Мощь сибирской природы, ее суровость наложили неизгладимый отпечаток на характер художника. Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий.Двадцатилетним Василий приехал учиться в Петербургскую академию художеств. Как истинно православный человек он во всех своих работах ни кого не когда не судит, не выносит приговора. Семь выдающихся полотен создал Василий Суриков. Семь событий из жизни России. Семь мощных эмоциональных взрывов.
Картина «Утро стрелецкой казни»
Картина «Меншиков в Березове»
Картина «Боярыня Морозова»
Картина «Взятие снежного городка»
Картина «Покорение Сибири Ермаком»
Картина «Переход Суворова через Альпы»
Картина «Степан Разин»
Вложение | Размер |
---|---|
Василий Суриков - семь исторических полотен | 90.29 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 509
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ № 509)
Творческая работа
«170 лет со дня рождения В.И.Сурикова»
Автор:
Перевалов Матвей 5 «в» класс
Руководитель:
Перевалова Елена Леонидовна
учитель ИЗО, ГБОУ №509
2017 - 2018 учебный год
Василий Иванович Суриков
1848-1916г.г.
Он действительно видит прошлое,
варварское, кровавое, жуткое прошлое России
и рассказывает свои видения так выпукло-ярко,
словно не знает различия между сном и явью.
С. Маковский
Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске в середине
XVI века с Дона, с казачьим войском Ермака, предки Сурикова пошли на завоевание Сибири; они сражались с полчищами Кучума, а потом осели на новых землях на постоянное жительство. Предков Сурикова считают одними из основателей Красноярска. «В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый», писал Суриков.
Мощь сибирской природы, ее суровость наложили неизгладимый отпечаток на характер художника. Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме. Тяга к рисованию проявилась у Сурикова с ранних лет. Мальчик часами мог рассматривать старинные иконы и гравюры, пытаясь передать увиденное на бумаге. Огромное влияние на Василия Ивановича оказала его мать Прасковья Фёдоровна. Она мастерски вышивала по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах.
Двадцатилетним Василий приехал учиться в Петербургскую академию художеств. Но по окончании не поехал за границу. «Академические боги» не дали ему медали. Может быть, и к лучшему. Ему тут же поступило предложение расписать стены московского храма Христа Спасителя.
И Василий с радостью согласился.
Василий Суриков – исторический живописец. История была для него не каким-то далеким, костюмированным спектаклем, а всегда близким и даже личным событием.
Как истинно православный человек он во всех своих работах ни кого не когда не судит, не выносит приговора. Он вместе со зрителями размышляет над жизнью страны, над судьбами людей.
Семь выдающихся полотен создал Василий Суриков. Семь событий из жизни России. Семь мощных эмоциональных взрывов. Поистине, для русского человека семь – магическое число.
Картина «Утро стрелецкой казни»
1881г.
…Картина «Утро стрелецкой казни». Раннее утро. Красная площадь.
Башни Кремля и витые купола Василия Блаженного еще в сумрачной дымке.
На Лобном месте и вокруг него – осужденные на смерть стрельцы. Сам царь Петр только выехал из Спасских ворот верхом на сером коне и тут… встретился взглядом с рыжебородым стрельцом! Фигура царя расположена на втором плане. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне
Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента.
Раннее осеннее утро после дождливой ночи, когда над площадью еще висит туман, служит серым фоном, на котором тем явственнее проступают белые рубахи осужденных стрельцов и огоньки свечей в их руках. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Белые рубахи и серый фон, смягчают яркие одежды жителей тех времен. Красный платочек маленькой девочки и золототканый кафтан стрелецкой жены переводят взгляд зрителя на скорбящий народ.
Картина «Меншиков в Березове»
1883г.
Суриков написал полотно «Меншиков в Березове» в середине 1883 год.
За счет этого он стал называться не только художником, но и живописцем-историком. Ему удавалось с точностью отображать различные исторические события. Так, на картине «Меншиков в Березове» изображен один из самых сильных сподвижников Петра I – Александр Меншиков. Этот человек существовал на самом деле. Из истории известно, что после того, как умер Петр Великий, у Меншикова отобрали все полученные ранее награды, после чего его с семьей отослали в Сибирь, а точнее в город Березов.
Художник изобразил маленькое, тесное, неуютное помещение, в котором приходится коротать свои дни не только Александру, но и всем его близким. Эта комната больше напоминает тюремную камеру, нежели домик для большого семейства. Потолок очень низкий, поэтому передвигаться здесь высокому человеку (а таким как раз и был Меншиков) довольно сложно. Через маленькое окошко в дом почти не поступает свет. Старшая дочка Меншикова склонилась над книгой, чтобы увидеть хоть что-то.
На полках – несколько икон.
Из-за тесноты ограничиваются некоторые движения людей, которые находятся в данной комнате. Лица всех очень печальные. Этим Суриков как бы подчеркивает безысходность человеческой судьбы. Даже колорит картины повышает создавшуюся напряженность. Здесь нет ярких красок, что еще больше подчеркивает подавленность настроения Меншикова.
Картина «Боярыня Морозова»
1887г
Картина В.Сурикова «Боярыня Морозова» знаменита своими гигантскими размерами и была написана художником в 1887г, изображающая сцену из периода церковного раскола в 17 веке. Сюжет был написан, вспоминая своё детство, проведённое в Сибири, где холод и сильные морозы. На данном полотне Суриков представил победоносный образ несломленной женщины, везущую в острог. В силу своих убеждений она отказалась принять так называемую «новую веру». За что и поплатилась.
Морозова была подвергнута пыткам и отправлена в ссылку.
В центре картины видна боярыня, богато одетая, в шубе из бархата, которая едет на санях-розвальнях.
Её черты лица суровы и бескровны, лихорадочный блеск в глазах, показывает тяжесть его положения. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её, а народ сочувствует ей и переживает её трагедию. Некоторые кланяются ей, а некоторые в толпе считают её сумасбродкой.
Одетый убого и грязно, юродивый, провожает женщину с жалостью. Играя на контрасте разных судеб, художник изобразил в толпе обутых и одетых горожан, одетого в убогое и грязное одеяние юродивого, провожающих боярыню в последний путь. Среди персонажей картины, художник изобразил себя в роли странника, скитающегося по сёлам и городам.
Картина «Взятие снежного городка»
1891г
Душа русского народа всегда жаждет праздников и шумных гуляний. А такие крупные праздники как Масленица мы привыкли отмечать с размахом.
На родине Василия Ивановича Сурикова есть необычная забава. Из снега возводятся снежные крепости, а в последний день Масленицы устраивали потешный штурм. Посмотреть на взятие городка из снега всегда собиралось много желающих.
Именно этой необычной забаве и посвящена работа Сурикова «Взятие снежного городка» .
Картина была написана в 1891 году. Работа выполнена на холсте маслом. Объём полотна является не маленьким и составляет 156х282 см.
Картина отличается оптимизмом и динамикой, который обычно не свойственен для автора. В центре картины запечатлён момент триумфа мужчины на чёрном коне, прорвавшим оборону снежной крепости.
На лице победителя отображена уверенность, оторвавшегося от погони всадника. Позади остались оборонители крепости, которые вслед машут ему ветками, очевидно всадника на пути к победе немало попотчевали хворостинами. Ну и, конечно же, ни одно зрелище не может обойтись без толпы зрителей. Суриков тщательно прорисовывает не только лица людей, но и предметы туалета и гардероба. И всё это происходит на фоне чистейшего снега. Именно белый фон создаёт ту самую контрастность, которая требуется для максимального акцентирования внимания на людей в картине.
Картина «Покорение Сибири Ермаком»
1895г.
Эта картина далась автору непросто, он писал ее года четыре. Закончил над ней работу только в 1895 году. Ведь он совсем не случайно решил написать именно эту картину, потому, что очень значимым оказалось для России освобождение от татарского хана. Помимо этого, сам автор был рожден на Сибири, поэтому испытывал глубокие чувства к своей Родине.
На полотне картины изображено сражение отряда отважного Ермака с кучумовцами. Четко видно, что русские берут «верх». Сам же герой никак не выделен художником, как бы сообщая о том, что полководец не слишком-то и выделял себя из отрядов своих воинов. Единственное, что выдало нам атамана, это его рука, точнее жест, который твердо и решительно направляет свои войска на битву и в атаку.
Лица казаков наоборот выражают бурю различных эмоций – несокрушимые воля и стремление к победе и свободе. Не важно, что битва только в разгаре, но уже четко видно, как и чем закончится сражение. Поверженные, полчища татар в панике бегут с поля битвы.
Картина «Переход Суворова через Альпы»
1899г
Яркое полотно в духе демократического реализма.
В основе сюжета – историческое событие — антифранцузская кампания русских войск в Швейцарских Альпах. Полководец выбрал этот кратчайший путь, имея цель как можно скорее проникнуть в Швейцарию для соединения с русскими войсками и вместе перенести военные действия на территорию Франции. Беспрецедентный случай в истории военных действий – поход в горы в зимних условиях – остался без смысла: кампания потерпела неудачу по вине австрийцев, обещавших оказать военную помощь.
Война второй антифранцузской коалиции с Наполеоном была проиграна и закончилась Амьенским миром между Великобританией и Францией. Император Павел I пожаловал Суворову не только чин генералиссимуса, но и титул – князь Италийский.
Композиция картины очень динамична. Она построена по принципу движения сверху вниз. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. Фигура его миниатюрна, а не величественна, и скорее сливается с солдатской массой, чем выделяется из нее: он тоже в простом походном плаще и с треуголкой, как и его воины. Солдаты, наполняющиеся энтузиазмом при взгляде на Суворова, улыбаются в ответ и бесстрашно съезжают по крутому заснеженному склону горы. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами.
Картина «Степан Разин»
1906г.
Первоначальным замыслом картины «Степан Разин» была легендарная романтическая история о том эпизоде из жизни мятежного атамана, когда он бросает за борт в набежавшую волну свою возлюбленную, персидскую княжну.
Демонстрация моральной победы вожака и предпочтение интересов возглавляемого войска над личными интересами, увлекала многих великих художников и поэтов. Но Суриков отказался от воплощения этой традиционной идеи, сосредоточившись на внутреннем мире человека, думы которого охватывают проблемы более широко масштаба, несопоставимого с личными трагедиями отдельно взятых людей.
Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Над горизонтом занимается заря, окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее пространство картины. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел. Гребцы в напряженных позах, с сосредоточенными лицами, всецело погружены в действие, которое придает ускорение судну. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса делает ладью внешне схожей с огромной птицей в полете. В центре картины, на фоне гребцов и паруса сидит, погруженный в свои думы, главный герой – Степан Разин.
Лето 1915 года Василий Иванович провел на юге, в Крыму. Он много загорал, подымался в горы. Такие нагрузки оказались слишком тяжелыми для его больного сердца. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года.
На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник
(скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани),
там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей - усадьба. Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составила основу коллекции при открытии дома-музея.
Список литературы:
Ворона
Как нарисовать китайскую розу
Учимся ткать миленький коврик
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Городецкая роспись