В работе исследовано творчество Марии Бикеевой, жительницы села Лемдяй. Она очень творческая личность. В совершенстве владеет вышиванием мордовских костюмов. Ее работы выставляются на разные конкурсы народно-прикладного исскуства.
Вложение | Размер |
---|---|
mariya_bikeeva_kristina.doc | 239 КБ |
Содержание.
I.Введение.______________________________________________3
1. Актуальность темы.
2. Цели и задачи.
3. Методы исследования.
II. Теоретическая часть.__________________________________4
1. Научное и практическое значение народных художественных промыслов в жизни.
2. Народным промыслам нужна поддержка.
3. Моя семья - мое богатство. Страницы биографии Марии Ивановны Бикеевой.
4. Виды творчества Марии Бикеевой:
- национальная вышивка мордовских костюмов.
- пошив национальных костюмов.
- сочинительница и исполнительница мордовских песен и стихов.
5. Подарки для гостей и родных.
6. Награды за участие в выставках - ярмарках, конкурсах, фестивалях народного творчества финно - угорских народов.
7. Развитие этнического туризма в Старошайговском районе.
III.Заключение.___________________________________________17
1. Выводы
2. Практическая значимость проекта
I V. Используемая литература._____________________________18
V. Приложение:________________________________________19
1. Воспоминания жителей села.
2. Фотоматериалы.
3. Архивные и газетные материалы.
4. Электронный диск - презентация работы.
5. Грамоты, дипломы.
МОУ «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа»
Фамилия, имя, отчество директора школы:
Ивановичева Ирина Вячеславовна
Почтовый адрес школы:
431550, Старошайговский район, с. Новотроицкое, ул. Советская, д.7
Электронный адрес школы: ntroisk@mail. ru
Телефон школы:
8(232) 2 - 52 - 39
Фамилия, имя, отчество автора работы:
Вадяева КристинаАлександровна - ученица 8 класса.
Дата рождения:19.01.2003 год
Почтовый адрес автора:
431552, РМ, Старошайговский район, ул. Ленина, д 6.
Контактный телефон автора:
Фамилия, имя, отчество руководителя работы:
Пронина Антонина Ивановна - учитель географии
Телефон руководителя работы: 8 (232) 2 - 52 - 64
I. Введение.
Талант - это, прежде всего, огромная работа, а не только дар свыше. Лежат многие «Ваньки» на печи и приговаривают, что природа их ничем не наделила, что оставила бесталанными, значит, можно лежать всю жизнь, свесив ноги: «А все равно ни к чему не способен, что бестолку пробовать что либо. А ведь талант есть в каждом человеке, только у каждого свой: кому - то дано быстро бегать, кому - то красиво петь, а Марии Ивановне Бикеевой из села Лемдяй - шить национальные костюмы и украшать их мордовскими узорами. Она единственная в нашем районе выступает с подобным видом искусства. Ее искусство уникально. Его она сотворила своими руками не по книгам, не по наставлению родных. Творить такие чудо - шедевры ей помогает довольно богатая фантазия. Проявляя большой интерес к этнографическим исследованиям, я загорелась желанием как можно больше узнать о ее жизни, творчестве, познакомиться с мастерицей поближе. В ходе исследований я изучила биографию, творчество и талант Марии Ивановны Бикеевой, написала исследовательский проект «Мария Бикеева из села Лемдяй-мастерица мокшанских узоров»
Объект исследования: жизнь, художественное творчество Марии Ивановны Бикеевой.
Цель исследования: изучить творчество Марии Ивановны, показать его уникальность, роль в пропаганде, сохранении, развитии мордовской национальной культуры, традиций.
Задачи:
1. Изучить биографию Марии Ивановны Бикеевой.
2. Познакомиться с видами народного художественного творчества мастерицы, ее заслугами, наградами.
3. Организация встреч с рукодельницей, в целях ознакомления с коллекцией ее работ.
4. Пропагандировать мастерство вышивальщицы в школе, на страницах районной газеты.
Методы исследования: работа с информаторами, фотоматериалами, районными архивами газет, с краеведческой и периодической литературой, с сетью Интернет, организация встреч, бесед с рукодельницей.
Актуальность данной работы в том, что показано высокое признание мастерства и таланта лемдяйской рукодельницы в сохранении народных традиций финно - угорских народов.
Чем глубже корни нашего народа, тем шире дорога нашего будущего.
II. Теоретическая часть.
Научное и практическое значение народных художественных промыслов в жизни людей.
Народные художественные промыслы в России уже не одно столетие привлекают к себе внимание ученых своим особым положением в хозяйственной жизни населения, в первую очередь сельского. Сам уклад крестьянской жизни, с определенной цикличностью занятий земледелием, подталкивал предприимчивого человека к необходимости использовать межсезонья для изготовления необходимых в жизни крестьянской семьи предметов и вещей. Развитие рыночных отношений во второй половине 19 века создавало условия для продажи части произведенной продукции, что благотворно влияло на бюджет крестьянской семьи. Промысловая деятельность имела важное значение для укрепления экономики и культуры России в целом.
