Презентация для урока " Экология Москвы и устойчивое развитие "
Вложение | Размер |
---|---|
tsaritsyno_-_kopiyano1.pptx | 2.9 МБ |
tsaritsyno_-_kopiya_-_kopiyano2.pptx | 2.95 МБ |
Слайд 1
1.Описание 2 . История усадьбы 3 . Архитектурный ансамбль 4 . Царицынский пейзажный парк 5 . Пруды 6 . Природа 7 . Ссылки План: Царицыно Презентация Гончаровой Екатерины 10 класс «Школы НОЧУ «Разум-ЛСлайд 2
Цари́цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году. Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Царицыно», расположенной между московскими районами Царицыно, Бирюлёво Восточное, Орехово-Борисово Южное и Орехово-Борисово Северное. Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада — Царицынскими прудами, с востока — комплексом оранжерей
Слайд 3
Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына. Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества яркого и неординарного зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой. Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей.
Слайд 4
Царицыно обычно связывают с именем императрицы Екатерины II. Действительно, в 1775 году она выкупила эти земли, чтобы построить здесь дворец и разбить волшебные сады. Однако, судьба распорядилась иначе. В древние времена эти земли принадлежали славянскому племени – вятичам. Но первые упоминания о этом месте появились лишь в 16 веке. Знаменитые царицынские пруды появились при Борисе Годунове. Именно поэтому самый старый из них называется Борисовским, а раньше носил название Цареборисовский . В конце 17 века здесь находилось село с удивительным названием Черная Грязь. Оно принадлежало князю Голицыну. В начале 18 века село переходит к Д. К. Кантемиру, молдавскому господарю, по указу Петра I. Памятник Дмитрию Кантемиру в Царицыно
Слайд 5
Во второй половине 18 века Екатерина II побывала здесь и просто влюбилась в природу Черной Грязи. Тогда было решено выкупить эти земли, построить здесь царскую резиденцию и назвать ее Царицыно. Строительство императорского дворца было поручено Баженову. Стоит отметить, что нрав императрицы был не из простых. Постепенно Баженов впал в немилость. Почти десять лет длилась работа по возведению основных построек и разбиению садов. Уже в ходе работ между Екатериной II и архитектором происходили столкновения. Так, в 1784 году ей были приглашены в Москву английские садоводы, которые полностью изменили облик садов, с любовью разбитых Баженовым в исконно русском стиле. Вскоре Екатерина II приехала в Царицыно и приказала снести все, что было построено Баженовым. Архитектор был отстранен от этой работы. Официально считается, что императрице не понравился облик дворца. Однако, ходили слухи, что Баженов впал в немилость за то, что «заражал» сына императрицы, цесаревича Павла, идеями масонства. В. И. Баженов
Слайд 6
На смену Баженову пришел именитый архитектор Казаков. В течение следующих 10 лет, вплоть до смерти Екатерины II, он занимался созданием нового архитектурного комплекса. Историки утверждают, что во многом архитектор стремился перенять опыт Баженова. Поэтому и по сей день мы можем увидеть в облике Царицына задумку архитектора, который попал под горячую руку императрицы. После смерти Екатерины II парк и усадьба были заброшены. И лишь в конце 20 началась реконструкция Царицына. Работы по восстановлению парково-архитектурного комплекса были закончены в 2007 году. Царицыно сразу же полюбилось москвичам. Сочетание живописных аллей, прудов, островов, беседок и монументального дворца в готическом стиле делает это место центром притяжения для всех столичных жителей. М. Ф. Казаков
Слайд 7
Большой дворец Многие гости приезжают в Музей-заповедник «Царицыно» чтобы увидеть именно это монументальное сооружение. Большой дворец возведен в 1793 г. Ф. М. Казаковым. Он был построен на месте старого дворца, который был построен по проекту В. И. Баженова.Создавая новый дворец, Матвей Казаков столкнулся со сложной задачей. Необходимо было вписать новое строение в уже сложившийся ансамбль.В конце XIX века со старого баженовского дворца сняли уцелевшие остатки крыши и полностью демонтировали покрытия башен. От дворца остались лишь стены. В наши дни, восстановленный дворец, словно рождается заново. На основе замыслов М. Казакова был выполнен ажурный декор фасада здания.Главный (Екатерининский) зал дворца, площадь которого превышает 300 кв. метров, имеет парадную лестницу и примыкающие к нему парадные гостиные, оформленные в стиле XVIII века.Зал украшает великолепная статуя Екатерины II, выполненная из мрамора, работы А. Опекушина.В остальных залах теперь располагаются выставки с участием различных московских музеев. Реконструкция дворца началась в 2005 году. За два года живописные руины, которые разрушались почти два века, превратились в музейный комплекс.В 2007 году, состоялось открытие дворцового ансамбля .
