Работа посвящена коми национальным традициям строительства и внутреннего убранства дома.
В работе использовались материалы, предоставленные Гилязовой Елизаветой Андреевной, уроженкой с. Новик бож Усинского района, Тороповым Эдуардом Анатольевичем, уроженцем с. Соколовка Печерского района, рисунки из дипломной работы Багаевой Марины Всеволодны, фотографии экспонатов из Национального музея республики Коми и из личного архива Абдулхалимовой Наталии.\
Авторы представили информацию о древних поселениях на коми земле, особенностях построек, декоративном украшении, внутреннем обустройстве жилища коми народа. Они изготовили макет внутреннего убранства коми избы, который станет экспонатом школьного музея.
Использование данного материала дает школьникам возможность ощутить движение времени, понять смысл изменений в материальной культуре народа коми, пробудить интерес к народным ремеслам.
Данная работа будет полезна учащимся 5-9 классов, изучающим темы «Интерьер жилого дома» на уроках технологии. Поможет учителям при подготовке к урокам по национально-региональному компоненту стандарта образования.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_dom_-_moya_krepost.doc | 113.5 КБ |
moy_dom-moya_krepost.pptx | 2.05 МБ |
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
с углубленным изучением отдельных предметов»
Научно – практическая конференция школьников
«Шаг в науку»
Тема исследовательской работы:
«Мой дом – моя крепость»
Авторы: Жеребцова Мария, Паламарчук Олеся,
ученицы 8 Б класса
Руководитель: Ермолина И.Н.,
учитель технологии
Усинск
2012 г.
«Мой дом – моя крепость»
Жеребцова Мария, Паламарчук Олеся, ученицы 8 Б класса
МБОУ «СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Усинска
Руководитель: Ермолина И.Н., учитель технологии
Аннотация
Работа посвящена коми национальным традициям строительства и внутреннего убранства дома.
В работе использовались материалы, предоставленные Гилязовой Елизаветой Андреевной, уроженкой с. Новик бож Усинского района, Тороповым Эдуардом Анатольевичем, уроженцем с. Соколовка Печерского района, рисунки из дипломной работы Багаевой Марины Всеволодны, фотографии экспонатов из Национального музея республики Коми и из личного архива Абдулхалимовой Наталии.
Авторы представили информацию о древних поселениях на коми земле, особенностях построек, декоративном украшении, внутреннем обустройстве жилища коми народа. Они изготовили макет внутреннего убранства коми избы, который станет экспонатом школьного музея.
Использование данного материала дает школьникам возможность ощутить движение времени, понять смысл изменений в материальной культуре народа коми, пробудить интерес к народным ремеслам.
Данная работа будет полезна учащимся 5-9 классов, изучающим темы «Интерьер жилого дома» на уроках технологии. Поможет учителям при подготовке к урокам по национально-региональному компоненту стандарта образования.
Содержание:
I. Введение ___________________________________________________стр. 4
II. Основная часть:
2.1. Древние поселения на коми земле __________________________ стр. 5
2.2. Особенности построек на территории Коми ________________стр. 6-7
III. Заключение _______________________________________________стр.13
IV.Список литературы _________________________________________стр. 14
V. Приложения:
I. Введение
Афоризм «мой дом – моя крепость» («my house is mу castle») принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку (Coke; 1552–1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища.
С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Дом давал возможность человеку на маленьком пространстве огромного мира реализовать данную Творцом свободу и создать тот мир, который соответствует его духовно-нравственным ценностям, потребностям и привычкам. Известное выражение «чувствовать себя как дома» указывает на свободу и не стесненность человека в своем доме.
Наша работа посвящена коми национальным традициям строительства и внутреннего убранства дома.
Работая экскурсоводами в школьном музее, мы заинтересовались темой жилища,
провели научно-исследовательскую работу с целью узнать больше о коми строениях и их интерьере. Жеребцов мм сделал макет коми избы, а мы выполнили внутреннее убранство.
