В данном историческом эссе представлена история и культура народов Югры.
Вложение | Размер |
---|---|
Историческое эссе | 20.97 КБ |
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ
«СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ ЭССЕ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЮГРЫ»
«В тайге выросло много берёз», - так говорится о появлении поселений русских на Берёзовской земле Западной Сибири: в угорском фольклоре мир остяков делится на времена, когда в урмане «не росла берёза» и… - когда появилось «много берёз». И речь идёт не о появлении дерева как такового, ибо берёза произрастала в зауралье миллионы лет до появления человека на земле, а о народе, сопоставляемом по внешнему облику с берёзой.
Автор: Лыткина Валерия Юрьевна
Руководитель: Курчатова Анна Сергеевна
Советский, 2018
Говорят, детские впечатления самые яркие. Разум ребёнка, словно лист чистой бумаги, способен запечатлеть в памяти детали, которые взрослый ум не в состоянии сохранить на протяжении всей жизни. Но с годами человек может пропустить через свою душу то, что маленькому ребёнку ещё недоступно…Теперь и я, повзрослев ,стала понимать, насколько дорога стала для меня Югорская земля…
У каждого из нас есть дорогие сердцу места, где мы родились, учимся и начинаем свой жизненный путь. Это наша малая Родина, которая навсегда останется в нашей душе. Нет ничего, что может заменить место, где ты родился, сделал первые шаги, произнёс первое слово.
Для меня моей малой Родиной является поселок в Березовском районе со странным, как покажется многим, названием – Ломбовож… Некоторые удивляются названию моего посёлка, строят предположения…
Современное название деревни Ломбовож — слово хантыйское, содержащее в себе понятие «город», «городок» — вож/вош. По словам информантов, оно утвердилось из-за того, что официальные названия давали люди, приходившие с Оби и знавшие только хантыйский язык. По мансийски же этот населенный пункт всегда назывался Лопынг-ус/уш. «Юрты Ломбыважские» насколько известно, появляются в документах X ревизии (1858 г.), до этого в источниках фигурирует название Ляпинский городок или Лопынг-уш. Относительно происхождения этого наименования существуют несколько точек зрения. Согласно первой оно возникло от названия речки Лопынг (ныне Ляпин). Лопынг же означает «торфяное место».
Вторая точка зрения принадлежит Л. Т. Костину — сыну известного культового деятеля из Вежакар Т. Костина, и сводится к тому, что название селения происходит от особого обряда. В случае смерти всех членов рода на место их обитания приезжали представители других родов, собирали там культовые предметы и закапывали их в специальной квадратной или прямоугольной яме, выложенной берестой и берестой же закрытой — получалось нечто вроде короба. В этом случае можно предположить, что название селения возникло после смерти всех его обитателей, и в его основе лежит корень глагола лэпунгкве («покрыть, укрыть»), то есть название буквально означает «укрытый город» (лэпым ус). Если же допустить, что укрытие можно трактовать как укрытие вообще (землей), то источником ойконима, возможно, могли стать городища, скрытые корой землей неподалеку от селения.
Наконец, третью этимологию предложила информант Юлия Ткаченко, родственница Петра Шешкина. Согласно её данным, настоящее название поселка — Лопныс павыл, что означает — «дорога, ведущая в небо», поскольку в некоторые дни здесь можно увидеть «дорогу с земли на небо».
Деревню Ломбовож местные жители-манси называют «Торум лёх сунт павыл», что означает «Деревня, откуда поднимается дорога к Богу».
Ломбовож - небольшая сибирская деревушка на притоке Оби. Входит в состав саранпаульского сельского поселения Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа- Югры. Население менее 500 человек, по национальному составу преимущественно Угры (вогулы). Деревня расположена на территории древнего городища. На окраине сохранён холм - центр древней казачьей крепости, окружённый рвами и крутым яром ручья. Русское казачество в 17 веке построило деревянный христианский храм на месте языческого капища. храм простоял недолго и был сожжён уграми.
Климат суровый, резко континентальный. Зима с морозами ниже 30-50 градусов по шкале цельсия. Снежный покров до 2-х метров. Продолжительность дней с отрицательными температурами более 6 месяцев. лето короткое. Заморозки случаются до конца июня и начинаются в первых числах августа. Деревня окружена северной тайгой. Реки полноводны и богаты рыбой. Деревенское население прежде держало домашнего оленя. Леса богаты ягодами. Произрастает - брусника, клюква, жимолость, красная и чёрная смородина, черника, голубика, морошка. Сообщение между поселениями зимой по зимнику, летом - по рекам и воздушным транспортом (вертолётом). В деревне имеется. школа детский сад, больница, пожарная станция, морг. Строятся новые дома Местное население рыбачит, охотится, занимается сельским хозяйствам, разводят домашний скот Сейчас разводит коров и лошадей. В годы великой отечественной войны 1941-1945 многие жители призваны на фронт, обратно не вернулись. В центре деревни установлен памятник погибшим в боях за Родину. В годы сталинизма многих оленеводов репрессировали.
