Культурологическое исследование исторической личности Андрея Рублева, его вклад в иконопись.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.75 МБ |
Слайд 1
Культурологическое исследование Андрей Рублев (изучение исторической личности) или изучение технологии иконописи. Олимпиада «История и культура храмов столицы -2019» Нуйкина Татьяна 4 а класс ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Москва 2019 Кл. руководитель Андрющенко О.М.Слайд 2
Меня зовут Татьяна Нуйкина . Я учусь в 4-ом классе ГАПОУМОК им. В. Талалихина. Узнав об олимпиаде «История и культура храмов столицы – 2019», решила участвовать в ней. В ней есть исследования, связанные с изучением произведений искусства, посвящённых истории храмов столицы. Я занимаюсь рисованием, поэтому мне было интересно искать объект исследования в области живописи. Мы с мамой решили обратиться к творчеству иконописца Андрея Рублёва. В первую очередь мы всей семьёй отправились в Третьяковскую Галерею. В зале Древнерусского Искусства находятся несколько работ кисти Рублёва, в том числе легендарная «Троица». Эту икону Андрей Рублёв написал для Сергиевой Лавры ориентировочно 1420-х годах. В 1904-м году эта икона была впервые подвергнута реставрации, произошло раскрытие рублёвской живописи, т.к. она до этого была записана другими художниками в XVI веке.
Слайд 3
Цели исследования Историческая личность Андрея Рублёва На собственном опыте изучить технологию написания икон.
Слайд 4
Этапы исследования Посещение Третьяковской Галереи Посещение Музея Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Сбор информации в интернете. Написание иконы по этапам (грунт, прорись , роскрышь , высветление , подрумянка , оживка).
Слайд 5
Объект исследования Андрей Рублев родился в 1360 году в Московской области . Он принял монашество в Спасо-Андрониковом монастыре, основанным любимым учеником Сергия Радонежского Андронником . Известно, что к концу жизни Рублев был старцем Андроникова монастыря, что здесь он скончался и был погребен. Около 1405 года Рублев работал в Успенском соборе на дворе удельного князя Юрия Дмитриевича в Звенигороде . Здесь он с другими художниками расписывал храм и написал огромные иконы из деисусного чина, которые нашел И.Э. Грабарь (Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию древнерусской живописи) в 1918 году в сарае под грудой дров, это так называемый Звенигородский чин из Третьяковской галереи. Архангел Михаил Спас Апостол Павел
Слайд 6
В 1408 году летопись сообщает, что Андрей Рублев совместно с Даниилом Черным расписывают Успенский собор во Владимире. Это единственные сохранившиеся фрески Рублева, авторство которых не вызывает сомнения. Надо сказать, что во время революции уничтожались исторические памятники самым вероломным способом, и это совершенная удача , что фрески 15 века дощли до нас хоть и утратившие былую яркость. По сведениям летописей Андрей с Даниилом и другим известным живописцем Феофаном Греком расписали Благовещенский собор в Кремле. Андрей и Даниил были приглашены в Троице-Сергиеву Лавру в 1420-ых годах. Там они расписывали храмы, где Андрей написал еще одно творение, бесспорно принадлежащее Рублёву, икону «Троица ». Существует еще один памятник , в котором дошли до наших дней рисунки А. Рублева. Это евангелие Хитрово, названное так по имени боярина Богдана Хитрово, который получил рукопись в дар от царя Федора Алексеевича. Само рукописное евангелие с рисунками Феофана Грека и Андрея Рублева датируется концом XIV- го века . Здесь изображены символы четырёх Евангелистов.
Слайд 7
Спасо -Андроников монастырь находится недалеко от места, где я живу. В следующие выходные мы побывали там. Монастырь основан в 1357-м году митрополитом Алексием (личный наставник Дмитрия Донского), назван по имени первого игумена Андроника , ученика Сергия Радонежского. Сейчас этот монастырь является Центральным Музеем Древнерусской Культуры и Искусства имени Андрея Рублёва. Здесь расположен самый древний храм в Москве Спаса Нерукотворного. Он был возведён в 1420-х годах и расписан Андреем Рублёвым и его другом Даниилом Чёрным, о чём свидетельствуют миниатюры в летописи, запечатлившие их труд. Конечно этот храм выглядел по-другому. Современный вид ему придали в XIX -м веке. Фрагменты росписей руки Андрея Рублёва были найдены при реставрации в замурованных окнах.
