Творческий проект учащейся
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_moroshku.doc | 742.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 14 с углубленным изучением
отдельных предметов имени Я.И. Лейцингера»
ПРОЕКТ
«ПО МОРОШКУ»
(«пуфы» как основной элемент костюма в стиле лоскутного шитья)
Выполнила:
ученица 8 «Б» класса
Откупщикова Анна
Руководитель:
учитель технологии
Ю.А.Балеевская
2015 г.
Содержание
С самого раннего детства мне очень нравится что-либо делать своими руками. Люблю плести из разноцветных ниток, вязать, вышивать крестиком, шить, мастерить набивные игрушки.
Ведь любая вещь, выполненная своими руками, уникальна и прекрасна по-своему. А рукоделие вообще развивает художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает наш внутренний мир и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Но самое главное заключается в том: когда мы пробуем, творим и делаем, то вкладываем в это душу и сердце.
На уроках технологии наш учитель, Юлия Александровна, учит нас воплощать мечты в реальность. Знания и умения, полученные на уроках, литература из библиотеки, интересные идеи, подсказанные самой жизнью, творческое вдохновение и позитивный настрой – вот и всё, что нужно для начала работы. А если возникнут трудности, можно посоветоваться с учителем!
Проектные работы уже не пугают меня. Даже наоборот, это возможность попробовать свои силы, всё правильно рассчитать и довести до логического конца. Значимо и то, что в проектной деятельности необходимо применять знания и умения из разных учебных дисциплин. Ведь нужно посмотреть материал по истории – это интересно. При расчете себестоимости изделия вспоминаем математику. Эскиз – это уже элементы черчения. А правильно и грамотно оформить материал помогают знания русского языка и литературы.
Многое на нашем Русском Севере удивительно и уникально: и история, и люди, и природа, и даже ягоды, ведь только у нас растет необыкновенно ароматная и вкусная морошка, отличающаяся от всех ягод формой и, если можно так сказать, цветовой гаммой. Именно морошка, которую я собирала летом на болоте, подсказала мне основные идеи будущего костюма: яркие, сочные, жизнеутверждающие тона с объемными деталями.
Но как воплотить родившуюся идею в жизнь? Подсказка нашлась тут же, в лесу, стоило только опустить голову и присмотреться к тому, что у тебя под ногами. Да это же лоскутное одеяло, причудливо и умело сшитое из разноцветных листьев самой матушкой-природой! Итак, чтобы изделие было праздничным и нарядным, я попробую осуществить задуманное в технике лоскутного шитья, а объем деталям придам с помощью «искусственного мха» - синтепона.
Цель моего проекта - создание «пуфов» как основного элемента костюма в стиле лоскутного шитья, закрепление умений и навыков выполнения работ, полученных на уроках технологии.
Для достижения цели мне предстоит решить ряд задач:
- более подробно изучить историю и технику лоскутного шитья;
- определиться с выбором ткани;
- соблюдая правила охраны труда и техники безопасности, качественно выполнить работу.
До недавнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Однако первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Сейчас принято считать, что техника лоскутного шитья зародилась в Англии, а затем постепенно распространилась в других странах.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».
Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами, шитьем. Самые мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью.
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворк) переживает свое второе рождение. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.
Лоскутная техника в виде объемных «подушечек» или «пуфиков» используется для создания легких и теплых одеял, декоративных подушек и нарядных покрывал. Из-за своего своеобразного внешнего вида такая техника получила еще одно название – «бисквитная».
Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветьем лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы как для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), так и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).
4. Подбор материалов и инструментов для создания «пуфов» как основного элемента костюма в стиле лоскутного шитья
Каждый пуфик состоит из трех слоев: сначала идет подкладка из прочной плотной ткани по типу бязи или сатина, потом следует набивочный материал (обычно это вата или обрезки синтепона) и завершает конструкцию квадратный верх из тонкой ткани (ситец, желательно в мелкий рисунок, особенно подойдут мелкие клетка и горошек) яркой расцветки. Именно такие материалы я и подобрала.
Инструменты для создания «пуфов» – иголка, портновские булавки, портновский мел, ножницы.
Ручные швейные иглы бывают разной толщины и длины. Иголки обозначаются номерами от №1 до №12, и чем выше номер, тем иголка толще, причем толщина иголок двух соседних номеров одинаковая, а длина при этом разная. Иголки нечетных номеров длиннее, чем иголки четных номеров. Чем толще ткань, тем выше номер иглы и наоборот. Булавки используются для скалывания отдельных деталей для примерки и подгонки.
Нитки катушечные различных цветов. Нитки нужно подбирать по толщине в зависимости от толщины ткани и номера иглы. Правильно подобранные игла и нитки, позволят сделать швы более аккуратными. Для подбора ниток и иголок мне помогла таблица соответствия ткани, номер игл и номер ниток (таблица 1).
Ножницы средней длины(16-18см) считаются универсальными: ими удобно кроить небольшие детали.
