Тема работы: «Сходство и различие геометрического орнамента борецкой и мезенской росписи». Цель: выяснить, есть ли сходство и различие геометрического орнамента борецкой и мезенской росписей.
Вложение | Размер |
---|---|
yana_nikulina_3_dissled._rabota.doc | 736.5 КБ |
yana_nikulina.ppt | 2.83 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И.Галушина»
Конкурс исследовательских работ и
проектов младших школьников
«Я исследователь»
Тема проекта – 80-летие со дня образования Архангельской области.
Название проекта
«Сходство и различие геометрического орнамента
борецкой и мезенской росписи»
Работу выполнила:
Никулина Яна Сергеевна,
ученица 3 класса «Д» МБОУ СШ № 35
Научный руководитель: Аушева Елена Васильевна,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 35,
первая квалификационная категория.
Архангельск
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………….……………...3
1. Зарождение росписей на Русском Севере…………………….…..……..4
2. Сходство и различие росписей…………………………….……..............6
3. Особенности геометрического орнамента росписей.…………………....7
Заключение………………………………………………………………........9
Список литературы и интернет-источники.…………………………….....10
Приложения
Приложение 1. Диаграмма опроса школьников………………………....11
Приложение 2. Старинные работы мастеров……………….……….…...11
Приложение 3. Сходство и различие росписей………………….…..….12
Приложение 4. Значение геометрических знаков орнамента Мезени…12
Приложение 5. Особенности геометрического орнамента……….…….13
Приложение 6. Борецкие уголки. Мезенские ромбы…….….…………..13
Приложение 7. Круг………………………………………………….…....14
Приложение 8. Волнистые линии………………………………….……..14
Приложение 9. Знаменитые северные пряники козули………….……...15
Приложение 10. Фотографии ………………………………….…………16
ВВЕДЕНИЕ
На классных часах, посвященных 80-летию Архангельской области, нам рассказывали о разных видах искусства народов нашей области, а именно, как древние мастера области делали прялки, корзины, туески, короба для одежды, шкатулки, посуду и многое другое.
Эти изделия были очень красиво расписаны. А так как я увлекаюсь рисованием и математикой, мой классный руководитель обратила моё внимание на интересное оформление всех работ орнаментом, и мне захотелось узнать больше об этом, а именно, почему в борецкой и мезенской росписи именно такой орнамент, об истории появления росписей, сравнить их.
Мы показали одноклассникам фотографии и иллюстрации изделий, расписанных мастерами, и попросили ответить на вопрос: «Есть ли сходства орнамента в борецкой и мезенской росписи?» Из всего класса только 5 человек увидели некоторое сходство (Приложение 1).
Поэтому тема моей работы: «Сходство и различие геометрического орнамента борецкой и мезенской росписи».
Цель: выяснить, есть ли сходство и различие геометрического орнамента борецкой и мезенской росписей.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- собрать необходимый материал;
-сравнить фрагменты геометрического орнамента борецкой и мезенской росписей;
- сделать выводы.
Гипотеза – предположим, что у геометрического орнамента борецкой и мезенской росписи есть сходство.
Объект исследования – работы современных и древних художников Борка и Мезени.
Предмет исследования – предметы быта, мебель, посуда, расписанные художниками нашей области.
Методы:
- опрос;
- сравнение;
- анализ;
- описание.
1. Зарождение росписей на Русском Севере
О зарождении мезенской и борецкой росписей известно много. Для моей работы мы с Еленой Васильевной, моим научным руководителем, выбрали эту тему, так как захотели больше узнать о традициях севера нашей малой Родины (нашей области).
И еще потому, что дети мало знают о традициях русского северного прикладного искусства. Данное исследование поможет мне лучше разбираться в изделиях мастеров, научиться любить и понимать культуру Севера.
В нашей области художественное образование появилось давно. Примерно с XI по XVII век обучение грамоте и рисованию проходило при церквях и монастырях, редко - на дому [2].
Среди преданий, бытующих на двинской земле, жива легенда о возникновении Борецкой росписи:
«Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платил ему даже Новгород. Однако группа новгородских бояр во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину.
Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок - от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст» [8].
Корни борецкой росписи уходят вглубь веков и имеют общие истоки: древнерусское искусство Великого Новгорода и иконопись северной школы. Композицию росписи изделий из Борка XVII-XVIII веков можно сравнить с иконостасом.
Все они отличаются особым изяществом и единообразием. Борецкая роспись — одно из ярких явлений в культурной жизни нашей области. В музеях сохранились прялки XVII века (Приложение 2).
Борецкая роспись очень нарядная, так как помимо традиционных цветов - красного, зеленого и желтого – добавлено еще золото. Элементы борецкой росписи: веточка с ягодами, трилистник, древо жизни, тюльпаны, птицы, кони, геометрические орнаменты [7].
Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются четкостью рисунка; в душе третьих звучит музыка — ритмичная, торжественная…[3]
Мезенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская [4]. Один из старейших художественных промыслов Русского Севера должен был украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода (Приложение 2). Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии [3].
