В наше время продается большое разнообразие игрушек из различных материалов, в основном, синтетических, не всегда безвредных, иногда даже токсичных. Проект призывает вспомнить о наших истоках, использовать натуральные материалы, развивать фантазию у детей. Своей работой автор стремился вызвать у сверстников интерес к многовековой истории страны. в которой мы все живем, к традициям нашего народа посредством изучения кукол.
Вложение | Размер |
---|---|
русская народная кукла-мотанка | 163.41 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (143071, Московская область, Одинцовский район г. Кубинка - 1, стр. 1) тел.8- (498)-695-95-42 КОНКУРСНАЯ РАБОТА Предмет: «Технология» «РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА – ИГРУШКА, ОБЕРЕГ, ЭЛЕМЕНТ ОБРЯДА» (Проект) Выполнила: Калач Софья Владимировна, 4 класс Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, ул. Армейская, д.14, кв.45 Руководитель: Ступникова Наталья Валериевна, учитель начальных классов Кубинской средней общеобразовательной школы № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П. г. Кубинка 2019 |
Оглавление
Введение ………………………………………………………….…………...…3
Термины и определения …………………………………………………….…..5
Глава 1. Люди и куклы …………………………………………………….…....6
1.1.История возникновения куклы-мотанки……………………………….…..6
1.2 Виды кукол…………………………………………………………….……..8
1.2.1. Кукла-игрушка……………………………………………………….……8
1.2.2. Кукла-оберег ……………………………………………………….…..…9
1.2.3. Обрядовая кукла …………………………………………………......….13
Глава 2. Изготовление кукол своими руками………………….……….…..…16
2.1. Материалы и инструменты……………………………………………….16
2.2. Правила техники безопасности…………………………………………. .16
2.3. Изготовление кукол ……………………………………………………….17
2.3.1. Изготовление куклы-мотанки из пряжи………………………………..17
2.3.2. Изготовление куклы-мотанки из ткани ………………………………..21
Глава 3. Проведение мастер-класса …………………....……………….……24
3.1. Кукольная мастерская на дому ………………………………………….24
3.2. Проведение мастер-класса в школе………………………………..……..25
Заключение ………………………………………………………………...... ...26
Список использованных источников …………………………………………29
Введение
Русская поговорка гласит: «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает».
Кукла несёт в себе память культуры своего народа, как никакие другие игрушки. Она может рассказать об истории страны, о развитии культуры с течением времени. Ещё даже мои бабушки, которые были детьми в середине прошлого века, мастерили себе кукол сами. Потом в стране начали массово выпускать пластмассовые игрушки, и народное творчество в создании кукол почти угасло.
Актуальность проекта. Сейчас многие играют в компьютерные игры, часто очень жестокие, такие, где убивают. Это вредно, особенно для детской психики. Своей работой я планирую достичь того, чтобы дети захотели творить и создавать своих кукол, придумывать добрые игры. Уверена, что куклы, сделанные своими руками, приносят радость уже на стадии творческого процесса. Ребята могут мастерить подарки для своих родных и друзей. Мои родители всегда радуются поделкам, которые мастерим мы, дети.
Проблематика проекта. В наше время продаётся большое разнообразие игрушек из разных материалов, в основном, синтетических, не всегда безвредных, иногда даже токсичных. Мой проект призывает вспомнить о наших истоках, использовать натуральные материалы, развивать фантазию у детей.
Своей работой я хочу вызвать у сверстников интерес к многовековой истории страны, в которой мы все живём, к традициям нашего народа посредством изучения кукол. Первый шаг в этом процессе – это создание авторской куклы, в которую каждый мастер (новичок или профессионал) вкладывает свою фантазию и душу.
Цели данной работы:
приобрести умения в изготовлении русских народных кукол своими руками и поделиться опытом с учениками начальных классов.
Задачи:
- изучить материал об истории возникновения куклы-мотанки и её разновидностях;
- изучить технологию изготовления русских народных кукол и создать наиболее понравившиеся игрушки своими руками;
- провести мастер-класс по изготовлению народной куклы среди своих одноклассников.
У писателя Евгения Ивановича Носова есть рассказ, который называется «Лоскутное одеяло». В нём два героя: бабушка Варвара Ионовна и её внук. Их душевно сближает «весёлое разноцветное полотнище», которое собрано из лоскутков, обрезков от шитья «нехитрой крестьянской обновы». Каждый треугольник и квадратик – это как страница их семейной книги, которую бабушка «читает» внуку по вечерам, после тяжёлого трудового дня.