Наперсток! При выполнении ручных швов всегда используйте это простое приспособление. Наперсток предохраняет средний палец руки от укола иглы. Подобрать наперсток нужно точно по размеру, чтобы он был в меру свободным, но и не соскакивал с пальца. Слишком тесный наперсток сдавливает палец, вызывая онемение, тем самым причиняет неудобство в работе.
Мел понадобится для рисования выкройки на ткани, для обведения контура лекала. Вместо мела можно использовать обмылок предварительно хорошо высушенный.
Техника безопасности при выполнении ручных работ:
1. опасности в работе:
- повреждение пальцев иглой или булавкой;
- травма рук ножницами;
- травма глаз.
2. До начала работы нужно:
- посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
- положить инструменты в отведенное для них место.
3. Во время работы:
- быть внимательной к работе;
- надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
- вкалывать иглы и булавки в игольницу;
- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
4. По окончании работы:
- посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;
- убрать рабочее место.
Рабочее место для работы должно быть хорошо освещено, но свет не должен слепить глаза.
Чтобы не уставали глаза, пальцы, нужно делать перерывы в работе через каждые 30мин. Ещё лучше чередовать занятие шитья с другой работой.
Перед началом работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым.
Изделия в такой объемной лоскутной технике изготавливаются по определенной технологии.
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Инструмент, приспособления |
1 | Выкраиваем два квадрата: для основы – 6,5 см на 6,5 см; для верха – 8 см на 8 см. | Карандаш или мелок, выкройка или линейка, ножницы |
2 | Квадрат подкладочной ткани складываем по диагонали, на сгибе делаем небольшой надрез. | Ножницы |
3 | Изнаночную сторону подкладки соединяем с изнаночной стороной верха и, совмещая углы, скалываем их булавками. | Булавки |
4 | С каждой из четырех сторон закладываем в центральную складку всю лишнюю ткань верха и аккуратно сострачиваем получившийся квадрат. Для прочности края припуска можно прошить зигзагом. | Швейная машина, ножницы, детали кроя |
5 | Таким же образом изготавливаем нужное количество пуфиков и соединяем их на швейной машине. Сшиваем полосами. | Швейная машина, ножницы, детали кроя |
6 | Каждый пуфик набиваем через разрез на подкладке синтепоном, но не очень туго, чтобы пуфики были легкими, тщательно расправляя складки и комки. Затем разрезы на подкладке зашиваем вручную. | Синтепон, ножницы, нитки |
7 | Пришиваем общую подкладку. Необходимая деталь костюма готова. | Швейная машина, ножницы |
«Пуфы» делали из остатков и обрезков тканей, выкраивая необходимые квадратики и подбирая их по цветовой гамме, наполняли остатками-кусочками синтепона. Поэтому никаких денежных затрат на изготовление «пуфов» не понадобилось.
Работы выполнялись в дневное время суток, чтобы не портить зрение, поэтому затраты на электроэнергию равны нулю.
Создание «пуфов» – экологически чистый процесс. Оно безотходно (обрезки ниток и ткани минимальны) и безвредно (не выделяются вредные вещества, нет веществ, загрязняющих воду и почву). Рабочее место я содержала в чистоте: своевременно выбрасывала мусор, остатки ниток и ткани в мусорное ведро. Нитки и ткань состоят из натуральных волокон. Своё изделие я шила из экологически чистых материалов. И, следовательно, мое изделие не приносит никакого вреда природе.
Вреда своему здоровью во время изготовления «пуфов» я не нанесла, так как соблюдала все правила гигиены и безопасной работы, шила не более 40 минут в день с перерывами.
«Пуфы», которые я сделала своими руками, мне очень понравилась.
Во-первых, шить их было достаточно легко: технология изготовления оказалась простой, доступной и понятной. Главное, соблюдать определенные правила пошива.
Во-вторых, мои «пуфы» получились необыкновенно красивыми: яркими и сочными, как северная ягода морошка. «Пуфы» в стиле лоскутного шитья стали той деталью костюма, которая придает изделию неповторимость, индивидуальность, праздничность. Костюм «По морошку» в стиле лоскутного шитья радует глаз, привлекает внимание окружающих своей оригинальностью и самобытностью.
В-третьих, я получила истинное удовольствие и удовлетворение от проделанной работы, от того, что узнала новую технологию и научилась применять ее на практике. Изготовление «пуфов» - очень кропотливое и трудоемкое дело, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, чего мне иногда недостает.
Вы хотите быть индивидуальностью, выделяться из толпы, иметь свой вкус и чувство стиля, шейте сами! Создавайте свои коллекции.
А если не умеете или что-то не получается, то приходите к нам, в МБОУ СШ № 14, и мы будем рады Вам помочь и поделиться с Вами накопленным опытом.
Рене Берг "Шьем сами. Корректировка выкроек, инструкции по шитью", 144 с.
Шелковая горка
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Бабочка
Снегири и коты
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью