Международный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира» (Национальная образовательная программа «Интеллектуально - творческий потенциал России» Региональное отделение общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего» МБОУ «Гимназия №2» участник Межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира» Кадырбекова Гурижат
Вложение | Размер |
---|---|
«Стили изобразительного искусства, используемые в графической композиции «Время»» | 109.5 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
«Стили изобразительного искусства, используемые в графической композиции «Время»»
Секция 25. Искусствоведение. Культурология.
Автор | Кадырбекова Гурижат Абдулагатовна, ученица 10 «б» класса. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля» |
Руководитель | Набокова Людмила Александровна, учитель изобразительного искусства Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля» |
2016
План исследования
Проблемный вопрос: Можно ли передать «Время» в графике, используя разные стили?
Гипотеза: Если я изучу стили и элементы, которые символизируют время, проанализирую и объединю полученные знания о стилях в картинах художников, изображающих время, то я смогу создать композицию в соответствующем стиле для более яркой передачи темы.
Область исследования. Изобразительное искусство.
Объект исследования. Стили изобразительного искусства.
Предмет исследования. Процесс создания творческой композиции.
Цель: Отобразить время в графической композиции, применяя разные стили.
Задачи:
Библиография:
1. В.М. Полевой Малая история искусств, Искусство, Москва, 1991г.
2. Н. М. Сокольникова «История изобразительного искусства» Том 2, 2–е издание. 2006 г.
3. Лесли Р. Сюрреализм. Мечта о революции./ Р. Лесли.- М.,1991г.
Исследовательская работа
Содержание
I. Ведение
Время в изобразительном искусстве……………………………..…………………….4стр.
Основная часть:
II. Теоретическая часть…………………………………………………………………...5стр.
2. Отображение времени в картинах художников……………………………………..5стр.
2.1. Предметы, символизирующие время……………………………………………….6стр.
2.2. Стили………………………………………………………………………………….6стр.
2.3. Работы художников - как опора для создания композиции……………………....8стр.
III. Практическая часть…………………………………………………………………...9стр.
3.1. Этапы практической работы над композицией....…………………………………9стр.
4. Заключение……………………………………………………………………………...9стр.
5.Список литературы…………………………………………………………………….10стр.
Приложение
I. Введение
Исследования выбора темы
Прежде чем начать работу, мне необходимо определиться с темой. Не хочется рисовать картину на такую тему, которая часто затрагивается, хотелось чего-то важного, особенного. Что такого важного и необратимого в нашей жизни, что нельзя вернуть? "Время" - наше дорогое время, которое идет всегда вперед и не оборачивается назад. Время - самое ценное, что есть у людей, оно бесконечно. Эта тема меня очень очаровала, ведь время понятие растяжимое. Оно чарует меня тем, что это не просто время, это бесконечность. Время пробуждает такие чувства, как любопытство и нетерпение. Я начала анализировать картины, которые могли помочь воплотить мой замысел. Я исследовала картины разных художников, но больше всего о времени написал Сальвадор Дали. В картинах других художников я не нашла точно сформулированного понятия о времени. Их картины написаны только в определенном направлении, но ничего обобщающего нет. Но символы уходящего времени в виде часов песочных и черепа встречаются в натюрмортах голландцев Эпохи Возрождения (Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках. Картины в стиле Ванитас - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп, который предназначался для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти, такие символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящих удовольствий и достижений. Но я хотела передать тему времени не в натюрморте, а в творческой композиции. Приложение(иллюстрация№9,10). Задумаемся о роли этого понятия - "Время", вдумчиво, не затрагивая духовную, социальную и экономическую точку зрения. Без сомнений оно влияет и на них. Но что воспитывает в нас время? Вот что меня интересует.
Несомненно, у каждого будут разногласия с моей точкой зрения, а может кто-то согласится. Время в человеке воспитывает выдержку. А почему? Ответ заключается в том, что не многие люди могут выдержать трудности на своем пути, особенно если они продолжительны. Еще время воспитывает в нас вовремя совершать и исправлять свои поступки. Оно не возвращается назад и не дает бесконечное время, чтобы исправить наши собственные ошибки. Понятие время можно исследовать бесконечно, и все время будут появляться новые открытия.
Благодаря прожитому времени человек становится мудрее, умнее, способнее. Как мне передать ту мысль, которую я вложила в свою работу. Может, если я разберу работы художников и стили, в которых работали они, у меня получится создать мою картину.
Основная часть
II. Теоретическая часть
2. Отображение времени в картинах художников.