Рассматривая росписи, мы Еленой Васильевной увидели много загадочного. До сих пор не прекращаются споры, откуда пошел мезенский феномен, ведь используется всего два цвета. Красный – олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль [1]. Знаки земли, воды, воздуха и огня занимают очень большое место в мезенских орнаментах: например, прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.
В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Мы узнали, что каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение. Красные кони олицетворяли солнце [2]. Несколько коней, изображенных друг за другом, означали движение светила по небосводу. Гуси, лебеди и утки – это души ушедших родственников, что летают поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент. Ели — воплощение мужской силы. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир. Художники использовали многочисленные знаки плодородия — поля, корни, цветы, плоды и семена. Роспись наносилась специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса [3].
Часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса – три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Ярусы разделены горизонтальными линиями, заполненными повторяющимся узором [5].
2. Сходство и различие росписей
Изучая литературу, фотографии и иллюстрации предметов быта, мы с моим научным руководителем узнали, что росписи очень похожи. Они расходятся в деталях, но схожи в общем. А именно (Приложение 3):
Борецкое Древо Жизни, изображается в виде тюльпана или подсолнуха, с почти прямым стеблем, вокруг которого сосредоточены, изящные листья, цветы, ягоды. Оно является главным символом росписи [6].
Мезенское Древо – это ветвистые рога оленя. Редко – ель. Иногда цепочка из ромбов означала родовое древо жизни.
В борецкой росписи трилистник всегда симметричен и дополняется веточками и ягодками. В мезенской – он неяркий скромный загадочный, но с множеством завитков и спиралек.
У борецкой росписи – это большой цветок, который изображался на Древе Жизни. У мезенской росписи он невзрачен, с тонкими лепестками или практически отсутствует как самостоятельный элемент.
У борецких мастеров центральное место занимает Древо жизни, птица, человек.
В мезенской – чаще всего конь или олень. Образ коня связан с землёй — источником жизни (конь помогал пахать землю, улучшая её плодородие) [2]. В то же время, символ коня у русского народа является неким оберегом от тёмных сил (конёк на крыше избы) и талисманом на удачу (подкова на входе). Образ оленя у многих народов связан с небесами. Рога оленя часто символизируют Мировое Древо (Древо жизни). В рогах олень переносит Солнышко туда, где оно необходимо, где его ждут после долгой северной зимы.
3. Особенности геометрического орнамента росписей
Орнамент (от лат. — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
При изучении литературы нам стало известно, что северорусские росписи делятся на живописные и графические. К последнему виду как раз и относится борецкая и мезенская роспись [7]. Главное различие – это использование орнамента в росписях. Если в борецкой – это в основном заполнение пространства, то в мезенской – в орнаменте заключен определенный смысл (Приложение 4).
Например, прямая линия – это земная вода (реки, озёра); прямая с волнистой линией – небо с облаками. Ромб с крестиком внутри – это тепло, огонь; ромб или квадрат с овалом – пожелание хорошего рыбного улова; когда в нем восьмилучиковая снежинка – желают здоровья женщине или ждут доброго урожая. В старину, рисуя такие элементы в быту, северяне просили у бога хороший урожай, отличную охоту или рыбалку, здоровья близким.
Узоры борецкие не только растительные, как кажется на первый взгляд, но и геометрические. Внимательно рассматривая изделия борецких мастеров, мы с Еленой Васильевной обратили внимание, что орнамент состоит не только из цветов, но и из ромбиков, кружочков, треугольников (Приложение 5).
Не отстает от нее и мезенская роспись, ведь она вся подчинена строгости и просто насыщена геометрическими фигурами: ромбами, треугольниками, вертикальными и горизонтальными прямыми, наклонными линиями (Приложение 5). Каждый квадратик, ромбик находится именно в том месте, где должен быть.
Несмотря на то, что в борецкой росписи масса элементов плавной, округлой формы, тем не менее, даже трилистники и цветы заключены подчас в геометрически симметричные уголки, по краям которых можно наблюдать треугольники, узкие и высокие (Приложение 6). В то же время в мезенской росписи все треугольники равносторонние, четко выражены квадраты, ромбы, наклонные линии и прямые. Почти всегда есть симметрия.
Круг в обеих росписях также четко очерчен, по краям проходят более мелкие детали – треугольнички, ромбы, квадраты (Приложение 7).
Можно ясно увидеть и там, и там сектор — часть круга, ограниченная дугой и двумя радиусами (Приложение 6).
Мы заметили и еще одно немаловажное сходство. Считается, что жизнь произошла из воды, значит, вода являлась для наших предков источником жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют у мезенских и борецких мастеров. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов (Приложение 8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что гипотеза подтвердилась: у геометрического орнамента борецкой и мезенской росписи есть множество сходств, а именно: наличие геометрических фигур, таких как прямые и волнистые линии, четко очерченный круг, ромбы, квадраты, треугольники, сектора, часто присутствует симметрия.
