Умение вязать – настоящее искусство, которое требует определённых навыков и сноровки, а также умения широко мыслить, быть усидчивым и целеустремлённым. Вещи, связанные крючком или спицами, индивидуальны и универсальны. Как бы быстро не меняла мода взгляд на те или иные предметы одежды, вязаные свитера, кардиганы, шапки или носочки никогда не лишатся востребованности у людей разных возрастов. Но вязать можно не только одежду, но и всевозможные элементы декора вроде скатертей, пледов, подушек и многого другого.
Вложение | Размер |
---|---|
za_petelkoyu_petelka._issledovatelskaya_rabota.docx | 609.33 КБ |
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Усинска
Исследовательская работа по технологии
«За петелькою — петелька»
(вязание крючком)
Автор: Урожаева Елена, ученица 11а класса
Руководитель: Ермолина Ирина Николаевна,
учитель технологии
г. Усинск
2018
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………………………...……стр. 3-4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………стр. 5-13
1.1. Что такое рукоделие…………………………….…………………………………...стр. 5-6
1.2. Вязание как вид рукоделия…………………………….……………………………стр. 6-8
2. Практическая часть
2.1. Выбор модели, материалов………………………………………...………………стр. 8- 9
2.2. Эксперимент о зависимости плотности вязания от толщины пряжи и номера
крючка…………………………………………………..……………………..................стр.9- 10
2.3. Схема вязания рюкзака……………………………………………………………….стр. 10
2.4. Экономический расчет………………………………….…………………….………стр. 10
3. Исследовательская часть
3.1. Анкетирование и результаты анкетирования ………………………………………стр. 11
3.2. Беседа с заведующей музеем МБДОУ «ДСОВ №8» г. Усинска ……………....стр. 12-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………………стр. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...……..………….стр. 15
[ПРИЛОЖЕНИЯ 1-6]
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, где царствуют новые технологии и Интернет, к счастью, не теряется интерес к рукоделию. Рукоделие – занятие для души, способ провести время с пользой и удовольствием; для многих это возможность избавиться от стресса, найти применение своим творческим фантазиям и мыслям. Вещи, сделанные своими руками, всегда вызывают у людей восторг, потому что зачастую в создание такого предмета вкладывается душа самого создателя, а получать такие «душевные» подарки гораздо приятнее, ведь вы знаете, что на них потрачено личное время и силы.
Разнообразие видов рукоделия настолько велико, что глаза разбегаются от их количества. Можно быть полностью уверенным в том, что дело по душе найдёт любой желающий. В нашем распоряжении и вышивка бисером, и декупаж, и рисование (причем не только красками), и лепка из глины, и многие другие. Зачастую простое хобби становится делом всей жизни, профессией.
Своё внимание я хочу остановить на вязании, одном из самых древних видов рукоделия. Умение вязать – настоящее искусство, которое требует определённых навыков и сноровки, а также умения широко мыслить, быть усидчивым и целеустремлённым. Вещи, связанные крючком или спицами, индивидуальны и универсальны. Как бы быстро не меняла мода взгляд на те или иные предметы одежды, вязаные свитера, кардиганы, шапки или носочки никогда не лишатся востребованности у людей разных возрастов. Но вязать можно не только одежду, но и всевозможные элементы декора вроде скатертей, пледов, подушек и многого другого.
Объектом моего исследования является ручное вязание крючком.
Цель работы: узнать о роли вязания в жизни людей, проживающих на территории республики Коми.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза исследования: вязание помогало и помогает людям справиться с жизненными трудностями, развивает творческое мышление и даёт возможность показать свою индивидуальность.
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
Моя исследовательская работа состояла из нескольких этапов. Во-первых, знакомство с техникой и разновидностями вязания. Во-вторых, проведение анкетирования для последующей обработки полученной информации. В-третьих, практическая часть.
Практическая значимость нашей поисково-исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на занятиях декоративно-прикладного творчества, уроках по технологии, профориентационных классных часах.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретическая часть
1.1. Что такое рукоделие?
Что же такое рукоделие? Хобби, работа, обязанность? В энциклопедическом словаре педагога слово «рукоделие» трактуется как: (ст.слав. – рукомесло) – деятельность по ручному изготовлению оригинальных, единичных полезных вещей[1]. На разных языках это слово пишется и произносится по-разному: artisanat – франц., handmade – англ., costura – испан. – но не смотря на такие явные различия, слово не теряет своего основного значения, буквально оно переводится как «сделанный своими руками».