Слайд 8
Это строение — одно из немногих зданий ансамбля в Царицыно, которое сохранило название со времен Баженова. Малый Царицинский дворец – один из трёх, предназначенных для Екатерины II. Он был самым маленьким и уютным. В 1804 году, когда Царицыно стало доступно для посещения публики, это здание было сдано в аренду французу Леканю , высланному из России в 1812 году, который организовал здесь «Кофейный дом». К середине XX века от дворца остались лишь полуразрушенные стены.Полностью реставрирован дворец был в 1996 году. Он стал частью музея-заповедника «Царицыно». Малый дворец
Слайд 9
Есть все основания предполагать, что Оперный дом задумывался как место, где должны проходить придворные праздники и церемонии. Хотя, видимо, в довольно узком кругу, на что указывают относительно небольшие размеры постройки. В. И. Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще». Принятое в наши дни название «Оперный дом» появилось лишь в начале XIX века и не совсем соответствует назначению этого здания. Об официальном статусе дворца, возведенного в 1776—1778 годах, свидетельствуют ажурные геральдические фигуры двуглавых орлов, возвышающиеся на парапетах его боковых фасадов. Именно здесь, «под орлами», расположен двухсветный, с двумя рядами окон зал-галерея и два примыкающих к нему по сторонам квадратных аванзала, широкие двери которых распахиваются прямо в парк . Характер летней увеселительной постройки сказывается в тесной связи интерьеров Оперного дома с природным окружением. Обилие и размеры окон первого и второго этажей позволяют свету и воздуху наполнять залы и комнаты. Сентиментальные окрестные пейзажи — парк и пруды — как бы удваивают впечатления от архитектуры. Средний дворец Сегодня, после реставрации 1988—1995 годов дворец открыт для посетителей. Оперный дом стал местом проведения выставок и концертов.
Слайд 10
Кухонный корпус Построен в 1784—1786 годах архитектором В. И. Баженовым. Двухэтажный корпус на высоком цоколе имеет форму квадрата с округлыми углами. На фоне сдержанной декорации стен ярко выделяются белокаменные изображения роскошного каравая хлеба и великолепной солонки. Впоследствии они дали второе название этому корпусу — Хлебный дом. Первоначальное же название строения, которое сам Баженов именовал «кухнями», — Кухонный корпус. Площадь Хлебного дома впечатляет — более четырех тысяч квадратных метров. По плану в цокольном этаже собирались разместить императорские погреба и ледники, а в двух верхних этажах — три кухни, несколько кондитерских, хозяйственные комнаты — «скатертные», « приспешная », «для угольев», а также жилые комнаты для служителей . В XIX веке здесь работала лечебница для крестьян, а позднее — земское училище. Затем комнаты в здании сдавали дачникам на летнее время. После Октябрьской революции и до 1970-х годов прошлого века, здесь размещались коммунальные квартиры.В начале 2006 года Хлебный дом был реставрирован. Сегодня это основное здание для проведения тематических выставок.
Слайд 11
Все три сооружения возведены в 1784—1785 годах В. И. Баженовым. Три постройки царицынского ансамбля называются «Кавалерскими корпусами», однако названия эти весьма условны. Они появились в XIX веке и не отражают изначального предназначения зданий. Отчасти это случилось потому, что уже I к XIX веку для современников предназначение построек было неясным; архивные документы, изучавшиеся исследователями, также не дают однозначного ответа на вопрос, и сегодня существуют различные гипотезы на этот счет. Помимо условного названия, постройки связывают размеры — все три Кавалерских корпуса невелики и построены в один этаж, и местоположение — все они нанизаны на ось, идущую вдоль Большого оврага, и представляют собой «нижний ярус» северного царицынского фасада. Кавалерские корпуса
Слайд 12
Первый Кавалерский корпус — самая маленькая из ныне существующих построек резиденции Екатерины II. Поставленный «уголком», он расположен за Вторым Кавалерским корпусом, получившим за форму плана здания название «Восьмигранник». Внутри Первый Кавалерский корпус имеет три небольших двухсветных зала и переднюю. За всю свою историю здание несколько раз кардинально меняло свой облик, будучи надстроенным на два этажа. Во второй половине XIX — начале XX века в корпусе размещались дачи. После Октябрьской революции сюда въехал исполнительный комитет Ленинского района, а позднее — музыкальное училище. Во время реставрации 1992—1995 годов надстроенные этажи разобрали, вернув Первому Кавалерскому корпусу первоначальный вид Первый Кавалерский корпус
Слайд 13
