Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_shpachinskaya_3.ppt | 2.08 МБ |
tvorcheskiy_ekzamen_8_klass_2.docx | 44.03 КБ |
Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 г. Якутска ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ПРОЕКТУ Тема: ТАНЦЫ — ЭТО ЖИЗНЬ Ученица 8 класса «А» Шпачинская София Руководитель: Бизин Артём Александрович Якутск, 2017Слайд 2
Актуальность проекта заключается в том, что бальные танцы способствуют физическому развитию и кардинально влияют на внешний вид человека. Людей, занимающихся бальным танцами сразу видно в толпе, танцующий человек отличается легкостью и плавностью походки. Бальные танцы способствуют улучшению осанки, укреплению костно мышечной системы, способствуют улучшению работы сердечно — сосудистой системы.
Слайд 3
Цель проекта — познакомить учащихся с бальными танцами, как одним из способов укрепления опорно-двигательного аппарата Задачи: Изучить информацию по укреплению опорно-двигательного аппарата Подобрать танцевальные движения направленные на укрепление опорно — двигательного аппарата; Создание обучающего видеоролика для начинающих
Слайд 4
Польза от занятий бальными танцами : Укрепляют сосуды и мышцы; Увеличивают физическую выносливость ребенка; Улучшают осанку; Снимают мышечные зажимы; Улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем; Учат ребенка быть более стрессоустойчивым. Тренируют моторику и координацию движений. Развивают музыкальный слух, чувство ритма, эстетический вкус. Улучшают нравственные, моральные качества. Формируют красивую походку. Раскрывают творческие способности ребенка. Учат владеть своим телом. Ориентируют ребенка на достижение целей. Преображают внешность — блеск в глазах, улыбка на лице и подтянутая фигура украшают ребят.
Слайд 5
Бальные танцы подразделяются на две программы: европейскую и латиноамериканскую. Программу Европейских танцев составляют пять основных танцев: 1)Медленный Вальс 2)Танго 3) Медленный Фокстрот 4) Квикстеп 5) Венский Вальс
Слайд 6
Программу Латиноамериканских танцев составляют пять основных танцев: 1)Ча - ча - ча 2)Самба 3)Румба 4)Пасодобль 5)Джайв
Слайд 7
Каждая тренировка по спортивным бальным танцам вне зависимости от возраста и уровня подготовки танцора должна в себя включать пять стадий: 1. Разминка 2. Растягивания 3. Разогревание 4. Тренировка 5. Остывание и растягивание
Слайд 8
Вывод: Изучив информацию о проблемах опорно-двигательного аппарата, я подобрала танцевальные движения, способствующие его укреплению. В результате был создан видеоролик, дающий представление об азах бальных танцев.
Слайд 9
Заключение: Кроме удовольствия от самого танца можно получить возможность с пользой для организма провести время. Систематические занятия бальными танцами способны улучшить общее состояние организма. Уже через несколько старательных тренировок вы почувствуете результат: начнете держать спину, расправите плечи, станете немного выше.
Слайд 10
Спасибо за внимание!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15
ГОРОДА ЯКУТСКА
ТЕМА ПРОЕКТА:
«ТАНЦЫ – ЭТО ЖИЗНЬ»
Выполнила ученица 8 «а» класса
Шпачинская София
Руководитель:
Бизин Артем Александрович
Якутск 2017
Содержание
Введение 3
1. История возникновения спортивно-бальных танцев 5
2. Классификация танцев
2.1 Европейская программа 7
2.2 Латиноамериканская программа 10
3. Классификация танцоров 14
4. Практические навыки спортивно-бальных танцев 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Введение
Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.
Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.
Бальные танцы - группа парных танцев, имеющая народные истоки и исполняемая на вечерах, балах, соревнованиях, которые проводятся в помещениях застеленных паркетом в специальной танцевальной обуви.
