цель работы: исследовать цветную перевить.
Вложение | Размер |
---|---|
научно -исследовательская работа | 74.5 КБ |
Конкурс научно-исследовательских,
проектных и творческих работ учащихся
«КАЛУЖСКАЯ ЦВЕТНАЯ ПЕРЕВИТЬ»
Вид работы – научное исследование
НОМИНАЦИЯ:
Школа №7, класс 4, Потылико Ирина
Руководители работы – Королева Галина Владимировна
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Калужский народный костюм
Виды одежды.
Значение вышивок.
Символика вышивки.
2. «Калужская цветная перевить».
Особенности вышивки.
Технология создания перевити.
3. «Калужская цветная перевить» и современность.
Заключение
Приложения
Фотографии народного костюма
Узоры калужской народной вышивки М.Н. Гумилевской.
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Все девочки, с самого раннего возраста очень любят нарядные платья. Одним мамы шьют сами, другим покупают в магазине. Все изделия очень красивы, пышны, нарядны, в блёсках. Одевая эти платья, каждая девочка начинает себя чувствовать маленькой принцессой. Не скрою, я тоже не равнодушна к такому виду одежды. Но когда все девочки встречаются на празднике, то отличить их друг от друга просто не возможно. Да, это красиво, нарядно, но безлико, не хватает какой-то «изюминки». В новом учебном году у нас начали вести кружок «Изучаем родной край». На одном из этих занятий нам рассказали о местном национальном костюме. И я хочу сказать, что душа моя замерла. Не могла поверить, что так интересно, красиво и индивидуально одевались жители в нашей Калужской области. Именно в таких нарядах проявлялась личность и характер хозяйки.
Такая неповторимость костюмов создавалась за счёт элементов украшения, а в частности - вышивки. И мне захотелось узнать об этой вышивке, о её уникальности и особенности.
Цель работы: исследовать калужскую цветную перевить, её особенности и современное использование мотивов этой вышивки.
Задачи:
Для решения поставленных задач я решила посмотреть на калужские костюмы сама. Для этого посетила Дом мастеров и Калужский краеведческий музей (см. Приложение , рисунки 1 и 2). Также кроме одежды там были представлены и полотенца (см. Приложение, рисунки 3).
В доме мастеров мне рассказали, что в Калужском крае был распространён древний по происхождению комплект из рубахи, юбки-понёвы, головного убора «сороки» и передника «занавески» (см. Приложение, рис. 4 - 6). В Калужском крае народный костюм носили в некоторых уездах вплоть до начала XX в. Так что, если посмотреть на костюм в целом (рис. 7), то создаётся впечатление очень нарядного, удобного и практичного костюма, красиво украшенного вышивкой, что делало костюм красивее и богаче.
Но вышивка имела и другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлениям наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Поэтому основное значение вышивки в древности — охранительное. Охранительным узором вышивки покрывались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.
Также узоры вышивок с древнейших времен несли смысловое значение.
В узорах особое место занимали солярные знакам — символы солнца. Издавна ими считались круг, прямой четырехконечный крест, круг с радиусами, круг с вписанным в него крестом (см. Приложение, рис. 8). Солярные знаки часто вышивались рядом с всадниками, олицетворявшими солнечное божество (см. Приложение, рис. 9). Вышивая эти знаки, мастерицы как бы молили солнце послать больше тепла на крестьянские поля, согреть все живое своим светом. Ряд женских фигурок с поднятыми вверх руками — «куколки» — как бы изображал эту мольбу (см. Приложение, рис. 10). Вестниками солнца были многочисленные птицы. В вышивке это «павы» с изящным контуром туловища и пышным хвостом, более скромные петухи и другие изображения (см. Приложение, рис. 11). Различные ромбы были символами плодородия, они как бы изображали крестьянские поля: ромбы с перекрестьем посередине — засеянное поле, ромбы с продленными и загнутыми крюками сторонами — поле, давшее всходы (см. Приложение, рис. 12). Такую же символику имел орнамент в виде небольших ростков с завивающимися побегами. Вышитые на женском костюме, эти узоры несли в себе пожелания счастья и процветания семье, а двуглавая птица на головных уборах была символом пожелания счастливого материнства (см. Приложение, рис. 5).
