Проект Карта – путеводитель священных мест Нижне – Иволгинской долины
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_tsydypovoy_aryuny_novoe_17.10.2014.doc | 196.94 КБ |
МО «Иволгинский район»
МОУ Нижне – Иволгинская средняя общеобразовательная школа
Проект:
«Карта – путеводитель священных мест Нижне – Иволгинской долины»
Выполнила: Цыдыпова Арюна,
ученица 7 «а» класса
Руководитель: Чимитова Т.Б.
с. Нижняя Иволга,
2014 год
Содержание
Введение.
Во все времена актуальны такие понятия и нравственные категории как любовь к родной земле, месту, где родился, бережное отношение к красоте природы , уважение к истории, милосердие и духовность.
Изучая свой край, его традиции, культуру, общаясь с природой мы расширяем свой кругозор. Поисково - исследовательская деятельность во время походов, экскурсий, экспедиций способствует духовно- нравственному воспитанию школьников.
Можно по-разному относиться к месту, где живёшь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что всё здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к этому району, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь - тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Цель проекта:
Изучение традиции и культуры своего народа, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края.
Задачи:
1.Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своей малой Родине.
2.Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей.
3.Организация поисково - исследовательской деятельности.
Актуальность проекта:
Необходимость данного проекта вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями в нашем обществе. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, наша страна активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно- нравственную, творческую, деятельную личность.
С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно - ориентированные ценности, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников.
Ожидаемые результаты:
- создание карты-путеводителя святых мест Нижне-Иволгинской долины;
- формирование банка краеведческих данных
- создание хроник, летописей села;
Колыбель моего детства – священная Нижне – Иволгинская долина.
В широком створе Иволгинской долины, где р. Иволга вливается в полноводную Селенгу, с давних времен разбрелись кочевья (отог, бууса) Нижнеиволгинских бурят – Хэлтэгээ, hужаа, Намаг, Шабарта и другие, которые позднее в 1930 годах объединились в более крупные поселения-улусы (Нурселение, Хойто- Бэе, Урда- Бэе, Хубисхал).
Иволгинская долина - это самая благодатная, приустьевая часть долины обрамлена с юга живописными отрогами Ганзуринского кряжа (горы Отошо, Мандал, Баян- Улаан, Тапхар), а с северной стороны подступают передовые гряды могучего Хамар Дабана. Облесенные, таежные отроги Хамар Дабана довольно резко спускаются в долины, в отличие от них пологие предгорья Ганзуринского кряжа с множеством сопок и небольших впадин составляют богатство долины. Здесь прекрасно представлены ландшафты горной лесостепи, где в степях яркой желтизной выделяются цветущие караганы (алтарганы), оригинальные колючие шарики - соцветия мордовника (по бурятски называются – Ламын толгой). В предгорьях ажурными мозаиками вкраплены сосновые боры, светлые березовые леса, а также небольшие ильмовые рощицы. Не менее богаты и красочны сосняки, где весной малиновым покровом одеваются кусты багульника - рододендрона даурского, летом ярко краснеют пятна сибирской розы - шиповника, пиона - марьиного корня, розовых лилий, а к осени созревают вишнёво-бардовые ягоды брусники, смородины - морошки и др.
Особое значение имели в хозяйстве нижнеиволгинских бурят использование ивняков с островов и отмелей р. Селенги, они служили материалом для плетения изгородей, а также в качестве летних дров. Быстрорастущие ивовые заросли легко восстанавливались, никогда они не захламлялись, а с другой стороны - сохранялись сосняки в предгорьях, не вырубались таежные леса.
Шаманские горы - уникальный горный район, расположенный всего в 20 км от центра столицы Бурятии. Эта небольшая горная страна не только является красивейшим местом в пригороде Улан-Удэ, она идеально подходит для проведения соревнований всеросийского уровня по любым дисциплинам МТБ (кросс-кантри, даунхилл, апхилл, фрирайд) и является меккой бурятских скалолазов и альпинистов.
Кроме этого, район перспективен для занятий парапланеризмом, водным туризмом и треккингом любого уровня. Особо популярен район у приверженцев буддизма и шаманизма. Именно здесь несколько лет назад на вершине хребта была установлена красивая ступа и находятся несколько родовых и сакральных святых мест. Есть на Шаманах и археологические памятники в виде древних захоронений и плиточных могил.