С чем или кем ассоциируется это слово? Обычно с женщиной. Она с самой древности была хранительницей очага: присматривала за детьми, поддерживала домашнее хозяйство, то есть готовила, убирала, стирала. Помимо основных обязанностей, в список её дел входило умение делать что-либо своими руками. В XVI веке была написана книга «Домострой» или свод житейских правил и наставлений, в которой были прописаны рекомендации, в том числе и для женщин, соблюдение которых, по мнению протопопа Сильвестра, автора данной книги, «должно было содействовать нравственному совершенствованию человека, а так же сделать его хорошим человеком и рачительным хозяином». Домострой говорил женщинам и молодым девушкам «не сидеть без рукоделия ни минуты, то есть заниматься им постоянно и кроме всего, освобождалась она от этого занятия, только в том случае, если была не способна по болезни им заниматься». Если делать общие выводы, то можно сказать, что рукоделие было не просто работой, а скорее обязанностью каждой женщины. У неё не было выбора заниматься этим или нет. По мнению же Мирчи Элиаде, румынского философа, женщине придавалось глубокое символическое значение в жизни. С глубокой древности жизнедеятельность человека была связана с земледелием и этому придавали сакральное значение, именно тогда стали появляться обряды и ритуалы, отголоски которых доходят и до наших дней. Так М.Элиаде пишет: «Плодородие земли связано с плодовитостью женщины; соответственно, на женщин ложится ответственность за урожай, поскольку им ведома «тайна» творения»[2]. Автор рассуждает о религиозной тайне, связанной с происхождением жизни на земле. И дальше он утверждает, что «именно эта «тайна творения» проявляется в женщине, когда она берется за рукоделие».
В слове рукоделие мы видим два корня: рук и дел, от слова делать. По словарю Ефремовой делать - действовать, проявлять деятельность, заниматься, быть занятым чем-либо, производить, вырабатывать. И в этом нет ничего необычного, так как рукоделие является одним из видов деятельности. Регулярные занятия рукоделием способствуют развитию мелкой моторики и творческого потенциала, помогают справиться с депрессией посредством повышения гормонов счастья (как правило, это дофамин[3], который отвечает за радость и удовлетворение). Это наблюдение подтверждает английский источник(ABC[4] - American Broadcasting Company) и говорит, что «творческие люди счастливее и менее подвержены стрессу[5]». Исследователями проводилось несколько экспериментов, в ходе которых были получены интересные результаты. Так, например, для женщин важнее самой проявлять активность в искусстве: заниматься музыкой, живописью и т.д., так как они чувствуют себя менее подверженными плохому настроению, им нравится жизнь и окружающая их среда.
1.2. Вязание как вид рукоделия
Своё внимание я хочу остановить на вязании крючком. Но для начала давайте разберёмся, что такое вязание и откуда оно дошло до наших времён. Вяза́ние[6] — процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную. Оно является одним из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства[7]. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях таких мест, как Египет, Рим, Греция, которые в древние времена считались крупными культурными центрами. История говорит о том, что вязание берёт свое начало на Ближнем востоке, откуда позже распространилось в Европу и другие страны.
Из Древней Греции до нас даже дошла легенда, в которой рассказывается о вязании. Почитаемая богиня Афина Паллада, дававшая людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремёслам. Все девушки Древней Греции, без исключения, почитали Афину за то, что она учила их мастерству рукоделия. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Она гордилась своим искусством и однажды решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, страшной, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня Афина и предостерегла гордячку — нельзя быть выше богов. Но Арахна не послушалась старуху. Соткала она полотно, чтобы представить его на суд всех богов. Но они не признали ее победы. Несчастье Арахны не знало предела, и она не смогла вынести такого позора. Она покончила с собой. Афина, будучи мудрой и милосердной, спасла девушку. Но не оставила ее жить в человеческом обличии, а превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно занят паутиной. Он денно и нощно ткет свою паутину.
Интересным является факт, что вязание изначально было мужским занятием. Так, например, в Париже чулочники отказывались брать на работу женщин, так как они боролись за первенство в своём мастерстве. Лишь много лет спустя, когда вязание стало распространяться по миру, им стали в равной степени заниматься женщины.
О вязании же крючком впервые заговорили в XIX веке в Голландии[8]. Исследователи считают, что этот вид, скорее всего, появился в XIX веке как род вышивки тамбуром, с использованием очень тонких крючков. Метод состоял в том, что холст сильно натягивали на основу. Под холстом держали рабочую нить. Тонким крючком пронизывали холст и, захватив петли рабочей нити, протягивали их через него вверх. Пока петля была все еще на крючке, его вставляли чуть подальше и создавали другую петлю рабочей нити. Затем ее пронизывали через первую петлю для создания цепочки[9].
