Уроки технологии это интересный мир творчества, где частым гостем является бумага и клей. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, склеивание - не только увлекательна,но и познавательна.И поэтому тема исследовательской работы особенно актуальна для учащихся начальных классов, где на уроках технологии работа идет в основном с бумагой, картоном, клеем.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 754.96 КБ |
![]() | 2.68 МБ |
Муниципальное казённое учреждение «Комитет по образованию и делам молодёжи Администрации г. Белогорска»
Муниципальное бюджетное учреждение
«Ресурсно – информационный центр»
Муниципальная общеобразовательная автономная средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов
Исследовательская работа
«Первые опыты Марьи – искусницы»
Автор: Французова Софья Алексеевна, ученица 2 "Г класса"
Руководитель Сафонова Валентина Геннадьевна
учитель начальных классов
г. Белогорск 2014 г.
Оглавление
I. Введение...............................................................................................................3
II.Основная часть.....................................................................................................5
2.1. История возникновения бумаги......................................................................5
2.2. Виды бумаги.....................................................................................................5
2.3. История возникновения клея..........................................................................6
2.4. Виды клея.........................................................................................................7
2.5. Практическая часть.........................................................................................8
III. Заключение......................................................................................................10
IV.Библиографический список ...........................................................................11
Приложение
2
I.Введение.
Уроки технологии это интересный мир творчества, где частым гостем является бумага и клей. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, склеивание - не только увлекательна,
но и познавательна.
Но бывают на уроках технологии, такие ситуации когда выбранный клей просто напросто не склеивает ту или иную бумагу, картон или для этого нужно слишком много времени. В результате такой работы у ученика не хватает времени на уроке, чтобы закончить изделие или она получится неаккуратной, не красивой. Чтобы избежать таких неприятных моментов я решила провести исследование, по склеиванию разнофактурной бумаги, разными клеями.
Цель исследования: Выявить наиболее подходящий клей для склеивания разнофактурной бумаги и картона на уроках технологии.
Объект исследования: склеивание разнофактурной бумаги, бумаги и картона.
Предмет исследования: результат взаимодействия клея и бумаги, клея, бумаги и картона.
Гипотеза исследования: Склеивание будет успешным, если
- правильно подобрать клей и бумагу;
- соблюсти правила и последовательность склеивания;
Задачи исследования: Изучить литературу по данному вопросу. Определить основные правила склеивания.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент.
Результат которого даст мне возможность точно и правильно подобрать нужный клей для склеивания бумаги разной фактуры на уроках технологии. Потому что бумага дает мне проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. На уроках технологии я учусь постепенно от самых простых аппликаций, поделок из бумаги до более сложных .
3
Уроки технологии пробуждают фантазию , наблюдательность , внимание и воображение, развивает ручные умения восприятие цвета. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса.
И поэтому тема исследовательской работы особенно актуальна для учащихся начальных классов, где на уроках технологии работа идет в основном с бумагой, картоном, клеем.
4
II. Основная часть.
2.1. История возникновения бумаги.
Древние люди рисовали на камнях. Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Люди сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст. Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты. Писали и на шкурах животных. Этот материал называли пергамент. Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку. Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.
2.2. Виды бумаги.
Бумага - один из простых, наиболее доступных и легко обрабатываемых материалов. Бумага - материал универсальный. Она легко режется, рвется, скручивается, склеивается различными клеями. Известно около 600 видов бумаги многие из них пригодны для выполнения разных поделок. Нам известны самые популярные и распространенные виды:
Бумага для печати
Газетная. Эта бумага рассчитана на продукцию короткого пользования. В работе могут быть использованы как обрезки, так и большой формат для выполнения папье-маше, ремонта таблиц, книг.
Книжно-журнальная. Промышленностью вырабатывается много видов книга-журнальной бумаги, предназначенной для печатанья изданий различного срока пользования и различными способами.
Обложечная, цветная. Применяется для изготовления обложек книг, журналов. Эта бумага пригодна для окантовки, оформления таблиц, коробок и для аппликаций.
Обойная. Предназначена для негрунтованных, грунтованных и тесненных обоев.
5
Бумага для письма.
Писчая. Поступает в продажу под названием потребительская. Писчая бумага пригодна для оклеивания таблиц, карточек, коробок внутри, для приклеивания засушенных растений и других целей.