В работе использовались материалы, предоставленные Гилязовой Елизаветой Андреевной, уроженкой с. Новик бож Усинского района, Тороповым Эдуардом Анатольевичем, уроженцем с. Соколовка Печерского района, рисунки из дипломной работы Багаевой Марины Всеволодны, фотографии экспонатов из Национального музея республики Коми и из личного архива Абдулхалимовой Наталии.
Цель нашей работы:
создание макета внутреннего убранства коми избы для школьного музея.
Задачи:
В древние времена жилищем человеку служила пещера. Обязательно внутри пещеры был очаг – кострище. Такие жилища были обнаружены археологами на реке Усе, Печоре. Эти стоянки существовали более 30 тысяч лет назад. Но существовали они недолго. Резкое похолодание вынудило людей покинуть эти места. И на протяжении многих лет северная территория не была заселенной.
Только, примерно, через 10 тысяч лет на севере снова появились люди, но стоянки были временными. Шло время. И появляется все больше стоянок и поселений как временных, так и постоянных. Большинство из них располагалось у рек.
Жилищем были землянки – углубления в земле. Форма могла быть округлой, овальной или четырехугольной (приложение 1, рис.1). В центре жилища находился очаг – кострище. В поселениях могло проживать от 5 до 20 человек.
Прошло еще несколько тысяч лет. На севере складываются благоприятные климатические условия и это дает возможность заселению больше лесных территорий. Поселения по-прежнему располагаются по берегам рек. Жилищем служат бревенчатые полуземлянки с наземными очагами-кострищами (приложение 1, рис. 2). У жилищ вход похож на траншею (ров). Вокруг жилища могли быть хозяйственные ямы, погреба. Этот период истории называли каменным веком. На его смену приходит бронзовый век. В этот период на территории коми республики уже насчитывается около 100 поселений. Жилища были в основном полуземлянки (приложение 1,рис. 3). Встречаются и наземные жилища – квадратные в плане. Бревенчатые стены. Крыша. Появляется наклонный вход – пандус[1] (приложение). Существовали и временные жилища, они напоминали собой чум[2] или шалаш.
Открытие железа дало человеку большие возможности. Этот период в истории существовали как временные. Так и постоянные жилища. Постоянные постройки были наземные, прямоугольной формы и имели большую площадь, 1-2 выхода. Внутри могло быть 1-2 очага-кострища, спальные места были вдоль стен.
Позднее появляются жилища имеющие вид двускатного шалаша (приложение1, рис.4). Сооружался сруб в один венец[3], по углам столбы, поддерживающие крышу. Отапливались эти жилища так же очагами-кострищами. Рядом с жилищем были хозяйственные ямы.
В средние века развитие жилища проходило под влиянием русского народа. Строили довольно большие постройки из бревен под двускатными крышами без потолка, без окон, с нарами вдоль стен и очагом в центре (приложение1,рис.5). К дому примыкали хозяйственные постройки: хлев и сарай.
Археологические материалы показывают, что предки коми, как правило, селились по берегам рек и озёр (приложение 2). Эта традиция оставалась незыблемой веками. Посмотрев на карту Коми республики, нетрудно убедиться, что большинство коми сёл и деревень лежат у больших рек или их притоков. Такая «привязанность» к рекам имеет своё объяснение. Реки служили основными путями сообщения, в хозяйственном комплексе коми всегда большое место занимало рыболовство (приложение 3), по берегам рек находились лучшие сенокосы, прибрежные районы легче было осваивать под пашню. Поселения ставились на высоком, незатопляемом в половодье берегу, иногда она находились довольно далеко от реки. Нередко встречались поселения, расположенные при впадении одной реки в другую – такие места считались особенно выгодными как находящиеся на пересечении речных путей, а в древности ещё и как наиболее защищённые.
Древнейший тип застройки – беспорядочный (приложение 4, рис.1), когда жилые и хозяйственные постройки располагались без плана.
Более поздний тип застройки – прибрежно-рядовой (приложение 4, рис.2), когда дома, обращенные фасадом к реке, выстраивались в несколько рядов, так что фасады домов второй линии «упирались» в задворки первой линии. Это самый распространенный тип застройки в XIX веке.