Практически для каждой территории нашей огромной страны, с ее неоглядными просторами, с большим количеством этносов, проживающих на этой территории, с огромным разнообразием природных особенностей будет характерно наличие особых примеров изделий народных художественных промыслов. Естественно, что даже для небольших по площади, таких как территория Республики Мордовия, промыслы должны иметь характерные народу черты. Народное искусство имеет тысячелетнюю историю. Оно проявляется в вышитом полотенце, деревянной ложке и керамическом сосуде, в расписном подносе, ковре, и соломенной шкатулке предстает перед людьми нового века науки и техники, как драгоценная сокровищница.
Многонациональность мордовского края, благодатная природа средней полосы России способствовали развитию каждого живущего здесь народа.
Хозяйственно - промысловая деятельность населения Мордовии исстари являлась объектом внимания историков, ученых - путешественников, изучающих народы России.
Фрагментарные сведения о промыслах и занятиях мордвы, касающиеся территории современной Мордовии, встречаются в сочинениях И.И. Лепехина, П.П. Палласа. Важный вклад в изучение промыслов 20 столетия внес Н.Т. Юрин. В своей книге «Леса, лесной промысел и лесное хозяйство Тамбовской губернии» он анализирует состояние и значение лесных промыслов для Тамбовской губернии, именуя их кустарными дереводельными, исследования земского врача И.И. Моллесона, А. Рыбникова, К. Воробьева и др.
Наиболее же плодотворной в разработке данной темы стала научная деятельность И.И. Фирстова. Он разработал классификацию кустарных промыслов.
Тема данного исследования в последние годы рассматривалась многими учеными Мордовии: Н.В.Нестеровой, О.Б. Михеевой, Н.В. Мокшиным, Л.С. Лузгиным и др.
Материалы по промысловой деятельности, накопленные многими поколениями исследователей Мордовии, позволяют говорить о данной территории, как о территории с большим разнообразием промыслов и достаточно плотной хозяйственно - промысловой деятельностью крестьян в пределах данного региона, в смежных и более отдаленных территориях. Народное декоративно - прикладное искусство, пришедшее к нам из глубины веков, из глубины многих поколений живших до нас, прошло долгий путь не только становления, но и развития, до современных народных художественных промыслов. Человеческие руки, вооруженные современными техническими возможностями старыми технологиями, в состоянии произвести настоящие произведения искусств. Школы народных мастеров приводят в ряды народных умельцев молодые руки и головы. Художественные промыслы, имеющиеся на территории Мордовии, формировались на основе лучших традиций декоративно - прикладного искусства мордовского народа. Шитье бисером стало характерным практически для всех локальных групп мордвы. В республике с 1978 года действует производственное объединение «Бисеринка». У мордвы - мокши было распространено художественное вязание, резьба по дереву, промыслы, связанные с обработкой дерева, лыка, луба, лозы. Обработка шерсти наблюдалась практически повсеместно, производство изделий из минерального сырья, прежде всего гончарных глин, сосредотачивалось вокруг месторождений сырья. Предпринимателям есть резон восстановить разработку местных ископаемых в Гавриловке. Там лучшая в Мордовии глина. Детская игрушка куклы - матрешки от Мельцанского ДОКа славилась не только на территории района, но и за рубежом. Почему не возобновить производство глиняной посуды, сувениров? И бизнесмены района получат известность и хорошую прибыль, возможность создания домов отдыха, оздоровительных лагерей в районе. Пора закончить спячку! В Рузаевке в 1975 году основано производство гончарно-керамических изделий. Традиционным занятием для жителей села Урусово Ардатовского района остается изготовление валенок. До настоящего времени 35-40 мужчин села выезжают в зимнее время на валяльный промысел в Башкортостан. В Подлесной Тавле Кочкуровского района большое развитие получил игрушечный промысел. В данном селе проживает около 30 народных мастеров Российской Федерации, существует экспериментальная детская художественная школа, работает Ассоциация народных мастеров, кооператив «Тавлинский сувенир». Забавные, разнообразные фигурки людей, животных, птиц, создаются многими мастерами в различных районах страны, в том числе в Мордовии на станках, где имеются деревообрабатывающие предприятия. Нельзя не сказать о национальных костюмах мордвы, о мордовской вышивке. Ею занимаются многие женщины республики, в том числе уроженка с. Лемдяй Старошайговского района Бикеева Мария Ивановна, которая создает уникальные мокшанские костюмы, сама их шьет и расписывает. Именно об этой мастерице пойдет речь в данной исследовательской работе.
Народным промыслам нужна поддержка...