В Европе вязание крючком получило мощный толчок от Мадемуазель Риего де ла Бланшардье, которая была известна тем, что умела превращать старомодной иглой кружева в модели, связанные крючком. Риего уверяла, что она придумала кружевное вязание - сегодня его называют ирландским кружевом. В то время было издано много книг с ее схемами, чтобы женщины имели возможность их копировать.
В нашей стране оно появилось примерно в конце XIX века. Русские мастерицы в основном вязали кружева, которыми украшали элементы быта, например, полотенца, фартуки, подзоры, занавески.
Вязание уже многие тысячелетия дарит людям возможность выразиться через создание нужных и полезных вещей для дома, для сохранения тепла своего тела, для подарков любимым и близким людям. Развивалось как само мастерство, так и предметы труда. Вязание не просто передавалось из поколения в поколение, все это время происходило его преобразование и совершенствование. Поэтому вязание – это настоящее искусство, а искусство, как известно, не умирает. Подтверждение этому являются разнообразные музеи ремесла и творчества, которые разбросаны по всей стране и собирают множество посетителей, которым интересно узнать историю не только своей страны, но и мира в целом.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что ручное вязание - очень давнее искусство, появившееся благодаря людской тяге к красоте и творчеству. Оно было рождено человеком и будет живо до тех пор, пока жив человек, для того, чтобы воплощать в себе фантазии, рождённые автором.
2. Практическая часть
2.1. Выбор модели, материалов
Вдохновившись изделиями, представленными в интернете, я решила, что хочу самостоятельно связать для себя рюкзак или сумку, так как базовые знания в области вязания крючком у меня имелись. Решив для себя, какие конкретно детали должен иметь мой будущий рюкзак, я сделала несколько зарисовок для того, чтобы определить наиболее подходящую для себя модель [Приложение 1]. На одном изделии мой выбор не остановился. Я интересуюсь не только рукоделием, но и игрой на музыкальных инструментах. Не так давно мне купили укулеле (сопрано). В г. Усинске нет специализированных музыкальных магазинов, где мы могли бы купить чехол на этот инструмент, так что я решила выйти из положения и сшить его самостоятельно, отдекорировав его вязаными элементами.
Изделие 1. Рюкзак . Выбор пряжи: свой выбор я остановила на трикотажной пряже[10], которая подходит как для вязания спицами, так и крючком. В нашем городе выбор был небольшим, так что пряжу нам пришлось заказывать через интернет.
Выбор крючка: для трикотажной пряжи нужен большой крючок. В магазинах для рукоделия мне посоветовали взять крючок №8.
Изделие 2. Чехол для укулеле.
Выбор пряжи: для изготовления чехла мы решили использовать акриловую пряжу.
Выбор крючка: для акрила подойдёт крючок №3.
2.2. Эксперимент о зависимости плотности вязания от толщины пряжи и номера крючка.
Материалы и инструменты: акриловая пряжа, шерстяная пряжа, крючок №1, крючок№3, крючок №8;
Для эксперимента используем заготовки, выполненные крючком столбиками без накида. Размер квадратов -10см x 10см.
1) Заготовка из акриловой пряжи, крючок №1.
2) Заготовка из акриловой пряжи, крючок №3.
3) Заготовка из акриловой пряжи, крючок №8.
4) Заготовка из шерстяной пряжи, крючок №1.
5) Заготовка и шерстяной пряжи, крючок №3.
6) Заготовка из шерстяной пряжи, крючок №8.
Вывод: плотность вязания зависит от таких факторов, как инструменты для вязания, толщина пряжи.
Инструменты. Из одной и той же пряжи можно связать полотна разной плотности крючками разных номеров.
Пряжа. Чем толще пряжа, тем больше плотность вязания, т.к. столбики из толстой пряжи получаются больше по размерам, чем из тонкой.
2.3. Описание вязания рюкзака из трикотажной пряжи
1. Вывязываем дно рюкзака черной пряжей столбиками без накида до желаемой ширины;
2. Вывязываем стенки рюкзака по кругу столбиками без накида, в желаемом месте ввязываем крепления для лямок.
Узор вяжем по схеме: в столбик предыдущего ряда оливковой пряжей вяжем два столбика без накида. Далее меняем нить на черную. Вставляем крючок под второй столбик предыдущего ряда, провязываем два столбика без накида. Повторяем ещё один раз. Меняем нить на оливковую, продолжаем вязать стенки.
3. Вяжем клапан рюкзака черной нитью 12 рядов. Ввязываем центральное кольцо. Обвязываем клапан по контуру столбиками без накида.
