Актуальность.
Строительство дома всегда было окутано суевериями. Дом строили один раз в жизни и этому придавали особое мистической значение. Дом – особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вечный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского человека, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека. Поэтому и примет и суеверий при строительстве дома придумано множество. Меня заинтересовала эта тема. Я решила выяснить , соблюдали и соблюдают люди живущие в Сибири, а конкретно в Красноярском крае традиции при строительстве дома.
Цель работы: Выяснить, являются ли ритуальные действия при постройке дома доказательством того, что дом служит защитой человеку от сил природы.
Задачи:
1. Изучить информационные источники, по данной теме;
2.Проанализировать полученную информацию;
3.Сопоставить собственные выводы на основе полученной информации
4. Оформить результаты работы.
«Моё Красноярье»
Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Красноярский краевой центр туризма и краеведения»
Краевой конкурс исследовательских краеведческих работ
«Моё Красноярье»
Номинация
Культура и фольклор родного края
Этнография
Русские народные традиции при строительстве дома.
Грибановская Любовь Юрьевна
07.06.2002 года рождения
Г. Назарово. ул. Клубная 5-7.
МБОУ «СОШ № 4», 10 класс
Гандюрина Людмила Петровна ,
МБОУ «СОШ № 4», учитель МХК ,
gandyurina2013@yandex.ru.
Красноярск, 2018-2019
Содержание
Введение……………………………………………………………….. ……..3-4
Глава I. Обряды Сибири при строительстве дома и новоселье.
1.1. Выбор места и строительных материалов для постройки дома.………4-6
1.2. Обряды при строительстве дома.…………………………………………6-9
1.3. Семь строительных обрядов Сибири…………………………………9-11
Глава II. Обряды в Красноярском крае при строительстве дома и новоселье
2.1. Обряды при строительстве дома.………………………………………11-12
2.2. Окончание строительства дома и новоселье…………………………..12-13
Глава III. Приметы и суеверия при строительстве дома.
3.1. Суеверия и приметы при строительстве дома……………………….13-14
3.2. Приметы и суеверия после вселения в дом……………………………14-16
Глава IV . Молитвы, обереги, заговоры при строительстве дома……….16-18
Глава V. Практическая часть………………………………………………………………………….19-20
Глава VI. Заключение. ……………………………………………………..20
Приложение …………………………………………………………………………………21-24
Список литературы……………………………………………………………………...24
Введение:
Современный человек живет в мире, который насыщен избытком различной информацией. Но все это не мешает нам видеть и чувствовать всё, что нас окружает. Ориентироваться в этом непонятном мире помогают нам народные традиции.
Актуальность.
Строительство дома всегда было окутано суевериями. Дом строили один раз в жизни и этому придавали особое мистической значение. Дом – особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вечный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского человека, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека. Поэтому и примет и суеверий при строительстве дома придумано множество. Меня заинтересовала эта тема. Я решила выяснить , соблюдали и соблюдают люди живущие в Сибири, а конкретно в Красноярском крае традиции при строительстве дома.
Цель работы: Выяснить, являются ли ритуальные действия при постройке дома доказательством того, что дом служит защитой человеку от сил природы.
Задачи:
1. Изучить информационные источники, по данной теме;
2.Проанализировать полученную информацию;
3.Сопоставить собственные выводы на основе полученной информации
4. Оформить результаты работы.
Объект исследования: традиции при новоселье.
Предмет исследования: изучение влияния традиций на жизнь современных людей, при строительстве дома.
Методы исследования.
Теоретические: исследование, анализ, обобщение.
Практические: наблюдение, сравнение, опрос.
Гипотеза – Предположим, что при постройке дома хозяин чтит традиции и заветы предков, чтобы дом был наполнен всеми жизненными благами, теплом, любовью, покоем.
Практическая значимость.
Считаю, что мое исследование окажет помощь в освещении вопроса, связанного с:
Глава I. Обряды Сибири при строительстве дома и новоселье.