Так считает министр по национальной политике РМ А. Лузгин, давая интервью в газете «Известия Мордовии» за 5 октября 2012 г.[1] Он поделился своими предложениями и размышлениями по поводу возрождения и развития художественных промыслов и народных ремесел с населением республики. Он говорит, что формирование системы народных ремесел и художественных промыслов поможет решить в республике несколько проблем. Во - первых, и это, наверное, самое главное, так как в основном народными промыслами занимается сельское население - это поможет сохранить деревню Мордовии, во - вторых - и это также не мало важно, это создание новых рабочих мест. А создание этнических музеев в районах и селах республики (как, например, в селах Подлесная Тавла Кочкуровского района и Старая Теризморга Старошайговского районов) способствует развитию этнотуризма в Мордовии. Для возрождения промыслов и ремесел в республике есть самое основное: сырье, традиции, мастера, способные возродить традиционные и дать жизнь новым видам ремесел. В республике в поддержку народных умельцев и мастеров действует закон «О народных художественных промыслах и народных ремеслах», в институте национальной культуры студенты изучают народные промыслы, продолжая дело мастеров. Он рассказал о проблемах, сложностях в развитии промыслов. Отметил, что разрозненность мастеров не позволяет вести работу на государственном уровне. Давно назрела необходимость создания в республике Центра народных художественных промыслов и ремесел, способного объединить мастеров и вплотную заняться вопросами организации их деятельности. Существует проблема и с организацией сувенирного бизнеса. Многие жители и гости республики высказываются о недостаточном количестве магазинов и торговых точек, где можно приобрести сувенирную продукцию, произведенную народными мастерами, в том числе диски с мордовскими песнями. Немало в селах мастериц, которые могут красиво вышивать, вязать на спицах и крючком, готовить блюда и напитки национальной кухни. Это касается и мужчин, некоторые мастера изготавливают уникальные сувениры, но свой талант считают лишь развлечением. Это неправильно, - отмечает А. Лузгин. Инициативные люди смогут заняться не только реализацией изготовленной продукции, но и организовать этнографический музей в своем селе. Завтрашний день сельских поселений Мордовии зависит не только от поддержки государства, сами селяне могут организовать бизнес и обеспечить себе достойную жизнь.
Моя семья - мое богатство.
(Страницы биографии Марии Ивановны Бикеевой)
Мария Бикеева родилась и всю жизнь прожила в родном селе Лемдяй Старошайговского района. Родилась она в тяжелое военное время - в 1944 году, но тяготы тех лет не помнит - слишком мала была. Старшая сестра умерла от голода, а они с матерью выжили. Закончила среднюю и вечернюю школу. А потом начались трудовые будни, но не до образования было, нужно было как - то прокормиться. Мария Ивановна ездила работать на торфяники. Была секретарем сельского совета, 25 лет трудилась нормировщицей в ремонтной мастерской совхоза. В 1966 году она выходит замуж за односельчанина Николая Гавриловича Бикеева, которого считает самым большим счастьем в своей жизни. Сегодня его уже нет в живых. Его настигла трагическая смерть - мужа заколол рогом собственный бык. Время раны вылечило, а забыть его, трудолюбивого и хорошего мужа, до сих пор не может и скучает. Супруги Бикеевы прожили душа в душу всю жизнь, вырастили и воспитали семерых детей, которых, несмотря на большой объем работы в селе, всегда окружали заботой и любовью. Когда, 12 лет назад, Николая Гавриловича не стало, Мария Ивановна осталась одна. Конечно же, дети и внуки не оставляли ее без внимания, но заменить любимого мужа им было не под силу. Когда умер Николай Бикееев, младшая дочь училась в университете на первом курсе, старшие дети помогли сестре получить высшее образование, сняв все материальные затраты с плеч матери. Внуков у Марии Ивановны сегодня двенадцать, один правнук. Всех детей Бикеевы на ноги поставили, образование хорошее дали.
- Дети никогда меня не забывают, - улыбается Мария Ивановна.- Приезжают, навещают. Летом, конечно, чаще, но я не обижаюсь - зимой тут делать нечего. Да мне и скучать некогда! Есть у меня любимое занятие, за которым время так быстро бежит, что и 24 часа в сутки мне мало! - говорит мастерица Мария Бикеева.
Женщина нашла утешение в национальной вышивке, работа помогала ей отвлечься, и бессонные ночи, которые приносили грустные мысли, заполнялись работой. Каждая мастерица знает, что рукоделие требует внимания, точности, наверное, это нелегкое дело и помогло мастерице пережить тяжелую утрату. Впервые азы этого ремесла она познала в 10 лет, когда учительница труда Агриппина Радайкина усадила девочку за полотно и показала первые петельки, первые узоры, а далее дело у Марии пошло, как по маслу.
«У меня до сих пор остались первые наряды, вышивки. Я редко их достаю, только иногда для сравнения с сегодняшними, сказать честно, они слабоваты», - признается мастерица. Ведь не сразу дело делается. Раньше была огромная проблема с тканями и нитками. Их негде было брать. По словам Марии, приходилось красить белые нитки в красный цвет, а они очень быстро теряли свой цвет, поэтому многие рубахи приобретали выгоревший оттенок. Первые узоры были нанесены на полотенца, но уже через год занятий она вышила себе мокшанскую рубашку. Мама холсты ткала, а дочь вышивала. Семья, где воспитывалась Мария, была многодетная - 11 детей было в их семье. Мама, Демкина Аксиния Егоровна, была тоже очень талантливая: могла прекрасно вышивать, ткать, лапти плести, петь мордовские песни, отец - был на все руки мастер. Был грамотным человеком на селе. Особенно любил плести лапти на продажу. Об этом рассказала при встрече нам Мария Ивановна. В 1964 году Марии пришел успех - на первой выставке народного творчества в г. Саранске, она получила Диплом лауреата Ленинского комсомола. Ей тогда было 20 лет
«Вышивание - мое успокоение души. В каждом костюме вы видите новый узор. Вот и сейчас сижу, разговариваю с вами, а в голове уже вертится новый. Зарисую его в тетрадь, а потом и на ткань нанесу. Так и образуются мои, как вы их назвали сегодня, чудо - шедевры», - говорит рукодельница. Это довольно кропотливая работа, трудная, требует усидчивости, огромного терпения. Не каждый на это пойдет. Мария Ивановна единственный человек, который не побоялся трудностей, стала мастером по национальной вышивке. Село, район гордится ее творчеством. Через красочные работы, Мария Ивановна старается передать свою любовь к родном краю, яркому летнему дню, дорогим сердцу людям. Поэтому каждая работа для нее дорога. Кроме вышивки, в свои 69 лет, Мария Ивановна продолжает каждый год сажать огород. Не потому, что без своих овощей не обойтись, просто не привыкла сидеть без дела.