4. Вставляем шнурок для затягивания.
5. Крепим магнитные застёжки. Декорируем пуговицами.
6. Прикрепляем лямки.
Рюкзак готов [Приложение 2].
2.4. Экономический расчет
Материал | Количество | Стоимость |
Трикотажная пряжа | 1кл. цвета «Оливка» 1кл. цвета «Чёрный» | 400 руб. 400 руб. |
Ткань для подклада | 30 см. | Имелась в наличии |
Квадратные крепления для лямок | 2 шт. | Имелось в наличии |
Кольцо | 1шт. | Имелось в наличии |
Магнитные застёжки | 2 шт. | 2 х 15 руб.=30 руб. |
Пуговицы | 2 шт. | Имелось в наличии |
Шнурок | 1шт. | Имелось в наличии |
Итог: 830 руб. |
3. Исследовательская часть
3.1. Анкетирование и результаты анкетирования
Мы узнали, что вязание, как крючком, так и спицами, зародилось ещё в глубокой древности и является одним из самых востребованных видов рукоделия. Но популярно ли оно в нашем городе? На этот вопрос нам помогло ответить анкетирование, которое проводилось среди старшеклассников и учителей СОШ №4 г. Усинска. В опросе участвовал 21 человек. Данные, полученные из опроса, представлены на диаграммах. [Приложение 3-4]
На первый сформулированный вопрос: умеете ли вы вязать? – положительно ответило более 66%. Было приятно узнать, что этим видом рукоделия интересуются многие, вне зависимости от возраста. Положительно отвечали в основном девушки, но подобные ответы были и среди парней.
Во втором вопросе: вязали ли вы когда-нибудь крючком? – меня интересовало, владеют ли опрошенные навыками вязания крючком. 57% ответили, что они знакомы с данной техникой.
На третий вопрос: кто научил вас вязать? – в основном отвечали «бабушка» или «мама», реже встречался ответ «учитель начальных классов». Так же я узнала, что некоторые из опрошенных научились вязать самостоятельно.
Четвёртый вопрос: есть ли у вас вещи или предметы быта, связанные крючком? Если есть, то какие? Опрос показал, что у многих в квартирах имеются вязаные прихватки, салфетки, игрушки, носки, варежки и даже свитера.
Таким образом, я могу сделать вывод, что многие старшеклассники и учителя знакомы с таким видом рукоделия, как вязание. Более того, больше половины опрошенных владеют техникой вязания крючком и самостоятельно изготавливают изделия для себя и своей семьи. Немаловажным остаётся тот факт, что знания и навыки передаются от старшего поколения к младшему, как это делалось в старину, то есть старинные традиции не забываются.
3.2. Беседа с заведующей музеем МБДОУ «ДСОВ №8» г. Усинска
Моё исследование не остановилось только на проведении опроса. Я считаю, что самой важной его частью была беседа с Елизаветой Андреевной Гилязовой, заведующей музеем «Коми изба» в детском саду №8 г. Усинска. Из разговора с ней я узнала, что в республике Коми вязание крючком было известным и популярным видом рукоделия. Елизавета Андреевна показала мне несколько изделий, общий возраст которых превышает 100 лет.
Первой вещью, о которой она рассказала, была белая скатерть [Приложение 5] (в ширину больше 50см, в длину 100см), связанная её родной тётей, Вокуевой Матрёной Филипповной [Приложение 6], рожденной ещё в довоенное время, в 1922 году. Скатерть была связана из натурально хлопка очень тонким крючком и имеет очень интересную историю создания. Со слов Елизаветы Андреевны, Матрёна Филипповна вязала отдельный кружок каждый раз, когда собиралась уходить на танцы, а уже после того, как приходила домой, связывала элементы вместе. Со временем кружков становилось всё больше, а скатерть становилась всё длиннее и длиннее. Мне стало интересно, неужели кроме вязания у молодёжи тех времён не было других занятий? Оказалось, что не было. Почти весь день молодые парни и девушки тратили на учёбу и работу, а вечернее время использовали в своё удовольствие и занимались тем, что им нравилось, а так как телевизоры в деревнях и сёлах Коми республики появились только после 70-х годов, молодёжь занималась рукоделием. Вязала Матрёна Филипповна всю свою сознательную жизнь. Вязала носки, скатерти, подзоры, не только для себя, но и на заказ. По словам людей, которые её знали, она была «большой искусницей». Действительно, нужно иметь талант, чтобы делать такие замечательные вещи, которым не помеха даже время.
