-
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnaya_kukla.docx | 30.65 КБ |
proekt_narodnaya_kukla.pptx | 2.72 МБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Аркадьевка»
Архаринского района Амурской области
Проектно-исследовательская работа по теме:
«Народная кукла»
Выполнила: Бучинская Зарина,
ученица 2 класса
Руководитель:Моторкина Елена Николаевна,
учитель начальных классов
с. Аркадьевка, 2018г.
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………
1.Введение………………………………………………………………………...
2. Из истории возникновения народных кукол………………………………….
2.1. Куклы-обереги………………………………………………………………..
2.2. Игровые куклы……………………………………………………………….
2.3. Обрядовые куклы…………………………………………………………….
3. Исследование……………………………………………………………………
4. Заключение……………………………………………………………………...
5. Литература………………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….
Аннотация
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в игрушки. Игрушки из глины и дерева, соломы и бересты. Игрушки-обереги и потешки, свистульки и стригушки. Всё это – народные игрушки, дарящие людям любовь и доброту. Тряпичная кукла - вид народной игрушки, это наша история, традиции, культура.
Данная работа представляет собой исследовательский проект. Работая над проектом мы узнали о видах традиционной народной куклы, как выглядели куклы, в которые играли наши бабушки. Мы узнали много интересного о разновидностях и особенностях каждой куклы, смогли самостоятельно изготовить некоторые виды кукол, и поняли, что кукла, сделанная своими руками – это особенная кукла, близкая и самая дорогая. Нам было интересно, как относятся наши одноклассники и обучающиеся нашей школы к народным куклам. Что они знают о них.
Мы провели анкетирование. По результатам опроса мы пришли к выводу, что большинство учащихся не знают о народных куклах, и хотели бы узнать историю их возникновения, научиться делать народные куклы.
1. Введение
Тема нашей работы актуальна, потому что 99% опрошенных обучающихся нашей школы не знают о народных куклах, об истории их возникновения, о видах и типах народных кукол.
Наше желание знать, какой же была народная кукла, как ею играли, и что она значила, это естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она спутник всех детских игр.
Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь в добром деле.
Вот почему часто кукла могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям.
Мир народной куклы интересен и разнообразен. В наше время сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, ведь она почти исчезла из повседневного быта. А ведь когда то кукла имела огромное значение в воспитании девочек: они учились рукоделию, учились проигрывать житейские ситуации на куклах, учились быть мамой. Именно этих, казалось бы простых навыков, не хватает современным девочкам .
В наше время на прилавках магазинов мы встречаем куклы производства Китая, Кореи, США, изготовленных из экологически вредных материалов. Дети просят своих мам купить : Барби, Монстр-Хай и другую импортную продукцию. А нам хочется видеть и покупать игрушки, отражающие наши традиции, несущие в себе тепло души их создателей. Поэтому в 21 веке мы хотели бы видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и сделанные своими руками.
Мы пришли к выводу, что необходимо провести исследование, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной тряпичной куклы. И есть ли у ребят нашей школы такие куклы.
В своей работе мы использовали литературу:
1. Артамонова Е.В. «Куклы». – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во ЭКСМО – МАРКЕТ, 2000г.
2. Горичева В.С. Куклы. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия, Ко”, 1999г.
3. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979г.
4. Князева Е. И «Мир кукол», Санкт-Петербург 2002г.
Цель работы:
1. Изучить историю возникновения народной куклы.
2. Пробудить интерес к традиционной народной кукле.
Задачи:
1. Познакомиться с историей возникновения народной куклы.
2. Изучить виды кукол.
3. Изучить технологию изготовления народных кукол.
4. Изготовить обереговые и игровые куклы.
5. Провести исследование, есть ли народные самодельные куклы у моих сверстников. И знают ли они историю народной куклы.
6. Сделать выставку народных кукол.
7. Провести мастер-класс по изготовлению народной куклы.
Гипотеза: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Объект исследования - традиционная русская кукла.
Предмет исследования – процесс изготовления традиционной русской куклы.
Методы исследования:
2. Из истории возникновения народной куклы
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. На изготовление кукол шли подручные материалы: солома, береста, глина, дерево, мочало, камыш, корни травы, сучки и ветки деревьев. Традиционной игрушкой в быту русской деревни была тряпичная кукла. Совсем маленьким детям куклы шили мамы, бабушки и старшие сёстры. Но с пяти лет такую «потешку» могла сделать любая девочка. Чем старше становилась девочка, тем более затейливой становилась её кукла. В кукольных играх девочки учились шить, вышивать, прясть. Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Их берегли в коробах, корзинах. Брали на жатву, на посиделки, складывали в приданое.
Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Обычно куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь.
Способы изготовления кукол передавались девочкам от мам и бабушек и закреплялись традициями, и считалось, что чем они древнее, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. Именно поэтому способ изготовления куклы нельзя было изменять.
В русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками. Люди верили в их «чудесную силу» и замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит поговорка.
Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия, а еще, зримым посредником между миром детства и миром взрослых. В каждом роду сохранялись свои приемы изготовления таких кукол.
