Вложение | Размер |
---|---|
saleeva_nastya._8_kl._kovrik_chudo.doc | 933 КБ |
Проект
Детский развивающий коврик «Чудо»
Автор: Салеева Анастасия
ученица 8 Б класса
МБОУ «СОШ №5»
Руководитель: Пашина Альфия Ахатовна
Учитель технологии
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ№5»
Республика Татарстан, г. Чистополь
2013 г
Содержание
Обоснование проекта……………………………………………..…………4
Введение…………………………………………….………………………5
1. Поисково-исследовательский этап проекта
1.1. Анализ проблемы …………………………………………..….…7
1.2. Исследование о развитии детей………… ………..………...……8
1.3. О влиянии цвета на ребенка…………………...………………...9
2. Организационно-подготовительный этап проекта
2.1. Планирование работы ……………………………………..……....10
2.2. Дизайн-спецификация……………………………….…………….11
2.3. Идеи детского развивающего коврика …………………..…….…11
2.4. Эскиз детского развивающего коврика ………………………… .12
2.5. Оборудование и инструменты ……………………………........13
2.6. Материалы для изготовления коврика ………………………….13
2.7. Расчет количества материалов ………………………….14
3. Технологический этап проекта
3.1. Подготовка ткани к раскрою и раскрой основных деталей……...15
3.2. Технологическая карта изготовления детского коврика…………15
4. Заключительная часть
4.1. Экономическое обоснование ………………………………………..21
4.2. Экологическая оценка проекта……………………………………22
4.3.Эргономическая оценка …………………………………………22
Самооценка ……………………………………………………......23
Литература …………………………………………………………………24
Приложение 1
Приложение 2
Обоснование проекта
Данный проект предлагает разработку детского развивающего коврика для ребенка в возрасте от 1 года до 8 лет. Оригинальность темы заключается в том, что ребенок не только будет играть на нашем коврике, рассматривая и трогая игрушки, но и будет учиться застегивать и расстегивать, складывать и доставать, узнавать различные предметы и т.д. Умелая работа пальчиков малыша поможет развиваться мелкой моторике рук, речи и интеллекту.
В проекте разработана технологическая карта, сопровождаемая фотографиями, что дает возможность любому человеку сшить такой же детский коврик.
Цель проекта: разработать и изготовить детский развивающий коврик, для детей в возрасте от 1 года до 8 лет.
Гипотеза: на коврике можно не только играть, но и обучаться.
Задачи проекта:
1. ознакомиться с историей возникновения лоскутной аппликации.
2.Проанализировать, какие аналогичные изделия уже разработаны и имеются в продаже.
3.Изучить мнение специалистов о развитии детей.
4.Разработать свой вариант (эскиз) детского развивающего коврика.
5.Подобрать недорогой, экологически чистый и легкий в обработке материал.
6.Разработать технологическую карту изготовления детского развивающего коврика.
Практическая значимость: Данный коврик можно использовать для развития ребенка, его фантазии, моторики и координации рук.
Области знаний, используемые при выполнении проекта
Безопасность жизнедеятельности – организация рабочего места, техника безопасности.
Математика – расчет расхода материалов, денежных средств.
Материаловедение – изучение свойств материалов, для осуществления правильного выбора.
Психология – особенности развития ребенка, влияние цвета на восприятие малыша.
Рисование – разработка эскизов.
Технология – раскрой, работа с тканью, технологические процессы при изготовлении изделия.
Экономика – расчет себестоимости.
Введение
Изделия, выполненные своими руками, всегда ценились, ценятся и, вероятно, будут цениться по сравнению с серийными промышленными изделиями, так как ручные работы - это источник эмоциональной духовности. Среди многообразия видов декоративно-прикладного творчества (вышивание, плетение, вязание, роспись и т. п.) особое внимание заслуживает лоскутная техника. (А именно, аппликация по ткани). Лоскутная техника - удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. Ставя на изделия заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделий из лоскутов.
Пэчворк – вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком.