С давних времён во всех уголках России занимались женщины вышиванием. И мне стало интересно, можно ли отличить калужскую вышивку среди большого разнообразия вышивок. В Приложении на рисунке 13 представлены вышивки из разных районов нашей страны: архангельская, вологодская, новгородская, костромская, владимирская, орловская, воронежская, рязанская, смоленская и калужская. И нашу вышивку ни с какой другой не перепутаешь. От всех она отличается декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданными своеобразным приемом вышивания - "цветной перевитью". На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки четко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического характера. Отдельные вкрапления синего, желтого, иногда зеленого цвета, оживляя фигуры и вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки.
Рассмотрим последовательно процесс вышивания перевитью.
1. Готовится неперевитая сетка (полотно)– вырезаются и выдёргиваются на желаемом размере вышивки нитки (рисунок 14);
2. Выполнение узора методом штопки (стланью) по неперевитой сетке (рисунок 15). «Стлань» делается обычно нитками светлых тонов — белыми или желтыми. Мотивы, вышитые стланью, получаются очень плотными, без всяких просветов.
3. Перевивается сетка цветной нитью (рисунок 16). Оставшуюся кругом узоров сетку перевивают толстой цветной ниткой (чаще всего красной или синей). Каждый столбик перевивают несколько раз, переходя от вертикального к горизонтальному уступами по диагонали.
4. Работа готова (рисунок 17).
Остаётся только удивляться фантазией, терпением и аккуратностью калужских мастериц. Изучив смысл узоров, мне тоже захотелось придумать что-нибудь своё, а потом попробовать это и вышить. Платье у меня будет самое замечательное с такой вышивкой. На рисунках 18 и 19 можно увидеть, что я придумала.
Древние традиции калужской народной вышивки не исчезли бесследно. В 1924 г. была основана Тарусская артель вышивальщиц (позднее фабрика художественной вышивки), где работали в основном женщины из окрестных селений совместно с представителями художественной интеллигенции. 300 образцов народной вышивки были собраны по деревням. В работах мастериц Тарусской артели воспроизводились узоры, сохранялась цветовая гамма и техника цветной перевити. Первым главным художником фабрики была Маргарита Николаевна Гумилевская (1895-1985), заслуженный деятель искусств РСФСР28. В 1924 г. она совершила поездку в с. Корекозово и д. Поляна Перемышльского района для зарисовки узоров вышивки. В коллекции Калужского краеведческого музея хранятся материалы личного фонда художницы, альбомы с ее рисунками и эскизами . Орнамент некоторых вышивок, воспроизведенный на рисунках М.Н. Гумилевской, не имеет аналогов в собрании музея.
Коллекция народной вышивки Калужского краеведческого музея дает представление о развитии этого вида художественного мастерства более чем за 150 лет. В узорах вышивки, украшавшей женский костюм и полотенца, нашли отражение духовный мир, эстетические и нравственные представления многих поколений. К этому бесценному источнику русской культуры постоянно обращаются и в наши дни. Коллекция музея не лежит мертвым грузом. Она вызывает интерес людей самых разнообразных профессий. Архитекторы, планируя застройку современной Калуги, используют в декоре зданий традиционный орнамент. Учителя, знакомя детей с прошлым нашей Родины, рассказывают о древних вышитых узорах. Популярная цветная перевить, украшающая современную одежду, получила известность во многих странах под названием тарусской вышивки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
1. http://www.ru.narod.ru/bks/kalujsk/kalujsk.htm Калужская народная
вышивка М.Н. Гумилевская
2. http://www.liveinternet.ru/users/vse_sama/post222402486/ Строчевое
шитьё, или "калужская цветная перевить"
народное прикладное искусство. Мастерство русских вышивальщиц.
5. Сафонова Г.Б. Народная вышивка Калужского края. Калуга: 1994. 6. Вышивка и народный костюм Калужского края по материалам частных коллекций. Калуга: 1997.
Машенька - ветреные косы
Городецкая роспись
Как нарисовать ветку ели?
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
И тут появился изобретатель