В данной работе рассказывается о ненецкой национальной игрушке. Описываются необходимые материалы, технология и приемы для изготовления куколки Нухуко.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_nenetskaya_kukla_nuhuko.doc | 642 КБ |
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НЕНЕЦКАЯ КУКЛА «НУХУКО»
Технологическая карта проекта
Этапы | Последовательность выполнения работы и графическое изображение | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
Подготовка – выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта. | 1. работа с ПК. 2. Подбор литературы учителем. 3. Подбор иллюстративного материала. | 1. Знакомится со спецификой проектной деятельности. 2. Учащийся уточняет информацию, задаёт вопросы. 3. Вносит свои варианты и предложения по выполнению задания. | 1. Беседа учителя в диалоговой форме с учеником о том, какие вообще бывают куклы. 2. Показывает рисунки с изображением разных кукол. 3. Вызывает интерес к теме проекта. |
Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, отбор литературы | 1. Создание ситуации «успеха». 2. Стимулирование деятельности ученицы. | Вырабатывает план действий: 1. Изучает предложенную учителем литературу. 2. Знакомится с технологией изготовления куклы. 3. Готовит необходимый материал | 1. Учитель наблюдает, помогает подобрать нужный материал, необходимый для изготовления игрушки. 2. Рекомендует нужную литературу. 3. Рекомендует посетить школьную библиотеку, взять дополнительную литературу. |
Принятие решения - сбор и уточнение информации, выбор критериев выполнения игрушки, уточнение плана деятельности | Выполнение по критериям: 1. Название – национальная кукла «Нухуко». 2. Назначение – сувенир на память о Ямале. 3. Размеры – игрушка должна помещаться в руке. 4. Рынок (пользователи) – дети. 5. Материалы – разноцветные кусочки сукна, мулине разных цветов, клюв утки, нитки, бисер, полоски цветной ткани. 6. Внешний вид игрушки – яркая, в национальном стиле. | 1. работает с информацией, дополнительной литературой; 2. систематизирует полученные данные; 3. выполняет оформление проекта (собирает материал). | Наблюдает, консультирует, координирует работу учащего, стимулирует его деятельность |
Выполнение - выполнение проекта | 1. Сухую шкурку размять и очистить.
2. сделать косу, скрутив нитки мулине, украсить её бисером или цветными лентами.
3. Прикрепить косу к внутренней части клюва.
4. Изготовить выкройку из цветного сукна для платья.
5. Обработать выкройку полосками цветной ткани с бисером.
6. Прикрепить платье с внутренней стороны основания клюва.
| 1. Подбирает материалы (сукно, мулине, бисер, полоски цветной ткани) для изготовления работы. 2. Делает эскизы будущей куклы в цвете. 3. С помощью технологической карты изготавливает куклу. | 1. Наблюдает за работой ученика. 2. Показывает, предлагает свои варианты. 3. Активизирует словарный запас. 4. Объясняет, как эстетично и правильно оформить проект. |
Оценка результатов - оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков | Учащийся анализирует положительные и отрицательные стороны своей деятельности, делает выводы. | Участвует в защите проекта и её оценке, даёт возможность присутствующим, также оценить проект ученика. | |
Презентация - защита проекта |
| Защищает свой проект, отвечает на вопросы, делает фотографии или рисунки, рассказывает о национальной куколке. | Участвует в защите проекта и её оценке, даёт возможность присутствующим, также оценить проект ученика. |
Из истории куколки Нухуко
Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства.
У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна (высотой 10-15 см) с нашитыми на него полосками. Кукла Нухуко состоит из головы и туловища. Головами куклам служат клювы птиц.
Для изготовления кукол-мужчин используют гусиные клювы, для куклы-женщины с косой в накоснике нужен клюв дикой утки для «бабушки» и «дедушки» — клюв гуся-гуменника и лебедя, для кукол-детей — клювы утки-морянки и казарки, «Ребеночку в люльке» головой служит клювик куропатки.
Туловище куклы представляет собой продолговатый кусок сукна с нашитыми на него вертикальными полосками разноцветного сукна.
У каждой девочки есть набор игрушек — дедушка, бабушка, отец и мать, дети (две-три куклы) и нарядная люлька с младенцем. У каждой куклы есть комплект красивой одежды: малица, ягушка, шапка, суконная ягушка и т. д.