Самый «молодой» тип застройки – уличный (приложение 4, рис.3), когда дома двух линий обращены друг к другу, образуя улицу. Чаще всего такую планировку имеют селения, расположенные у дорог, а также вновь отстраиваемые после пожаров по утвержденным планам.
Основным строительным материалом, который человек научился использовать в строительстве, стало дерево. К тому же коми земля была им богата.
Для коми типична высокая, просторная, многокамерная изба с примыкающими к ней двором под одной двускатной крышей (приложение 5).
Северяне строили дома внушительных размеров: одно-двухэтажные с чердачными жилыми помещениями (приложение 6.
Дома получались высокие, наклон крыши был невелик, что придавало постройке монументальность: “Жилища здешних жителей отличаются грандиозностью и массивностью”, - писал о коми жилище В.Аврамов (приложение 7).
Дом обычно находился в глубине усадьбы (приложение 8), огороженной изгородью из толстых жердей. Сама изгородь дополняла архитектурный ансамбль дома – усадьбы. Напротив дорожки, ведущей к крыльцу дома устанавливалась калитка с крутящейся вертушкой-крестовиной. Большие двухэтажные дома были чаще всего пятистенки[4]. или дома-крестовики[5]. Особенностью такого дома является четырёхскатная крыша и стропильная конструкция крепления кровли.
Своеобразным развитием этих типов домов являются двухэтажные дома коми-
ижемцев, получившие распространение во второй половине XIX века. Большинство из них – двухэтажные пятистенки и крестовики.
Одноэтажные дома обычно ставились на высоком подклёте[6] (пол выстилался на высоте 1,5-2 метров) (приложение 9), это способствовало сохранению тепла и приподнимало жилую часть
над снегом.
Коми-дома строились из прочных массивных брёвен и почти были лишены декора. Нижние венцы изготавливались из лиственницы, основные и верхние обычно из сосны.
Коми-постройки содержали минимум металлических деталей. Брёвна сруба прокладывали мхом для сохранения тепла. Верхние венцы в некоторых постройках прокладывали через слой бересты, которая служила гидроизоляцией.
В доме-связи по фасаду обычно было шесть окон (приложение 9)– по три в каждой избе, в пятистенках и крестовиках – по четыре. Пол чаще всего делали двойной для утепления.
Крыша покрывалась тёсом[7] в два ряда, тёсины клались в шахматном порядке, это
обеспечивало водонепроницаемость.
У хорошего хозяина дом выглядел очень нарядно. Над крышей двухэтажного дама с трех сторон были надстроены крупные мезонины[8] с тремя окнами каждый (приложение 10). Мезонины так же были жилыми помещениями. Под окнами мезонина – резные балконы. Крыльцо дома сбоку, двухэтажное, на резных столбах: верхний этаж крыльца, на который ведет лестница с задней стороны, представляет собою открытую террасу с резными перилами (приложение 11).
С 19 века дома обшивались тесом и начали украшаться прорезной и накладной резьбой. В резном орнаменте дома коми мастера использовали простые формы в виде полукругов и полуовалов, в виде сердечка, крестообразные фигуры.
Дом смотрит на мир окнами – очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и поэтому украшению окон придавали то же большое значение (приложение 12, 13,14). Окна первого этажа были арочной формы.
Главным украшением срубного жилища коми был конек (приложение 15). Это фигурка то ли коня, то ли птицы, то ли фантастического животного на крыше дома, а, иногда это лосиные или оленьи рога. Конек возвышается над постройкой и привлекает внимание прохожих. Он был продолжением охлупня[9] (приложение 16). Охлупень укладывался на вершину кровли. Он прижимал верхние концы тёсаной кровли, притягивался к верхней слеге деревянными штырями (стамиками) или коваными гвоздями. В обработке охлупя коми мастер использовал всю свою изобретательность. У каждого мастера охлупень имел свою форму
Еще одним своеобразным украшением были уключины (приложение 17) – это специальные приспособления, которые удерживали тес. Уключины имели форму опять же или конской головы, или чаще всего птицы. Конь в представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты. Он символизировал солнце, движущее по небу.