Автор рассказа как будто воссоздаёт русский характер, образ родного дома. Кукольный народ, как и та пёстрая лоскутная мозаика, хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и учёных. В кукольной хронике отражается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И кто бы ни делал таких кукол, кто бы о них ни писал, у каждого получится своя «лоскутная история» [5].
Термины и определения
Сатин – ткань, выпускаемая из натурального сырья растительного (хлопок) или животного (шелк) происхождения.
Бязь - хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения.
Си́тец - легкая хлопчатобумажная гладкоокрашенная или набивная ткань полотняного переплетения.
Кума́ч - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в ярко-красный цвет.
Мулине́ - пряжа, полученная заводским способом или ручной выделкой, произведенная специально для вышивания или других видов рукоделия.
Куде́ль - очищенное волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения.
Портки́ – так называли в старину штаны (брюки).
Синтепо́н - легкий, объёмный, упругий нетканый материал из переплетённых синтетических волокон.
Деко́р - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление изделия.
Аксессуа́р - дополнение к изделию, придающее ему законченный вид.
Обряд - символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке.
Токсичность - это свойство некоторых химических соединений и веществ вызывать отравление при попадании в живой организм.
ГЛАВА 1. ЛЮДИ И КУКЛЫ
1.1 История возникновения куклы-мотанки
Сейчас очень модно иностранное слово «Handmade». Мне больше нравится, когда говорят по-русски: «Рукоделие». В моей семье все женщины что-то умеют делать руками: мама вяжет на спицах, одна бабушка красиво вяжет крючком и вышивает картины «болгарским крестиком», другая – делает замечательных кукол в технике скульптурный текстиль и занимается сухим валянием игрушек.
Раньше в России этим вообще никого нельзя было удивить – девочки с раннего детства учились прясть, ткать, шить, вышивать и делать кукол. Когда я была маленькой, мне очень нравилось лепить из пластилина разных животных. Сейчас я заинтересовалась созданием кукол, а именно, кукол-мотанок.
Впервые я сделала куклу из ниток летом 2017 года, когда отдыхала в лагере. Мне очень понравилось это занятие. Сначала захотелось лучше мастерить. Несколько таких своих куколок я подарила родным.
А потом меня заинтересовала история происхождения мотанок. Далее мне захотелось поделиться тем, что узнала сама, и научить ровесников делать простых кукол. Мне кажется, что через них можно как будто прикоснуться к прошлому, побывать в другом времени.
История таких кукол насчитывает уже 5000 лет. Само название «мотанка» происходит от понятия «мотать», а общий вид такой куклы представляет собой фигурку человека, как правило, женскую или детскую, изготовленную из ниток или кусков ткани. Части тела такой куклы соединяются узелками, без применения иголки – считается, что этих кукол нельзя колоть.
С давних времён кукла была традиционным элементом быта русского народа. Играя в куклы, дети обретали образ семьи, учились вести хозяйство, строить взаимоотношения.
Кукла была не просто игрушкой, но и символом продолжения рода, залогом здоровья и семейного счастья. В каждой семье её делали по-своему. Сначала мамы, бабушки и старшие сёстры мастерили кукол для малышей, потом дети сами справлялись с этим нехитрым делом. Ведь делали их из того, что было в каждом доме: лоскутков, льняных ниток, глины, бересты, соломы. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей – ситца, сатина и кумача. Эти ткани считались дорогими для деревни и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы [6].
Домодельные куклы дарили родным и близким. В семье, для своих детей, куклы обычно «вертели» из старого тряпья. И даже не по бедности, а по принципу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу, и воплотившись в кукле, передавала её ребёнку, становясь оберегом. По той же причине новорожденных завёртывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пелёнки из ношеной одежды. Для кукол использовали чаще всего подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землёй и вбирая таким образом её силу, имели наибольшее значение. Важно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами [4].
В своей работе я расскажу о куклах-мотанках, которые изготовлены из ниток и лоскутков.
Куклы-мотанки делятся на три вида: [3].
- игровые – обычные игрушки и предметы декора, не несущие особого смысла;
- обереговые – узелковая кукла-оберег всегда имеет форму креста и не должна быть похожа на реального человека, поэтому такие куклы и кажутся примитивными;
- обрядовые – их изготавливают к каким-то праздникам и значительным событиям.