Одной из вдохновивших картин была работа Сальвадора Дали "Постоянство памяти". Его картина выражала то, что я хотела изобразить. Его взгляды на мир многим не понятны, но если всмотреться, то можно заметить идею, которую он хотел передать. Безусловно, его фантазия поражает меня. Приложение (иллюстрация №1). Изучив стиль, в котором работал Сальвадор Дали - сюрреализм, я могу сделать вывод, что в моей работе присутствуют от части этот стиль, в которой происходят метаморфозы стили сюрреализма - превращения предметов, и отсутствует полная передача реалистичности предметов, что характерно данному стилю.
А больше всего меня поразили картины польского художника Яцека Йерка. Его работы сами по себе удивительны и взгляд на мир очень интересен. Рассматривая его картины, я заметила такую удивительную особенность, будто Яцек насмехается над суетливой жизнью людей. На мой взгляд, его картины точь в точь воплощают суть наших обыденных дней. Сюрреализм в картинах Яцека Йерка восхитителен. Приложение (иллюстрация№2,3,4). Яцек Йерк работал в стиле неосюрреализма, его работы необычны, раскрывают новый взгляд на реальность и часто объединяют несколько реальностей в одну графическую картину. Вывод: сравнивая свою композицию с работами неосюрреалиста, я нахожу сходства объединения нескольких реальностей в одной работе. Например, человек в образе девушки в центре моей композиции можно сравнить с героиней Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» - сказочная реальность. Звезды, которые на заднем плане, я ассоциирую с космосом. Изменена реальность пропорций объектов, предметов и пространственной среды. Приложение (фото№7). Символ времени (часы), который использовал Яцек Йерк, я тоже включила в свою композицию, то есть приемы и средства выразительности, которые использовал Яцек: реалистические объекты в абстрактном пространстве.
Не менее интересной оказалась картина Васнецова "Витязь на распутье", написанная в стиле символизма. В основе символизма лежал образ - символ, в аллегорической форме, выражающий скрытый смысл художественного произведения. Меня поражает трансформация понятий – Время в истории, идея картины выражает время написания (1886) год. Воин на лошади, опустивший голову перед могилой погибшего в бою. Эта картина выражает времена жестокие, безжалостные и в тоже время грустные. Но этот памятник никак воспоминание об этом, а как знак того, что не напрасна была его смерть, теперь все позади! Вывод: символ картины – аллегория триумфа победы. Приложение (иллюстрация №5). В его картине Время представляется конкретной эпохой, а в моей картине оно выступает, как общий символ.
2.1. Предметы, символизирующие время.
Именно в знаках задика я беру значение символов 12 знаков, которые соответствуют типам людей.
2.2 Стили.
Рассмотрим следующее.
Вывод.
Проанализировав и изучив особенности выбранных стилей изобразительного искусства, мне удалось выявить стилистическое направление выполненной мною графической композиции «Время». Такие стили, как абстракционизм, стимпанк, фентези, символизм и сюрреализм очень тесно связаны с моей работой, однако доминирующим и ярко выраженным стилем в композиции все же является фэнтези, неосюрреализм и абстракционизм.
2.3. Работы художников - как опора для создания композиции.
Я проанализировала не только стили, но и картины некоторых художников. Приложение (сравнительная таблица стилей разных художников №2). После анализа картин, я определилась со стилями, которые использовала в своей работе. Хочу привести пример анализа заинтересовавших меня картин. Ганс Гольбейн Младший. «Послы» ок. 1533 г. Характеры, знаки и символы. Приложение (иллюстрация№6)
Портреты становятся всё более сложными, и художники, стремясь представить разные аспекты личности портретируемых, начали изображать предметы, обладающие символическим значением. Один из наиболее известных примеров - картина «Послы». Это портрет французского посла Жана де Дентевилля (слева) и его друга, епископа Жоржа де Сельва. На картине множество символов. Предметы на столе символизируют интересы героев: музыка (лютня), наука (книги и приборы) и путешествия (глобус). Зловеще выглядит перекошенный череп, Приложение (иллюстрация№7) протянувшийся через нижнюю часть картины. Это memento mori («помни о смерти» - лат.) – напоминание о том, что все мы умрём. Жизнь и смерть. Череп перекошен с помощью приёма, называемого анаморфоз (искажение изображаемого предмета), - по-настоящему его можно было разглядеть только с двух ракурсов. Для этого нужно закрыть один глаз и посмотреть на него в направлении, указанном одной из стрелок. Такое искажение используется, чтобы захватить наше внимание. И конечно оно демонстрирует мастерство художника. Но в верхнем левом углу мы видим и противоположный символ: небольшое распятие – символ христианской веры в загробную жизнь. Приложение (иллюстрация№7)
М.А. Врубель «Царевна-лебедь», 1900. ТГ Москва. Приложение (иллюстрация №8) Органическое слияние мира человеческих чувств и мира природы. Несмотря на всю сказочность, Царевна-Лебедь кажется не бесплотным видением, а красивой реальной девушкой. Но и в её образе есть некая двойственность. С одной стороны в ней присутствует некая конкретность, с другой стороны, она, словно Афродита из морской пены, рождается из лёгких и свободных мазков, постепенно превращающихся в сильные и изящные крылья, сотканные из чисто живописной субстанции. Отсюда волшебная нереальность её образа. Сюжет полностью растворён в образе, эффект полотна создаётся не изображением женского лица а фоном, состоящим из голубых, фиолетовых, почти чёрных, изумрудных пятен, которые то и дело вырываются на первый план, создавая причудливый, загадочный, мерцающий узор.