На вопрос: есть ли преемники у вас? Мария Ивановна ответила: «Желающие, конечно, изучить мое вышивание находятся, но я пока не встретила такого человека, которому, действительно, можно было доверить мое искусство. Не готова современная молодежь к такому делу. Черной ниткой собираю узоры, красной насыщаю. Если не так ниточку прихватишь, уже все не складно пойдет. Украшение - последний этап. Нанизываю бисер, разноцветные камушки, и готов наряд»,- говорит о своем мастерстве Мария Бикеева.[2] Казалось бы, совсем и нетрудная работа - нанизываем ниточки, камушки, бисер и наряд готов, но не тут - то было. На изготовление мужской рубашки уходит полных четыре месяца, затрагивается огромное количество дорогих ниток, бисера. Основная ткань под изделия доставляется из Белоруссии. Женское платье готовится один год. Немалые сроки, так ведь? А вряд ли у кого из современной молодежи хватит на это терпения. А сегодня многие приходят и хотят купить эти великолепные наряды у Марии Ивановны, на что она сразу рассказывает такую историю: «Отправила однажды я на выставку в московский музей своих две рубашки. Они висели и радовали глаз прихожан, а у самой сердце неспокойно, будто своих детей на чужбину отправила. Вдруг узнаю об ограблении музея, где украдены были эти две рубашки. Сердце надвое разорвалось. Отдали мне за них компенсацию. Держала их и думала: «А что эти деньги по сравнению с моим трудом?». К сожалению ни одна из дочерей Марии не торопится перенимать мастерство матери. А их у нее пять. Вот только племянница проявляет большой интерес к моему творчеству, помогает мне пришивать бисер, украшения и т.д.
Труд ее бесценен. Ни одна машина не сможет повторить узоров, вышить так искусно, как она это делает. Главное их отличие, пожалуй, будет в том, что она вкладывает всю свою душу, а машинная игла строчит строго указанной схеме. Коллекция Марии Бикеевой включает девять готовых национальных костюмов, четыре рушника, несколько кокошников. Много она сделала подарков для гостей из родной республики, гостей из Франции, Финляндии, республики Коми и др.
Виды творчества Марии Ивановны Бикеевой
Жанры: вышивка мокшанских узоров, пошив национальных костюмов. Сочинительница и исполнительница мокшанских песен и стихов.
Мордовская вышивка самая красивая и самая уникальная!...
В начале октября 2011 года в Саранске в рамках подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства и Российско-Финляндского культурного форума состоялась VI Всероссийская выставка-ярмарка изделий народных художественных промыслов и ремесел, костюмов, художественной культуры и искусства финно-угорских народов «Тев». Особым интересом у гостей ярмарки пользовалась экспозиция работ Марии Бикеевой из села Лемдяй Старошайговского района.
Мария Ивановна представила на выставке вышитые женские костюмы, расшитые бисером мужские рубахи, красивые рушники, полотенца и пояски. Каждая из работ мастерицы – настоящее сокровище, над каждым костюмом Мария Бикеева работает целый год, уделяя все свободное время любимому делу, вкладывая в каждую вещь всю душу. День за днем, стежок за стежком идет работа над женским платьем. Мария Ивановна продумывает каждый шов, каждый узор вынашивает в голове. Практически всю пенсию мастерица тратит на холст для платьев, мулине для вышивки и бисер для украшения костюмов. Она тщательно работает над каждым швом, стежком, вкладывая все мастерство, свои мысли, свою душу.
В большой коллекции Марии Ивановны есть платья, вышитые мастерицей 30 лет назад, а также совсем новые работы. Есть среди нарядов и повседневные платья мокшанок, есть и праздничные яркие платья, унизанные килограммами бисера. Для своих костюмов Мария Бикеева использует старинные мокшанские узоры, также свои оригинальные рисунки, которые в великом множестве возникают в мыслях мастерицы.
- Вот я сейчас с вами разговариваю, а в голове уже крутятся новые узоры, - улыбается Мария Ивановна, - как только приеду домой, постараюсь их воспроизвести. Но не даром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Мария Бикеева не только прекрасный человек, любящая мама, уникальная вышивальщица, она также сама сочиняет стихи и песни, она со школы до сегодняшнего дня поет в составе сельского ансамбля. Больше всего на свете Мария Ивановна мечтает, чтобы мордовская вышивка не пропала, чтобы красочные узоры сохранились для наших детей и внуков.