1.2.1 Куклы-игрушки
Куклы были не только забавой для девочек, в них играли все дети до 7-8 лет, пока ходили в рубахах. Как только мальчики надевали портки, а девочки – юбки, их игры и роли строго разделялись. Например, для мальчиков в качестве игрушки делали солнечного коня из пеньковой веревки. Эта игрушка также служила и оберегом для мальчика, чтобы он вырос сильным и смелым человеком [2].
Традиционная русская кукла в знатных семьях изготавливалась из дорогих тканей, украшалась драгоценными камнями и различными аксессуарами. Кукольные игры у царских детей были по своему смыслу те же самые, что и у деревенских ребятишек, только у одних обыгрывались царские мероприятия, а у других – жизнь простых людей.
Многие куклы изготавливались специально для того, чтобы дети с самых ранних лет понимали то, что происходит вокруг них, и что будет происходить с ними далее, во взрослой жизни. Самый яркий пример –
куклы перевёртыши. Их называют по-разному, но наиболее популярным является название «Девка-Баба». С одной стороны – румяная весёлая нарядная молодуха, а с другой, если перевернуть её, мы видим скромную женщину, уставшую от повседневных забот[8].
У меня самой много кукол, купленных в магазине. Я люблю играть с ними, наряжать по-разному. Кстати, у них уже большой гардероб, связанный моими бабушками – там и платья, и юбки, и даже пальто. Всё красивое и не такое, как у других девочек. Сами Барби все красивые, но в целом похожи друг на друга. Так же в нашем доме уже немало кукол, созданных бабушкой. Каждая из них – это особый персонаж с неповторимой внешностью и характером. К этим куклам и отношение особенное.
1.2.2 Куклы-обереги (берегини).
Куклы–обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времён. Они выполнялись из природных материалов, которые приносились из леса: дерево, лоза, трава, солома. Куклы, сделанные на основе берёзового полена, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, служили оберегами дома, отгоняли от жилища злых духов [2].
Главная черта русских народных куколок – чистое лицо, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что если нарисовать лицо, то в куклу вселится нечистая сила и принесёт людям в дом болезни или беду. По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори. Например, древняя славянская кукла изготавливалась из грубых льняных ниток или льняной кудели. Её использовали для излечения больных. Куклу клали в постель к заболевшему человеку (можно под подушку), и она впитывала в себя плохую энергию болезни[4].
Немного подробнее об оберегах на здоровье - это куклы Лихоманки (Лихорадки). Их роль — привлечь к себе внимание злодейки-болезни, залетевшей в дом. Наши прапрабабушки верили, что если залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, то подумает, что это человек, и вселится в одну из них… Поэтому мотали Лихоманок из очень ярких, заметных тканей. Кукол делали на связке, которую подвешивали возле дымохода, т.е. возле того места, откуда по народным поверьям обычно в дом попадают непрошеные гости — болезни. Середина осени и конец весны, когда начинается большинство простудных заболеваний, наступало время для изготовления кукол Лихоманок [8].
Согласно древнеславянской мифологии различные заболевания, связанные с ознобом или жаром, называли лихорадками или сёстрами-трясовицами и представляли их в образе тощих злобных крылатых женщин в белом, с непокрытой лохматой головой и клюкой в руках. Эти злые существа, отсидев положенное время глубоко под землей, вылетали на белый свет и разлетались в разные стороны. Они с жадностью набрасывались на людей, и вызывали разные болезни. Привязавшаяся к человеку женщина-лихорадка начинала "жечь и палить, в мир ходить, людской род трясти, знобить, мучить, тело сушить, кости ломить и жилы тянуть"[2].
По характеру заболеваний и течению болезней наблюдательный народ выделил 12 основных сестёр-лихорадок. В названиях их имён были обычно отражены симптомы заболеваний, и в разных местах она были разные:
Невея - мертвящая. Сидела Невея глубоко под землей, прикованная железными цепями к столбу, а если удавалось ей вырваться, то она появлялась среди людей и косила целые поселения, не щадя никого.
Огнея - вызывала жар и высокую температуру.
Ледея (Знобуха) - вызывала сильный озноб.
Грудница - изнуряла человека сильным кашлем, вызывала одышку.
Глухея - закладывала уши.
Ломея-Костоломка - вызывала боль в суставах и ломоту во всём теле.
Тайная - разные скорби творила, никто не мог её распознать
Пухнея - вызывала сильные отёки, водянку.
Желтея - вызывала болезни печени и желчного пузыря, окрашивая кожу человека в жёлтый цвет.