1.1. Выбор места и строительных материалов для постройки дома
Трудно уменьшить значение дома для человека. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, соорудить очаг. Способов создания таких жилищ существует множество, но, как правило, народ одного племени придерживается определенных правил, связанных с традицией и с верованиями. Совершенствование и усложнение жилища все-таки не приводит к коренным изменениям в расположении очага (хотя сам он видоизменяется), расположении обережной символики. Археологические раскопки и этнологические изыскания показывают, что у сибиряков издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), наземные постройки (избы, мазанки). Писатели пишут, что сибиряки жили в деревянных избах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга. Чтобы обезопасить свой дом, они выбирали для его строительства труднодоступные места.
Начало строительства дома у сибиряков было связано с целым комплексом ритуальных действий и обрядов, предупреждающих возможное противодействие со стороны нечистой силы. Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что "нечистая сила" будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев.
Всё начиналось с поиска места и строительных материалов. Судя по этнографическим данным и по рассказам сторожил , существовало множество способов ворожбы при выборе места под дом. Иногда на участке ставили чугунок с пауком. И если он за ночь начинал плести паутину, то это считалось добрым знаком. В некоторых местах на предполагаемом участке в небольшую ямку ставили посудину с мёдом. И если в неё забирались мурашки - место считалось счастливым. Выбирая безопасное для стройки место, нередко вначале выпускали корову и ждали, пока она ляжет на землю. То место куда она ложилась, считалось удачным для будущего дома. А в некоторых местах будущий хозяин должен был собрать четыре камня с разных полей и разложить их на земле в виде четырёхугольника, внутри которого он клал на землю шапку и читал заговор. После этого нужно было ждать три дня, и если камни оставались нетронутыми, то место считалось удачно выбранным. Также надо отметить, что дом никогда не строили на том месте, где были найдены человеческие кости или где кто-либо порезал руку или ногу.
Не менее сложным был процесс выбора дерева. Самыми лучшими считались деревья, срубленные в последнюю четверть луны. Чаще всего лес рубили в марте или апреле, так как весенний сок делал древесину более крепкой. Существовало множество запретов, например, на вывернутое непогодой дерево. Сибиряки были уверены, что это дерево вывернул для себя чёрт и при строительстве он может переселиться в новый дом. Одно дерево, повисшее на другом, предвещало пожар; дом, построенный из скрипучего дерева, нагонял на хозяев смерть или мучительный кашель; а дерево с чёрной сердцевиной могло вызвать всевозможные болезни и несчастья.
Когда были срублены подходящие деревья, самое время отправляться за мхом. Что, кстати, было очень важным и не простым делом. Каждый день, начиная с понедельника, в течение недели хозяин приходил в лес, срывал горсть мха и оставлял его на чистой земле. В воскресенье он смотрел, под какой из кучек мха нет мошек и червяков, и в тот день, в который была сорвана эта кучка, и следовало заготавливать мох. Все эти сложные приготовления предназначались для того, чтобы в доме не заводились разные жучки.
1.2. Обряды при строительстве дома
После собранного материала, начинали закладывать фундамент, для которого нельзя было использовать песок и камни с кладбища. И только в это время за дело брались плотники. Их работа тоже была связана с разными обрядами. Широко был распространён обычай: при закладывании первого венца прятать за угол монеты (для богатства), ладана (как оберег от нечистой силой), кусочки хлеба или сыра, а иногда и голову петуха - своеобразное пожертвование Домовому. После возведения сруба резали петуха и брызгали кровью на четыре угла, а затем зарывали его под дверью. Все щепки с первого венца собирали внутрь, чтобы то, что будет происходить на улице, знали в доме, но то, что творится в доме, было бы неизвестно на улице. Также было принято класть под четыре угла освящённые травы, чтобы охранять дом от молний. Все верили, что молнии преследуют нечистиков, которые любят прятаться в углах, особенно если там нет ничего освящённого. При строительстве дома между остальными венцами также закладывали серебряные монеты и травы, собранные на Ивана Купалу.
Важным считался не только первый, но и последний венец. По завершении строительства хозяин перебрасывал через стену освящённое яйцо, которое закапывали на месте падения. Это делали для того, чтобы ветер не срывал крышу. Во многих сёлах после укладывания последнего венца хозяйка подавала одному из плотников горшочек с зерном. Плотник проходил по венцу, посыпая его зерном и желая счастья, богатства и здоровья семье в новом доме. А после этого чердак застилали мхом, по которому сеяли овёс и присыпали его песком. Овёс восходил и засыхал, что должно было привести к богатству.