- Вы же видите, как прекрасна мордовская вышивка, как она уникальна! - уверенно говорит Мария Бикеева, любовно поглаживая свои работы. - Ни в коем случае нельзя позволить этой красоте исчезнуть, она - часть нашей любимой мордовской культуры, она часть нас, и она должна существовать. Мария Ивановна - мастер декоративно - прикладного искусства. Ее творчество продолжает вековые традиции мордовской национальной вышивки и наполнено искренним чувством бережного отношения к художественному наследию одного из крупнейших финно - угорских народов. Работы отличаются выразительностью композиции, умением передать национальный колорит. Вышитые ею национальные яркие, праздничные женские и мужские рубахи, а также повседневные рубахи мокшанок, полотенца экспонируются на всероссийских, межрегиональных и республиканских выставках. М. И. Бикеева вносит основательный вклад по популяризации мордовского народного искусства. Она передает опыт и навыки молодому поколению.
Но не только рукоделием занимается Мария Ивановна. Мастерица на все руки обнаружила по ходу своей работы и талант к сочинению стихов и песен. Их она пишет за любимым занятием - вышиванием. Основной мотив ее песен стихов - тяжелая жизнь деревенского народа, родная деревня. Во время нашего посещения, Мария Ивановна прочитала несколько стихов на мокшанском и русском языках, спела любимые песни о родном селе «Лемдяй велесь», «Ванькань Мараняс».
Стихи Марии Бикеевой
«Лемдяй веленяй»
Лемдяй веленяй, лемце пяк мазы, колгат пара валхт ломаттне азыхть.
Лявляй ляйсь шуди Лемдяйть ланганза, оцю кись етай Лемдяйть фталганза.
Ся киге ардыхть оцязор алят, синдедост оцюфт масторса аш илят.
Лемдяйть перьфканза лама виренза, якстерь роза панчфт Лемдяйть стиренза.
Стирнят, велеса кштида - морада, цебярь од церань седихть колада...
Специалист улихть, улихть враченза, кода орелонь, келихть пацянза.
Инженерхть улихть да юристонза, удалаф церат - гармонистонза.
Кайги морхт морайхть велень аватне, наряжайхть - срхкайхть, кода паватне.
Улихть аватка - золотой сурбрят, котфти сермадыхть сюреса кудрят.
Родинать ванфтомс улихть серанза, велеть кувалма гайняйхть моронза.
Охай родина, прекраснай сторона! костонга аф муят лацот тяфтама!
М. И. Бикеева, 2006 г.
Поздравление - стишок для внука Никиты на день рождения.
Вся Вселенная вертится вокруг своей орбиты.
Десять лет исполнилось Становкину Никите.
С днем рожденья поздравляю, будем хлопать в ладушки.
Свой подарок принимай, от любимой бабушки.
Будь здоровым и счастливым и разумным тоже будь.
Чтобы солнышко светило, пусть будет в жизни длинный путь.
Стань хорошим человеком, будь опорой для родных.
Стань таким, каким ты хочешь, пусть будет счастье в руках твоих.
2005 г.
«Ванькань Мараняс»
(Мора - песня)
Тя морть инкса Мария Ивановна получась казне 2006 кизонь «Шумбрат, Мордовия!» фестивальса - диплом «Мастер года»
Ванькань Марянясь, акша палянясь, шобда менельса - валда зарянясь,
Золотаса ашкотфт сурпрянянза, анокт тевонди сире крьнянянза.
Сиянь салмоксоц кядьсонза комболды, скомняня лангса панар сермады.
Картат серманза, штатолхт алганза- сельмонь ванф каяйхть сонь лангозонза.
Ватт, тясть сельмоде, сельмос тясть сиве, удалаф стирнять веронц тясть симе.
Удалав стирнять веронц тясть симе. золотой сюлгам нюрги мяштьсонза,
Надежнай цера ащи эшкссонза.
Эздон тят визде, пря тят комафта, лия цера лангс тямак полафта.
Кельгте, Мараняй, баяр - аваняй, пяк удалафат, цебярь шаманяй.
Шобдава рана стяй работама, люси пирьф шири траксонь потяма.
Муськопт оргалды ляй трваняса, жемчуг ожнанянь сонь крганянза.
Понав шапканясь ладязь прязонза, акша панчфкя сялкф сонь кудрязонза.
Орняц лонгсонза пиндолды шиса, кайги пайгоня вайгяленц песа.
Пиндолды шеряпт нюргихть пильксонза- мокшень цератне тюрихть пильконза-
Мокшень цератне тюрихть инксонза.
Кедень сумканяц сонь кядьпесонза, якай ялганяц учи эсонза.
Якстерь краскаса артфт трванянза. Ладямонза састь сонь куданянза-
Богатырь - цера сявсы поланди. Урьвакс лисемась трудна ноланди.
Иднят раштада, стирнят - церанят, фалу морседа идень моронят.
Подарки для гостей.
