Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №3»
Проект на
тему
"Сказка - умница и прелесть,
ей повсюду путь открыт..."
для
2 младшей группы
Подготовила: Уткина А.А.
г.Сергиев Посад 2018г.
"Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа". Русские сказки это гордость русского народа, ведь сказки часть нашей истории. Важнейшее значение русская народная сказка имеет в дошкольном образовании.
Актуальность: С давних пор люди видели в сказке воспитательный эффект: эти произведения служили способом передачи и закрепления нравственных ценностей, учили правильно жить. А.С.Пушкин незнание сказок отождествлял с недостатком воспитания. Их рассказывание являлось одним из русских обычаев. Данное мероприятие собирало всю общину, семью вместе, сближало и согревало, добавляло уюта.
Поэтому мы имеем полное право видеть в русских народных сказках выражение нашего национального менталитета, особенной культурной картины мира, мировоззрения и мирочувствования.
В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплины. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления
Проект: среднесрочный (3.09.18 – 10.11.18)
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: два месяца
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель проекта: Раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта, приобщать к сказкам посредством различных видов деятельности.
Задачи : развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать и желание помочь сказочным героям. Воспитывать смелость и находчивость.
Мероприятия проекта: Мини-музей "В гостях у сказки", открытое занятие "Сказка в гости к нам пришла", фотогазета "Сказочная страна", мастер-класс для родителей " Путешествие по сказкам".
Этапы реализации проекта
1 этап : подготовительный
1.Выявление первоначальных знаний детей о русских народных сказках.
2.Информация для родителей о предстоящей деятельности, беседа.
3.Подбор литературы , презентаций, фотографий, фильмов.
2 этап: реализационный
1.Проведение недели «Мои любимые сказки» в группе.
2.Работа с родителями по заданной теме. Посещение детей с родителями музея сказок.
3.Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
4.Изготовление поделок по русским народным сказкам для мини-музея.
5. Проведение мастер-класса для родителей «Путешествие по сказкам».
3 этап: итоговый. Создание мини-музея «В гостях у сказки», проведение открытого мероприятия для педагогов района «Сказка в гости к нам пришла».
Перспективное планирование
№ | Мероприятия | Цели | Ответствен-ные |
1этап Подготовительный | Беседа с родителями о чтении детям русских сказок. Консультации для родителей «Воспитание сказкой». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатели и родители |
| Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Изучение учебно-методической литературы по проблеме Сбор материала (книги, иллюстрации, открытки, посещение театрализованных постановок). | Создать условия для реализации проекта. | Воспитатели |
2 этап основной | Проведение диагностики, Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи» Осуществить отбор тем расширяющих представления дошкольников о сказке. 1.Знакомство со сказкой «Колобок» 2 Лепка «Колобок». 3 Рисование «Колобок катится по дорожке».
2.Знакомство со сказкой «Курочка Ряба». Лепка «Золотое яичко». Рисование «Курочка и яичко».
3. Знакомство со сказкой «Теремок». Занятие по ФЭМП «Кто в теремочке живет».
4. Знакомство со сказкой «Три медведя». Пальчиковые игры. Дидактические игры. Пазлы по сказкам. Кубики. Сюжетно – ролевые игры Чтение художественной литературы. Чтение сказок. НОД 1.Познавательное развитие. Развитие речи. Тема: «Сказка в гости к нам пришла».
Мастер-класс для родителей «Путешествие по сказкам». | Отгадывание загадок о диких животных.
Рассказать детям сказку Колобок. Выяснить кто может рассказать сказку. Обыгрывание сказки с помощью масок.
Рассказать и показать детям сказку с помощью кукол бибабо. .
Рассказать сказку Теремок. Закрепление геометрических фигур, и понятия один – много.
Рассказать и показать сказку.
Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках; создавать условия для формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира, таких как форма, цвет, размер.
| Воспитатели |
3 этап заключительный
| Обработка и оформление материалов проекта Мини-музей «Сказка в гости к нам пришла» | Создание презентации
Фотовыставка «Сказочная страна»
| Воспитатели
Родители и дети |
В результате реализации проекта у детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Особую роль в работе отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, разъяснялась значимость семейного чтения, подчеркивалась его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.
Используемая литература:
1. Сборники русских народных сказок. Т.Ц «Сфера»2012.
2.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001 3.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
3.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
4.Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г. Поляк Л.Я.
5.Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008
6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
7. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. - Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_skazka_umnitsa_i_prelestdlya_saytov.pptx | 1003.89 КБ |
Слайд 1
Проект «СКАЗКА УМНИЦА и ПРЕЛЕСТЬ, ЕЙ ПОВСЮДУ ПУТЬ ОТКРЫТ…» Подготовила воспитатель МБДОУ«ЦРР – Детский сад №3» Уткина Анна АлександровнаСлайд 2
"Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа". Русские сказки это гордость русского народа, ведь сказки часть нашей истории. Важнейшее значение русская народная сказка имеет в дошкольном образовании.
Слайд 4
Актуальность В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Слайд 5
Цель: раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта, приобщение к сказкам посредством различных видов деятельности. Задачи : развивать коммуникативные навыки, речь, умение общаться со взрослыми и сверстниками. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать и желание помочь сказочным героям. Воспитывать смелость и находчивость.
Слайд 6
Совместное творчество родителей и детей Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Слайд 10
В результате реализации проекта у детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказки способствовало творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Особую роль в работе отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, разъяснялась значимость семейного чтения, подчеркивалась его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.
Две снежинки
Рисуем акварельное мороженое
Три коробки с орехами
Твёрдое - мягкое
Снег своими руками