После возведения крыши начиналось внутреннее обустройство дома и перво-наперво в доме строили печь. Хозяин собирал толоку (толпу), на которую звали в основном молодёжь, и все вместе они закладывали печь. Строительство в толоке шло быстро, с шутками и прибаутками, по завершении которого хозяин обязательно угощал всех помощников.
Когда печь разжигали в первый раз, в неё засыпали девять горстей зерна, от чего стенки покрывались глянцем, к которому впоследствии не приставал дым. И вот, наконец-то, можно было начинать справлять новоселье. Считалось ,что человек менял не только дом, но и целое пространство, а в этом пространстве важно было всё: видно ли горизонт, восход и закат, чтобы дорога просматривалась, да и водица рядом была, чтобы сосед хороший был, удобно и лошади и скотинке приходилось. А уж сам дом - центр этого пространства, самое священное место, проверялось ещё много раз. А вдруг при строительстве материал не тот попался, плотникам не угодили, да они "злое" бревно подложили, человек с недобрым взглядом прошёл и сглазил, не поселилась ли нечисть от чьей-нибудь зависти?
Ритуальные действия входа в дом начинались за неделю. Испытывая безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, если всё было благополучно, несли петуха и курицу, на третий день уже поросёнка, в следующие дни овцу, корову и лошадь. Птицы и животные очень чувствительны и тем самым показывают хозяину, "доброе" ли место. И только на седьмой день поселялись в дом люди. Давно приметили, что кто первый в дом входит, тому первому и умирать. Первый входящий забирает на себя всё зло, которое может присутствовать на новом месте, или становиться жертвой за срубленные для строительства деревья. И если в семье были "уставшие от жизни" старики, они-то и входили первыми. Если не было стариков, приглашали чужого человека, не верующего ни в чёрта, ни в бога. Хотя, на Назаровской земле ограничивались лишь запуском в доме петуха. Если он кукарекал, это был хороший знак.
Огромной очистительной силой обладает хлеб, зёрна и, особенно, квашня (деревянная кадка для теста). Потому первым иногда мог войти хозяин с квашнёй в руках, за ним - хозяйка с курицей, далее шла молодёжь. Вселение семьи сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения Домового из старого подпечья (запечья) в новое. Домового зазывали и приглашали: "Домовой! Домовой! Пойдём со мной!". Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал: "Батюшка Домовой и Матушка Домовая, Батюшка Дворовой и Матушка Дворовая со всеми семейством, пойдёмте к нам на новое жилище с нами жить!". Домового переносили с жаром из печи на "хлебной лопате", с горшком каши или в валенке. Затем хозяйка отрезала от каравая хлеба первый ломоть и клала его "под печку" приветствую Домового.
Входили в дом по нитке, верёвке или поясу. Все эти предметы - символы времени, долговечности, жизни, которые связывают родных. Несли с собой и воды, и медового напитка (медовухи), старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось что Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые "символы обжитости": домашние изваяния богов, обереги, огонь очага, домовой сор и даже лукошко навоза из хлева. Кашу несли недоваренную и прямиком ставили сразу доваривать на новый огонь.
1.3. Семь строительных обрядов Сибири
Определение центра ( приложение № 1)
Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.
Жертва (приложение № 2)
В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы. При закладке строений ритуальной жертвой стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица). Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.
Укладка первого венца (приложение № 3)
Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб. С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и не домашнее, внутреннее и внешнее. Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное» (« облаженное », «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и сбудется.
Укладка матицы (приложение № 4)
Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме. Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу. Мастер переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба. После установки матицы и «матичного» угощения, катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.
Прорубание окон и дверей
Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», - и делали топором знак креста. То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.
Покрытие дома
Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым. С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши. На Севере устраивали «саламатник» — торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.
Окончание строительства
Странными представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить не побеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения жизни.
