь при этом чем-то большим, чем просто животное.
Лошадь давала мясо, молоко, кожу, волос, которые, несомненно, играли важное значение в хозяйстве кочевника. Поэтому неслучайно богатство тувинца в значительной мере определялось количеством имевшихся у него лошадей. Чем больше хороших лошадей было в хозяйстве тувинца, тем выше поднимался его статус и авторитет. Так и «кымчы» - неотъемлемый атрибут лошади, коня и символ кочевой жизни тувинцев занимал особое положение. «Кымчы» был орудием труда арата и оружием воина, а также оберегом человека, защищавшим своего владельца и весь род, что выявилось в особом отношении и в обрядовом характере «кымчы».
И мне остается быть верным, изучать и соблюдать народные традиции и обычаи моего народа. Ведь моя душа связана с сокровищем моих предков.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
Что общего у травы и собаки?
Денис-изобретатель (отрывок)
Тигрёнок на подсолнухе
Снеговик
Карты планет и спутников Солнечной системы