Актуальность темы исследования определяется тем, что одной из наиболее востребованных профессий на современном рынке труда является профессия дизайнера. Практически любая коммерческая или производственная деятельность нуждается в услугах дизайнеров. Эта профессия предполагает высокий художественный вкус и графическую культуру. Поэтому развитие художественно-графических умений у учащихся - важнейший аспект обучения. Большой объем художественно-графических умений формируется на уроках технологии.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_a.d._shamrina.docx | 34.23 КБ |
Шамрина А.Д.
Формирование художественно-графических умений и навыков
у учащихся на уроках технологии
МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска Тамбовской области
Научный руководитель – Грязнева С.А., учитель технологии
Аннотация. Актуальность темы исследования определяется тем, что одной из наиболее востребованных профессий на современном рынке труда является профессия дизайнера. Практически любая коммерческая или производственная деятельность нуждается в услугах дизайнеров. Эта профессия предполагает высокий художественный вкус и графическую культуру. Поэтому развитие художественно-графических умений у учащихся - важнейший аспект обучения. Большой объем художественно-графических умений формируется на уроках технологии.
Я учусь в 9 классе и хочу стать дизайнером, ведь в настоящее время эта профессия очень распространена и востребована. Профессия дизайнер предполагает высокий художественный вкус и графическую культуру. Поэтому развитие художественно-графических умений у учащихся - важнейший аспект обучения. Художественно-графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность, внимание.
В начале учебного года в нашей школе проводится день самоуправления. Каждый ученик может попробовать себя в роли учителя. Вот и я не осталась в стороне и выбрала предмет «Технология». Уроки я проводила в 5 классе, тема урока «Планирование кухни-столовой». На предыдущих уроках девочки уже познакомились с типами планировки кухни, узнали о стилях оформления интерьера кухни. Моя работы была направлена на то, чтобы учащиеся построили чертежи кухонного оборудования и мебели своей кухни. Но здесь я столкнулась с проблемой того, что не все девочки обладают умениями строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Я заинтересовалась этим вопросом, и поэтому возникло желание провести исследование по данной теме.
Исследование проводилось в МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска. В эксперименте участвовали девочки 5 классов - 20 человек.
Цель нашего исследования – выявить уровень художественно-графических умений у учащихся 5 классов.
Для реализации заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) провести анализ научной литературы по проблеме формирования художественно-графических умений у школьников;
2) провести экспериментальную работу в период сентябрь-ноябрь 2018 г.;
3) подвести итоги и выводы о проделанной работе.
Художественно-графические умения у школьников формируются в процессе обучения на уроках ИЗО, черчения, геометрии, технологии, географии.
К художественно-графическим умениям можно отнести следующие:
- умение строить, читать, понимать чертежи;
- умение пользоваться чертежными инструментами, художественными принадлежностями;
- умение чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции фигур;
- умение оперировать такими понятиями как симметрия, масштаб, композиция, цвет, линия и т. п.;
- умение правильно сочетать цвета, оттенки;
- умение компоновать предметы, составлять композиции;
- умение делать условные обозначения на чертежах и понимать их;
- умение выполнять эскизы, технические рисунки.
С целью выявления уровня художественно-графических умений было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 20 девочек 5 классов.
В число вопросов анкеты были включены такие, которые позволили выявить уровень знаний о закономерностях цвета, форме, пространственных отношениях, геометрических фигурах, понятии симметрии, конструировании и моделировании. Вопросы составлены с учетом знаний и умений учащихся, которые они получили в период обучения в начальной школе и на уроках изобразительного искусства. Кроме того знания, необходимые при ответе на вопросы очень важны при формировании художественно-графических умений на уроках технологии и в частности на занятиях по конструированию и моделированию швейных изделий. Некоторые вопросы составлены с выбором ответа, чтобы навести учащихся на правильную мысль, другие вопросы требуют полного ответа, знаний определений, приведения примеров. Для выявления уровня развития пространственного мышления некоторые задания снабжены иллюстрациями для большей наглядности. Вопросы сформулированы в соответствии с умственным развитием пятиклассников, доступны и понятны. Анкета состоит из 11 вопросов разного характера и уровня сложности.
Анкета
1. На рисунке вы видите изображения некоторых геометрических тел. Назовите каждую фигуру.
1. 2. __ 3.
4. 5. 6.
2. Из каких геометрических тел состоит данная деталь?
Ответ__________________________________
3. Знакомо ли вам понятие эскиз или технический рисунок? Если да, то чем отличается технический рисунок от эскиза?
а) да
б) нет
4. Знаете ли вы, что такое симметрия? Если да, то назовите примеры симметричных предметов?
а) да
б) нет
5. Знаете ли вы, что такое ГОСТ, ЕСКД? Если да, то расшифруйте.
а) да
б) нет
6. Знакомо ли вам понятие масштаб? Если масштаб 1:2, то больше или меньше самого предмета будет его изображение на чертеже?
а) больше
б) меньше
в) затрудняюсь ответить
7. Выберите, какие цвета относят к основным?
а) желтый
б) черный
в) синий
г) белый
д) зеленый
е) красный
ж) коричневый
з) фиолетовый
8. Какие цвета относят к «теплым»?
а) желтый
б) фиолетовый
в) красный
г) голубой
д) синий
е) желто-зеленый
9. Процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета, это…
а) моделирование
б) конструирование
10. Что такое цветовая гармония?
Ответ______________________________________________
11. Закономерное чередование соизмеримых форм и линий, это…
а) пропорция
б) силуэт
в) ритм
Из полученных ответов девочек видно, что они не умеют оперировать графическими понятиями (симметрия, масштаб, эскиз и др.), которые важны при формировании художественно-графических умений, и которые они должны знать из программы начальных классов. Пространственное воображение не достаточно развито. Школьницы не знают закономерностей цвета, цветовых сочетаний. Зная названия геометрических фигур, многие ученицы неправильно называют те или иные фигуры.
Например, на вопрос «Знаете ли вы что такое симметрия?» - ответ: а – да, б – нет, большинство учащихся ответили отрицательно и не смогли привести примеры симметричных предметов. На вопрос «Знакомо ли вам понятие масштаб? Если масштаб 1:2, то больше или меньше самого предмета будет его изображение на чертеже?» - ответ: а – больше, б – меньше, в – затрудняюсь ответить, многие учащиеся ответили неправильно.
Большой объем знаний по этим вопросам мы получаем на уроках технологии. Так, при изучении разделов «Интерьер», «Конструирование швейных изделий» мы учимся строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Мы выполняем эскизы, знакомимся с типами линий. При моделировании швейного изделия мы изучаем закономерности цвета, пропорции человека, закономерности композиции. В старших классах эти умения и навыки развиваются и закрепляются.
После проведенного мной исследования можно сделать вывод о необходимости систематического и планомерного формирования у учащихся художественного вкуса и графической грамотности. Нужно придавать особое значение формированию этих специальных умений у школьников на уроках технологии.
Любимое яичко
Хризантема и Луковица
Рисуем подснежники гуашью
Ах эта снежная зима
Чайковский П.И. "Детский альбом"