Глава II. Обряды в Красноярском крае при строительстве дома и новоселье
2.1. Обряды при строительстве дома
Строя новый дом хозяин приглашал священника, служили молебен и клали под основание дома несколько монет, а по окончании обряда, присутствующих угощали обедом. По окончании служили молебен и весь дом кропили святой водою.
Строительство дома - акт творения, созидания. Чтобы узаконить новую модель мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными обрядами… Место, где будет стоять дом, выбиралось очень тщательно, совершалось большое количество обрядов, после которых определялось место для строительства дома.
В первую очередь пекли хлеб и назначали на этот дом один хлеб т. е., если хлеб распадется или не поднимется, то будет худо и наоборот. Вечером брали сухое овечье руно, клали его на том месте, где должна была стоять изба и если поутру из шерсти можно выдавить хоть одну каплю воды, то хозяин дома будет иметь некоторый достаток, а если шерсть окажется сухой, то это предвещает бедность.
Кроме того вечером приносили воды из колодца, и пока никто не брал из ведра воды, отмеривали стаканом три раза по девять стаканов, начиная каждый раз счет с первого, при чем стаканы должны быть полные и выливали воду в горшок, который должен быть сухой. Такие горшки с отмеренной водой и плотно покрытые ставили на том месте, где должен был строиться дом в каждом углу. Тут же клали ломоть хлеба и соль. Если вода окажется по утру прибывшей, то это предвещает счастье, если же убудет, то нет надобности и строить дома на убыток своему хозяйству.
Третий обряд был такой: с целого каравая срезали верхушку, клали на нее соль и ставили на то же место на ночь и если хлеб пропадет, то будет хорошо и хлеб отдавали собаке.
2.2 Окончание строительства дома и новоселье.
По окончании строительства дома наблюдался следующий необычный обряд: не входя в дом, сначала ставили на середине комнаты стол, покрытый белой скатертью. На этот стол клали ржаной хлеб с солью и оставляли на ночь. На другой день вечером пускали черного петуха и курицу и оставляли их ночевать, если переночуют благополучно, то значит, нечистой силы опасаться нечего, если пропадут – присутствует нечистая сила. На третью ночь пускали черного цвета кошку и кота, за которыми наблюдали как за петухами.
При переезде в новый дом справляли новоселье. Новоселье в старину также сопровождалось целой серией обрядов. При переходе в дом выбиралось время как можно ранее перед восходом солнца и притом не в понедельник и не в субботу. Это делалось для того чтобы не часто переходить из дома в дом. В комнату входили хозяин и хозяйка вместе, держа хлеб и соль на руках, а дети следовали за ними . Затем вступая в комнату, ставили хлеб и соль на стол.
Глава III. Приметы и суеверия при строительстве дома.
3.1. Суеверия и приметы при строительстве дома.
3.2. Приметы и суеверия после вселения в дом
Глава IV. Молитвы, обереги, заговоры при строительстве дома
• Не строят дом на месте сгоревшего, по приметам, в таком месте рано или поздно снова случится пожар. Если же дом построить необходимо, то встаньте на место бывшего дома и скажите:
Матушка Богородица велела:
«Не строй дом, где земля горела».
Согну я свою спину пониже,
Подойду к Ее престолу поближе:
«Благослови мое застройное дело
И всякое живое тело».
Кто в этом доме будет жить,
Тот Богородицу будет чтить.
Тако бысть, тако еси, тако буди!
Во веки веков!
• Считается, что хорошо строить дом на том месте, где гуляет домашняя птица: это место обладает благоприятной энергетикой.
• Если будете строить дом из дерева, то проследите, чтобы в венец дома не заложили бревно с сучком посередине, иначе хозяева дома могут погибнуть в течение семи лет.
• К тому же во время строительства деревянного дома никто не может поручиться, что не будет использовано бревно, сделанное из дерева, на котором когда-то повесился человек. Чтобы подстраховаться и отвести беду, соберите первую стружку от бревен и сожгите ее, читая такой обережный заговор:
Корни в земле, а оберег на мне.
Тако бысть, тако еси, тако буди! Во веки веков!
• Не начинайте строительство дома 13-го числа — счастья в этом доме не будет. Как в старину говорили: «Избу чертям строят».