Гора Тологой (Мандал)- стала классическим объектом для геологов, археологов, где как на ладони отражена вся история последней геологической эпохи нашего края. Она вошла в сотни справочников, книг и диссертаций ученых. Многие зарубежные исследователи специально приезжают, чтобы увидеть эту своеобразную летопись не только Забайкалья, но и всей Центральной Азии. И наконец, городок хуннов на левой надпойменной террасе старицы р. Селенга является туристической Меккой долины. Известный историк А.В. Давыдова, много лет посвятившая изучению этого археологического комплекса, отмечает: «местность эта удобна для культивирования злаков и выпаса скота. Низкая пойма и покатые склоны сопок и в настоящее время используются под пастбища». После хуннов, через многие сотни и тысячи лет, здесь поселились нижнеиволгинские буряты (поселение – Хэлтэгэй бууса). Удивительна связь времен!
Из воспоминаний Цыдыповой Бадма-Ханды Жалсановны
На живописном берегу реки Селенги, у подножия священной горы Мандал на её пологих склонах жили нижнеиволгинские буряты. Местность называлась «Хэлтэгээ» (пологие склоны) и занимала достаточно большую площадь: если взять современные ориентиры, то ими будут Гуннское городище, река Селенга, гора Мандал, трасса на Вахмистрово и федеральная трасса «Улан-Удэ - Кяхта». В местности Хэлтэгэй жили 8 семей (источник – книга «Нижняя - Иволга» (люди, события, факты) коллектив авторов, стр.12) : Жамбаловы Шарап, Даши, Дугар; Жигжитовы Цыремпил, Бальжинима, Ринчин; Данзанов Цырен – Даша, Ринчинов Тогоошо.
В 2011 году во время празднования Сагаалган на «бууса» своих предков т.е. в Хэлтэгээ собрались дети и внуки этих семей – человек 15 – 20, были представители из каждых семей. Отрадно, что потомки «хэлтэгэевцев», помнят и почитают «бууса» своих предков, приходят отдельно семьями, передают своим детям память о родине.
А местность, по воспоминаниям очевидцев, была действительно красивая. На берегу Селенги густо ро тальник – ивовые заросли, шиповник, из которого заваривали чай, черемуха и улир – дикая яблоня. Дома жителей, они были деревянные, располагались далеко друг от друга, занимая всю площадь между указанными ориентирами. Было несколько колодцев, из которых брали питьевую воду, где-то в центре поселения был загон для овец (последнее уточнить). В местности Хэлтэгээ было зимнеее стойбище, а летом жители перекочевывали со скотом в Нурселение на «зуhалан». Держали коров, лошадей, коз и овец и жили натуральным хозяйством. Семьи жили дружно, детей было много. Большие дети помогали взрослым по хозяйству, а маленькие, хотя были разного возраста, играли дружной компанией. Все жители местности Хэлтэгээ поклонялись хозяевам горы «Алтан - Мандал» и каждый вечер зажигали лампадки. В день обоо тахилга мужчины поднимались на вершину горы, а женщины молились у подножия.
В сороковые годы, в связи с коллективизацией, люди стали переезжать в центр – в село Нижняя Иволга.
Обряд «Обоо тахилга».
Обоо – это культовое святилище, расположенное в том или ином примечательном природном месте, как вершина горы, горный перевал, водная преграда, скала и т.д. Считается, что обоо – это место пребывание хозяина местности (эзэн, бур С проникновением буддизма в регионы Тибета, Монголии и севернее местные культовые божества, и духи были введены в буддийский пантеон на правах местных мирских божеств. Буддизм сохранил от добуддийских верований обряд почитания, но не поклонения этим божествам.
Каждая семья, род, племя среди традиционных буддистов имеют свое культовое родовое обоо, почитание хозяина которого проводится в один из благоприятных дней первого летнего месяца. Местные жители с помощью лам-астрологов выбирают день для проведения обряда «Обоо тахилга». В этот день на обоо они приносят с собой угощения из молочных и сладких блюд; одним из важных обычаев является «Хии Морин» хитхулхэ», тем самым верующие привлекают удачу к себе, открывают дорогу для благополучного начинания или завершения чего-либо в своей жизнедеятельности и т.д. Для проведения обряда приглашаются ламы из близлежащего дацана. Верующие с помощью лам обращаются к хозяевам (сабдак, тиб.) с просьбой о выпадении дождей, устранении пожаров и других катаклизмов, а также о благополучии и процветании родного края. Если хозяин благосклонен, то появляются благоприятсвенные знаки: мелкий моросящий дождик, радуга, хорошие сны и т.п. Считается, что на место обоо может подойти сам хозяин, обернувшийся птицей или зверем. Во время молебна на обоо читаются основные тексты из буддийского канона о ниспослании благоденствия и счастья. В целом, молебен проходит в соответствии с структурной систематикой хуралов, читаемых в самих дацанов, но с добавлением специального обращения к хозяевам местности с подношением и просьбой об их благосклонности.