Практическая часть
3.1. Этапы практической работы над композицией.
Работая над графической композицией, я использовала все знания, полученные в исследованиях стилей и картин художников, и применила их при создании моей композиции «Время». Этапы работы: выполнение линейных эскизов Приложение (фото№1,2 ). Поисковые эскизы, поисковых - графических эскизов, эскизов в цвете и тоне Приложение (фото №3,4). Выполнение форэскиза Приложение (фото№5) . В моей работе средством выразительности являются карандаш (цветной) и гелевая ручка. Сначала я прорисовывала гелевой ручкой, а после накладывала цвет штриховкой карандашом. При переходе от линейной работы к цветовой я учитывала правила перспективы и цветового круга. Основными цветами являются красный, синий и жёлтый. Цветовой круг делится на теплые цвета и на холодные, это хроматическая гамма цветов, в которой существует множество оттенков. Я использовала в своей работе только маленькую часть существующих оттенков, добиваясь выразительности тонально, применяя ещё один закон классификации цветов – светлые и тёмные штрихи, насыщенные (яркие) и бледные, при этом всё равно моя работа остаётся быть графической, так как основные акценты сделаны на линии, пятна, выполненные гелевой ручкой. Форэскиз и готовая работа Приложение (фото№6,7).
4. Заключение.
Людям нужно быть более внимательными. Безусловно, время не перематывается назад, но оно носит в себе остатки прошлого, что помогает нам не повторять ошибки. Мы можем без доли сомнения сказать, что оно безжалостно, но и без этого в нем много подсказок, много помощи, но и с твердостью можем сказать, что время еще и добра к нам, не смотря на наше поведение, которое с каждым годом все ухудшается, но об этом не мне судить. Отсюда следует, что время оказывается и безжалостным, и добрым, и по - настоящему прекрасным. Время хранит воспоминания, как и плохие, так и хорошие, но в суть в том, что оно хранит их!
Проанализировав и изучив особенности выбранных стилей изобразительного искусства, мне удалось выявить стилистическое направление выполненной работы «Время». Анализируя и сравнивая картины художников, я смогла выявить, что общего в моей работе и чего вовсе нет. Благодаря моей работе над творческо-исследовательским проектом, я узнала огромное количество полезной и интересной информации. Усовершенствовала навыки работы с карандашом. Составляя композицию, я более подробно познакомилась с символикой знаков зодиака. Я надеюсь, моя работа будет интересна детям, которые имеют в себе художественное начало.
5. Список литературы.
1. Дали Сальвадор - Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим. Издательство: "Axul-Z" 1993 год
2. Сальвадор Дали: Живопись, Скульптура, Графика. Издательство: Изобразительное искусство. 1992 год.
3. Сальвадор Дали- 50 секретов мастерства. Издательство Эксмо. Год издания: 2002.
4. Лесли Р. Сюрреализм. Мечта о революции./ Р. Лесли.- М.,1991г.
5. Дали Сальвадор - Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим. Издательство: "Axul-Z" 1993 год
6. Андреев Л.Г. Сюрреализм М., 1972. Архитектура Запада. 1. Мастера и течения. 1972.
7. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф.-М.,1982
8. Дпнилова Г. И. Мировая художственная культура. 7-8 классы.-М.:Дрофа, 2006.
9. Гидион З. Пространство, время, архитектура. Пер. с нем. 2 испр. Изд. Москва 1977г.
10. Петкова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству. 6-е издание. Ростов-на-дону «Феникс» 2010г.
Отчего синичка развеселилась
Сочинение
5 зимних аудиосказок
На берегу Байкала
Нарисуем попугая цветными карандашами