Руководитель –Токмурзина Светлана Минивалиевна, учитель начальных классов.
Учебный предмет – технология
Сопутствующие предметы – изобразительное искусство, литературное чтение.
Состав проектной группы - ученики 1 класса Б.
Тип проекта - творческий.
Проектный продукт: куклы, декорации, театрализованное представление сказок.
По количеству участников – индивидуально-групповой.
По уровню контактов – внутришкольный.
По продолжительности – среднесрочный.
Практическая цель проекта обучение учащихся декоративно-прикладному творчеству и актёрскому мастерству.
Педагогические цели:
- освоение первичных знаний о театральном искусстве, раскрытие его сущности;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор.
Вложение | Размер |
---|---|
okonchat.variant_raboty.docx | 29.91 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа№7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Творческий проект
«Волшебный мир кукольного театра»
Авторы: ученицы 1 класса б
Гатауллина Ляйсан,
Мустафина Сафия
Руководитель: учитель начальных классов
Токмурзина С. М.
Нефтекамск
2018
Содержание
Стр.
Введение 3
I. Теоретическая часть
1.1 История возникновения кукольного театра. 4
1.2 Типы кукольных театров. 5
1.3 Виды кукол. 5
1.4 Башкирский государственный театр кукол. 7
II. Практическая часть
2.1 Выбор оптимального варианта и его обоснование 7
2.2 Материалы и инструменты 8
2.3 Этапы изготовления кукол и реквизитов для кукольного театра. 8
2.4 Экономическое обоснование 9
2 .5 Техника безопасности 9
2.6 Самооценка 10
Заключение 10
Список литературы и источники информации. 11
Приложения
Введение
С самого раннего детства мы знакомимся со сказками. Наверное, вы не найдёте ни одного ребёнка, который не любил бы сказки. Нам их взрослые читают перед сном или просто так, когда выдается свободная минутка. После прослушивания, мы долго остаемся в волшебном сказочном мире, разыгрываем сказочные ситуации со своими игрушками…
А где сказка становится почти реальностью? Конечно же, в театре. Какая же радость ждёт ребят в театре! Гаснет свет, замирают сердца детей: вот сейчас откроется занавес и начнётся волшебство… Кукольный театр – это место, где, благодаря куклам, оживает сказка. Сколько эмоций, чувств: сопереживания, радости, тревоги, понимания зла и добра! Поэтому, наверное, многие дети любят кукольный театр.
Нам захотелось познакомиться поближе с волшебным миром кукольного театра, а также заинтересовать своих сверстников, тем более, что наступивший 2019 год в нашей стране по Указу Президента РФ объявлен Годом театра, а проведённый опрос показал, что большинство детей любят театр кукол, но не все были на кукольном представлении, и лишь немногие из опрошенных знают, какие виды кукол существуют в кукольном театре. (Приложение 1, 2).
Тема творческого проекта: «Волшебный мир кукольного театра».
Цель: создание кукольного театра с помощью изготовленных своими руками кукол и всех необходимых реквизитов для постановки кукольного спектакля.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи проекта:
В работе использовались следующие методы: опрос, анализ статистики, полученных данных, изучение СМИ, литературы.
Продукт: пальчиковые куклы и куклы-перчатки, ширма, сделанные своими руками для классного кукольного театра.
Также нами составлен план творческого проекта, где поэтапно расписан ход работы над творческим проектом. (Приложение 3).
I. Теоретическая часть
1.1 История возникновения кукольного театра.
До сих пор точно неизвестно, как и когда появилась идея кукольного театра. Одни исследователи считают, что кукольный театр возник из детских игр. Другие придерживаются мнения, что истоком театра кукол стали обряды, народные праздники. Некоторые учёные говорят о происхождении кукольного театра из религии и её обрядов…
Появление первых театральных кукол обязано древнегреческим традициям устраивать домашние спектакли. Члены семьи шили кукол и наряды для них, создавали декорации, а затем организовывали представления. Знатные состоятельные люди могли позволить себе мастерить кукол из настоящего серебра или даже золота. В этот же период стали появляться первые куклы, которые могли двигаться при помощи приводных ремней и пара. Такие экземпляры приводили публику просто в восторг. Популярность такого вида театрального искусства повлекла за собой появление не только кукол-артистов, но и артистов-кукольников. Кукольники в своих спектаклях рассказывали о любви и ненависти, о добре и зле. Разнообразие кукол просто поражало – маленькие, большие, куклы-перчатки, тростевые, марионетки, механические, теневые и другие.
В современных театрах многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.
1.2 Типы кукольных театров.
Среди театров кукол различают три основных типа:
1.3 Виды кукол.
Куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение.
а) Одна из самых простых кукол называется перчаточной, потому что она надевается на руку, как перчатка.
б) Пальчиковые куклы надеваются на пальцы рук.
в) Существуют куклы, которые называются тростевыми. Такую куклу держит кукловод, но ее руки управляются тростями, палочками или проволоками, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах или одежде кукол. Тростевые куклы появились давно, на Востоке.
г) Кукол на нитках иногда называют марионетками, но это не совсем правильно, так как всякая театральная кукла называется марионеткой.
д) Планшетные или паркетные куклы - это театральные куклы, которые "умеют ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.