Куклам строят чум, есть у них олени и нарты. Куклы живут, как люди.
Дети разыгрывают сцены из жизни взрослых. Куклы ездят, друг к другу в гости, охотятся, ловят рыбу, пасут оленей. В игре дети подражают взрослым. Нухуко имела богато разукрашенные наряды. Материалы — мех, лоскутки, ленты, бисер и бусы — подбирались так, что бы одежда кукол была точной копией настоящей одежды. К полу одежды бывают пришиты маленькие пимы, а к голове-клюву кукол-женщин — полоски сукна или ленточки, изображающие косы. Женская одежда часто украшается орнаментом и имеет воротник из кусочков белого меха. В качестве поясков служат узенькие полоски цветных лоскутков. Некоторые куклы-женщины имеют куклу-ребенка. Мужская одежда тоже украшается полосками разноцветного сукна.
Их шьют обычно сами девочки. Швейные принадлежности хранят в красивых сумочках из меха.
Куклы девочек имеют богатый гардероб и хозяйство. Кукольное хозяйство позволяет обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек.
Как только маленькая девочка подрастала и могла держать иглу, мать дарила дочери меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками. В этих сумочках хранились все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, наперсток, иглы.
Девочки под руководством матери обучались шить и украшать одежду разными узорами и лентами.
Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении бытовых вещей. Самостоятельно делая предметы для кукольного хозяйства, девочки учатся у матерей традициям своего народа.
К куклам относятся с некоторым суеверием: в том, как сложится жизнь нухуко, угадывается последующая судьба хозяйки.
Определение потребности
Я каждый год езжу в отпуск к родственникам в Казахстан. Там у меня есть подружка. Когда я приезжаю, она меня постоянно расспрашивает о Ямале, ей очень интересно как тут у нас? Как долго длиться лето, зима? Люди, каких национальностей проживают в посёлке? О том, как они живут и о многом другом. Скоро наступит лето, и я опять поеду в Казахстан. Хочется подготовить для моей подруги такой подарок, который напоминал бы ей обо мне и о Ямале.
Исследование вариантов возможных подарков (Рисунок 1)
КУПИТЬ
Нужны деньги
Универмаг Рынок
Денег нет
Вывод: сделать самому
Не оригинально Большие
Что сделать?
То, что надо Рисунок 1
Краткая формулировка задачи
Познакомиться с технологией изготовления национальной куклы и сделать подарок моей подружке.
Методы изготовления
Для изготовления национальной куколки мне понадобятся следующие инструменты и материалы (Рисунок 2)
Перечень критериев, которым должна соответствовать игрушка
Проработка лучшей идеи
Варианты оформления. Пробные работы.
При выполнении пробных работ по оформлению я экспериментировала с различными сочетаниями цветов материала и орнаментами, но больше всего мне понравились сочетания красного, чёрного, жёлтого, синего цветов.
Вывод: выбираю чёрный и красный (для ягушки), жёлтый (для волос), белый, красный, синий бисер (для орнаментов).
Оценка изделия
Я изготовила и оформила куклу в подарок своей подруге. Моё изделие полностью соответствует составленным критериям. Подруге она очень понравилась. Она сказала, что будет постоянно с ней играть, и хотела бы сама научиться шить таких кукол, и, конечно, играя с этой забавной игрушкой, подружка будет вспоминать меня.
Я осталась довольна своей работой. Меня заинтересовало изготовление кукол, поэтому я хотела бы исследовать различные виды игрушек и как их делают.
Оценка проектирования
Формулировка задачи составлена чётко. При выполнении проекта я узнала историю этой игрушки, необходимые материалы и методы для её изготовления, способы оформления национальной одежды. Проект был основательно проработан. Изделие изготовлено качественно и соответствует описанным критериям. В целом я довольна качеством проектирования, изготовления.
Использованная литература
Методика обучения школьников выполнению творческих проектов. - СПб.: ООО «Миралл», 2006.
2. Борко Т. И., Галкин В. Т., Ема нов А. Г., Павлов А. В
Культура народов Ямала / Учебник. 5-7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
3. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М.
Ненцы: уроки предков: Научно – методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.
Алые паруса
Сверчок
Несчастный Андрей
Голубая лягушка
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью