Цель занятия: Расширить знания, учащихся о композиции и жанре пейзажа, повторить приемы и законы построения композиции. Завершить передний план пейзажа, применяя свои навыки и знания.
Задачи:
Зрительный ряд:
- Репродукции картин художников с изображением пейзажа.
- Композиционные схемы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Гуашь, кисти, палитра, баночка для воды, салфетка, бумага (формат А3, А4).
План урока:
1. Сообщение темы урока, задания.
2. Повторение теоретических знаний.
3. Анализ репродукций картин художников и композиционных схем.
4. Объяснение задачи задания.
5. Практическая работа.
6. Анализ выполненных работ.
7. Итог работы.
Ход урока
Проверка готовности к уроку.
УРОК МЫ ПОСВЯТИМ ОДНОМУ ИЗ ЖАНРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА –ПЕЙЗАЖУ.
А что такое пейзаж? Это жанр изобразительного искусства.
ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) – жанр изобразительного искусства, а, в котором основным предметом изображения является природа.
Название жанра распространяется на изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.
Какие пейзажи бывают? В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить лирический, сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический и эпический характер.
На уроке мы продолжим и завершим работу над пейзажем, применяя знания о композиции.
Ребята, мы с вами уже знакомились с понятием «композиция» и знаем, что сложно изобразить любую картину без знаний о композиции. Любая работа должна быть целостной, поэтому Равновесие – это первое и непременное условие композиции. На этом занятии каждый из вас будет изображать пейзаж согласно правилам выбранной композиции.
Учитель: «Что означает слово композиция?» (составлять, сочинять).
Композиция (от лат. compositio) — правильное расположение предметов на листе.
Какие основные приёмы композиции вы знаете?
1.центр (смысловой, композиционный),
2. применение золотого сечения,
3. Динамика,
4. Статика,
5. Ритм.
Поговорим о цвете: Какие цвета называют основными, а какие дополнительными? (Человек различает 3 основных цвета (контрастные) - это жёлтый, синий и красный. На их основе строятся все остальные цвета. Белый цвет – отражает все цвета, находящиеся рядом. Черный цвет - отсутствие любого цвета. Черный цвет - это пустота - это полное отсутствие видимого цвета и света).
Посмотрим на репродукции – они написаны разными авторами в разных стилях, их выразительность достигнута благодаря четкому композиционному построению.
СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С ОДНОЙ ИЗ СТОРОН КОМПОЗИЦИИ – ЭТО КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ.
Композиционные схемы можно применять в любом из видов изобразительного искусства. При изображении натюрморта или портрета, мы разберём, как с помощью композиционных схем выполнить пейзаж.
Проведем анализ ряда репродукций. Для передачи на картине образа чего-то устойчивого или неподвижного подойдет замкнутая композиция, статичная, закрытая. Основные линии направляются к центру. Если нужно написать пейзаж, в котором требуется показать простор и величие природы, то элементы изображения располагаются по вертикали или горизонтали. Это тип открытой композиции.
Чтобы передать динамику движения в картине, художники применяют схему диагонального построения изображения. Чем круче диагональ, тем больше движения.
Итак, повторим основные моменты сегодняшней темы:
Композиции в пейзажной картине можно разделить на замкнутые и открытые, статичные и динамичные, а также композиции с ярко выраженным центром – центровые.
Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, необходимо знать законы воздушной перспективы:
Как воспринимаются ближние и дальние предметы? Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно. Необходимо знать, что предметы, удаляясь от нас, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее четкие очертания и меньшую контрастность по сравнению с предметами первого плана.
Как изображать контуры ближних и дальних предметов? Для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные - мягче.
Повторить технику безопасности.
Сейчас каждый из вас будет составлять собственную композицию. Продумайте композицию - где будут располагаться элементы вашего рисунка? Не забывайте о законах перспективы: предметы, расположенные близко, кажутся большими, отдаленные предметы - напротив, маленькими. (Во время самостоятельной работы обратить внимание учащихся на типичные ошибки. Индивидуально даются советы по выполнению композиции). Работу начинаем с тщательного обдумывания и компоновки предметов на формате, выполнение работы в цвете. Ведётся фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.
Вернисаж – выставка пейзажей. Просмотр работ проходит в классе. Композиции располагаются на столе. Критерии оценки:
- создание равновесия в композиции
- работа в материале
- оригинальность композиции
Учащиеся активно принимают участие в обсуждении композиций. Выбирается лучшая композиция.
Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил излюбленный мотив, подобрал цветовой строй пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы, свой колорит. Пейзажи отражают ваше видение природы. И вся наша работа ведет к тому, что нужно не просто смотреть, а видеть красоту вокруг нас!
Выбери путь
Ветер и Солнце
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Мороз Иванович
Большое - маленькое