Актуальность проекта заключается в том, что бальные танцы способствуют физическому развитию, в частности, улучшению работы дыхательной и сердечнососудистой системы. Кроме здоровья бальные танцы могут кардинально повлиять и на внешний вид. Людей, занимающихся бальным танцами сразу видно в толпе, танцующий человек отличается легкостью и плавностью походки. Бальные танцы способствуют улучшению осанки.
Тема проекта весьма интересна для меня, так как я занимаюсь спортивно-бальными танцами более 8 лет.
Целью проекта является теоретическое и практическое изучение спортивно-бальных танцев.
Для достижения поставленной цели в проекте решаются следующие задачи:
4)создать обучающий видео-ролик.
В ходе написания проекта были использованы различные литературные источники, а также ресурсы интернета. Одним из самых интересных литературных источников, использованных в данном проекте, где более полно и точно описываются спортивно-бальные танцы – это книга Людмилы Касаткиной «Танец – это жизнь».
Структура проекта подчинена поставленным задачам и включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы.
1. История возникновения спортивно-бальных танцев
Слово "бал" пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает "танцевать".
Бальные танцы имеют уникальную историю, которая во многом определила их популярность в качестве способа отдыха, а также соревновательного вида спорта. Бальные танцы, в том виде, как мы знаем их сегодня, зародились в Англии в конце XVIII - начале XIX столетия.
В этот период танцы были привилегией высшего общества, неотъемлемой чертой великосветских балов. В конце XIX - начале XX века они стали популярны среди низших слоев общества, которые посещали публичные танцевальные залы или "общественные ассамблеи".
В начале 20-х годов нынешнего столетия получили развитие соревнования по бальным танцам. В 1924 году в Англии при Имперском Обществе Учителей Танца было создано Отделение бальных танцев. Его задачей была выработка стандартов на музыку, шаги и технику исполнения бальных танцев, а термин «бальные танцы» стал применятся по отношению к пяти европейским танцам (Вальс, Танго, Медленный Фокстрот, Квикстеп и Венский Вальс).
Постепенно спортивные танцы распространились по всей Европе, достигли Азии и Америки.
В течение нескольких десятилетий на культуру Европы огромное влияние стала оказывать латиноамериканская и африканская музыка.
И примерно в 40-е годы XX века в программу бальных танцев вливаются также пять латиноамериканских танцев (румба, самба, джайв, ча-ча-ча и пасодобль).
Из всех парных танцев для соревнований были отобраны танцы, наиболее интересные с точки зрения эмоционального и ритмического содержания музыки, танцы, в которых можно было создать наиболее глубокий и интересный художественный образ.
Учитывая спортивную составляющую бальных танцев, Международный Олимпийский Комитет официально признал одну из ведущих организаций в мире бальных танцев – IDSF (International Dance Sport Federation).
Возможно, в скором будущем мы сможем увидеть бальные танцы в составе Олимпийских видов спорта.
Одним из самых престижных танцевальных турниров является Блэкпул - танцевальный фестиваль, проходящий в Англии. На турнире выступают лучшие из лучших.
Первый Блэкпульский танцевальный фестиваль стартовал в 1920 году в Winter Gardens в городе Блэкпул. На фестивале танцевали бальные танцы. И по сей день каждый фестиваль является большим событием в мировой танцевальной жизни. Сложно найти турнир в мире бальных танцев подобного масштаба, уровня и значения.
В 2009 году в турнире участвовало 1808 пар из 60 стран мира.
Танцоры всегда отмечают особенную атмосферу данного турнира. Бальные танцы здесь танцуют под «живую музыку». Живое инструментальное сопровождение танца, потрясающее освещение холла, теплый прием публики и всегда высочайший уровень судейской бригады - всё это делает незабываемым Блэкпульский танцевальный турнир.
Каждый танцор бальных танцев мечтает принять участие в этом соревновании.
В настоящее время бальные танцы продолжают свое бурное развитие, привлекая все большее количество людей в прекрасный мир танцев.