Причелины[10] (приложение 17) оформлялись геометрической резьбой вдоль нижнего края. Причелины – доски у края крыши. Иногда изображались на них солярные знаки (солнечные), растительные и зооморфные элементы, символы, обереги. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также ряды отверстий в форме прямоугольников и ромбов – это символы земли. Зигзаги, различные выступы, дополняющие их отверстия – символы воды (приложение 18).
Солнце, земля и вода – эти стихии, силы природы которым коми народ поклонялся в древние времена. Свои наблюдения за явлениями в природе, свою веру в силу природы, поклонение силам природы коми народ отразил в украшении (в декоре) своего жилища. Резные украшения не только украшали дом, но и оберегали его от темных сил.
Возводя дом, человек как бы отгораживался от мира стенами, крышей. Крыша дома связывалась с небом в народных представлениях, деревянный сруб с окнами – связывался с землей, а подполье – с подземным миром (приложение 19). Прежде чем построить дом, хозяин должен был определить место, заготовить бревна для сруба. Сруб – это четырехугольная бревенчатая коробка дома. В народе говорят: «срубить дом», значит поставить сруб. Чтобы в будущем в этом доме жилось хорошо, в достатке. Хозяин, прежде чем строить дом советовались со знающими людьми.
2.4. Внутренние устройство жилища
Входя в горницу, волей – неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог высокий, чтобы меньше продувало (приложение 20). Прежде чем попасть в жилую комнату, нужно пройти через сени (приложение 21). Одна дверь ведет в хозяйственную часть дома, а другая в жилую комнату. В хозяйственной части находятся сеновал, всякая домашняя утварь, орудия труда, а так же хлев (приложение 22).
Жилая часть делилась на две части – летнюю избу и зимнюю. В летней прохладно, а в зимней тепло (приложение 23).
Внутренний план коми-зырянской избы достаточно устойчив(приложение 24). Наиболее распространен был интерьер, где русская печь стоит направо или налево от входа (у задней стены) и обращена устьем к передней стене избы.
«Изба зажиточного зырянина довольно просторна, печь у нее с трубой, а вдоль одной из стен непременно красуется пестро и ярко раскрашенный залавок – подобие невысокого шкафа для посуды и, между прочим. Для всякой домашней мелочи. Любимые цвета при окраске мебели – столов. Шкафов и залавков – красный, зеленый и отчасти желтый.»[11]
Полати располагались недалеко от печи при входе, кровать под полатями у боковой или задней стены.
Внутреннее пространство дома также делилось на “переднюю” и “заднюю” части избы. Гость, как правило, оставался, в передней её части и без приглашения хозяев не переходил в семейную, личную часть избы.
Много места занимала печь. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Она кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. Перед устьем печи устроен шесток – широкая толстая доска, где стоят горшки и чугунки. Рядом с устьем стоят ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. Само устье печи смотрит на передние окна.
Пространство около печи служило женской половиной. Здесь командовала хозяйка, и все было приспособлено для приготовления пищи. А рядом, на лавке стояла прялка. В свободную минуту хозяйка пряла пряжу.
По стенам тянулись широкие деревянные лавки, а над ними, на высоте человеческого роста устраивались полки (полавошник), на которых ставили посуду, клали шапки и различные хозяйственные вещи.
По диагонали от печи, левый передний угол, где висели иконы и стоял стол назывался “божий красный угол” от слова «красивый» (приложение 25). Это самое почетное место – духовный центр дома. Перед иконами висела лампада и была укреплена полочка, на которой лежали крашенные яйца, верба, иногда щучья челюсть, которая, по народному поверью, предохраняла от сглаза и нечистой силы (приложение 26). Рядом с иконами висели картинки религиозного содержания и фотографии близких.
Иногда над столом с потолка спускалось украшение из соломы в виде многогранной геометрической фигуры, убранной бумажными цветами и разноцветными лоскутками. Украшением красного угла во многих избах служили ещё скорлупки от куриных и утиных яиц, надетые на палочки и вставленные в расщелины брёвен или нанизанные на нитки и подвешенные к потолку, а также крылья птиц: селезня и глухаря.
Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол.
