Методические рекомендации по изготовлению куклы из соломки. Цель занятия: познакомить детей с новым природным материалом — соломой, ее особенностями; учить мастерить игрушки из соломы; формировать навыки работы с соломой; воспитывать доброжелательные отношения детей.
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kukla_iz_solomki.docx | 225.01 КБ |
КУКЛА ИЗ СОЛОМКИ
История соломоплетения
На Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленницы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров.
Знаменитая белорусская соломка известна на весь мир куклами, конями, плетенными и инкрустированными шкатулками. Своеобразная белорусская скульптура из соломки необычайно выразительна. Фантазия мастеров безгранична: миниатюрные птицы, несколько удлиненные и плоские фигуры коней с лихо закрученным хвостом и гривой, образованной колосьями. В своих декоративных скульптурах мастера применяют плетение — просто скрученные жгуты соломы, косо срезанные стебли, скрученные в завитки и спирали соломинки. Смотришь на эти изделия и диву даешься человеческой выдумке и смекалке.
Куклы, соломенные "пауки", кони, птицы - это не просто образы, каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали. Куклы, кони, козы, птицы из соломки - это тоже божества и защитники. Конь - герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником. Коза - символ урожая и плодовитости. Кукла - Мать-Прородительница, защитница женщин. Птицы - души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле.
Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.
Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов. Однако удивляет сила и мощь народных традиций перешагнувших через века и продолжающих свое существование.
Куклы из соломы делают с давних времен. Еще крепостные крестьяне устраивали себе кукольные представления из ярко обмотанных, веселых и легких соломенных матрешек. Кукла из соломы так же стара, как знаменитый «петрушка», основоположник нынешнего кукольного театра. Сделать соломенную куклу нетрудно, надо только соблюдать основные правила ее устойчивости и как можно интереснее оформить ее внешний вид.
Почти у всех славянских народов, занимающихся земледелием, существует соломенная кукла и различные соломенные игрушки.
Наша русская соломенная кукла-Стригушка интересна ещё и тем, что она подвижна. Куклу можно поставить на стол, а чтобы она была устойчива, снизу ее платье подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подравнивали, подстригали, и прозвали их Стригушками. Можно заставить Стригушку сплясать, поставив ее на стол или табурет и постучав по столу рукой. Легкая соломенная кукла начнет подпрыгивать: и впрямь будто танцует! А поставив на стол, в ряд или в круг, три-четыре такие куклы и постукивая вокруг них, можно показать интересные пляски: куклы будут то кружиться, то подскакивать, не падая при этом. Такая веселая игрушка изготавливалась из стриженой травы, соломы между делом — себе на потеху и детям на забаву. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Как же сделать такую куклу? Для работы используется только солома, сжатая вручную. Ее надо высушить и связать в снопик. Непосредственно перед работой солому необходимо замочить в горячей воде, можно бросить в воду немного соли. Горячая ванна придаст соломе нужную эластичность.
Хорошо размоченную солому одинаковой длины, отряхнув от воды, собирают в пучок не толще 6—7 сантиметров. Затем пучок сгибают в центре и перевязывают крепкой ниткой, образуя голову и шею. С обеих сторон пучка отделяют по небольшому пучку для рук. Руки обматывают цветными нитками — мулине, шелком или шерстью. Далее сгибают руки в локтях и подсовывают их между соломинами в середине туловища. Крепкой ниткой плотно перевязывают талию. Для устойчивости туловище делается без ног, как бы в длинной юбке. Если окружность юбки мала, подсуньте дополнительные соломинки поглубже за талию. Юбку подстригают. Можно сплести стригушке косу, приделать волосы. Повяжите голову куклы платочком, наденьте ей фартучек, украсьте лентой или красивым лоскутом. И платочек, и фартук сделайте из очень легкой ткани.
Методические рекомендации педагогу по теме
Цель. Познакомить детей с новым природным материалом — соломой, ее особенностями; учить мастерить игрушки из соломы; формировать навыки работы с соломой; воспитывать доброжелательные отношения детей.
Материал и инструменты: солома, цветные лоскутки, нитки или проволока, краски; ножницы, кисточка.
Т. Лисенкова
Педагог показывает детям игрушки, сделанные из соломы, и спрашивает, из какого материала они сделаны; уточняет, что солома является очень удобным и доступным материалом для работы, показывает пучки очищенной соломы, дает возможность потрогать руками, ощутить гладкую поверхность, полюбоваться цветом, вызывая желание работать с этим материалом.
Рассказ педагога: «А знаете ли вы о том, что первые куклы вовсе не были игрушками? Испокон веков куклам наделялись магические способности и их обожествляли. На Руси и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Народная игрушка несёт в себе более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Это и оберег, и талисман, и магическая кукла. Вы можете сделать её своими руками».
После этого педагог сообщает, что сегодня они будут изготавливать из соломы игрушку, и предлагает посмотреть, как делается кукла.
После того как усвоена последовательность изготовления игрушки, дети приступают к осуществлению своих замыслов.
В ходе работы ребят педагог уточняет отдельные этапы процесса труда, осуществляя при этом индивидуальную помощь детям, помогает собирать солому в пучки, чтобы все соломинки прилегали одна к другой.
Наиболее сложный этап работы — отделение соломы от общего пучка для рук, перетягивание ниткой (проволокой) головы, туловища. Здесь педагог может использовать метод пассивных движений. Кроме того, он организует взаимопомощь детей при стягивании ниткой пучка соломы. Это дает возможность каждому добиться результата.
Кукла - девочка (рис. 1)
Игрушку выполняют из одного пучка соломы и проволоки.
Для этого солому одинаковой длины собирают в пучок (не толще 4—6 см), сгибают в центре и, немного отступив от верхушки (приблизительно 2 см),
пучок перехватывают несколько раз крепкой ниткой или тонкой медной проволокой. Это голова.
Затем с обеих сторон пучка отделяют по небольшой его части соломинок для рук, концы обрезают и перетягивают ниткой. Затем талию куклы перетягивают крепкой ниткой, а низ пучка расправляют — получается юбка платья.
Педагог обращает внимание ребят на то, что в зависимости от оформления кукла может быть бабушкой и девочкой, например Машенька. На голову этой куклы можно надеть шляпку (чашечка крупного желудя, колокольчик какого-либо цветка), повязать косынку, надеть платье, "заплести" косу, дать в руки корзиночку. Фартук куклы-девочки (рис. 1) сделать коротеньким и более яркой расцветки. Сама кукла должна выглядеть тоньше по сравнению с куклой-бабушкой.
Кукла-бабушка (рис. 2)
Кукла-бабушка (рис. 2) повязана платочком, на ней длинный фартук из неяркой материи. Эта кукла изготавливается так же, но делать её надо из более толстого пучка соломы, чем куклу-девочку.
Соломенный мальчик (ри.3)
В ходе беседы с детьми подчеркиваем, что принцип изготовления соломенного мальчика подобен принципу изготовления предыдущей игрушки.
Сначала пучок хорошо размоченной соломы сгибают пополам и перевязывают крепкой ниткой, затем перевязывают в месте, намеченном для головы. После этого делят пучок соломы ниже талии пополам и перевязывают каждую часть — получаются ноги.
Для рук берут небольшой пучок соломы, делят на три части, плетут косички на проволочный стержень (он должен быть длиннее самой косички), благодаря которому эту часть соединяют с туловищем.
Шапочку из соломы делают так: пучок соломы раскладывают вертикально и на один конец накладывают узкую ленту, намазанную клеем, концы которой склеивают (или сшивают). Верхний конец пучка завязывают крепкой ниткой; чтобы шляпка была красивой, сверху ниток завязывают ленту такого же цвета, как и подклеенная внизу. Готовую шапочку надевают мальчику на голову.
Из яркого кусочка материи можно сделать мальчику пояс.
Такой кукле-стригушке можно сделать лицо из плотной бумаги, нарисовав и раскрасив глаза, брови, рот, нос, волосы. Можно сделать головку из папье-маше. Из ткани сшейте ей кофту и яркий пестрый сарафан. Придать рукам определенное положение поможет проволочка, пропущенная через руки. Сделайте две или три таких куклы, поставьте их на стол и постучите рукой по нему: подпрыгивая, куклы закружатся в танце.
Дерзайте! Используйте разные материалы, комбинируйте их, и тогда у вас обязательно все получится.
После завершения работы на занятии проводится анализ и оценка готовых поделок, особенно поощряется взаимопомощь в работе, которую дети оказывали друг другу, создавая игрушки по своему замыслу.
На данном занятии педагог использует метод показа и анализа изготовления игрушки. При создании последующих игрушек на такого рода занятиях можно усложнить анализ, используя не показ последовательного выполнения операций, а готовую игрушку или ее рисунок.
О чем поет Шотландская волынка?
Кто грамотней?
Что общего у травы и собаки?
Муравьиная кухня
Весенняя сказка