После обряда обоо традиционно проводятся народные игры: скачки, борьба, стрельба из лука. В некоторых местах на обоо воздвигаются ступы (Субарганы), чтобы у людей была возможность накопить добродетели, сделав почтительные обходы (Гороо) и совершив простирания перед нею. В некоторых буддийских районах на горных перевалах долинах и других местах устанавливаются алтари, особым образом складываются камни. Проезжая мимо вышеназванных мест, обычно делают подношения пищею (дээжэ, бур.), монетками, спичками, кусочками материи (сумелге) и т.д., читая при этом мантру «ОМ-А-ХУМ».
Легенда об «Алтан - Мандал»
Стихийное бедствие принесло людям много страданий. Тогда они обратились к богам и было им сказано, что по неведению захоронили они на красивейшей сопке в пойме реки Селенги усопшего, чем и разгневали духов. Люди перезахоронили усопшего, а на том месте соорудили субарган и поклонялись духам местности, вознося молитвы о счастье и благоденствии.
Легенда о стоянке Гэсэра
Место, где расположена стоянка Гэсэра, среди местных жителей считается сакральным. Практически вся гора, на которой установлен монумент, исписана наскальными рисунками, изображающие оленей с солнцем на рогах. Комплекс Гэсэра представляет из себя памятник оленям, столбов-коновязей, камня с древними надписями и символикой, а также беседки Гэсэра. Существует легенда, что на этом месте хан Гэсэр привязывал своих небесных коней и отдыхал перед дальней дорогой. Он сидел на камне и вглядывался в даль, где сейчас находится город Улан Удэ и протекает река Селенга. Потрясающий вид до сих пор открывается с того места. Стоянка Гэсэра достаточно известная достопримечательность Бурятии. Многие гиды привозят сюда туристов на экскурсию, местные жители устраивают на горных массивах соревнования в скалолазании и велогонках, а молодожены приезжают сделать свои лучшие свадебные фотографии на закате.
Легенда об «Отошо»
Еще с незапамятных времен, живописная гряда сопок, обрамляющих Нижнюю Иволгу с юга, была выбрана шаманистами для поклонения духам. На одной из сопок была захоронена местная шаманка - целительница. Позже на этой сопке было установлено обоо. И по сей день считается что молитвы вознесенные духу Отошо-обоо, превращаясь в оберег, оберегают людей, принося им здоровье и счастье.
Легенда о «Тапхарай обоонууд».
Создание земельных обществ, раздел земли, повлекли разногласия между жителями Иволги и нижне-иволгинцами, последствием которых явились трагические события. Для предотвращения дальнейших конфликтов и распрей и было решено воздвигнуть
это обоо.
Легенда об обоо «Баян Улаан»
Обоо "Баян - Улаан", с бурятского «богатый» существовал более 150 лет. В 30-х годах XX века его разобрали, и на месте его расположилась воинская часть с радарным устройством. В 1970 году на соседней горе было восстановлено обоо "Баян - Улаан" в 7-8 километрах к юго-западу от села Иволгинск. Когда было получено разрешение на восстановление дацана Хамбо лама Лубсан-Нима Дармаев, читая молитвы на обоо «Баян Улаан» выбрал место для строительства Иволгинского дацана.
В 2004 году по предложению Хамбо ламы XXIV Дамбы Аюшеева было принято решение жителями СП «Нижнеиволгинское» о восстановлении обоо «Баян Улаан» на прежнем месте. Под руководством главы поселения Пурбуева А.Н. началось строительство субаргана. В основу субаргана было заложено бYмбэ с 9 драгоценностями, наковальня, молот, оружие, сабля, хадаки, шелковый мешок с душистой травой ая-ганга. Обоо «Баян Улаан» оберегает всех жителей селенгинской , иволгинской долин, г.Улан-Удэ и поэтому называется «Олоной обоо». На этом обоо совершает молитвы сам Хамбо лама XXIV Дамба Аюшеев.
Заключение
Закончив свою работу, я пришла к выводу о том, что мало просто знать и следовать обычаям и традициям своей семьи, своего рода, своего народа. Надо осознавать важность того или иного действа, его цель. Правильно выполнять все обряды и чётко понимать смысл и значение обряда. Только в этом случае мы можем улучшить свою Карму, Карму своего народа. В конечном итоге, все эти обычаи и традиции учат нас быть терпимыми друг другу, беречь природу, ценить красоту, быть здоровыми. Только тогда можно достигнуть мира и благополучия для всех живущих на Земле.
Народные обычаи и обряды –это отголоски древнего Знания, того, что людям удалось бережно сохранить, передавая из рук в руки. Поэтому надо беречь традиции, знать их и передавать дальше.
Приложение «Карта священных мест»
Список литературы
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Ворона
Мороз и заяц
Хитрый коврик