В углу под иконами находился четырёхугольный обеденный стол (приложение 26) . На столе обычно стояла деревянная солонка в форме утки и лежала коврига хлеба, завёрнутая в домотканую скатерть.
Возле стола стоял стул с высокой спинкой или табуретка.
Крестьянские семьи были большие и члены семьи спали на печке, на полатях. Полати – это деревянный настил около печи. «Когда истопится и поостынет, тогда семья перебирается на полати. На полатях прядут, шьют, закусывают и гостей принимают – словом, на полатях проводится весь день и весь вечер. Поэтому полати нарочно делаются больше, на пол-избы, и не так высоко, не под самым потолком, как , напр., в русских избах. В стене, вверху, прорубается одно или два оконца для большего притока света на полати. Спят также на полатях и на печи. »[12]
Кровать ставилась под полатями и завершалась цветным ситцевым пологом. Около кровати на длинном шесте, прикреплённом к потолку, качалась деревянная колыбель-люлька (приложение 27).
Рукомойник – медный котелок с носиком помещался около печи. Под него ставили лохань или таз, вставленный в железный обруч, прикреплённый к печи.
Все в избе, кроме печи было сделано из дерева и почти все своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, туеса, корзины. Убранство избы не отличалось разнообразием мебели: стол, ласки, сундук – но все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению.
Немало предметов быта, необходимых для жизни, коми получали обработкой бересты. Шкатулки, корзинки, плетёные сумки и другие бытовые предметы коми получали плетением узких полос бересты. Плетением корзин и сумок занимались как мужчины, так и женщины. А вот тканьем занимались исключительно женщины. Ткали в весеннее время до наступления полевых работ. Холст в основном на домашние нужды, но часть изделий имела ритуальное значение. Например, полотенце с узором играли большую роль в свадебной и похоронной обрядности.
Простые половики представляли собой грубую ткань, вытканную разноцветными полосами крашеного лоскута по льняной или хлопчатобумажной основе. Чередующиеся полосы шириной в 15-20 см разделялись с помощью мелких белых и черных полосок. Коми женщины ткали также для половиков толстую ткань в крупную разноцветную клетку. Половики народов коми отличаются особой цветовой насыщенностью, игрой цветных полос и квадратов.
Для тканья дорожек и ковров использовали мастерицы, главным образом коми-пермяки, закладную технику. Она позволяла усложнить орнамент ромбами, треугольниками, крестами, «елочкой».
Для личного потребления крестьяне изготовляли деревянную посуду способом долбления. Это были катки, ведра, ковши, блюда, ложки. Посуду резали мужчины в избах ручным способом, токарного станка ни у кого не было. До настоящего времени у многих жителей коми можно встретить деревянную солонку в форме утки. На крышке солонки вырезались утята. Такими резными солонками в семье очень дорожили и они обычно переходят из поколения в поколение. Делали мастера большие деревянные чаши в виде водоплавающей птице, деревянные ковшики с двумя ручками, оформленными в виде головки и хвоста птиц. Ковши для подачи пива на праздничный стол были большими – емкостью до полутора-двух ведер. Ковши-скопари были меньшего размера, использовались для питья.
Наиболее богато украшались те предметы, которые играли первостепенное значение в приеме гостей, а прежде имели и ритуальное значение. Ложки, вилки, ковши, жбаны, солонки по мере возможности украшали. Жбан и кружка имели ручки и крышки, украшенные выемчатой резьбой или нарезным орнаментом. Ложки, имеющие отношение к воде, жидкости, оформлялись в виде рыбы или полых пластических фигур водоплавающих птиц.
Изготовление глиняной посуды для нужд семьи занимались в прошлом исключительно женщины, обычно старухи, которые хранили традиционные приемы ее обработки и передавали свои навыки из поколения в поколение. Сосуды разнообразны по форме: большие корчаги для воды и пива, сосуды с широким горлом для каши и с узким горлышком для молока.
Заключение
В ходе нашей работы мы многое узнали о строении домов коми и о убранстве избы. Научились ткацкому ремеслу. Изготовили макет старинного интерьера, который станет экспонатом в школьном музее.
Использование данного материала даст школьникам возможность ощутить движение времени, понять смысл изменений в материальной культуре народа коми, пробудить интерес к народным ремеслам.
Данная работа будет полезна учащимся 5-9 классов, изучающим темы «Интерьер жилого дома» на уроках технологии. Поможет учителям при подготовке к урокам по национально-региональному компоненту стандарта образования.
IV.Список литературы:
1. «В дебрях Севера», Русские писатели XVII – XIX веков о земле Коми, Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1983г.
2. «Детям о культуре народов Коми», Сыктывкар 1993г.
3. « Историко-культурный атлас Республики Коми». Москва, Издательский дом «ДРОФА». Издательство «ДиК» 1997г.
4. « Народное искусство Коми». Республиканский центр «Ветераны труда за мир» 1992г.
5. « Текстильный орнамент Коми». Сыктывкар, Коми книжное издательство 1984г.
6. «Энциклопедический словарь российской жизни и истории XVII – начала XX веков», Л. В. Беловинский, Москва, Олма-Пресс, 2003
[1] Па́ндус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности. Энциклопедия. Викепедия.
[2] Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами. Д.Н.Ушаков. «Толковый словарь русского языка».
[3] Венец - звено из четырёх скреплённых брёвен, образующих один ярус деревянного сруба. Викослосарь.
[4] Дом-пятистенка- четырёхстенный сруб, разделённый пятой капитальной
[5] Дом-крестовик – квадратный в плане сруба, разделённый на четыре части двумя капитальными стенами, пересекающимися под прямым углом
[6] Подклет - нижний нежилой этаж деревянного или каменного дома, предназначенный для хозяйственных нужд. Словарь архитектурно-строительных терминов.
[7] Тёс — тонкие доски из древесины различных пород, получаемые путем продольной распиловки бревна. Первоначально тёсом назывались доски, получаемые из брёвен, которые обычно предварительно раскалывались пополам с помощью клиньев, а затем обтёсывались. Отсюда название — «тёс». Словарь архитектурно-строительных терминов.
[8] Мезони́н (итал. mezzanino — «промежуточный»), надстрой, вышка, полуярус, полужилье — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. Она часто имеет форму креста или квадрата, иногда шестигранника. Может иметь форму цилиндра, реже восьмигранника. Часто эта надстройка не носит функциональный характер, а просто является декоративным элементом. Словарь архитектурно-строительных терминов.
[9] Охлупень — деталь кровли, изготавливаемый из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (откуда конёк крыши). Л. В. Беловинский. Энциклопедический словарь российской жизни и истории XVII – начала XX веков. Москва, Олма-Пресс, 2003
[10] Причелина в русской деревянной архитектуре - доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы бревен. Современный толковый словарь. Изд. Большая Советская Энциклопедия.
[11]В.С. Максимов «Год на Севере», стр. 123. Сост. З.Я. Немшилова «В дебрях севера», Коми книжное издательство, 1983.
[12] В.С. Максимов «Год на Севере», стр. 123. Сост. З.Я. Немшилова «В дебрях севера», Коми книжное издательство, 1983.
Слайд 1
Мой дом – моя крепость Выполнила: Урожаева Елена , ученица 8-а класса, МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Усинска Руководитель : Ермолина Ирина Николаевна , учитель технологииСлайд 2
Цель моей работы: создание макета, внутреннего убранства коми избы для школьного музея Задачи: ознакомится с историей домостроения; изготовить макет коми избы с внутренним убранством
Слайд 3
На фотографии дом Дуркина Александра Яковлевича (1905-1989 г.г.), построенный в деревне Гарево Усть-Цилемского района в 1901 году. Сейчас в нем проживают его дети. Афоризм «мой дом – моя крепость » (« my house is mу castle ») принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку ( Coke ; 1552–1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища .
Слайд 4
Предки коми, как правило, селились по берегам рек и озёр
Слайд 5
Основной строительный материал - дерево
Слайд 6
. Для коми типична высокая, просторная, многокамерная изба с примыкающими к ней двором под одной двускатной крышей
Слайд 7
Дом с мезонинами Над крышей двухэтажного дама с трех сторон были надстроены крупные мезонины [1] с тремя окнами каждый (приложение 10). Мезонины так же были жилыми помещениями. Под окнами мезонина – резные балконы. [ Мезони́н — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон.