История пэчворка восходит к очень отдаленным временам. Так в музее Булат в Каире выставлен образец орнамента, датированный 980-м годом до нашей эры и выполненный из кусочков кожи газели одной тональности. В Токийском музее костюмов представлена одежда периода Майома Эдо (1569 - 1867), украшенная узорами из кусочков различной ткани. В IV - IX веках н.э. паломники, совершавшие восхождение к храму (пещера тысячи Будд, находившаяся на древнем шелковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленных оставленных кусочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломничестве множества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэром Артуром Штейном.
В Америке, родился “килт”. Первоначально это слово обозначало одеяло, выполненное из лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой. Затем словом “килт” стали называть все изделия, выполненные в этой технике. С килтом были связаны разнообразные традиции. Так, например, приданое девушки обязательно должно было включать 12 изделий, выполненных в технике “килт”. Постепенно Пэчворк становится выражением американского народного искусства, появляются различные правила, модели, типы и способы. Традиции пэчворка не только не канули в Лету, но во многом благодаря миссионерам, проникли в Азию, Канаду, Австралию, Индию, на Гаити, на Гавайи. Однако, повсюду' он начинает приобретать сугубо национальные черты. Вот почему - можно говорить о Пэчворк гавайском, канадском, австралийском, итальянском, индийском, южно-американском и т.д. Каждому из них свойственна особая техника, правила и способы выполнения.
Техника сшивания кусочков ткани и кожи на Руси появилась в незапамятные времена. Особую популярность она приобрела во второй половине XIX века, когда стала развиваться текстильная промышленность и во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и другие. Оставшиеся от раскроя лоскутики экономные хозяйки тоже пускали в дело. Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и многое другое, не только нужное и полезное, но и красивые, завораживающие взор предметы домашнего обихода. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение, о чем она думала. Мастерицы с любовью выкладывали лоскутные узоры, подобные тем, что выполняли древние мастера мозаики. Они собирали квадраты и треугольники в различные геометрические орнаменты и композиции, что напоминало вышивку, роспись или тканые ковры. Из длинных лент, собранных из обрезков ткани, ткали напольные дорожки, народ их называл «дерюжки». Настоящим произведением искусства были пестрые покрывала из обрезков ткани, их называли «ляпачихи».
Изделия из лоскутов впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным произведениям народного искусства. Пэчворк - так по научному называется лоскутная техника - популярна и сегодня. Он продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты: лоскутным шитьем занимаются не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники. Они создают панно, ковры, модели одежды. Требуется большое терпение, чтобы научиться этому творчеству, необходимо освоить многие технические приемы. А я предлагаю вам познакомиться с техникой аппликация из ткани. Аппликация по ткани это просто – выбираешь рисунок, если надо немного меняешь или дополняешь его, наносишь аппликацию на ткань, собираешь готовое изделие - и вот ты уже обладатель эксклюзива, или, если угодно, автор и обладатель вещи в стиле хенд-мейд. Однако, под термином «аппликация» (от лат. «applikatio» - прикладывание) скрывается множество направлений рукоделия, вот только некоторые из них:
аппликации из бумаги, дерева и древесной коры
аппликация по ткани методом приклеивания и др.
Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании по выкройкам, наложении различных форм и закрепление их на другом материале, принятом за фон. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении сувениров к праздникам, оформление стендов, выставок, помещений), но и в создании картин, панно, орнаментов, для украшения окружающих нас предметов быта, отделки одежды, сумок, поясов и т.д. Изучив историю, и я решила попробовать свои силы в создании творческого проекта.
I. Поисково-исследовательский этап проекта
1.1. Анализ проблемы
Не секрет что сегодня в век современных технологий, все мы делаем быстро и находу. Собирая ребенка в детский сад, школу родители стараются сами одеть ребенка, чтобы было быстрее. Сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие, слабое развитие общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори. Т.е. можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Моя мама работает в теплом доме, и не для кого не секрет, что детки там разные, кому-то родители просто не оказывали должного внимания, кто-то оказался в тяжелой жизненной ситуации и им не до игрушек. Я решила помочь маме и создать для таких деток, что-то интересное. Я предложила сшить коврик, на котором будет удобно и интересно играть. Необходимо придумать такой коврик, чтобы дети учились застегивать и расстегивать, складывать и доставать, узнавать различные предметы, т.е. развивать мелкую моторику рук.
Но каким должен быть развивающий коврик для ребенка?
Ярким, привлекать внимание.
В нем должны быть элементы, развивающие логическое мышление и мелкую моторику рук.
Коврик должен быть сделан из безопасного материала, не наносить вред здоровью ребенка.
Материальные затраты должны быть меньше, чем предлагаемые в магазине.
Необходимо узнать:
1. Какие детские развивающие коврики есть в продаже?
2. Какова цена на эти изделия?
3.Для какого возраста предназначены предлагаемые детские коврики?
Где узнать:
Магазины детских игрушек
Вывод: Проанализировав материал, я пришла к выводу , что цена ковриков от 2 000 рублей и выше и в основном они для детей до 1 года. А мне нужен коврик для детей до 8 лет.
1.2. Исследование о развитии детей
Для чего нам развивать пальчики ребенка? Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура - еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний - с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца - на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, а и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончиках пальцев". И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам "Сорока-ворона", "Ладушки" и им подобные народные игры - не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект - это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи - это два. Веселая игра малыша, заряд положительных эмоций - это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале игр малыша
Таким образом, играя на развивающем коврике, ребенок не только будет учиться застегивать и расстегивать, складывать и доставать, узнавать различные предметы и т.д., но еще слаженная и умелая работа пальчиков малыша поможет развиться речи и интеллекту, окажет положительное воздействие на весь организм в целом, подготовит непослушную ручку к письму. Кроме этого, упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Малышам необходимы не просто игрушки, а игрушки, которые будут развивать познавательную активность и способности ребенка. На нашем развивающем коврике можно разместить предметы с застежками (с пуговицей, молнией, защелкой, липучкой, тесемками), мелкие мягкие игрушки, буквы и цифры
1.3. О влиянии цвета на ребенка
Ясность, простота и выразительность – вот три требования, которые предъявляет малыш к изображению. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков.
У психологов принято разделять цвета на активные и пассивные. Активные действуют возбуждающе – они дают легкую «встряску» организму и в состоянии ускорить процессы жизнедеятельности. Психологи уверены - цвет влияет на самооценку, здоровье и самочувствие ребенка, восприятие его окружающими людьми. Каким же расцветкам отдать предпочтение?
Красный - самый сильный цвет. Его положительные черты: энергичность, решительность, лидерство. Синий - по своему влиянию чуть слабее красного, но не столь агрессивен. Его положительные черты - собранность, ответственность, коллективизм.
Голубой - слияние синего и белого. Он сохраняет все положительные черты синего, но и привносит свои: выдержанность, спокойствие. Голубой же не только успокаивает ребенка, но и повышает иммунитет, снимает физическое и психическое напряжение, создает ощущение комфорта.
Желтый - цвет солнца. Его положительные черты: жизнерадостность, непосредственность чувств и эмоций, оптимизм, оригинальность. Желтый - один из основных в гардеробе ребенка. Исключив его полностью, вы лишите ребенка ощущения праздника, радости жизни.
Оранжевый и сиреневый - цвет мудрецов, физического и психического здоровья. Необходим в гардеробе детей обоего пола. Этот цвет полезен для детей нервных и физически слабых, при этом дозировка оранжевого и сиреневого может быть увеличена до максимума. Но недопустимо использование только одного цвета, иначе эффект будет нулевой.
Таким образом, в работе мы будем использовать желтый, зеленый, сиреневый, голубой цвета как основные, т.к. эти цвета необходимы для психического и физического здоровья малыша. Другие цвета тоже будут присутствовать, но в минимальном количестве.
II. Организационно-подготовительный этап проекта
2.1.Планирование работы
Выбор коврика, технология его изготовления обуславливаются рядом факторов, отраженных на схеме
С детства ребёнка окружают игрушки. С их помощью ребёнок открывает для себя мир и постигает жизнь. Я решила изготовить необычное изделие своими руками, с которым малыши не расставались бы долгое время, общение с которым приносило бы радость.
2.2. Дизайн-спецификация
Наименование изделия: детский развивающий коврик «Чудо»
Конечный потребитель: дети из теплого дома (для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).
Функциональное назначение: для игры.
Допустимый предел стоимости: 500 руб.
Количество: единичный экземпляр, авторская работа
Назначение:
- развивает логическое мышление и мелкую моторику рук;
- привлекает необыкновенностью;
- оказывает положительное действие.
Материалы, инструменты и оборудование: ткань х/б, нитки, ленты, пуговицы, пряжки, калька, иголки, булавки, ножницы, швейная машина, утюг.
Техника изготовления: пошив изделия, аппликация.
Внешний вид: размер изделия 122х 127 см, коврик должен быть достаточно ярким и эстетичным.
Техника безопасности:
-при работе на швейной машине, с утюгом, с колющими и режущими предметами.
Результат проекта:
1.качественно выполненный детский развивающий коврик;
2.совершенствование навыков при изготовлении швейного изделия.
3.изготовленное изделие должно иметь определенную ценность, полезность;
2.3. Идеи для детского развивающего коврика.
Какой коврик необходим малышу?
Считаю, что коврик должен быть разбит на зоны, и каждая зона коврика должна содержать познавательные элементы, играя с которыми, ребёнок будет обучаться новым навыкам. Для того, чтобы ребёнка подготовить к школе его можно с помощью игры научить завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, замки; различать цвета, узнавать цифры, фигуры и т.д. Все навыки ребёнок будет приобретать, играя на коврике. Можно придумать следующие элемены:
2.4. Эскиз детского развивающего коврика
Эскиз - это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.(приложение). Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей делают по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняют в карандаше и соответствует её размерам. Для работы в технике аппликации, удобно пользоваться эскизом, выполненным в цвете. Эскиз можно нарисовать самим, срисовать с картины, фотографии и др., упрощая детали, скопировать рисунок или же перевести уже готовый (всё зависит от способностей). Выполняя эскиз для аппликации необходимо учитывать основные закономерности композиционного построения эскиза:
2.5. Оборудование и инструменты
Оборудование | Инструменты | Дополнительные материалы |
Швейная машина, утюг, доска гладильная. | Швейные иглы: ручная, машинная; ножницы; линейка; карандаш; булавки; мел; распарыватель; сантиметровая лента. | Калька; альбомные листы, пряжки, ленты, кольца, эскиз рисунка.
|
При изготовлении швейного изделия необходимо соблюдать правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования и основные требования при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ. (Приложение 1)
2.6. Материалы для изготовления коврика
От выбора материала зависит не только внешний вид изделия, но и его долговечность и удобства в использовании. Для изготовления изделия мне понадобятся различные лоскутки ткани.
Я использую в своей работе остатки от шитья изделий и подкуплю новую ткань для изготовления основы коврика.
Для изготовления детского развивающего коврика выбираем следующие материалы: цветная ткань. Ткань можно выбрать цветную и однотонную разных цветов. Если купить цветную с купонами по краям, то вокруг квадратов можно расположить купонный край. Для мелких деталей необходимо купить яркие молнию, шнурок, пуговицы, пряжки, ленты. Для изготовления коврика мне понадобились лекала деталей и шаблоны.
Шаблоны в лоскутном шитье – это- то же самое, что выкройки для раскроя одежды: хорошая выкройка - одежда ловко сидит на фигуре, точно рассчитан шаблон - изделие красивое и аккуратное. Изготовление изделия я начала с подготовки шаблонов, по которым выкроила детали. Так как одними и теми же шаблонами приходится пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона. Шаблоны выполнила так: начертила на картоне нужный контур шаблона без припуска на шов, затем со всех сторон добавила на припуск (5-10 мм или размер ширины лапки) и провела второй контур (внешний). Затем вырезала по внешнему контуру. Получила шаблон.
2.7. Расчет количества материалов
Чтобы рассчитать количество материалов сделаем чертеж:
122 см 26 см Однотонная ткань 122 см | ||
26 см. Однотонная ткань | Однотонная ткань 75 см 70 см. | 26 см Однотонная ткань |
26 см Однотонная ткань |
1. Для верхней части необходимо выкроить 1 прямоугольник размером 70*75 см и по 2 полосы размером 26*75 и 26*122.
2. Для нижней части 1,5 метра цветной ткани.
3. Цветные лоскутки для аппликаций.
4. Нитки 2 катушки
5. Шнурки
6. ленты
7. пряжки.
III. Технологическая часть проекта (технология изготовления)
3.1. Подготовка ткани к раскрою и раскрой основных деталей
Перед раскроем ткани следует соблюдать следующие правила:
- декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки;
- определить направление долевой нити ткани, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка;
- проверить, нет ли дефектов от ткачества;
- проутюжить ткань, чтобы удалить замины и складки.
Способ изготовления коврика: швейное изделие с элементами аппликации.
3. 2. Технологическая карта изготовления детского коврика
№ | Наименование операции | Изображение | Оборудование Инструменты Приспособления |
1 | Разметить и выкроить 1 прямоугольник размером 70*75 см с учетом припусков на швы 1 см. 2. Раскроить крупные детали коврика: - выкроить цыпленка, облака, цветы, бабочки и солнышко из цветной и однотонной ткани, используя шаблоны. | ||
2 | Изготовление аппликации на центральном квадрате - разметить на желтой ткани цыпленка и солнышко; - сложить детали - сколоть - отстрочить зигзагом шириной шва 3мм по намеченным линиям - пришить глаза, клюв и лапки - вырезать лучи солнышка - наложить готовую объемную аппликацию на квадрат, приметать и пристрочить зигзагом Притачать все детали на среднюю основную часть коврика | Швейная машина, утюг, гладильная доска, иглы для скалывания, ножницы. | |
3 | Разметить и выкроить 4 сиреневых прямоугольника 2 размером 26*75см и 26*122 см. с учетом припусков на швы 1 см | Швейная машина, утюг, гладильная доска, иглы для скалывания, ножницы | |
4 | Раскроить мелкие детали коврика и выкроить из цветной и однотонной ткани, используя шаблоны Соединение элементов верхней части коврика - разложить детали коврика согласно эскизу; - сколоть, сметать и стачать шириной шва 1см сначала полосы, а затем полосы к прямоугольнику, после каждой машинной операции проводить ВТО. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, иглы для скалывания, ножницы | |
5 | Соединить полоски со средней частью, соединить вместе нижнюю и верхнюю часть коврика. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, иглы для скалывания, ножницы. | |
6 | Соединение верхней, нижней части - сложить детали верхней, нижней части коврика и сколоть булавками; - проложить сметочные стежки - прошить на швейной машине по периметру; - удалить все временные стежки. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, иглы для скалывания, ножницы. | |
7 | Контроль качества | Проверить, нет ли временных стежков, иголок и булавок в изделии. При необходимости провести влажно-тепловую обработку. |
Процесс изготовления аппликации можно чётко разделить на 11 этапов выполнения работы.
1. Замысел изделия.
Перед созданием аппликации, задумайтесь, что в дальнейшем может получиться из отреза ткани с орнаментом. Безусловно, можно создавать рисунки просто так. На первом, подвернувшемся под руку куске ткани – лишь бы фактура подходила. Спустя некоторое время, у вас подкопится изрядная стопка этих творений. Но задумайтесь, если вам захочется показать свои поделки подруге или родственникам, что будет лучше смотреться - кусок ткани со свисающими нитками или готовая поделка, которую, при желании, можно тут же подарить?
2. Выбор рисунка.
Иногда входишь в ступор – где найти подходящий рисунок? Оглядываешь вокруг – обои с неясными цветами, характерный рисунок древесных волокон на мебели, однотонные шторы. Не отчаивайтесь – мы окружены различными изображениями, надо лишь наметить направление поиска. Вам подойдут изображения с календарей, целлофановых пакетов, этикеток, рекламные постеры.
3. Подготовка ткани-фона и её раскрой.
Возможно, вам и не нужно идти в магазин тканей – проверьте в гардеробе, найдётся ли там вышедшая из моды шерстяная юбка или старые джинсы, или в одном из шкафчиков припрятан и благополучно забыт подходящий отрез. В любом случае, аппликация, как одна из лоскутных техник, нацелена именно на продление жизни старых вещей, и эту особенность важно использовать всегда и везде. Прежде чем браться за ножницы, вспомните, первый этап работы – что у нас будет за изделие?
4. Подборка лоскутов для аппликации.
Хотите ли вы выполнить аппликацию, в точности соблюдая заданные образцом цвета или можно поэкспериментировать? Лично я, чаще всего склоняюсь ко второму.
5. Подготовка выкройки аппликации
Сразу выделите конверт под выкройку, надписав его и, если есть возможность, приклейте или нарисуйте на нём вашу аппликацию. Возможно, по многочисленным просьбам друзей, вам придётся повторить опыт – вот тогда сохранившаяся выкройка будет весьма кстати. У нас два варианта. Первый – перевести рисунок на кальку и аккуратно вырезать по контуру. Второй – распечатать 3-4 экземпляра на принтере (одного размера) и вырезать выкройку уже с учётом припусков. Перед раскроем пронумеруйте детали аппликации в порядке их размещения на фоне: первой всегда идёт нижняя деталь. Запомните или отметьте нижние детали. В местах наложения верхнего фрагмента надо предусмотреть в нахлёст 2-4 мм.
6.Раскрой всех деталей аппликации
Используйте мелки-карандаши – они очень удобны для нанесения контура, и не оставляют следов на лицевой стороне ткани. Если ткань плотная, можно воспользоваться гелиевыми ручками нежных цветов. Контур наносят с изнаночной стороны ткани, расположив шаблон лицом вниз.
7. Наколка фрагментов аппликации на фон.
Совмещаем подложку и фоновую ткань. Раскладываем перед собой вырезанные детали аппликации и устанавливаем в поле зрения планшет с рисунком и коробочку с булавками. Определяем место положения рисунка – центр, угол, некоторое смещение. Начинаем накалывать фрагменты рисунка в порядке наслоения. Сначала прикладываем, сверяясь с рисунком, затем закрепляем. Используйте по одной булавке на фрагмент, по центру – на некоторых видах ткани остаются следы, кроме того, большое число булавок собирает ткань волной в местах прокола. Совсем мелкие детали не накалываются – их можно положить сверху, чтобы проверить соизмеримость размеров и снова отложить.
8. Настройка швейной машины.
Очень важный этап работы. Швейная машина (какой бы марки она не была) – ваш друг и помощник и за эту дружбу и помощь, к ней следует относиться к ней с большой благодарностью. Готовим подходящий по цветовой гамме ассортимент ниток. Переводим швейную машинку в режим шва зигзаг и настраиваем плотность строчки. Для этого необходимо взять кусочек ткани 10*20 см, сложить вдвое и сделать несколько пробных швов, устанавливая плотность шага. Плотность зависит от схожести цвета деталей аппликации и подобранных ниток. Если цвета совпадают, можно установить меньшую плотность, если отличаются – большую. В любом случае, самым плотным считается шаг, при котором одна нить ложится рядом с другой, не образуя наслоений.
9. Закрепление нижних и верхних фрагментов аппликации.
Опустите лапку чётко на контуре детали, так, чтобы, закрывая срез, строчка ложилась на обрабатываемую деталь. Положите правую руку на ткань в 2-3 см от лапки и начинайте работать, контролируя рукой направление движения. Не спешите давить на газ, аппликация любит среднюю скорость, к тому же вы пока только осваиваете данный стиль лоскутной техники. Старайтесь не оставлять не обработанных срезов и не заходить на другие детали – кривая строчка изменяет очертание фрагментов и искажает рисунок. Последовательно закрепляйте атласной строчкой одну деталь за другой, чётко следуя схеме «нижняя, затем верхняя». Перед выполнением строчки, определитесь с её шириной – используя слишком широкий шаг, вы рискуете полностью закрыть им часть или всю деталь целиком. Стандартом считается атласная строчка шириной 2мм. Выполняя полукруглые либо круглые элементы, не тяните ткань – все, что вам позволено бережным отношением к швейной машинке, это аккуратно, едва ощутимо направлять ткань подушечками пальцев. Если необходимо сделать поворот, используйте следующую технику: сделав несколько стежков, остановите машинку, оставив иглу в ткани на наружном контуре круга; поднимите лапку и слегка переместите ткань в направлении поворота; несколько стежков и снова повторите операцию
10. Декорирование аппликации и фона.
Декоративные строчки могут украсить аппликацию. Используйте возможности своей швейной машинки, ищите применение всем декоративным швам в той или иной вашей работе.
11. Отпаривание заготовки.
Нижние нити не обрезают под ноль, всегда должен оставаться 5 сантиметровый хвостик. Бывает до сборки, на лицевой поверхности изделия появляется петелька белой нижней нити – её легко убрать, потянув за оставленный хвостик с изнаночной стороны. После сборки изделия, вы можете украсить его клеевыми или пришивными стразами, отделать тесьмой. Составляя композицию важно правильно выбрать цветовое решение. От интенсивности цвета основного фона зависят цвета изображений. Площадь и цвет фона (светлый или тёмный) влияют на цвет аппликации (усиливают или ослабляют). Поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых пятен - одна из главных задач работы. Цвет должен создавать настроение, соответствующее содержанию аппликации. Он может быть реальным, условным или чисто декоративным.
Вырезание деталей изображения
Успех выполнения аппликации во многом зависит от правильности вырезания, без искажения формы. линия среза должна быть чёткой, без зазубрин. Для вырезания деталей следует пользоваться ножницами различной величины, с прямыми и закруглёнными лезвиями.
Раскладывание деталей изображения на фоне
Заготовленные детали изображения располагаются на фоне так, чтобы получилась задуманная композиция. Если полученная композиция не нравится, детали располагают иначе - находят более удачные композиционные решения.
IV.Заключение
4.1.Экономическое обоснование проекта
Перед тем как что - либо делать, надо взвесить, что стоит эта работа. Будет от нее выгода или убыток? Поэтому чтобы убедиться в экономической целесообразности выполнения проекта, я произвела расчет себестоимости.
В материальные затраты не входит покупка ножниц и иголок, так как они использовались раньше. Затраты на электроэнергию и влажно-тепловую обработку не провожу, так как изделие изготовила дома.
Подобное изделие невозможно приобрести на рынке, да и стоит оно гораздо дороже. Полный расчет себестоимости показывает, что изготовление изделия своими руками экономически целесообразно. Некоторые материалы и инструменты, необходимые для выполнения данного проекта я нашла дома. Поэтому, себестоимость получилась несколько ниже, чем могла бы быть.
Экономическая целесообразность данного проекта обеспечивается тем, что для изготовления можно использовать остатки ткани. Это позволит значительно снизить себестоимость изделия.
№ | Наименование | Цена за метр (штуку), рублей | Расход количества метров (штук) | Стоимость, рублей |
1 | Бязь цветная | 60 | 2 м | 120 |
2 | Ткань сиреневая | 80 | 2 м | 160 |
3 | Бязь желтая | 70 | 0,4 м | 28 |
4 | пряжки | 20 | 4 | 80 |
5 | Нитки | 15 | 2 | 30 |
6 | Лоскутки ткани | обрезки, остатки | обрезки, остатки | 0 |
7 | Клеевая аппликация | 15 | 3 | 45 |
8 | Цветной лента | 3 | 5 | 15 |
Всего 478 рублей |
Вывод: затраты на проект получились значительно ниже, чем допущенный в начале работы предел стоимости и цены на ассортимент предлагаемой в магазинах. Учитывая то, что наш развивающий коврик содержит много новых развивающих элементов, и будет радовать малыша до 7 лет, можно сказать, что изготовление такого коврика очень экономично. В процессе работы остались обрезки от цветной ткани. Таким образом, изготавливая из обрезков различные съемные детали для коврика можно получить безотходное производство. Например, можно изготовить бусы, подушки –игрушки и т.д.
4.2. Экологическая оценка проекта
В наше время одной из актуальных проблем является проблема экологии. Человек должен использовать экологически чистые продукты и материалы для безопасности своей жизни. Сейчас много различных материалов.
Изготовление коврика – это экологически чистое производство, так как:
Ткань в процессе эксплуатации не оказывает вредного влияния на организм человека и окружающую среду. Поэтому, изготовление и дальнейшее использование изделия не влечет за собой изменения и нарушения в жизнедеятельности человека.
Используемые материалы не наносят вреда здоровью детей, так как в их состав входят натуральные и синтетические волокна, которые соответствуют санитарным нормам. Цвет материалов подобран с учетом влияния цвета на ребенка.