Корчея - любила чужие жилы на свои кулачки наматывать, заставляя мучиться от боли.
Гладея - изводила бессонницей.
Гнетея - лишала аппетита.
Тринадцатая Кумоха - самая старшая, «наибольшая» из них и самая злая. Именно Кумоха посылала своих сестер в мир людей -"знобить, грешное тело мучить и белые кости крушить".
Поэтому и делали связку из 12 куколок, а посередине тринадцатая — большая, самая главная.
После выздоровления человека куколку благодарили за её работу и сжигали.
Берегини – это традиционные славянские куклы-обереги. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребёнок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег говорил о том, что девушка готова к замужеству. Самые лучшие экземпляры складывались в сундук и становились частью приданого девушки. Отдавая дочь замуж, мать обязательно дарила ей берегиню, сделанную своими руками, таким образом благословляя её на брак. Такие же обереги получали сыновья, которые отправлялись в армию или в дальнюю дорогу. Тряпичные куклы бережно хранились и передавались из поколения в поколение [8].
Есть ещё один вид кукол – Мартинички. Они совмещают в себе функции оберега и обрядовой куклы. С ними призывали и встречали весну. Делались эти куклы 1 марта. Их дарили друг другу с пожеланиями здоровья и долголетия, любви и удачи, привязывали на руку или одежду и не снимали, пока не увидят перелётную птицу, вернувшуюся с юга. Тогда вешали куколок на дерево, чтобы птички могли выдёргивать нити и устилать ими свои гнёздышки. Традиционно Мартиничек изготавливают в красно-белых тонах, лучше использовать нитки мулине или ирис [7].
1.2.3 Обрядовые куклы.
У наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды. Обряды выполняли по всем, наиболее важным в человеческой жизни событиям. При этом существовали публичные, общественные обряды с привлечением большого количества людей, и обряды личные, тайные – не терпящие присутствия посторонних. Практически любой обряд исполнялся с участием или в присутствии кукол, специально для этого изготовленных [4].
Обрядовая кукла, так же, как и кукла-оберег изготавливалась для защиты от бед и напастей. В одних случаях обрядовую куклу сжигали или топили в воде после того, как она выполнила свое предназначение. В других такими куклами могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции – обрядовую и охранную.
В период засухи лучшим средством вызвать долгожданный дождь был специальный заговор. При этом необходимо было действовать с помощницей, которая всем своим видом должна символизировать дождливую погоду. Так и действовала русская тряпичная обрядовая кукла Мокридина. Её изготавливали, специально подбирая ткань, напоминающую по цвету и текстуре дождь.
Зима для славян – настоящее испытание, которое они проходили в древности с большим трудом. Это было связано с тяжёлыми условиями жизни, ведь быт был совсем не таким благоустроенным и удобным, как сейчас. Совсем недавно в России прошла Масленица – любимый многими народный праздник с богатой историей. О нём нужно делать отдельный проект. В своей работе я упомянула о нём из-за одноимённой куклы.
Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.
Наши предки считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение.
В первый день - понедельник, который называется «Встреча», из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая –
На саночках расписных,
На лошадках вороных.
Едет к нам с добром:
С сыром, с маслом и яйцом,
С блинами, с пирогами,
Да с оладьями! [1]
Маленькую куклу заготавливали отдельно прямо в день Масленицы (или за день до неё), которая должна была служить оберегом весь год. А старую такую же куклу сжигали на обрядовом костре (рис 4), либо за день до праздника сплавляли по реке. Маленькую фигурку делали из соломы, обряжали в платье, а потом хранили до следующей весны, то есть – от Масленицы до Масленицы.
В старину так приговаривали: «Старая сжигается, новая обретается».
Символизировала кукла приход солнечного тепла, конец лютым морозам, скорым посевам и обработке земли, пробуждение всей Природы.
Пока кукла Масленица хранилась в жилище каждого дома, она могла отгонять злую силу и прочие напасти. Во многих летописях описано, какой большой силой обладала такая кукла.
ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-МОТАНКИ СВОИМИ РУКАМИ
2.1 Материалы и инструменты
В первую очередь мне потребуются нитки, которые должны быть изготовлены из натуральных материалов – шерсти или хлопка. Так же нужны катушечные нитки.
Для тряпичных кукол понадобятся разноцветные лоскутки ткани. Лучше, чтобы ткань для куколок была из натуральных волокон – хлопка, льна, шерсти, шелка. Такая ткань хорошо рвётся, и её не придется резать ножницами.