Второй Кавалерский корпус поставлен архитектором неподалеку от церкви. К началу реставрации от павильона оставались лишь внешние стены. Вокруг перекрытого куполом круглого центрального зала расположены чередующиеся попарно и связанные между собой просторные прямоугольные и маленькие треугольные комнаты. На одном из ранних планов в каждой большой комнате изображено по кровати. Планировка корпуса служит иллюстрацией идеального принципа общежития эпохи Просвещения: «Жить вместе и в то же время раздельно». После реставрации, в 1994 году во Втором Кавалерском корпусе открылась первая временная экспозиция Государственного музея-заповедника «Царицыно», которая познакомила посетителей с его художественными коллекциями. Второй Кавалерский корпус
Слайд 14
Третий Кавалерский корпус находится вблизи Большого моста. Выделяясь на плане береговой панорамы, здание начинает ряд построек вдоль «церковного рва». Именно здесь по указу Екатерины II устанавливались турецкие пушки, «взятые... после победы при Чесме и истребления в бухте оной отоманского флота». По словам Баженова, корпус выстроен на месте, откуда Екатерина II смотрела фейерверк летом 1775 года . В XIX веке Третий Кавалерский корпус перестроили и приспособили под трактир, гостиницу и дачу. С 1927 по 1937 год здесь размещался историко- ху - дожественный , а затем краеведческий музей с богатой коллекцией живописи, мебели, предметов дворцового убранства. Позднее в здании работал дом культуры. В начале 2004 года, после 8 лет реставрации, Третий Кавалерский корпус приобрел современный вид. Третий Кавалерский корпус
Слайд 1
Воротам и мостам в Царицыне отводится особая роль. Архитектор Василий Баженов строит резиденцию Екатерины на мысу над водой — подобно средневековому монастырю или кремлю. Однако стен у этой крепости нет: их функцию выполняют мосты и ворота. Они как бы отмечают границы всего ансамбля. С Фигурного моста (1776–1778) начинаются строительные работы Баженова в Царицыне. Мост похож на крепостное сооружение с массивными башнями и проездной аркой и служит парадным въездом в резиденцию со стороны Шипиловского и Царицынского прудов. Сверху по мосту проходит аллея (в плане Баженова «Берёзовая перспектива»): она ведет к дворцам императрицы. Аллея начинается от Большого моста через овраг — парадного въезда в усадьбу со стороны Большой Каширской дороги (ныне — Варшавского шоссе). Завершают «Берёзовую перспективу» Фигурные (Виноградные) ворота. Ворота и мосты Фигурный мостСлайд 2
Сооружение Оранжерейного моста и гротесковых мостов связано с новым этапом в жизни Царицына. После смерти Екатерины в 1796 году строительные все работы в резиденции останавливаются. Однако парк становится популярным местом для загородных прогулок и пикников. Ежедневно сюда из Москвы приезжают веселые компании купцов и романтические пары. К тому же новый глава Экспедиции Кремлевского строения Петр Валуев всячески поддерживает развитие в Царицыне оранжерейного хозяйства. К середине XIX века местные фрукты и декоративные растения приобретают всероссийскую славу. Оранжерейный мост строится в начале XIX века по проекту Ивана Еготова (автора парковых павильонов). Мост выполняет в основном хозяйственные функции – связывает территорию с « заовражной » территорией: там как раз располагаются оранжереи и обширные плодовые сады. Оранжевый мост
Слайд 3
Большой и Малый гротесковые мостики (1805–1808) также предположительно построены по проекту Еготова – для удобного подхода к павильону «Храм Цереры». Свое название мостики получают из-за грубо обработанного камня («гротеска») – он используется в качестве декоративных вставок в кирпичную кладку. Малый гротесковый мост
Слайд 4
Парк начал формироваться в начале XVIII века.Его основой был регулярный сад, отличающийся четкой геометрией насаждений и аллей. В екатерининскую пору мода на них прошла, на смену пришли английские нерегулярные сады. Для организации такого насаждения в Царицыно в 1784 году был приглашён садовник из Лондона Френсис Рид.Однако истинный расцвет Царицынского парка пришелся на начало XIX века. Для оформления были использованы различные «художественные затеи»: павильоны, беседки, мостики, гроты.Огромную роль в создании парка сыграл И. В. Еготов – выдающийся архитектор. К сожалению, в конце прошлого века парк находился в запущенном состоянии – он превратился в запущенный, не ухоженный лесопарк.В 2007 году он был реставрирован. Его освободили от самосевных насаждений и сухостоя. На основе архивных документов и археологических раскопок была восстановлена историческая сеть дорожек и тропинок парка. Парк
Слайд 5
