Цель работы:
Узнать об особенностях быта народа манси; изучить узоры - орнаменты, часто встречающиеся в одежде коренных жителей. Сделать украшения своими руками.
Задачи:
1. Получить информацию о народе манси, его традициях и быте.
2. Изучить технологию изготовления украшений этого народа.
3. Научиться изготавливать мансийские украшения.
4. Составить технологическую карту.
5. Сделать вывод по проделанной работе.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект ученицы 4 класса. | 280.25 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа
Проектно-исследовательская работа
«Волшебные узоры Югры»
Выполнила: Сафронова Ксения Евгеньевна
ученица 4 «д» класса
Руководитель: Карпова С.В.
учитель начальных классов
МБОУ Междуреченская СОШ
2019 год
Цель работы:
Узнать об особенностях быта народа манси; изучить узоры - орнаменты, часто встречающиеся в одежде коренных жителей. Сделать украшения своими руками.
Задачи:
1. Получить информацию о народе манси, его традициях и быте.
2. Изучить технологию изготовления украшений этого народа.
3. Научиться изготавливать мансийские украшения.
4. Составить технологическую карту по изготовлению украшения манси.
5. Сделать вывод по проделанной работе.
Объект исследования: национальная одежда народов ханты и манси Югры.
Предмет исследования: символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты и манси.
Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.
Практический метод
Продукт работы – технологическая карта по изготовлению игольницы
народа манси.
Введение
Мы живем в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение. Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа. Ха́нты — коренной малочисленный угорский народ, Само название ханты означает люди. Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Сохранение традиций и культуры ханты и манси один из главных принципов культурного развития округа.
Актуальность исследования
Я сама по национальности манси, и мне очень захотелось узнать о традициях и быте этого малочисленного народа. Культурные традиции этих малых народов постепенно утрачиваются. Поэтому сегодня важно их сохранение. Мне стало интересно познакомиться с орнаментами народов манси, и используя их узоры, создать несколько украшений – оберегов и бытовых предметов. Мне интересно узнать о жизни коренных жителей нашего округа, научиться понимать язык мансийского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа манси. У меня возникло желание познакомится с исторической культурой малочисленных Народов Севера.
Информация из разных источников
Кто такие манси?
Ма́нси (устаревшее — вогу́лы) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык. Общая численность 12269 чел. (по переписи 2010г.). Этноним «манси» (на мансийском — «человек») — самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа. Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» — манси народ.
Происхождения и история
Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне. Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.
Численность манси в России:
Культура и традиции
Верующие — православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология. Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре.
В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.
Быт
Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII—XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI—XVII веках. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины. Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия. Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева.
Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.
Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками. Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми. Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах.
Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц, кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре.
Способы украшения одежды
Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Само их шитье нитками близко к вышивке. При изготовлении одежды, обуви, сумок, сшивая жильными нитками куски и полоски ровдуги или мандарки темного и белого цветов, мастерицы получают красивый шов – и внутренний и внешний. Первый – вышивка ровными стежками, с равными промежутками между ними. Второй – прокладка оленьего волоса по поверхности изделия и прикрепление его мелкими стежками жильных ниток. Подобным швом обшивались различные элементы орнамента, выполненные техникой мозаики меховой или аппликации, рисованные узоры. При этом могли применять простой шов, рельефный жгутик из двух скрученных пучков или зигзаг. Третий вид вышивки – подшейным волосом оленя: он пропускается через петли кожаной полоски, продетой в надрезы на коже. Постепенно вместо оленьего волоса в вышивке стали применять шелковые и хлопчатобумажные нитки, получаемые от русских и китайцев.
Для украшения одежды применялись меха разных цветов, бисер, цветное сукно, длинная собачья белая шерсть, олений подшейный волос, крашеные ремешки и кисти, металлические подвески. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой. Их вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур. Очень мелкие детали вырезаются без шаблона или при помощи линейки. Обычно подбирают шкурки светлые и темные, с одинаковым невысоким ворсом. При сшивании меховых кусочков следят за ровным направлением ворса. Волос, выступающий за срез кожевой ткани, подрезают ножом. Сшивают детали так, что со стороны волосяного покрова совершенно не видно ниток. Искусство меховой мозаики и сегодня популярно на Севере, используется для украшения сумок, обуви, шапок. Народным мастерицам были известны разные способы аппликации: кожей по коже, мехом по коже, кожей по меху, хлопчатобумажной тканью или сукном по ткани, меху и коже. Также для украшения одежды и предметов быта народами Севера широко был используем бисер — мелкие стеклянные бусы. До появления здесь бисер аборигенное население для украшения одежды и предметов быта использовало бусы – кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные в различные цвета натуральными красителями. Старинный бисер был разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился на Севере очень высоко. Эвенки за несколько красных бисеринок отдавали оленя. Мастерицы ценят этот бисер и ныне, переносят со старых вещей на новые. Вышивку бисером северные мастерицы сочетали с аппликацией полосками из цветной ткани, выпушками длинноворсового меха, вышивкой подшейным волосом оленя, росписью по коже, мозаикой меховой и др. Техника шитья и способы орнаментации бисером почти не испытали изменений.