Бумага чертежно-рисовальная
Чертежная. Чертежная бумага пригодна для изготовления таблиц, карточек, геометрических тел и других объемных и плоских изделий.
Рисовальная. Рисовальную бумагу после отливки прессуют между грубыми тканями, после чего поверхность ее получается зернистой. На такой поверхности хорошо растушевывается карандаш.
Калька бумажная. Эта бумага пропитана для прозрачности воском и маслом. На кальке хорошо выполнять выкройки, на ней не растекается тушь. Можно использовать для изготовления елочных украшений, на экраны для теневого театра.
Миллиметровая. Ее поверхность имеет пропечатанную сетку изготавливается из хорошо проклеенной и глазированной бумаги.
Бумагу различают и по плотности. Бумага бывает тонкая почти прозрачная (папиросная, калька и т.д.) и очень плотная, ватман и картон. Поэтому в зависимости от того что вы планируете сделать нужно подобрать подходящую бумагу. Для занятий технологии чаще применяется цветная бумага, она тоже бывает разной, цветной, гладкой (мелованной), бархатной с рисунком и без него. И если выполнять различные поделки, то для разной бумаги необходим разный клей.
2.3. История возникновения клея.
В гробнице 18-летнего фараона Тутанхамона среди предметов, которые должны были пригодиться ему в загробном мире, обнаружили и хорошо сохранившиеся клеящие вещества — смолы, воск и животный клей. В Древнем Египте их употребляли для соединения инкрустаций из дерева, слоновой кости и других материалов.
Древнеримские строители собирали цемент близ Везувия, где он после извержений оседал в виде порошка. На Руси, как известно, вулканов не было. Строители Киева, Новгорода и других городов вводили в раствор «цеменяку» — перемолотые в пыль недожженные кирпичи и гончарный брак.
При Петре I в России появилось много заводов — оружейных, текстильных, бумажных, сахарных.
6
В 1719 году в Бергколлегию — учреждение, управлявшее рудокопными делами, — обратился некто Герасим Пустынников, который сообщил, что нашел вещество, пригодное для производства цемента. «А каков семент из оного камня делаетца, тому прилагаю при сем пробу», — писал он. Найденный камень оказался мергелем — ценным сырьем для производства цемента. Сегодня цемент выпускают самых различных сортов. Мы пользуемся клеем, наверное, каждый день. Чаще всего простым, канцелярским. Но ведь клеев существует множество. Одни из них скрепляют бумагу, другие — ткани, стекло, металл.
Склеивание — один из самых распространенных, простых и надежных видов соединения деталей. Однако большинство клеев не универсальны: одни хорошо склеивают бумагу, древесину, другие кожу, пластмассы, металл... Мы познакомим вас с теми видами клеев, которые применяются для склеивания бумаги. Но более подробно мы остановимся на двух видах клея. Они разнообразны по своему виду и свойствам.
Известные клеи — столярный, рыбий, полученные путем разваривания костей, представляют собой застывший желатин в плитках.
2.4. Виды клея.
Столярный клей имеет коричневый цвет, рыбий — полупрозрачный, светло-желтого или желтого цвета.
Казеиновый клей представляет собой смесь сухого порошка белого цвета — казеина — с щелочами и минеральными солями.
Крахмальный клей приготавливают из крахмала — картофельной муки — так же, как и мучной. Этим клеем можно склеивать тонкую бумагу и наклеивать ткань на бумагу.
Силикатный клей относится к неорганическим клеящим веществам. Применяется для склеивания мелких деталей моделей из бумаги и картона, для наклеивания бумаги на древесину и керамику.Не горит, не загнивает, но малопластичен и хрупок. Он размягчает бумагу и при высыхании коробит детали модели. Из синтетических клеев для склеивания бумаги применяют поливинилацетатный ПВА.
Также клеи бывают разные по форме выпуска т. е. жидкие которые нужно наносить кисточкой и в форме карандаша, ролика.
7
2.5. Практическая часть.
Практическая часть моей исследовательской работы направлена на изучение взаимодействия жидкого клея или клея-карандаша с бумагой разной фактуры, бумагой и картоном.
Был проведен опрос среди учащихся моего класса, каким клеем ребята пользуются на уроке технология. По результатам опроса, было выявлено, что12 человек применяют клей ПВА, 17 человек клей карандаш.
Также методом наблюдения я определила самую популярную бумагу, которую применяют ребята моего класса на уроках технологии. Это обычная цветная бумага, мелованная (гладкая), бархатная и картон.