«Поставщиками» лоскутов ткани могут стать запасы старой одежды, постельного и столового белья, которые есть в каждом доме.
Также идеально для изготовления кукол подходят лоскуты ткани для лоскутной техники (пэчворка), которые продаются в рукодельных магазинах и в Интернете. Ткани для этого изготавливаются из натурального хлопка и бывают самых разных расцветок и рисунков.
2.2 Правила техники безопасности при выполнении ручных работ (шитьё, вышивка, вязание) [7].
Техника безопасности при работе с тканью и нитками:
1. Всё рукоделие в промежутках между работой хранить в товарной упаковке;
2. Все мелкие детали набора хранить в специальных зип-пакетах;
3. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками.
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Хранить ножницы в футляре и в недоступном месте для маленьких детей;
2. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми;
3. Не держать ножницы острыми частями вверх, а также не использовать их при ослабленном центральном креплении;
4. При работе внимательно следить за направлением резки. Не резать на ходу;
5. Во время работы удерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
2.3 Изготовление кукол
2.3.1 Изготовление куклы – мотанки (нитянки) из пряжи
В рамках своего проекта я изготовила два вида кукол-мотанок – из пряжи и из ткани. Мне нравятся и те, и другие.
Наматываем нить – делаем основу для туловища. Чем плотнее намотка, тем аккуратнее и пышнее юбка у будущей куколки.
Аккуратно разрезаем пучок в одном месте, и временно закрепляем один конец пучка, чтобы ниточки не рассыпались.
Аналогично изготавливаем волосы и ручки, разница в том, что ручки наматываются поперёк, то есть по короткой стороне картона. Концы ручек обматываем нитью.
Укладываем пучки крестом, располагая волосы сверху, и складываем оба пучка пополам по принципу цепочки. Связываем волосы в хвост, плотно обматывая их нитью того же цвета. Резинку с волос можно снимать.
Формируем голову, обматывая шею нитью в цвет туловища. Вставляем ручки в туловище и обматываем куколке талию.
Делаем куколку-мальчика аналогично, только с короткими волосами и разделяя юбку пополам. Так мы получим брюки-шаровары.
Девочку украшаем бантиком и пояском, а мальчику повязываем галстук. Всё связано крючком из той же пряжи. Каждый мастер украшает своё изделие, как хочет. Фантазия приветствуется.
Рис.12 Забавная парочка готова
2.3.2 Изготовление куклы- мотанки из ткани
Изготавливаем куклу–мотанку из ткани. Для неё нам потребуется 5 цветных квадратных лоскутков с длиной стороны от 15 до 25 см, небольшой комок синтепона, катушечные нитки.
Берём самый большой лоскут, кладём в центр синтепон. Формируем голову куколки.
Следующий квадратик ткани чуть меньше, накладываем его и так же обматываем нитью. Третий квадратик – самый маленький, он тоже накладывается сверху на предыдущий слой.
Рис. 14 Этапы работы
Из однотонного лоскутка делаем голову и ручки куколки. Это можно сделать из прямоугольного кусочка или из квадратного, как у меня. Ручки на концах так же обматываются нитью.
Вот такая милая кукла-колокольчик у меня получилась, когда я повязала ей на голову платочек (рис.16). Его можно сделать, сложив квадратный лоскут по диагонали, либо сразу взять треугольный лоскут. Например, бязь плотнее ситца, поэтому мелкие детали из бязи лучше не складывать. Юбочки для такой куклы можно делать и круглыми, тогда такая кукла больше похожа на колокольчик.
Рис. 16 Тряпицы цветные, да ниток катушка – в руках у меня оживает игрушка
На фото слева – старшая сестричка куколки. Для неё я использовала детали чуть большего размера. Посередине – кукла Сорока-белобока. Это тоже мотанка, но техника её изготовления немного отличается. В основе жгут из ткани, есть клюв и крылья. (рис.17)
Рис. 17 Мы от всяких бед спасём, если пустите нас в дом
ГЛАВА 3. МАСТЕР-КЛАСС
3.1. Кукольная мастерская на дому
Прежде чем провести мастер-класс в школе, я порепетировала его дома – научила своих сестёр делать кукол-мотанок из пряжи.
Несмотря на то, что я в семье младшая, девочки внимательно слушали мои объяснения и советы. С первого раза даже у взрослого человека может получиться не очень аккуратная намотка, неравномерное и непропорциональное расположение деталей куклы при сборке. Сёстры очень старались не отстать от меня. Им понравился и процесс, и результаты работы.