Именно ей, простой сельской мастерице, доверили изготовить мордовские рубашки, которые были подарены от нашей республики народному артисту СССР, лауреату Государственных премий СССР и РФ, художественному руководителю МХТ им. А. П. Чехова Олегу Табакову и народному артисту СССР, лауреату Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, художественному руководителю и главному дирижеру Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Владимиру Федосееву во время их приезда в Мордовию. Чтобы выразить свою благодарность Главе Мордовии Николаю Меркушкину за внимание и заботу о пожилых людях, Мария Ивановна специально для Главы РМ вышила и подарила рушник. У мастерицы множество наград, дипломов республиканских конкурсов, Почетных грамот, она всегда представляет свои работы в рамках республиканского фестиваля народных художественных промыслов и ремесел «Шумбрат, Мордовия!», в 2007 году она стала победителем конкурса «Мастер года». Работы Марии Бикеевой могли увидеть жители многих регионов России, в которых прошли «Дни Республики Мордовия», где изготовленные рукодельницей платья и рубашки были представлены на выставке. В 2006 году в ее родное село Лемдяй, именно к ней, к мастерице, приезжали гости из Франции, преподаватели университета. Они говорили с ней на чистом мокшанском языке, с переводчиком на русском. После этой встречи осталось столько впечатлений! На память Мария Ивановна подарила им мордовский костюм. В 1998 году она встречала гостей из Финляндии. Преподавателям Марии Сало и Валентине Маркиной также мастерица преподнесла в подарок свои шедевры - национальные костюмы. Рубашкой она одарила и В.В.Руженкова, Министра торговли и предпринимательства РМ во время открытия Новотроицкой церкви. Есть подарок от нее и у заместителя Председателя Государственного комитета РМ по национальной политике Татьяны Шарманкиной. Красивая мордовская рубашка была подарена и президенту России В.В. Путину.
Подарки для родных. Всем своим детям вышила по костюму.
После смерти Николая Гавриловича дети настойчиво звали мать к себе жить. Но Мария Ивановна упорно отказывается: «Пока ходят ноги, родной дом не оставлю!» Ее добротный уютный дом всегда рад гостям, дети стараются почаще приезжать к маме, а она встречает их самыми вкусными на свете блинами, пирогами, испеченными в русской печке.
- У нас многие в селе ломают печи, освобождая пространство, но я свою печь берегу, - рассказывает Мария Ивановна, - все приготовленные в печи блюда получаются вкуснее, и никакая духовка с печкой не сравнится.
- Лучше, чем в Мордовии, нигде не живут, - уверена Мария Ивановна, - даже в Подмосковье газ не везде проведен, а у нас в республике красота – ни дров, ни уголь заготавливать не надо. Радует Марию Бикееву и то, что, по ее словам, все дети выросли настоящими людьми. Каждый из ее семи сыновей и дочерей нашел дело по душе, создал семью, на сегодняшний день у нее уже 12 внуков и один правнук. Для каждого из своих родных Мария Ивановна готовит по-настоящему ценные подарки: для дочерей, снох и внучек – платья, а для сыновей, зятьев и внуков - настоящие мордовские рубашки.
Когда дочери в детстве просили ее научить их также искусно вышивать, Мария Ивановна лишь отмахивалась: «Главное для вас – получить достойное образование, а потом все остальное».
Большинство из представленных на выставке рубашек и костюмов также принадлежат детям Марии Бикеевой. Сегодня она работает над рубашкой для внука Никиты, чтобы успеть к его третьему дню рождения закончить свой красивый подарок, внуку Артуру достался рушник в качестве свадебного подарка.
Высокая государственная награда нашла Марию Ивановну...
7 марта 2011 года, в республиканском театре оперы и балета Н.И. Меркушкин вручил мастерице из Лемдяя М.И. Бикеевой высокую государственную награду - почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Мордовия». Мария Ивановна выступила с ответным словом от всех мордовских сельских женщин и вручила подарок Главе республики Мордовия - вышитую мордовскую рубашку. Такую же красочную оригинальную рубашку она пообещала изготовить для В. В. Путина. Всю свою жизнь, начиная с детских лет, Мария Ивановна вышивает. Через свои работы ей удается передать всю свою любовь к родному мордовскому краю, ее истории, традициям и обычаям. В начале своего творчества она была мало заметна. Ну, вышивает себе и вышивает, как и сотни простых мордовских женщин в селах и деревнях. Но за последние 10-15 лет ее работы все больше оказываются в центре внимания людей. Ее выставки все чаще экспонируются на республиканских мероприятиях, как, например, на ежегодных фестивалях: «Шумбрат, Мордовия!». Особым интересом пользовалась экспозиция работ Марии Ивановны на 6 Всероссийской выставке - ярмарке изделий народных художественных промыслов и ремесел, костюмов, художественной культуры и искусства финно-угорских народов. Ярмарка - выставка проходила в рамках Российско-Финляндского культурного форума, который состоялся в конце 2011 года в Саранске и посвящался 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства. Среди коллекции нарядов Марии Ивановны были представлены: повседневные платья (нула) мокшанок, праздничные яркие платья, унизанные бисером. Для своих костюмов она использует старинные мокшанские узоры, а также свои оригинальные рисунки. Она имеет более 10 дипломов за сохранение народных традиций, развитие национальной культуры, за оригинальный замысел, самобытность национального костюма. За высокое мастерство и пропаганду национальных традиций в авторском творчестве, активное участие в выставках неоднократно награждена дипломами и грамотами Правительства Республики Мордовия, Министерства по национальной политике, Министерства культуры РМ, Ассоциации финно - угорских народов. Она постоянная участница Республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия» В 2006 году в рамках фестиваля ей присвоено звание «Мастер года». Также она награждена дипломами 1-7 Всероссийских выставок - ярмарок «Народные художественные промыслы и ремесла финно - угорских народов ТЕВ». В 2010 году Глава РМ Н.И. Меркушкин предоставил нашей мордовской мастерице 10-дневный круиз по Волге и отдых в санатории «Алатырь». «В санатории было все однообразно, скучала часто. И придумали показать с отдыхающими концерт. Я выступала со стихами и песнями собственного сочинения» - вспоминает Мария Ивановна. Многие ее стихи и песни публиковались в газетах «Трудовая правда», «Мокшень правда». Да и о ней, как мастерице национальных костюмов, очень часто пишут на страницах данных газет. В декабре 2013 года в жизни Марии Ивановны произошло еще очень важное событие. Она получила приглашение лично от Н.И. Меркушкина главы Самарской области для участия в выставке – ярмарке народных художественных промыслов и ремесел народов Поволжья, где ее мордовские наряды-шедевры национальной культуры были очень высоко оценены. Мастерица была награждена Почетной грамотой, ценными подарками. В юбилейный 2014 год Мария Бикеева получила телеграмму лично от губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина. « Я очень горжусь этим дорогим подарком и вниманием» сказала при встрече рукодельница.
