Головоломка "Сложи узор" и "Танграм" своими руками.
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 30.79 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №17»
Исследовательская работа на тему:
«Удивительный мир головоломок».
Выполнил: ученик 4А класса
МБОУ «Лицей №17»
Пономарёв Михаил
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Пономарёва Любовь Юрьевна
г.Троицк
2018 г.
Оглавление
СТР.
Введение___________________________________________________________3
Глава I. Теоретическая часть исследования____________________________4
1.1.Что такое головоломка, виды головоломок___________________________5
1.2 Кубики Никитиных «Сложи узор», танграм_________________________5-6
Глава II. Практическая часть исследования.__________________________7
2.1. Анкетирование. Результаты______________________________________ 7
2.2. Практическая работа по изготовлению танграма в классе и изготовлению кубиков Никитина дома______________________________________________8
Заключение_______________________________________________________ 9
Список литературы________________________________________________10
Приложение_______________________________________________________11
Введение
Кто из нас не решал головоломки? Каждый человек, хоть раз в своей жизни сталкивался с ними. Невозможно передать ощущения, которые испытываешь, разгадав секрет той или иной трудной задачки.
Меня давно интересуют различные головоломки, но недавно мне захотелось узнать, а какие вообще головоломки существуют?
Мы с родителями начали искать информацию в сети Интернет, и нашли массу интересных головоломок, о существовании которых раньше и не подозревали. Мне очень понравились головоломки для малышей, потому что у меня маленькая сестренка. Увидев, сколько стоят эти головоломки на сайте, я решил сам сделать две головоломки сам, а именно, «Сложи узор» семьи Никитиных, для сестренки и головоломку Танграм, для игры в классе.
Итак, цель моего исследования: изучить информацию о различных видах головоломок и сделать две из них своими руками.
Исходя из этой цели, я сформулировал следующие задачи:
Я выдвинул следующую гипотезу: у меня получится сделать головоломки «Сложи узор» и Танграм своими руками.
Объектом моего исследования является мир головоломок.
Предметом исследования выступают головоломки «Сложи узор» и Танграм.
В своей работе я использовал такие методы как:
Глава I. Теоретическая часть исследования
1.1.Что такое головоломка, виды головоломок.
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенах египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах и в других исторических памятниках.
Существуют различные виды головоломок:
Мне интересны все виды головоломок, но я хотел бы остановиться в своем
исследовании на механических головоломках. В раннем детстве я очень любил собирать пазлы и шнуровки, а сейчас я заметил, что моя сестренка тоже очень любит собирать пазлы и составлять картинки, мама рассказала мне, что существует такая семья Никитиных, которая развивает своих детей, их умственные способности, при помощи различных логических игр. Одной из таких игр, является игра «Сложи узор», я решил познакомиться с ней получше.
1.2 Кубики Никитиных «Сложи узор», танграм.
«Сложи узор»
Эта головоломка понравилась мне тем, что в этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой мыслительной деятельности.
Как в нее играть: поначалу нужно изготовить 16 кубиков с цветными сторонами (процесс изготовления будет показан в практической части) и карточки – задания, на которых будут изображены различные узоры. Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. Так как моей сестренке уже 4 года, то мы с ней сначала любовались красотой узора, вспоминали цвета, которые понадобятся для составления узора. Затем я показывал, как составить узор, а Вера смотрела, лишь потом решила попробовать сама.
Авторы советуют на следующий день дать ребенку несколько заданий из предыдущей серии, которые он уже научился составлять, а затем, переходить к более сложным.
Процесс освоения этой головоломки очень сблизил нас с сестрой, она прислушивается к моим советам и ждет, что я похвалю ее за успехи. Мы будем продолжать развиваться с помощью этой игры.
Танграм
Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») состоит из семи плоских фигур, или танов. Это 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), параллелограмм и квадрат. Их необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т.д. Начинать сложение головоломки следует с нахождения местоположения самого большого треугольника.
Танграм считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников.
Однако, несмотря на устоявшееся представление о Танграме как о древнейшей игре, самое раннее изображение его фигур в китайской книге датируется 1813 годом. Уже в начале XIX века благодаря развитию торговых отношений с Китаем эта игра стала популярна в Европе и Америке. Старейший экземпляр Танграма был подарен сыну американского судовладельца в 1802 году; он сделан из слоновой кости и хранится в шелковом футляре.+
Любителями игры были, например, Эдгар Аллан По и Льюис Кэрролл. В библиотеке последнего имелась книга с 323 заданиями для этой головоломки. «Очарование Танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»
М. Гарднер
Правила игры: 1. В каждую собираемую фигуру должно войти непременно все 7 элементов . 2. При составлении фигуры, элементы не должны налегать друг на друга, то есть располагаться только в одной плоскости. 3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Подсчитано, что вариантов составления различных фигур – более 7000.
Что развивает Танграм:
Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту, Танграм является отличным развивающим пособием.
Глава II. Практическая часть исследования.
2.1. Анкетирование.
Собирая информацию по теме головоломок, мне пришла в голову мысль, задать вопросы одноклассникам, любят ли они решать головоломки, знают ли про головоломку Танграм и могут ли сделать ее своими руками?
Результаты анкетирования получились следующие (приложение):
Анкета (обведи нужный ответ)
Результаты анкетирования получились следующие:
Вопрос | Да | Нет |
1. Любишь ли ты решать головоломки? | 17 | 3 |
2. Знаешь ли что такое Танграм? | 4 | 16 |
3. Сможешь ли сам сделать Танграм своими руками? | 3 | 17 |
Результаты анкетирования позволили мне сделать вывод о том, что большинству моих одноклассников, а именно, 85% любят решать головоломки, 80% не знают что такое Танграм и не смогут его сделать.
Таким образом, я сделал вывод, что изготовление данной головоломки будет интересно моим одноклассникам.
2.2 .Практическая работа по изготовлению Танграма в классе и изготовлению кубиков Никитина дома.
Для изготовления Танграма, мне и моим одноклассникам понадобился только квадратный лист бумаги.
Все этапы работы представлены на слайдах.
Всего должно получиться 2 больших треугольника, 1 средний и 2 маленьких треугольника, 1 квадрат и параллелограмм.
В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода.
Для изготовления кубиков Никитина нам потребовалось 16 кубиков. Мы приобрели кубики в магазине, удалили с них наклейки и занялись обклеиванием по плану: передняя грань – белая, задняя – желтая, правая – синяя, левая – красная, верхняя – желто – синяя, нижняя – красно-белая.
После обклеивания цветной бумагой, для прочности, мы закрепили бумагу скотчем.
Следующий наш шаг заключался в изготовлении узоров – заданий.Серию СУ-А лучше увеличить до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор кубиками, а остальные – до 1:2 или 1:6 от натуральной величины.
Делать их удобно на разлинованной на квадраты бумаге, узоры можно нарисовать красками, а можно наклеивать из цветной бумаги, я рисовал фломастерами.
Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с наклеенными большими буквами А,Б,В,Г, Д, обозначающими серию.
Результаты моей работы вы можете увидеть на слайдах и воочию.
Заключение
Выводы:
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: мне удалось сделать головоломки «Танграм» и «Сложи узор» своими руками.
Актуальность моего исследования заключается в следующем: игры-головоломки нравятся и детям, и взрослым: они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, поднимают самооценку, не требуют специальных знаний. Кроме того, такие игры являются отличной заменой электронным гаджетам, захватившим время и разум современных людей.
Список литературы:
Госпожа Метелица
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Сочные помидорки
Сказка об осеннем ветре
Две снежинки