2. Классификация танцев
2.1 Европейская программа
Бальные танцы подразделяются на две программы: европейскую и латиноамериканскую, каждая их которых включает в себя по пять танцев.
Программу Европейских танцев или Стандарт (Standard) составляют пять основных танцев, такие как:
Медленный Вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине 1800 годов. Темп Венского Вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемый Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением.
Примерно в 1874 году, в Англии, образовался влиятельный "Бостонский Клуб" и начал появляться новый стиль танца, английский, названный Медленным Вальсом (Slow Waltz).
В 1926 – 1927 года Вальс был значительно усовершенствован. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из них мы танцуем до сих пор.
Танго. Первый раз Танго было исполнено в Европе перед 1-ой Мировой войной, в темпе 36 тактов в минуту. Оно пришло из Буэнос-Айреса (Аргентина), где было исполнено в первый раз в "Barria Las Ranas", гетто Буэнос-Айреса. Оно было тогда известно под названием "Baile con corte" (танец с отдыхом).
"Денди" Буэнос-Айреса изменили танец двумя способами. Сначала они изменили так называемый "Ритм Польки" в "Хабанера ритм", а во-вторых, они назвали этот танец Танго.
Танго сначала завоевало танцплощадки мира, а потом вошло и в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев, позднее оно было переведено в Стандарт (Европейскую программу).
Современная версия европейского танго характеризуется яркой внешней экспрессией, в отличие от традиционного аргентинского танго, где чувства переживаются внутри, глубоко в душе. Большое количество фигур, яркие эмоциональные движения сделали его любимым танцем публики.
Танго – это живая страсть, воплощенная в движении. Этот танец имеет напористый, жесткий и активный характер, обнажающий самые сильные переживания.
Медленный Фокстрот, танец, который родился в двадцатом столетии и был назван так в честь Американского исполнителя Гарри Фокса (Harry Fox). Фокстрот был частью представления "Jardin Danse" на крыше Нью-Йоркского театра. Как часть своего выступления, Гарри Фокс делал шаги "рысью"(trotting) под музыку ragtime , и люди назвали его танец "Fox's Trot".
Медленный Фокстрот отличался вальяжной, очень гладкой походкой, выделяющий его среди всех остальных танцев. После Первой мировой войны всеобщее увлечение фокстротом перекинулось и на Европу. Первоначально он исполнялся в темпе 48 тактов в минуту.
Проблема, которая привела Фокстрот к двум направлениям, это темп музыки. Под ту музыку, которая исполнялась в темпе приблизительно 50 - 52 такта в минуту танцевали Квикстеп (Quickstep) или Быстрый Фокстрот, а под ту, которая исполнялась в темпе 32 такта в минуту (более медленно) - Медленный Фокстрот (Slow Foxtrot).
Обаятельный Фокстрот, имеющий множество интерпретаций является одновременно и простым, и сложным танцем. На сегодняшний день в спортивных бальных танцах Медленный Фокстрот является одним из самых восхитительных танцев, одновременно простым и сложным, наиболее типичным для английской бальной школы.
Квикстеп самый быстрый и динамичный из танцев европейской программы. В этом танце нет романтичности вальса или конфликтности танго, здесь все весело, беззаботно и гармонично.
Квикстеп появился в течение 1-ой Мировой войны в пригороде Нью-Йорка, первоначально исполнялся африканскими танцорами. Дебютировал в Американском мюзик-холле и стал очень популярным в танцевальных залах.
Венский вальс отличается от всех остальных разновидностей вальса быстрым темпом и стремительностью. Соответствуя бальным традициям ХIХ века, венский вальс имеет очень высокий стандарт исполнения, во время которого корпус должен быть строго подтянут, а каждая линия тела должна нести в себе достоинство и строгую элегантность.