3.2. Проведение мастер-класса в школе
Перед проведением мастер-класса для одноклассников я очень волновалась. Мне предстояло быть учителем на уроке технологии. Были опасения, что кого-то не заинтересует изготовление кукол. Но в назначенный день все ребята принесли необходимые материалы и с удовольствием принялись за работу, причём, и девочки, и мальчики. Я показывала и объясняла каждый этап, к тому же сама подготовила презентацию с пошаговой инструкцией, которая проецировалась на экран. Ребята могли видеть весь процесс и повторять его. Работа кипела, равнодушных в классе не было.
Я научила своих одноклассников делать кукол-мотанок из цветной пряжи. Мне кажется, что их изготовление проще, чем из лоскутков, а ещё эта техника интереснее для детей, потому что можно мастерить кукол-девочек и кукол-мальчиков, можно делать им разные причёски. Всем понравился этот урок, ребята принесли своих кукол домой, подарили мамам или младшим сестрёнкам.
Заключение
В ходе своей проектной работы я узнала много нового и интересного из истории возникновения и развития народной куклы.
Я научилась делать куклу-мотанку из лоскутков. Помогли мне в этом навыки, приобретённые на уроках технологии в школе, и использованная тематическая литература. Раньше я мастерила мотанок только из цветной пряжи.
Мои нехитрые работы приносили положительные эмоции во время создания и по окончании процесса.
Я смогла поделиться своими знаниями и умениями с другими ребятами, проведя мастер-класс дома и в школе. Возможно, кто-то заинтересуется народной куклой и узнает о ней гораздо больше меня.
Я пока не решила, кем хочу стать во взрослой жизни, какую профессию выберу, но мой интерес к рукоделию и к куклам, в частности, точно не пропадёт, а будет нарастать. Планирую научиться создавать кукол в технике скульптурный текстиль, как моя бабушка, а может, когда-то освою и фарфор.
Считаю, что у каждого человека должно быть какое-то интересное увлечение. Куклы помогут мне сохранить детство в душе на долгие годы.
Незадолго до окончания моей работы над этим проектом, мама сочинила стихотворение для меня:
Я научилась кукол мастерить,
Простых, забавных, но уж очень милых.
В моих руках вдруг начинают жить,
И нет средь них несчастных и унылых.
Они безликие, но сделаны с душой,
А в старину служили берегинями.
Наполнены все светом, добротой,
Нет зависти, враждебности меж ними.
Зовут их куклы-мотанки, знакомьтесь!
Вы улыбаетесь? Так значит, всё не зря!
Весну и солнце вы не экономьте –
Проснулась наша Матушка-земля!
И мы должны с зимой проститься.
Прогнать из душ холодные заботы.
Ведь можно и с улыбкою трудиться –
Бывает наслажденье от работы!
Моих Веснянок не возьмут в театр
И не дадут им кукольные роли.
А куклы-скромницы всего-то и хотят-
Быть вестниками Солнца, доброй воли.
Они пришли из глубины веков.
У каждой мотанки своя история.
Есть среди них хранительницы снов,
Есть те, кто отвечал за территорию.
То есть – за дом и за очаг родной,
За то, чтобы болезни не проникли,
И не пускали Лихо на постой –
Для этого те куклы и возникли.
Усталых путников особо берегли
И тех, кто только-только поженился
Чтоб молодые прожили в любви,
И чтоб ребёнок вовремя родился.
Язычество всё это, старина…
И нет возврата нам в такую древность.
Я лишь хочу сказать: моя страна
Богата на культурное наследство!
Учить историю родной земли
По книгам, музыке, театру, куклам,
Музеям, храмам – все б могли,
Лишь только захотеть нам нужно! [9]
Список использованных источников
1. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. Издательство
«Правда», 1990 г.
2.Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура и традиции, 2007 г.
3.Народная текстильная кукла. www.krupenichka.ru
6.Правила техники безопасности при выполнении ручных работ (шитье, вышивка, вязание) http://www.miadolla.ru›Статьи›Вышивка
7.Тарасова О.В. Куклы – обереги. Мотанки, домовые, ангелы, веночки. Книжный клуб «Клуб семейного счастья», 2016 г.
8 .Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла, Детство-пресс, 2011 г.
9. Сушко В.А. Стихотворение «Я научилась кукол мастерить», 2019г
Мороз Иванович
3 загадки Солнечной системы
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Компас своими руками
10 осенних мастер-классов для детей