Слайд 8
Здесь мы не узнали ничего нового о Рублёве потому, что сведения о нём крайне скудны. Зато у нас была интереснейшая экскурсия по древне-русскому искусству. В первом зале находились иконы XII- го века. Экскурсовод рассказала мне, что первыми иконописцами на Руси были византийцы. Византия находилась не близко от Руси, поэтому греческих мастеров заменили русские. Оказалось, что русские мастера справлялись с этой задачей не хуже греческих, во многом превосходя их. В работах наших иконописцев преобладали мягкость, кротость и смирение. Ещё один известный иконописец – предшественник и учитель А. Рублёва – византиец Феофан Грек. Он писал легко и быстро. Его смелая широкая манера письма свидетельствует об огромном мастерстве живописца. Именно здесь мне пришла идея сделать список иконы по древним образцам, таким образом закончить исследование.
Слайд 9
Технология написания икон Иконопись – явление разнообразное и довольно сложное. Иконописец должен соблюдать определённые правила и последовательность при работе. Начинается всё с подготовки доски-основы, затем подготавливаются краски, выполняется золочение, после чего происходит сам процесс иконописи и покрытие иконы олифой. Икона – посредник, мостик между миром дольним и миром Горним… Икона пишется по определённым канонам: предметы не отбрасывают теней, нет перспективы, нет масштаба.
Слайд 10
Этапы создания иконы 1) Доска. Используются древесины липы, сосны, ели. От коробления делаются шпонки. На лицевой стороне выдалбливается небольшое углубление – «ковчег ». Для простоты я использовала картон. 2) Грунтовка доски. На поверхность доски, пропитанную клеем, наклеивается павалока – кусок ткани. После просушки наносим левкас, основой которого является известняковый мел. Левкас готовится из клея, воды, мела при помощи тепловой обработки. Количество слоёв достигает 15-ти. Затем поверхность выравнивают пемзой и доводят до лоска волчьим зубом. На этом этапе я приклеила к картону ткань с помощью клея ПВА. Роль левкаса выполнил обычный акриловый грунт.
Слайд 12
3) Рисунок. В большинстве случаев дальше наносят «прорезь» – это переводимый через кальку рисунок. Но в древне-русской манере рисунок выполнялся кистью или углём без предварительного эскиза. Я сделала рисунок карандашом:
Слайд 13
4) Живопись После того, как мастер набрасывал эскиз, он покрывал нимб и всю голову охрой, затем накладывал серовато-зелёный тон, нетронутый в местах полутеней. По основному тону писались более светлые, выпуклые части сначала светло-жёлтой краской, затем известковыми белилами. Рисунок глаз, носа сделан в два приёма – сначала красно-коричневым а затем тёмно-зелёным, почти чёрной краской. Той-же красно-коричневой краской обозначены тени по краю лица, по низу щёк, около бороды. Также написаны и одежды(сначала основным тоном, затем в два приёма широкие полосы пробелов). Краски использовали природные(«земляные»), растирали гальку. Охра, умбра, киноварь, ярь- мидянка , горная синь, зелень(с хромом и окисью железа), растёртые полудрагоценные камни(малахит, лазурит, гематит) в соединении с яичным желтком и вином. Завершается процесс подрумянкой и нанесением таких мазков, как оживки.
Слайд 16
Вывод Оказалось, что написать икону не так-то и просто, линии должны были быть тонкими и аккуратными. Я постоянно смазывала и пачкала работу. Работа была кропотливой, поэтому в мелких деталях мне немного помогала моя мама. После многочисленных исправлений я закончила написание этой иконы. Больше всего мне понравилось выписывать объёмные камни и жемчуг на одежде святых.
Слайд 18
Источники информации Сайт www.icon-art.info Рублев Андрей Википедия Лазарев В. Н. «История Византийской живописи» Грабарь И. Э. «Вопросы реставрации» Сайт ЦМДКиИ имени А. Рублёва
Одеяльце
Философские стихи Кристины Россетти
Астрономический календарь. Май, 2019
Тупое - острое
Как Дед Мороз сделал себе помощников