8
Опыт №1
Для проведения опыта мне понадобилось: полоски из цветной бумаги разной фактуры, полоски картона шириной 5см, клей ПВА, емкость для клея, кисточка для клея, салфетка. Необходимо защитить поверхность стола от клея. Поэтому я положила на стол лист бумаги и вела работу на нем. Я начала опыт с обычной цветной бумаги . Две полоски бумаги я склеила между собой. Клей наносила кисточкой на одну из полосок. Затем крепко прижимаем и разглаживаем салфеткой. Все тоже самое повторяем и с другими видами бумаги. Затем склеила каждый вид бумаги с кусочком картона. После чего дала образцам просохнуть в течении 4 часов.
Опыт дал следующие результаты: при склеивании бумаги, бумаги и картона клеем ПВА наблюдается сильная деформация. Бумага скручивается и становится волнистой. После полного высыхания гладкая (мелованная) бумага с легкостью рассоединилась. Бархатная бумага склеилась только в том месте, где клей был нанесен более толстым слоем.
Опыт №2
Затем я приступила ко второму опыту. Для этого мне понадобилось полоски из цветной бумаги разной фактуры, картона, клей-карандаш, салфетка.
Второй опыт я начала в той же последовательности, с обычной цветной бумаги. Клеем-карандашом я намазала одну из двух полосок бумаги, проглаживали салфеткой и дала возможность просохнуть в течении 4-х часов. Так поступила со всеми образцами.
9
Результаты опыта: при склеивании бумаги, бумаги и картона клеем -карандашом карандашом, деформация бумаги наблюдалась меньше, и склеивались две полоски бумаги быстрее.
III. Заключение.
Из проведенных нами опытов можно сделать следующий вывод, что при склеивании гладкой (мелованной) бумаги клей ПВА не подходит, при полном высыхании бумага расклеивается. При склеивании бархатной бумаги клеем ПВА нужно наносить клей более толстым слоем, потому что бумага хорошо впитывает влагу. При склеивании простой цветной бумаги и бумаги и картона клеем ПВА наблюдается сильное скручивание, что требует дополнительной работы. Необходимо склеенные детали положить под пресс.
Клей -карандаш в данном случае дал лучшие результаты. Бумага практически не деформировалась, гладкая (мелованная) бумага не расклеилась. Бумага с картоном склеивалась немного дольше, но крепко.
Из проведенных нами опытов можно сделать следующий вывод, чтонаиболее подходящий клей для склеивания разнофактурной бумаги и картона на уроках технологии является клей - карандаш в нашем случае фирмы Эрик Краузе белого цвета. Он удобен в применении, не растекается, можно пользоваться без кисточки, так как в он имеет вязкую структуру, бумага практически не скручивается. Такая крепкая дружба клея и бумаги дает возможность создавать много нового и интересного на уроке технология и не только.
10
IV.Библиографический список.
Геронимус Т. М. 150 уроков труда.- Москва: 1994г.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- Москва : Мозаика - синтез, 2006г.
Конышева Н. М. Технология.- Смоленск: 2001г.
Машинистов В.Г. Материал по трудовому обучению. -Москва: "Просвещение", 1990 г.
Перевертень Г. И. Самоделки из бумаги. -Москва: Просвещение, 2001г.
Петрова И. М. Объемная аппликация.- С.- Петербург: "Детство-пресс", 2000 г.
Ярыгина А.А. Технология чудесный мир.- Волгоград: 2006г.
11
Приложение
Слайд 1
«Дружба крепкая» ( клей и бумага на уроках технологии)Слайд 2
Цель исследования : Выявить наиболее подходящий клей для склеивания разнофактурной бумаги и картона на уроках технологии . Объект исследования: клей, разнофактурная бумага, картон. Предмет исследования: взаимодействия клея, бумаги и картона.
Слайд 3
Образцы клея
Слайд 4
Образцы бумаги
Слайд 5
Опыт №1
Слайд 6
Результат опыта №1
Слайд 7
Опыт №2
Слайд 8
Результат опыта № 2
Слайд 9
Вывод что наиболее подходящий клей для склеивания разнофактурной бумаги и картона на уроках технологии является клей - карандаш в нашем случае фирмы Эрик Краузе белого цвета.
Горячо - холодно
Заяц-хваста
Как я избавился от обидчивости
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Л. Нечаев. Яма