Для уменьшения отходов ткани можно изготавливать дополнительные съемные развивающие элементы и другие декоративные изделия.
4.3.Эргономическая оценка.
Элементы развивающего коврика выполнялась с учетом психофизиологических особенностей ребенка, учитывалось влияние цвета на организм малыша. Коврик является специально подготовленной развивающей средой для ребенка в возрасте до 8 лет. Завершённый проект я показала своим близким, друзьям, учителям. Всем очень понравилось.
Думаю, что я достигла цели и решила все задачи, которые поставила себе в начале проекта: изучила, какие аналогичные изделия уже разработаны и имеются в продаже; изучено мнение специалистов о психофизиологическом развитии детей раннего возраста; разработала свой вариант детского развивающего коврика; подобрала недорогой, экологически чистый и легкий в обработке материал; разработала технологическую карту изготовления детского развивающего коврика.
На эту работу было потрачено много времени и труда, но коврик получился таким, как было задумано в начале. В результате проделанной работы, я усовершенствовала свои знания, умения в проектировании и изготовлении швейных изделий. Думаю, что приобретенный опыт и знания помогут мне и в дальнейшем. Работа понравилась не только мне, но и моим друзьям, родственникам.
Самооценка
Работа над проектом доставила мне, прежде всего, огромное удовольствие, несмотря на некоторые трудности и большой объем. Я занималась своим любимым делом. За время работы я изучила много дополнительной литературы. Освоила некоторые приемы композиции, могу теперь смелее работать с цветом, подбирать различные оттенки. Научилась сочетать разные материалы и техники, которые применила на практике. Открыла для себя много новых направлений и творческих идей. Эти знания и умения, конечно, позволили мне более полно и ярко выразить свои мечты и фантазии.
Думаю, что все это в целом и помогло мне создать целостный гармоничный образ, воплотить свою мечту в реальность. Но мне не хочется на этом останавливаться, поскольку, на мой взгляд, тема моего проекта очень многогранна и глубока. И мне еще предстоит сделать много открытий!
Я очень старалась, что-то получалось не сразу, но я выполнила поставленные перед собой задачи:
Не только меня, но и моих одноклассниц очень заинтересовала идея изготовления коврика, и мы продолжим в дальнейшем эту работу. В целом изделие производит благоприятное впечатление
Литература
1. Костикова, И.Ю. Школа лоскутной техники / И.Ю. Костикова. - М.: Культура и традиции, 2000
2. Максимова, М. В. Лоскутные подушки и покрывала / М. В. Максимова.- М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.- 96с.
3.Журнал «Чудесные Мгновения» №2,9,10,11,-2003г. №1,3,-2004г.
4. Электронный ресурс: Лоскутная техника – изделия http://www.orgdosug.ru/vist.php?vid=745&cid=57 http://www.everythingquilts.com/index.asp?PageAction=VIEWCATS&Category=18 http://www.lerusisik.narod.ru/quilterie.htm
5. Электронный ресурс: Интересный пэчворк http://fotoplenka.ru/catalog/rubr38/album191664/foto3252199.htm#foto
6. Электронный ресурс: Как оформить панно… Лоскутные ссылки..... http://strimfoto.ru/users/berezka/45877/cd9465e5acaf083571a316b7e7e3250c/ -
Приложение 1
Техника безопасности.
При изготовлении изделия я соблюдала правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами.
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески, не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине
1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
3. Стул должен стоять против иглы.
4. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.
5. Нога должна быть на педали, а другая опираться всей ступней на пол или подставку.
Правила безопасной работы.
1.Волосы спрятать под косынку.
2. На швейную машину не класть посторонние предметы.
3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.
4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.
6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.
7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.
8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.
Правила работы на швейной машине.
1. Маховое колесо вращать только на себя.
2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы - с правой стороны.
6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8-10 см.
7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.
8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.
Правила безопасности при работе электрическим утюгом.
1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5. По окончании работы утюг выключить.
Правила техники безопасности при работе с компьютером. Строго запрещается:
Перед началом работы:
Следует работать на расстояние 60-70 см, от монитора соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь.
Приложение 2
Щелкунчик
Петушок из русских сказок
Будьте как солнце!
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Весенние чудеса