е) Есть куклы, которых нельзя назвать ни перчаточными, ни куклами на нитках или тростях, ни куклами на штырях. Они плоские, вырезанные из картона или кожи. Очень сложно и ажурно вырезаны и красиво раскрашены. Это куклы театра теней, существующего издавна в Китае, Японии, Корее, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода яркая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне возникает цветная, резная тень куклы.
ж) Ростовая кукла — это вид анимационного костюма для аниматора, который исполняет какую-либо роль. Ростовая кукла может быть разного размера и объёма, или же изготавливается непосредственно по фигуре актёра. Так, в Китае, на улицах Пекина или Кантона может появиться дракон - огромная кукла метров 15 длиной. А в Италии или в Южной Америке во время карнавала можно увидеть огромные, до 10 м в высоту надувные резиновые куклы.
1.4 Башкирский государственный театр кукол.
В нашей Республике есть свой кукольный театр - Башкирский государственный театр кукол. Расположен он в городе Уфа. Этот театр открыт 5 февраля 1932 года.
Во время Великой Отечественной войны артисты этого театра активно выступали перед солдатами на фронте, перед беженцами. Кончилась война, и театр снова обратился к своему главному зрителю – детям.
На сегодняшний день в театре для выступлений чаще всего используются тростевые, планшетные и ростовые куклы.
В последнее время театр стал уделять более серьезное внимание башкирской драматургии. Сегодня театр полон надежд, он вновь и вновь радует маленьких и взрослых зрителей, показывая им безграничные возможности театра кукол – театра, в котором можно возможно все.
II. Практическая часть
2.1 Выбор оптимального варианта и его обоснование
Нам понравились все предложенные варианты театральных кукол, но своими руками захотелось изготовить куклы-перчатки и пальчиковые куклы, так как они более простые в изготовлении. Кроме того, куклы-перчатки уникальны тем, что многофункциональны. Если они выполнены из яркого велюра, шерсти, или фетра, то их можно применять для игры-забавы и театрализованного представления, а также их используют на логопедических занятиях, чтобы научить детей правильно и красиво говорить.
При помощи инсценировок с перчаточными и пальчиковыми куклами можно расширить словарный запас, развить фантазию детей, подружить класс.
2.2 Материалы и инструменты
Для создания кукольного театра потребуется:
2.3 Этапы изготовления кукол и реквизитов для кукольного театра.
1. Выбрать сказку для театрального представления.
2. Нарисовать фигурки животных (героев спектакля), домика на бумаге. Вырезать шаблоны.
3. Прикрепить при помощи булавок к ткани с изнаночной стороны выкройки животных и домика, обвести их простым карандашом (или мелком) и вырезать.
4. Соединить детали швом «строчка».
5. Приклеить глаза, нос, усы, рот.
6. Вырезать из фетра домик, прикрепить к нему рейки.
7. Изготовить вместе со взрослыми ширму.
8. Сделать обивку из старой шторы.
9. Вырезать из фетра цветы, силуэт дерева, листочки и украсить ширму.
Подробно все этапы, а также технологические условия изготовления кукол и реквизитов для кукольного театра представлены в «Информационно-технологической карте изготовления кукол и реквизитов для кукольного театра». (Приложение 3).
2.4 Экономическое обоснование
Для создания кукол использовался доступный и недорогой материал фетр. Для создания ширмы использовался бросовый материал: фанера, шторы. Все затраты, связанные с изготовлением кукол и реквизита для кукольного театра представлены в Приложении 4.
2.5 Техника безопасности
Изделия выполнялись с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в чёткой последовательности технологической операции, при правильном применении инструментов, материалов, оборудования, а также под присмотром взрослых.
2.6 Самооценка
Цель и задачи, которые были поставлены достигнуты. Персонажи и декорации получились яркими и красивыми. Их можно использовать на уроках чтения и во внеурочное время (на внеклассных мероприятиях).
Заключение.
В ходе работы над проектом мы узнали историю кукольного театра, научились шить перчаточные и пальчиковые куклы, создавать декорации, узнали много нового о кукольном театре, заинтересовали театром своих родителей и других ребят в школе. Изготовили 12 кукол для кукольного театра (спектакль «Теремок»).
Побывали на кукольном представлении в Башкирском государственном театре кукол в г. Уфе.
Смогли организовать, совместно с классным руководителем, выступление кукольного театра со сказкой «Теремок» перед своими сверстниками, а также перед воспитанниками детского сада.
Работа над данным проектом помогла сделать интересным свой досуг. Мы убедились в том, что приятно уметь делать всё своими руками.
В перспективе нашего проекта научиться делать другие виды кукол, разучить новые пьесы.
Список литературы
1. Алибаева Ф. А. Театр кукол // Башкирская энциклопедия. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2018гг.
2. Андрианова-Голицина И.А. «Я познаю мир. Театр» ООО «Издательство Астрель» 2000г.
3. Греф А. «Техника театра кукол», Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г.
4. Дангворт Р. «Домашний кукольный театр», Издательство «Росмэн», 2005г.
5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006.
Источники информации
Любимое яичко
Самый главный и трудный вопрос
Рисуем кактусы акварелью
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Зимний дуб