Первый Венский Вальс датирован 12 - 13 столетием и применен в танце под названием "Nachtanz". Венский Вальс пришел к нам из Баварии и назывался тогда как "German".
Приблизительно в начале 1830 года, композиторы Франц Ланнер (Franz Lanner) и Иоганн Штраус (Johann Strauss) написали несколько, очень известных сейчас, Венских Вальсов нашей эры, способствуя тем самым развитию и популярности этого танца. Эти Вальсы были весьма быстры, но, сделав ритм танца более удобным, мы теперь называем их Венскими Вальсами (Viennese Waltz) и всегда с радостью танцуем.
Базой европейской программы является танец медленный вальс и я хочу попробывать научить вас некоторым движениям
*ВИДЕО*
2.2 Латиноамериканская программа
Программу Латиноамериканских танцев или Латина (Latin) составляют пять основных танцев, такие как:
Захватывающий, латиноамериканский танец ча-ча-ча появился из сочетания румбы и мамбо в 1952 году, когда известный английский преподаватель бальных танцев Пьер Лавелл (Pierre Lavelle) увидел на Кубе оригинальный вариант исполнения румбы с дополнительными шагами, соответствующими дополнительным ударам в музыке, когда ритм задается ударами кастаньет, барабанов, с тремя акцентированными "клацаниями".
В Англии Лавелл начал преподавать этот вариант, как отдельный танец, который, благодаря своей простоте и оригинальности стремительно завоевал весь мир.
Ча-ча-ча получило свое название и характер из-за особого повторяющегося основного ритма и специфического инструмента маракасы.
Ча-ча-ча имеет беззаботный, веселый и развязный характер, в отличие от более сдержанной и драматичной румбы. И если румба – это предвкушение любви, то ча-ча-ча - это живые эмоции, воплощенная страсть, которая дополняется изначальным шуточным и раскрепощенным настроением этого танца.
Название танца возможно произошло от названия быстрого и веселого кубинского танца "Guaracha" (гуарача), а также от созвучия с щелчками соответствующих музыкальных инструментов во время шассе.
Во время Ча-ча-ча пары должны передать веселый, беззаботный и развязный характер, в отличие от лиричной румбы.
История самбы - это история слияния африканских танцев из Анголы и Конго с испанскими танцами, привезенными в Бразилию европейскими завоевателями. И, конечно же, это история страсти и любви, ведь слово «Zamba» означает «ребенок чернокожего мужчины и белой женщины» (мулат). До 1914 года этот танец был известен под Бразильским названием "Maxixe".
Первые попытки представить Самбу (Samba) в Европейские танцевальные залы относятся к 1923-24 годам, но только после Второй Мировой Войны Самба стала популярным танцем в Европе.
Самба имеет очень характерный ритм, который выдвинут на передний план для его лучшего соответствия национальным Бразильским музыкальным инструментам. Первоначально он назывался tamborim, chocalho, reco-reco и cabaca.
Самба включает в себя характерные латинские движения бедрами, которые выражены "Samba Bounce" пружинящим движением. Ритмичный национальный Бразильский танец Самба ныне уверенно вошел в программу современных Бальных Танцев.
Среди всех бальных танцев Румба выделяется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. Отличительной особенностью румбы являются плавные движения, соединенные с широкими шагами. Контраст страстного характера танца и драматического эмоционального содержания музыки создаёт неповторимый эстетический эффект. Неслучайно за румбой закрепилось название «танец любви», ведь ее темперамент и экспрессия неизменно завораживают всех ее зрителей и участников.
Румба родилась на стыке африканских религиозных танцев сантерии и танцев испанских завоевателей в бедных кварталах Кубы, когда народ собирался по субботам вместе, чтобы раствориться в танце и хоть ненадолго забыть о своих горестях и печалях. Как типичный танец "горячего климата" он стал классикой всех Латиноамериканских танцев.