По территории Царицыно протекают реки Городня и Язвенка. Участки их естественных долин получили статус памятников природы. На берегах прудов и рек сохранились ивняки и заросли тростника, камыша, рогоза, дающие убежище околоводным и водоплавающим птицам. В Царицыно находится крупнейшая в Москве система прудов площадью около 150 га, которая формировалась более трехсот лет. Особенно активно здесь строились плотины, мельницы и углублялось дно во времена Голицыных. На пруды ориентированы архитектурные сооружения и видовые перспективы парка. Верхне-Царицынский пруд, созданный на реке Язвенке, в XVIII-XIX веках был украшен насыпными островками со статуями, птичьими вольерами, пристанями для любителей лодочных прогулок. Круглый остров сохранился и поныне. А на острове Подкова в 2007 году открыт огромный светомузыкальный поющий фонтан. Более крупные Нижне-Царицынский и Борисовский (Царево- Борисовский ) пруды расположены в пойме реки Городни. Их используют для отдыха, купания и прогулок на лодках. Средняя глубина прудов 2 - 3 м. Царицынские пруды
Слайд 6
К югу от деревни Бирюлево на месте березняков и пастбищ в 1938 году под руководством инженера-дендролога В. К. Полозова был создан Бирюлевский дендропарк с питомником. В нем отбирают и разводят породы, устойчивые к условиям города Москвы. Прогулочная зона дендропарка оформлена красивыми куртинами, газонами и аллеями из березы, липы, туи, пихты, лиственницы, ели, конского каштана, сирени. Дорожки обсажены кизильником, форзи-цией , шиповником, дроком. А вся коллекция дендропарка насчитывает около 220 видов древесных растений, включая виды с Дальнего Востока, Америки, Кавказа, Средней Азии. Западнее дендропарка находится Бирюлевский лесопарк, где господствует береза, но молодые липы подлеска стремятся восстановить «широколиственное прошлое» этой местности. Без зеленых ландшафтов город страдает от «теплового загрязнения», превращаясь жарким днем в «каменную пустыню». Природа парка «Царицыно» Бирюлёвский дендрарий ( Бирюлёвский дендропарк)
Слайд 7
Растительность природно-исторического парка «Царицыно» довольно разнообразна благодаря обширной коллекции дендропарка и наличию водоемов, лесов, лугов, речных долин, ложбин и балок. Только местных растений здесь насчитывается более 380 видов. Есть в дендропарке и красивые «иноземцы»: орех манчжурский , вейгела , сосна Веймутова , сумах оленерогий , секуринега , мушмула германская. С екуринега
Слайд 8
Дубово-липовые леса, некогда покрывавшие эту часть Теплостанской возвышенности, были сведены вырубкой и выпасом, сменившись березняками и лесопосадками. В восточной части парка есть 80-летние дубняки и 60-летние березняки, у дворцов растут 150-летние липы, дубы, вязы. Подлесок представлен лещиной, бересклетом, жимолостью лесной. На берегах Язвенки, Борисовского пруда и у МКАД сохранились садовые деревья. Из редких травянистых растений встречаются хохлатка плотная, медуница неясная, ветреница лютиковая, колокольчик широколистный и раскидистый, ландыш майский, астрагал солодколистный , гвоздика Фишера, ирис желтый и другие растения, занесенные в Красную Книгу Москвы. Склоны балок покрывают перистые побеги (вайи) папоротника орляка. Гвоздика Фишера
Слайд 9
В глубине парка находят убежище замечательные птицы: иволга, корольки, певчие дрозды, лесной конек, дубонос. На открытых пространствах, по высокотравным лугам долины реки Язвенки обитают коростель, пустельга, сорокопут-жулан. Ястребы, неясыть и ушастая сова могут гнездиться в лесных массивах и у дворцового комплекса. В рогозниках по берегам водоемов размножаются камышница, хохлатая чернеть, лысуха и даже выпь. Подросших птенцов-слетков родители защищают и подкармливают на земле. Их нельзя трогать и уносить домой как «выпавших из гнезда».
Слайд 10
У МКАД обитают горностай и хомяк, по суходолам рек и в старых садах встречаются зайцы русак и беляк, а в норках прячутся крот, бурозубка и мышевидные грызуны. Обычный для парка вид - белка. В водоемах и заболоченной пойме реки встречаются обыкновенный уж, остромордая лягушка и тритон. Бурозубка Ушастая сова
Слайд 11
1. http ://rufact.org/wiki/ Царицыно%20(дворцово-парковый%20ансамбль ) 2. https ://ru.wikipedia.org/wiki/ Царицыно_(дворцово- парковый_ансамбль ) 3. http://kataracta.ru/2017/10/16/park-caricyno-opisanie-kratko / 4. http://tsaritsyno-museum.ru/park/locations/vorota-i-mosty / 5. http ://aktivnyj-otdykh.ru/pamyatniki-prirody/prirodnye-pamyatniki-moskvy/prirodno-istoricheskij-park-tsaritsyno/priroda-parka-tsaritsyno.html Ссылки:
"Портрет". Н.В. Гоголь
Любимое яичко
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Хитрость Дидоны
Пейзаж