• В любом случае, какой бы дом вы ни строили — каменный или деревянный — перед началом строительства необходимо читать молитву на основание дома:
Боже Вседержителю, сотворивший небеса разумом и основавший землю на тверди ея, Создателю и Содеятелю всех, воззри на Чадо Твоё (имярек), изволившего в державе крепости Твоея, воздвигнути дом в жилище, и зданием его воздвигнути: утверди его на твердом камени, и основаяй по Твоему Божественному гласу, его же ни ветр, ни вода, ни ино что повредити возможет: благоволи ему в конец привестися, и в нем жити хотящих от всякаго навета сопротивнаго свободы. Яко Твоя Держава, и Твое есть Царство, и Сила, и Слава! Тако бысть, тако еси, тако буди! Ныне и присно и во веки веков. Ом.
Существуют слова на богатую и счастливую жизнь в новом доме.
Начиная строительство дома, положите под три угла будущего фундамента мелочь, сказав при этом:
Мир, покой, богатство.
Во Славу Богов и Предков наша!
И еще оберег на участок перед домом.
Повесьте обручальное кольцо на шерстяную нитку из овечьей шерсти и пройдите свой приусадебный (дачный) участок крест-накрест со словами:
Бог мой, моя Благодать, не дай и пылинки с этого места взять. Как мертвый человек света не видит, так и вор этого места не обидит. Мои сторожа на небесах.
Ныне и присно и во веки веков. Ом.
Наконец, самый надежный заговор от бед и неприятностей.
Чур-Чурило, стар пристар.
Ты сиди, сиди посиживай!
Ты смотри, смотри посматривай!
Ты ходи, ходи похаживай!
Да беду (имярек) отваживай.
Тако бысть, тако еси, тако буди!
Глава V. Практическая часть
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я провела опрос среди педагогов, родителей и ребят (20 человек) нашей школы о том, что они знают о приметах и суевериях и традициях при строительстве дома они знают.
Выяснила, что учащиеся нашей школы сами пока ещё не задумываются над тем, что такие традиции необходимо выполнять, говорят то, что слышали. Но уже знают некоторые суеверия и остерегаются их. Также ребята знают и некоторые приметы, связанные с постройкой дома. А взрослые уже задумывались по поводу примет и знают , что необходимо соблюдать народные традиции при постройке дома.
Итоги опроса:
Провела опрос в школе среди ребят и взрослых:
Все 20 человек слышали о традициях при постройке нового дома,
13 человек на вопрос - Какие народные приметы вы знаете по этой теме? Ответили знают не менее трех традиций и примет при строительстве дома.
20 человек привели примеры ,13 человек сказали, что не верят в приметы
Глава VI. Заключение
В заключение хочется отметить, что в результате этого исследования я нашла ответы на многие вопросы. Теперь я знаю, что есть приметы, в которые можно и нужно верить во время строительства дома , они помогают избежать неприятностей.
В ходе исследования было установлено, что и в наше время довольно значительное количество людей продолжают верить в приметы и чтить традиции наших предков.
Благодаря оставленному нам наследию, в виде знаний наших предков, или передачи из поколения в поколение каждый человек может воспользоваться этими знаниями, и совершенно точно узнать что-то новое и полезное.
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
Я считаю, что гипотеза доказана, так как каждый человек мечтает построить свой дом. Чтобы он был наполнен всеми жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Но прежде всего при постройке дома хозяин чтит традиции и заветы предков. Ведь в глазах наших предков изба была самой настоящей вселенной – с небом, землёй, «нижним миром» и сторонами света.
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение№4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
8. Список использованной литературы и Интернет-источники:
1.Происхождение примет и их история. Откуда берутся приметы: www.sueveriya.ru
2.Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - М.: Ридерз Дайджест, 2004.
3.Современные приметы и суеверия: www.wiolif.ru
4. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройка русских, украинцев и белорусов.// Этнографический сборник М., 1956г.
6. Семёнова М. «Мы - славяне!» Санкт-Петербург. Издательство «Азбука» 1997 год.
Как нарисовать портрет?
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Пчёлки на разведках
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Знакомимся с плотностью жидкостей