Слайд 8
Крыльцо Крыльцо дома сбоку, двухэтажное, на резных столбах: верхний этаж крыльца, на который ведет лестница с задней стороны, представляет собою открытую террасу с резными перилам и
Слайд 9
Окна и резные наличники Дом смотрит на мир окнами – очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и поэтому украшению окон придавали большое значение
Слайд 10
« Конёк» возвышается над постройкой и привлекает внимание прохожих Главным украшением срубного жилища коми был конёк . Это фигурка то ли коня, то ли птицы, то ли фантастического животного на крыше дома, а, иногда это лосиные или оленьи рога «Конёк»
Слайд 11
Уключина и причелина Уключина - это специальное приспособление, которое удерживает тес. Причелины – доски у края крыши Причелины оформлялись геометрической резьбой вдоль нижнего края. Иногда изображались на них солярные знаки, растительные и зооморфные элементы, символы, обереги. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также ряды отверстий в форме прямоугольников и ромбов – это символы земли.
Слайд 12
Внутреннее устройство жилища Жилая часть делилась на две части – летнюю избу и зимнюю. В летней прохладно, а в зимней тепло Одна дверь ведет в хозяйственную часть дома, а другая в жилую комнату.
Слайд 13
Внутреннее устройство жилища Входя в горницу, волей – неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог высокий, чтобы меньше продувало. Прежде чем попасть в жилую комнату, нужно пройти через сени. Одна дверь ведет в хозяйственную часть дома, а другая в жилую комнату.. В хозяйственной части находятся сеновал, всякая домашняя утварь, орудия труда, а так же хлев
Слайд 14
Интерьер коми избы
Слайд 15
Печь Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Она кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. Перед устьем печи устроен шесток – широкая толстая доска, где стоят горшки и чугунки. Рядом с устьем стоят ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. Само устье печи смотрит на передние окна.
Слайд 16
Печь Пространство около печи служило женской половиной. Здесь командовала хозяйка, и все было приспособлено для приготовления пищи. А рядом, на лавке стояла прялка. В свободную минуту хозяйка пряла пряжу.
Слайд 17
Красный угол Это самое почетное место – духовный центр дома. Перед иконами висела лампада и была укреплена полочка, на которой лежали крашенные яйца, верба, иногда щучья челюсть, которая, по народному поверью, предохраняла от сглаза и нечистой силы. Рядом с иконами висели картинки и фотографии близких.
Слайд 18
Люлька Крестьянские семьи были большие и члены семьи спали на печке, на полатях. Полати – это деревянный настил около печи. «Когда истопится и поостынет, тогда семья перебирается на полати Кровать ставилась под полатями и завершалась цветным ситцевым пологом. Около кровати на длинном шесте, прикреплённом к потолку, качалась деревянная колыбель-люлька
Слайд 19
Убранство избы Рукомойник – медный котелок с носиком помещался около печи. Под него ставили лохань или таз, вставленный в железный обруч, прикреплённый к печи. Все в избе, кроме печи было сделано из дерева и почти все своими руками. Убранство избы не отличалось разнообразием мебели: стол, ласки, сундук – но все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению.
Слайд 20
Список литературы: 1. « В дебрях Севера » , Русские писатели XVII – XIX веков о земле Коми, Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1983г. 2. « Детям о культуре народов Коми » , Сыктывкар 1993г. 3. « Историко-культурный атлас Республики Коми » . Москва, Издательский дом « ДРОФА » . Издательство « ДиК » 1997г. 4. « Народное искусство Коми » . Республиканский центр « Ветераны труда за мир » 1992г. 5. « Текстильный орнамент Коми » . Сыктывкар, Коми книжное издательство 1984г. 6. « Энциклопедический словарь российской жизни и истории XVII – начала XX веков » , Л. В. Беловинский, Москва, Олма-Пресс, 2003
Пятёрки
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Кто чем богат, тот тем и делится!
Злая мать и добрая тётя
Всему свой срок