В прикладном творчестве активно используются кожа, меха, бисер, перья и даже чешуя рыб. Малица — мужская одежда народов Крайнего Севера. Раньше малицу надевали на тело, теперь - на белье и другую одежду. Малицу шьют из оленьих шкур мехом внутрь, подол — мехом наверх. Головные уборы обских угров подразделяются на мужские и женские. Основными материалами для их изготовления служили ткань и мех. Мужские головные уборы. Северные манси летом, а нередко и зимой ходили с непокрытой головой, откинув капюшон.
История орнаментов угорских народов ханты и манси имеет древние корни. Исследователи определили ее истоки, которые относят к периоду бронзового века. Уже в те времена для орнамента были свойственны особые функции:
Информация, заложенная в традиционных орнаментах, имеет особое значение: с ее помощью мастер передавал собственные пожелания людям, для которых предназначались его творения.
Искусство орнамента – важная часть культуры ханты и манси. В непревзойденных по красоте орнаментах заложены знания, особенности мышления, традиции и опыт многих предыдущих поколений. Благодаря богатому оформлению вещи, украшенные орнаментом, приобретают особую оригинальность и ценность, становясь произведением искусства. Справедливая гордость за свой труд и специальные художественные достоинства созданных произведений присуща многим мастерам орнаментального жанра. Их творчество и созданные ими орнаменты очень точно охарактеризовал поэт Микуль Шульгин:
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца.
Каждому узору орнамента ханты и манси соответствует собственное значение. Вот некоторые из многочисленных символов, используемых в творчестве народов ханты и манси:
Особое место в орнаментах отведено богам, почитаемым ханты и манси – это узоры с изображением: ока Бога, означающие также прозрение, мир; связи неба с Землей; обереги от зла (черно-белые кубики и звездочки).
Всем, кто побывал на традиционных праздниках ханты и манси – Вороний день, Медвежий праздник, День оленевода и др. – известно, насколько яркими и красивыми выглядят традиционные праздничные одежды и изделия народных промыслов этих народов. Особенно привлекательно выглядят яркие жизнеутверждающие орнаменты на фоне белоснежных просторов тундры при ярком солнце. Орнаменты и обереги сопровождают северные народы и в будни, и в праздники – эти традиции свято хранятся и продолжаются от поколения к поколению.
Магические свойства заложены и в традиционных орнаментах – это обереги от зла и гнева, узоры, привлекающие в дом добро, благополучие и счастье.
Красочные орнаменты-символы, основанные на вере в добро и семейное счастье, сопровождают жителей северного края на протяжении всей жизни, даря людям силы и уверенность в завтрашнем дне.
Описание проекта
Актуальность:
Я по национальности манси. Задумалась, а что я знаю об этом народе? Кроме рассказов моей бабушки о жизни манси и некоторых национальных праздников, о которых я слышала, возможно ничего и не знаю. Мне очень нравятся узоры и украшения коренных народов Севера. Культурные традиции этих малых народов постепенно утрачиваются. Поэтому сегодня важно их сохранение. Решила попробовать сделать несколько украшений своими руками. Обратилась за помощью к преподавателю ЦДО «Подросток» Лобовой Светлане Анатольевне. Она помогла мне сделать игольницу и нагрудное украшение.
Анкетирование одноклассников:
Приняло участие 21 человек. Из них четверо не знают, как называли коренных жителей Севера. Одежда у них, по мнению ребят, выполнена только из кожи и меха, а традиционными занятиями занимаются – это оленеводство и рыбалка. Один человек ответил, что манси только празднуют постоянно. На вопрос «Что такое орнамент?» 13 учащихся ответили – рисунок, украшение; 1 чел. – оберег, а 7 ответили «не знаю». Зачем украшали одежду – отвечают для красоты, традиция такая и 5 чел. ответили «не знаю».
Вывод: ребята мало знают о народах ханты и манси и их традициях, а некоторые вообще ничего не знают. Значит, моя работа будет полезна им для развития общего кругозора по данной теме.
«Когда мы занимаемся творчеством,
наше сердце раскрывается и переливается цветами
радости и счастья» Анна Байкова.