В 2016 году Мария Ивановна была участницей первого Республиканского гастрономического фестиваля «Ярхцама васта», «Традиции предков храним и возрождаем», который проходил на Старошайговской земле, а также на фестивале «Шумбрат, Мордовия!» в городе Саранске. Ее шедевры – мордовские костюмы, украшали выставки на этих мероприятиях.
Ее отличает доброжелательность, открытость, большая работоспособность, гостеприимство. У нее в доме всегда много гостей не только из своего села, но и часты гости из района, республики, других регионов России и даже зарубежных стран. Она заслужила авторитет среди односельчан, поэтому неслучайно участники фольклорного ансамбля «Лемдяйского дома культуры» обратились с ходатайством к министру культуры Р М Тултаеву П.Н. о выдвижении Марии Ивановны на соискание федеральной премии «Душа России». Вот что они пишут:
«Уважаемый Петр Николаевич! К вам обращаются участники фольклорного ансамбля мордовского села «Лемдяй с просьбой выдвинуть кандидатуру Бикеевой Марии Ивановны на соискание федеральной премии «Душа России». В каждом селе есть люди, которые болеют душой за свое село, район, за свою национальную культуру. В нашем селе таким человеком является талантливая женщина, вышивальщица Мария Ивановна Бикеева. Она неоднократно участвовала со своими национальными костюмами и другими красиво оформленными предметами мордвы на различных муниципальных и республиканских выставках. Каждая ее выставка художественное произведение, которое сохраняет и воспитывает любовь к национальному искусству. В ее творчестве прослеживается душа народа, самобытность культуры, большое трудолюбие. Она и активная участница фольклорного ансамбля. Убедительно просим услышать наши слова и оценить по достоинству ее творчество»
Участники фольклорного ансамбля: М.И. Иванова, В.П. Осипова, Г.А. Макеева, С.С. Демкина, Т.А. Лушкина, С.А. Кижаева, А.Е. Бикеева, Р.Н. Дунькина, А.Ф. Зорькина, М.Б. Босина, Е.В. Качанова.[3] «В каждом селе есть люди, которые болеют душой за малую родину, район, за свою национальную культуру. В нашем селе таким человеком является талантливая женщина, непревзойденная мастерица мордовской вышивки – Бикеева Мария Ивановна. Наверное, в Мордовии нет такого человека, который бы не слышал про эту прекрасную женщину. Доброжелательность, открытость, большая работоспособность, творческое отношение к сохранению и развитию национальной культуры позволили Марии Ивановне завоевать заслуженный авторитет среди односельчан, прославить наше село Лемдяй не только в Мордовии, но и за рубежом». Вот так высоко оценивает творчество мастерицы М. Босина заведущая Лемдяйской сельской библиотекой в районной газете[4]
Развитие этнотуризма в Старошайговском районе.
Мы жители Старошайговского района гордимся тем, что на территории нашего района находится центр национальной культуры Республики Мордовии, который представляет очень большой интерес не только для туристов района, республики, но для гостей из других стран. От Саранска до Старой Теризморги совсем недалеко - 65 км. Не в каждое село приезжают руководители России, Венгрии и Финляндии! Для жителей села стало привычным встречать на своей земле многочисленных туристов. Центр села украшают величественный Свято - Никольский храм, который является ценнейшим архитектурным памятником, этнографический музей под открытым небом «Крестьянская усадьба». В музее заботливыми руками восстановлен быт сельских жителей, представлены уникальные вышивки, национальные костюмы. Мокшанский центр национальной культуры живет полнокровной жизнью: при центре на постоянной основе работают детский ансамбль «Лаймоня», кружки национальной вышивки и плетения бисером. Прикладное творчество пропагандируется (передвижные выставки) в национальных музеях городов Сыктывкар, Чебоксары, Тарту, Будапешт. Постоянные экспозиции народного костюма находятся в музее финно-угорских народов (г.Хельсинки. Финляндия), Доме народов (г. Москва). Неинтересных поселений в Старошайговском районе нет, стоит только покапаться в прошлом, и о любом можно книжку написать. Заехав в с. Лемдяй, можно познакомиться с мастерицей - рукодельницей по изготовлению мордовских костюмов Бикеевой Марией Ивановной, которая удостоена множества наград, дипломов республиканских конкурсов, Почетных грамот. Ее мордовские рубашки и платья представляются на выставках не только в России, но и за рубежом. Об этой удивительной женщине можно рассказывать много и долго. Но все равно всего не скажешь. Настолько этот человек многогранен и самобытен. Побывав у нее в гостях, я просто была в восторге. Дом у нее, надо сказать добротный, внутри со вкусом обставлен, а сама хозяйка дома такая гостеприимная. К встрече гостей готовится серьезно, обязательно угощает мордовскими блинами. А с какой радостью она демонстрирует свои высококлассные работы!