А означает это следующее: истоки северного искусства взаимосвязаны и уходят глубоко корнями в языческую и православную культуру России, в результате которых сформировалась глубокая и интересная культура Севера, до наших дней сохранившая лучшие традиции прошлого [3].
В настоящее время мотивы северных росписей стали очень популярны. Я тоже попробовала себя в роли художника и представляю вам свои рисунки (Приложение 11). А росписи Борка и Мезени мы можем увидеть не только на предметах мебели, шкатулках, хлебницах и разделочных досках, но и на популярном северном лакомстве – прянике козуле (Приложение 9).
Мы испекли их и раскрасили, а использовали элементы и орнамент мезенской росписи. В центре козули – главный элемент: птица, конь или олень. Всё это символы жизни.
Форму мы выбрали самую совершенную из геометрических – это КРУГ. Он означает небесное светило – солнце. Ведь солнце – источник жизни на земле, и даже лучики мы сделали круглыми.
Неразрывно с солнцем - НЕБО с облаками. Его мы изобразили в виде орнамента из ТРЕУГОЛЬНИКОВ по краю центрального круга. Закончили оформление КРЕСТИКАМИ, которые обозначают тепло, огонь (Приложение 10).
В ходе проведённого нами исследования было выявлено, что изученные и рассмотренные орнаменты северных росписей имеют различия, но главное – имеют сходства. Поэтому было бы интересно изучить их сходство и различия в бытовых сценках, композициях и т.д. А значит, исследования в данном направлении можно продолжить.
Список литературы и интернет – источники
1. Алфёров Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
2. Величко Н.К. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС, 2014.
3. Величко Н. К. Мезенская роспись. История возникновения. М.: АСТ-Пресс Книга, 1999.
4. Дорожин Ю. Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам ИЗО. М: Просвещение, 2008.
5.Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология художественных промыслов. / М.С. Соколова. - М., 2005.
6. Тимофеева Л. Ф. Крестьянская роспись мастеров Борка: народная роспись Русского Севера. Борецкая роспись. - Архангельск : Правда Севера, 2004.
7.Шелег В.А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север: Ареалы и культурные традиции / ред.сост.: Т.А. Бернштам, К.В. Чистов. СПб.: Наука1992.
8.https://ru.wikipedia.org/wiki/
9.https://www.google.ru=иллюстрации
Приложение 1
Диаграмма опроса школьников
«Есть ли сходства орнамента в борецкой и мезенской росписи?»
Приложение 2
Старинные работы мастеров
Борецкая роспись
Мезенская роспись
Приложение 3
Сходство и различие росписей
Борецкая роспись Мезенская роспись
Приложение 4
Значение геометрических знаков орнамента Мезени
Приложение 5
Особенности геометрического орнамента
Борок
Мезень
Приложение 6
Борецкие уголки
Мезенские ромбы
Приложение 7
Круг
Борок Мезень
Приложение 8
Волнистые линии
Борок
Мезень
Приложение 9
Знаменитые северные пряники козули
Приложение 10
Фотографии
Слайд 1
Изделия современных мастеров Борка и МезениСлайд 2
Диаграмма опроса школьников «Есть ли сходства в орнаменте борецкой и мезенской росписи?»
Слайд 3
«Сходство и различие геометрического орнамента борецкой и мезенской росписи» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И.Галушина» Конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Я исследователь». Тема проекта – 80-летие со дня образования Архангельской области.
Слайд 4
Цель : выяснить, есть ли сходство и различие геометрического орнамента борецкой и мезенской росписей.
Слайд 5
Задачи: - изучить литературу по данной теме; - собрать необходимый материал; - сравнить фрагменты геометрического орнамента мезенской и борецкой росписей; - сделать выводы.
Слайд 6
Гипотеза – предположим, что у геометрического орнамента борецкой и мезенской росписи есть сходство.
Слайд 7
Древние школы живописи и обучения грамоте при монастырях
Слайд 8
Марфа Борецкая
Слайд 9
Борок Мезень
Слайд 10
Сходство и различие росписей
Слайд 11
Значение геометрических знаков орнамента Мезени
Слайд 12
Особенности геометрического орнамента Борок Мезень
Слайд 13
Борецкие уголки
Слайд 14
Мезенские ромбы
Слайд 15
Круг Борок Мезень
Слайд 16
Волнистые линии Борок Мезень
Слайд 17
Моя гипотеза подтвердилась: у геометрического орнамента борецкой и мезенской росписи есть сходства, а именно наличие геометрических фигур, таких как - прямые и волнистые линии, -четко очерченный круг, -ромбы, квадраты, треугольники, -присутствует симметрия.
Слайд 18
Знаменитые северные пряники козули
Слайд 19
Интернет-ресуры https://ru.wikipedia.org/wiki/ https://www.google.ru=иллюстрации https://go.mail.ru/ иллюстрации
Иван Васильевич меняет профессию
Разноцветное дерево
Композитор Алексей Рыбников
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Соленая снежинка