Пасодобль подарили миру испанские цыгане, которые соединили в единое целое такие неотъемлемые черты испанского народа как страстность, любовь к танцам и к корриде. Танец может исполняться как мужчиной и женщиной, так и двумя мужчинами.
Драматичный Французско-Испанский стиля Фламенко марш, где мужчина изображает матадора (смелого человека) на бою с быком, дама изображает его плащ или быка, в зависимости от обстоятельств.
Пасодобль (Paso Doble). Название танца в переводе с испанского обозначает «два шага», именно столько шагов должны сделать партнеры навстречу друг другу в течение музыкального такта. Для пасодобля свойственно особое положение тела танцора: высоко приподнятая грудь, жестко зафиксированная голова, расправленные, но опущенные плечи.
Пасодобль – это страсть, воплощенная в движении, а эмоциональное напряжение в музыке, подчеркнутое драматическими выразительными позами, придают ни с чем не сравнимые яркие краски этому захватывающему танцу.
Джайв – это зажигательный танец под ритмичную и энергичную музыку, сочетающий в себе лучшие черты рок-н-ролла и джатербага. Он появился на юго-востоке США в конце 19 века, и по разным версиям от танцев африканских негров или ритуальных военных танцев индейцев-семинолов во Флориде вокруг пойманного бледнолицего или его черепа.
Свое развитие джайв получил после Второй мировой войны, переехав в Европу, но характерные для него рискованные подъемы и прыжки сделали джайв опасным для танцевальных залов, поэтому в течение долгого времени он исполнялся только на соревнованиях.
На протяжении своего развития претерпел ряд видоизменений и стал известен во всем мире под такими названиями, как линди, вест коуст свинг и американский свинг. В настоящее время танец Джайв (Jive) исполняют в двух стилях - Международный и Свинг и очень часто сочетают оба в различных фигурах. Очень сильное влияние на Джайв оказывают такие танцы как Рок'н'Ролл и Джатербаг. Джайв иногда называют как Шестишаговый Рок'н'Ролл.
Джайв – это последний танец латиноамериканской программы, который по характеру и технике исполнения принципиально отличается от всех предыдущих танцев. Он заставляет пары отдать публике все свои эмоции и позитив, требуя высочайшего танцевального мастерства.
3. Классификация танцоров
Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в танцевальном спорте введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам.
Классификация танцоров по возрастным группам:
Классификация танцевальной пары по возрастной группе определяется по возрасту партнера, партнерша при этом может быть младше на 1-2 года.
По уровню подготовки танцоры распределяются по классам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (H [Hobby]), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях определенные места и заработав определенные очки.
1) H класс (Hobby - Начинающие)
Стартовый класс в котором исполняются только четыре танца: медленный вальс, квикстеп, ча-ча-ча и джайв. Набор элементов ограничен самыми основными движениями.
2) Е класс
В Е классе исполняются медленный вальс, венский вальс и квикстеп в Европейской программе и ча-ча-ча, самба и джайв - в Латиноамериканской.
3) D класс
Включает в себя восемь танцев: медленный вальс, танго, венский вальс и квикстеп - Европейская программа; самба, ча-ча-ча, румба, джайв - Латиноамериканская.
4) С класс
Включает в себя все десять танцев: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп - Европейская программа; самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв - Латиноамериканская.
Далее идут классы B, A, S и M. До B класса танцевальные пары по правилам региональных федераций танцевального спорта обязательно исполняют программу 10 танцев в C классе, а с класса B они могут выступать в разных видах: европейской программе, латиноамериканской программе или двоеборье (десяти танцах).
4. Практические навыки спортивно-бальных танцев
Практические навыки спортивно-бальных танцев я приобретала почти девять лет. Я стала заниматься этим видом спорта в пять лет, еще в детском саду. Я начинала свои выступления с Н-класса с категории Бэби. На сегодняшний день я танцую в возрастной категории Юниоры 2, в классе А.