В коллекции музея была скатерть не только Матрёны Филиппьевны. Ещё одной искусницей, умело управлявшейся с крючком, была Канева Мария Власьевна, 1915 года рождения. Она, как и Матрёна Филипповна, вязала с самого детства, ей нравилось это занятие, и за свою жизнь она связала множество полезных и нужных вещей.
Сарафан, который мне показала Елизавета Андреевна, был связан Поповой Екатериной Васильевной. На его примере мы видим, как вязаные элементы использовались в одежде. Кокетка переда и спинки, а также низ изделия выполнены крючком, а основная часть сшита из лёгкой белой ткани, возможно, хлопка.
Помимо этих предметов, в музее было ещё много связанных крючком вещей, например, подзор, чехольчики на деревянные стаканы, разнообразные салфетки и многие другие.
Для меня этот поход в музей был очень полезным и познавательным. Из всего сказанного Елизаветой Андреевной я поняла, что люди в любые времена стремились к красоте и порядку. Их не останавливало материальное положение или тяжелое бремя. В каждой семье была хотя бы одна рукодельница, которая приносила в жизнь семьи немного тепла и уюта, и делала она это своими руками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работать с проектом было очень интересно и познавательно. Могу сказать, что цель достигнута, а все поставленные задачи выполнены. Благодаря своему исследованию я узнала много чего нового, познакомилась с интересными и творческими людьми, с их жизненными взглядами, получила много дельных советов, которые, думаю, помогут мне в дальнейшем развитии.
Как и любое другое искусство, вязание даже в наши дни продолжает развиваться, наполняться новыми мотивами, композиционными приемами, современными, характерными уже для этого времени, материалами. Большой вклад в его развитие вносят люди, которые любят и ценят этот вид рукоделия. Мне кажется, я не сильно ошибусь, если скажу, что ручное вязание имеет некоторые отличия от других видов ремесла. Но эти отличия не делают его хуже, а наоборот, выделяют. Стоит ли говорить, что вязаные вещи удобны и прочны, элегантны и практичны, в них всегда тепло и уютно.
Для наших современников вязание не просто вид рукоделия или искусства, а очень популярное хобби. Буквально у каждого есть возможность ему научиться, достаточно просто иметь желание учиться и работать, пряжу желаемого цвета и крючок или спицы. Можно в неограниченном количестве создавать все новые и новые узоры, орнаменты или модели одежды, учиться и совершенствоваться.
А закончить свою работу хотелось бы высказыванием американской писательницы Дебби Макомбер: «Из пряжи набирают петли, вязание кует дружбу, ремесло связывает поколения».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. https://spiritual_culture.academic.ru/1887/%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5
2. https://religion.wikireading.ru/61628
3. http://heaclub.ru/5-gormonov-schastya-radosti-i-udovolstviya-kak-nazyvayutsya-iz-chego-vyrabatyvayutsya-v-organizme-v-kakih-produktah-soderzhatsya-kak-priuchit-mozg-vyrabatyvat-bolshe-gormona-schastya-i-radosti-se
4. http://www.abc.net.au/
5. https://www.infoniac.ru/news/Tvorcheskie-lyudi-schastlivee-i-menee-podverzheny-stressu.html
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
7. https://www.livemaster.ru/topic/65608-uvlekatelnaya-istoriya-vyazaniya?&inside=0&wf=
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D1%80%D1%8E%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%BC#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
9. http://my-crochet.ru/istoriya-vyazaniya.html
[Приложение 1]
[Приложение 2]
[Приложение 3]
[Приложение 4]
[Приложение 5]
[Приложение 6]
[1]https://spiritual_culture.academic.ru/1887/%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5
[2] https://religion.wikireading.ru/61628
[3] http://heaclub.ru/5-gormonov-schastya-radosti-i-udovolstviya-kak-nazyvayutsya-iz-chego-vyrabatyvayutsya-v-organizme-v-kakih-produktah-soderzhatsya-kak-priuchit-mozg-vyrabatyvat-bolshe-gormona-schastya-i-radosti-se
[4] http://www.abc.net.au/
[5] https://www.infoniac.ru/news/Tvorcheskie-lyudi-schastlivee-i-menee-podverzheny-stressu.html
[6] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
[7] https://www.livemaster.ru/topic/65608-uvlekatelnaya-istoriya-vyazaniya?&inside=0&wf=
[8] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D1%80%D1%8E%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%BC#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
[9] http://my-crochet.ru/istoriya-vyazaniya.html
[10] Трикотажная пряжа - это толстая нить, изготовленная из трикотажного полотна
Золотой циркуль
О чем поет Шотландская волынка?
Горка
За еду птицы готовы собирать мусор
Что такое музыка?