Это воистину достойные шедевры национальной культуры. Словами невозможно передать всю гамму расцветок и объемы исполнения этих платьев.
III. Заключение.
Выводы:
1. Новизна работы состоит в том, что впервые мне удалось собрать, систематизировать и обработать материалы по уникальному творчеству лемдяйской рукодельницы Марии Ивановны Бикеевой.
2. Я глубоко убеждена в том, что коллекции ее работ представляет настоящие щедевры национальной культуры мордовского народа. Мария Ивановна - мастер декоративно - прикладного искусства. Ее творчество продолжает вековые традиции мордовской национальной вышивки и наполнено искренним чувством бережного отношения к художественному наследию одного из крупнейших финно - угорских народов. Работы отличаются выразительностью композиции, умением передать национальный колорит. Вышитые ею национальные яркие, праздничные женские и мужские рубахи, а также повседневные рубахи мокшанок, полотенца экспонируются на всероссийских, межрегиональных и республиканских выставках. М. И. Бикеева вносит основательный вклад по популяризации мордовского народного искусства. Она передает опыт и навыки молодому поколению.
3. Мы жители Старошайговского района гордимся тем, что на территории нашего района находится Мокшанский центр национальной культуры в с. Старая Теризморга, а также знаменитый дом мордовской вышивальщицы в с. Лемдяй Бикеевой Марии Ивановны, которые представляют очень большой интерес не только для туристов района, республики, но для гостей из других стран, для развития этнического туризма в республике Мордовия.
4. За последние 10-15 лет ее работы все больше оказываются в центре внимания людей. За высокое мастерство и пропаганду национальных традиций в авторском творчестве, активное участие в выставках - ярмарках, фестивалях, смотрах художественной самодеятельности неоднократно награждалась дипломами и грамотами Правительства Республики Мордовия, Министерства по национальной политике, Министерства культуры РМ, Ассоциации финно - угорских народов, имеет высокую государственную награду - почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Мордовия».
5. В ходе исследований я узнала, что эта удивительная женщина не только рукоделием занимается. Мастерица на все руки обнаружила по ходу своей работы и талант к сочинению стихов и песен. Их она пишет за любимым занятием - вышиванием. Основной мотив ее песен стихов - тяжелая жизнь деревенского народа, родная деревня. Насколько этот человек многогранен и самобытен.
5. Публикация работы на интернет-сайтах сделает художественное творчество знаменитой вышивальщицы мордовских костюмов широко доступной населению района, республики, народов финно - угорских стран. Низкий поклон этой простой мордовской женщине!
Практическая значимость проекта.
Главное богатство родного края - это люди и их дела. Этнографические исследования призваны изучать прошлое ради настоящего и будущего. Я верю, что возрождение российской деревни повлечет за собой и возрождение некоторых традиционных промыслов.
Исследован и собран богатый материал по выбранной теме, который будет использоваться на уроках, во внеурочное время учениками и учителями. Немало в селах мастериц, которые могут красиво вышивать, вязать на спицах и крючком, готовить блюда и напитки национальной кухни. Это касается и мужчин, некоторые мастера изготавливают уникальные сувениры, но свой талант считают лишь развлечением. Инициативные люди смогут заняться не только реализацией изготовленной продукции, но и организовать этнографический музей в своем селе. Завтрашний день сельских поселений Мордовии зависит не только от поддержки государства, сами селяне могут организовать бизнес и обеспечить себе достойную жизнь.
IV. Литература
1. А. С. Лузгин. Жизнь промыслов. Саранск, 2001.
2. Древняя мордва. В. Вихляев.Саранск, 2007.
3. В.А. Гадаев. В этот мир я пришел. Воспоминания.Саранск, 2000.
4. А.И. Сухарев. Мордовия. Энциклопедия, том 2, Саранск, 2004.
5. Ф.П. Чудаев. «Живи и здравствуй, край старошайговский» Саранск, 2005.
6. Ф.П. Чудаев, А.С. Тувин «Боль и радость ты наша Земля старошайговская»
Саранск,1988.
7. В.А. Гадаев, В.В. Руженков, В.И. Рогачев. «Край отшумевших ярмарок и базаров», Саранск, 2011 г.
8. Словарь Ожегова.
9. Архивные материалы.
10. Воспоминания жителей села.
11. Подборка статей из газет «Трудовая правда». «Мокшень правда» Рубрика: «Из истории родного края».
12. Фотоматериалы.
V. Приложение.
[1] «Известия Мордовии» за 5 октября 2012 г.
[2] Из беседы с Бикеевой М.И.
[3] Из материалов ходотайства ( см. приложение)
[4] «Трудовая правда» за 29 мая 2015 года.
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Прекрасное далёко
Горячо - холодно
Новый снимок Юпитера
Всему свой срок