У нас в Республике Саха (Якутия) очень проблематично набирать баллы, потому что турниров, проводимых в Якутске очень мало. И поэтому, если танцевальная пара планирует зарабатывать баллы, повышая при этом свой класс, необходимо участвовать на выездных турнирах, проводимых в разных городах. Мы очень часто выезжаем на крупные турниры в город Москва. Выездные турниры дают возможность, познакомится с новыми ребятами, посмотреть на мастерство чемпионов, ну и конечно же заработать заветные баллы.
Хотелось бы отметить, что спортсмен, который занимается спортивно-бальными танцами, имеет очень серьёзную физическую нагрузку. Каждая тренировка или соревнование начинается с разминки. Отсутствие разминки может стать основной причиной травм. Каждая тренировка по спортивным бальным танцам вне зависимости от возраста и уровня подготовки танцора должна в себя включать пять стадий:
Заключение
В ходе данного проекта были раскрыты теоретические и практические аспекты спортивно-бальных танцев. Изучена история возникновения спортивно-бальных танцев, рассмотрена классификация танцев, описана классификация танцоров, а также раскрыта практическая часть спортивно-бальных танцев.
Танец присутствует в любом народе, и истоки свои он берёт далеко во времени. Каждый танец отражает характер своего народа, эпоху его создания.
Профессионализм танцоров определяется его классом. Чем выше класс, тем больше опыт и спортивная сноровка.
Сегодня по всем видам танцев проводятся различные соревнования и конкурсы. По каждому классу проводится отдельный конкурс. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы.
В танце главное - пластика и умение услышать такт, который дает нам музыка.
Танец - это жизнь, красивая и яркая, чувственная и непредсказуемая.
Танец - это способность выразить свои чувства, эмоции и мысли через движения.
Кроме удовольствия от самого танца можно получить возможность с пользой для организма провести время. Бальные танцы способствуют физическому развитию, в частности, улучшению работы дыхательной и сердечнососудистой системы. Кроме здоровья бальные танцы могут кардинально повлиять и на внешний вид. Людей, занимающихся бальным танцами как профессионально, так и на уровне хобби, сразу видно в толпе. Будь то женщина или мужчина, танцующий человек отличается легкостью и плавностью походки, даже в зимней одежде. Танцор как бы несет себя, высоко подняв голову, расправив плечи. Бальные танцы способствуют улучшению осанки. Если человек будет сутулиться, поднимать плечи, ему будет неудобно танцевать и в результате пара начнет наступать друг другу на ноги. Поэтому в процессе занятий формируется правильная осанка.
Сегодня в моду все больше и больше входят латиноамериканские танцы. Они пленяют своей зажигательностью и изяществом движений. Но, кроме того, все эти танцы построены на движениях бедер, причем, весьма энергичных, что очень способствует формированию стройной талии, а также красивой линии бедер. Кроме того, танцы позволяют справиться с некоторыми комплексами. Чем дальше вы постигаете танцевальную науку, тем более раскованными и свободными становятся ваши движения, что дает вам все больше и больше возможностей для самовыражения. И, пожалуй, самое главное - бальные танцы повышают настроение и заряжают позитивной энергией. Ведь когда у вас получается какое-то сложное, но очень красивое движение, вы радуетесь успеху, получаете положительные эмоции.
Список использованной литературы
1. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001
2. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Физическая нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 1996
3. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Танцевальная нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 1996
4. Лабинцев К.Р. Характеристика нагрузок в танцевальном спорте. Москва, 2001
5. Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. Санкт-Петербург, 2006
6. Худяков С. Н. История танцев. ч.2. СПб, 2000 г., с. 339
7. http://www.danceliga.ru/doc/id-25.html
8. http://www.worldance.ru/rus/history/
9. http://www.ftsso.pisem.net/history/hbd.htm
10. http://danceperm.narod.ru/
Два Мороза
Рисуют дети водопад
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Что есть на свете красота?
Сила слова