Женское украшение «Мансийская игольница – «солнце»
Цель: освоение опыта народных умельцев в технике бисероплетения и работы с тканью (фетром).
Задачи: ознакомление с культурой и творениями коренных народов Севера;
- развитие таких технических навыков как глазомер, ритм, чувства симметрии, умения находить композиционное решение и выбирать цветовую гамму в украшении изделий народного быта.
-воспитание уважения к труду и культуре народов Севера.
Инструменты и материалы: иглы для бисера, нитки, ножницы, цветная бумага для изготовления шаблонов, ткань (фетр), бисер, тесьма.
Наглядные пособия: демонстрационный материал с образцами северных орнаментов, образцы игольниц и их модели. Технологическая карта.
В процессе практической работы опираемся на схему:
Практическая часть
а) создание модели будущей игольницы путём аппликации на бумаге. Рассматриваем образцы прямоугольных и квадратных игольниц.
б) перенос деталей аппликации на ткань в качестве трафарета и вырезание их на ткани; использование технологической карты.
в) аппликация орнамента на ткани. В центре игольницы обычно располагается геометрический узор (орнамент) в виде розетки, который называется сам (сердце).
г) вышивка контуров узоров бисером. Декорирование изделия.
д) обработка края игольницы, набивка ватой, оформление петли.
Все орнаменты обских угров имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных:
- орнамент «Головка» называют «Вместилище для сердца»;
-орнамент «Двухголовая птица» стал как бы символом всего обско-угорского орнаментального стиля, женщины объясняют, что «две головы для того, чтобы пока одна спит, другая все видела», «к нам прилетит одна голова – все видит и слышит, вверх полетит, другая голова – все видит и слышит»;
-орнаменты «Лягушка», «Березовая ветвь» и «Крест» - это элементы женского мира, служат оберегами для домашнего очага;
-орнамент «Солнце» -это сила, энергия для воспроизводства земной жизни.
Традиционно украшали бисером: одежду, игольницы – намт, хозяйственные сумки из сукна (тучан хир), ниры - женская обувь без голенища.
В своих работах мастерицы используют цветовую гамму из пяти цветов:
-белый – цвет божественный, обращенный к силам верхнего мира;
-красный - цвет жизни земной (основной цвет);
-жёлтый – знак огня;
-зелёный – тайга;
-синий – цвет воды, рек, неба.
Черный цвет символизирует подземный мир, его не используют.
Особое отношение взрослых к детской орнаментированной одежде. Орнаменты просты и несут защитную функцию. Это оберег души детей от всяких дурных влияний злых духов.
Нагрудные украшения делятся на две группы: декоративные и ритуальные (выполняют защитную функцию: охраняют сердце и внутренние органы от злых духов). Длина такого украшения может доходить до пояса, вес – до нескольких килограммов. И такое украшение надевают только во время ритуалов или по особо торжественным случаям.
Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, всё складывалось в мешочек для рукоделия – тучан. Женщина-рукодельница в мешочке тучан всегда имела игольницу. Эта вещь у неё всегда при себе, даже если она находится в пути, на рыбалке. Игольница относится к числу сакральных предметов и подчёркивает сакральность женского мира по отношению к мужскому.
Возможные варианты изготовления игольниц:
Выводы работы
Литература:
http://www.magic-beads.ru/techniques/embroidery/
Приложение 1.
Технологическая карта изготовления игольницы народов манси «Солнце»
Последовательность и содержание | Инструменты, приспособления, материалы |
Изучить литературу, материалы по теме проекта. | Компьютер, интернет, альбом и журналы по рукоделию. |
Вырезаем из фетра 2 круга – основу игольницы. | Белый фетр, ножницы |
Выбор мансийского орнамента. Изготовление трафарета орнамента - солнце. | Шаблоны орнаментов |
Вырезание орнамента «солнце» из фетра | Красный фетр, ножницы |
Декоративная обработка: орнамент по контуру обшить бисером. | Бисер желтого цвета, игла, нитки желтого цвета, наперсток. |
Пришивание готового орнамента к основе – белому кругу. | Игла, нитки, наперсток. |
Обработка синим и желтым бисером основы – белого круга из фетра. | Синий и желтый бисер, игла, нитки, наперсток. |
Сшивание кругов (лицевого и заднего), набивка игольницы ватой. | Игла, нитки, наперсток, вата. |
Обработка края игольницы синей тесьмой и пришивание петельки. Изделие – игольница готова! | Игла, нитки, наперсток, синяя тесьма и лента в цвет. |
Составители: Сафронова Ксения и С.В.Карпова
Приложение 2.
Швейня
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Осенняя паутина
Как нарисовать зайчика
Сверчок