Я с самого детства знала, что жил в моей деревне прекрасный скромный человек, манси, скульптор-самоучка, художник, собиратель орнаментов, народных сказок, песен, преданий, легенд – Петр Ефимович Шешкин. Самородок, вобравший в себя традиции и культуру мансийского народа. Он родился 24 июня 1930 года в семье потомственного рыбака-охотника Ефима Ивановича Шешкина и Марии Ивановны Шешкиной (Сайнаховой), известной талантливой мастерицы, сказительницы и исполнительницы народных песен.
С детства он увлекался резьбой по дереву и бересте, его способности были замечены как земляками, так и приезжими этнографами из Москвы, Ленинграда, Эстонии. Совсем маленьким Пётр повредил позвоночник. Медицинской помощи ему не оказали, и со временем вырос горб. Этот физический недостаток не позволял мальчику быть на равных в играх со сверстниками. Зато никто в Ломбовоже не мог так быстро и точно нарисовать животное или человека, как он.
Первые скульптурные работы П.Е. Шешкина навеяны рассказами о сказочном богатыре Эква-пырись. Микуль Шульгин, хантыйский поэт и друг Шешкина писал: «В дереве яркая мысль, дерево дышит теплом… . Выглянешь: Эква-пырись стоит, торжествуя над злом». Все его работы выражают любовь к людям, животному миру. Каждый персонаж наполнен жизнью, движением и совершенством
Уже в 1960-1970-х годах без его участия не проходила ни одна значительная выставка, семинар или олимпиада народного творчества.
В 1971 году за многолетнюю творческую работу Петру Ефимовичу было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
По опубликованным данным мастером было создано более 200 изделий из дерева, кости, ряд графических работ, особо значимые были экспонированы в Монреале, Риме, Милане, Берлине и Осаке.
Сохраненное наследие даёт основание судить о том, что Пётр Ефимович собирался создать изобразительную летопись своего края. Спектр его интересов всеобъемлющ: религия, обычаи, традиционные занятия северян.
К личности и творчеству Петра Ефимовича Шешкина обращались: исследователь С. Попова, искусствовед А. Валов, поэт А. Тарханов, художник Н. Иванов, краевед В.К. Белобородов. Существует автобиография Петра Шешкина написанная им в 1973 году.
Работы мастера находятся в краеведческих музеях п.г.т. Берёзово и посёлка Сосьва, художественном музее города Тюмени, в окружном музее «Природы и Человека» и Творческом объединении «Культура» города Ханты-Мансийска, Московском институте художественной промышленности, Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга.
Наследие мастера состоит из графических произведений, деревянной скульптуры, изделий из бересты и всеобще известных уникальных альбомов с орнаментами.
Личность Петра Ефимовича уникальна. Как метко заметил Валерий Константинович Белобородов: «Пожалуй, из мансийской и хантыйской художественной интеллигенции 1960-1970-х годов никто, кроме Петра Ефимовича Шешкина, и не смог так глубоко и объёмно творчески освоить народное наследство, ибо кроме собственного яркого таланта, он обладал колоссальным запасом познаний и не прерывал крепких многосторонних связей с глубинкой» (Белобородов В.К. Сосьвинская памятка // Мы дети твои. – Новосибирск, 1987 год – с. 286).
Он одновременно являлся носителем, исследователем и созидателем культуры своего народа. Восприятие мира художником неразрывно от природного начала, от любви к человеку и гордости за его достижения.
Очень жаль, что мастер рано ушел из жизни (в 1980 году). Он сидел в своём доме у окна в ясную погоду. В чистом небе сверкнула молния и ударила прямо в Петра Ефимовича. Сколько прекрасных произведений народного искусства он еще бы создал, сколько этнографических материалов бы опубликовал! Его жизнь была короткая, но яркая, как та молния, которая поразила его.
В моей деревне ежегодно проводятся «Шешкинские чтения», где научные деятели читают доклады по этнографии, мифологии и мансийской филологии, проводятся мастер-классы по народному искусству, дети обучаются традиционному танцу и игре на национальных музыкальных инструментах.
Я счастлива, что родилась в Ломбовоже – в той деревне, где родился великий мастер Петр Ефимович Шешкин. Этот факт радует меня, вдохновляет на мое дальнейшее развитие.
Список использованной литературы
1.Альбина Глухих. Дар Петра Шешкина шлифовала сама природа.
2. // В помощь краеведу. Материалы к календарю знаменательных и памятных дат Тюменской области на 2000 год. – Тюмень, 1999. – С.45-46
3. Сайт "Архивы Югры" Email: archive@admhmao.ru
4. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Изд. «Просвещение», СПб, 2001
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Новогодние гирлянды
Лепесток и цветок
Муравьиная кухня
Почему люди кричат, когда ссорятся?