В нашем селе куклы делали из остатков шерстяной пряжи. Ведь почти в каждом дворе разводили овец и коз. Пряжу из шерсти этих животных использовали для вязания носков, варежек, свитеров и жилеток. А из остатков пряжи делали игровые куклы-веселушки.
По своему назначению куклы делятся на три группы: куклы-обереги, игровые, обрядовые.
2.1. Куклы-обереги
В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Все помнят сказку А.Н.Афанасьева «Василиса Прекрасная», в которой кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга.
Берестушка- получила распространение на севере России. Её изготавливали из бересты свернутой в трубочку. Во внутрь вкладывали молитву. Такую куклу делала и дарила ребёнку бабушка, поэтому её и называли «бабушкина кукла».
Бессоница - это магическая колыбельная кукла. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель. На праздник Святой Параскевы женщины сообща изготавливали большую куклу "Параскевы Пятницы", на "руку" которой вешали всевозможные предметы женских рукоделий.
Куколки «День и Ночь» оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Колокольчик - кукла добрых вестей. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
К обеговым куклам относятся: «неразлучники», «мировое дерево», «лихоманки», «зернушка», «кукла-веник»
2.2. Игровые куклы
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Часто таких кукол делали сами дети.
Самая распространенная детская игровая кукла - Стригушка. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становилось скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.
Столбушки. Среди русских крестьянских девочек была распространена игра «в свадьбу». Для этой игры девочки делали куколок - столбушек. Дети старались скопировать не только основные действа свадебных обрядов, но и костюмы персонажей.
Кулачник - это бойцовая кукла для мальчиков.
Кукла-перевёртыш или Девка-Баба: при повороте такая кукла превращается в одного из героя в другого.
Простоволоска – игровая кукла, которую шили девочки начиная с семи лет
2.3. Обрядовые куклы
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Кукла Коза. Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.
Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Домашняя Масленица. Масленица - древний языческий праздник до крещения Руси и посвящался поклонению Солнца, дающему жизнь и силы всему живому. Именно в честь солнца пекли блины - обрядовую пищу. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. Оберег делался на год. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище, а на следующем празднике сжигался или пускался по воде.
Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла Десятиручка помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной. Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.
Кукла Московка - другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе шесть. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как Москва- мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.
Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых.
К обрядовым куклам относятся «Спиридон-солнцеворот», «Крестец», «Птица-радость», «кукла Пасха».
Мы сделали вывод, что кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства.
3. Исследование
Мы решили провести анкетирование и выяснить, в какие игрушки играют наши одноклассники, и что им известно о народных куклах.
Было опрошено 20 обучающихся нашей школы. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
4.Какие народные куклы вам известны?
Результаты опроса приведены на диаграммах.
Вывод: наши сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие. Поэтому мы решили поделиться своими навыками. Мы провели мастер-класс с обучающимися начальной школы по изготовлению кукол-оберегов, игровых кукол, сделали выставку народных кукол, где каждый мог узнать из чего сделана кукла, какая роль ей отводилась на руси.
4. Заключение
Традиционная тряпичная кукла в современной России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Куклу создает человек, и она является частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
В результате проделанной работы мы познакомились с историей появления народной куклы, её назначением и с технологией её изготовления.
Проведя опрос, мы выяснили, что в куклы играют почти все дети, но о народных игрушках знают не многие.
Мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. В результате опроса мы выяснили, что нашим сверстникам нравится мастерить игрушки и играть с ними. Родители легко могут смастерить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами.
Это подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа. Они напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».
Результатом нашего исследования стали куклы - обереги, игровые куклы, обрядовые, сделанные своими руками.
6. Список литературы:
1. Артамонова Е.В. «Куклы». – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во ЭКСМО – МАРКЕТ, 2000г.
2. Горичева В.С. Куклы. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия, Ко”, 1999г.
3. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979г.
4. Князева Е. И «Мир кукол», Санкт-Петербург 2002г.
Интернет-ресурсы:
Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery. –2014.
Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka. –2014.
Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz .- 2014.
Слайд 2
Народные куклы Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Аркадьевка» Автор: Бучинская Зарина, ученица 2 класса Руководитель: Моторкина Елена Николаевна, Учитель начальных классов МОБУ «СОШ с. Аркадьевка» 2018 год
Слайд 3
Цель работы : 1. Изучить историю возникновения народной куклы . 2. Пробудить интерес к традиционной народной кукле . Задачи : 1. Познакомиться с историей возникновения народной куклы . 2. Изучить виды кукол . 3. Изучить технологию изготовления народных кукол . 4. Изготовить обереговые и игровые куклы . 5. Провести исследование , есть ли народные самодельные куклы у моих сверстников . И знают ли они историю народной куклы . 6. Сделать выставку народных кукол. 7. Провести мастер-класс по изготовлению народной куклы.
Слайд 4
Гипотеза : на народную игрушку не влияет время , и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых . Объект исследования - традиционная русская кукла . Предмет исследования – процесс изготовления традиционной русской куклы . Методы исследования : анкетирование ; изучение литературы ; систематизация полученной информации .
Слайд 5
Результаты анкетирования учеников нашей школы Какие игрушки у тебя есть?
Слайд 6
Результаты анкетирования учеников нашей школы Из чего раньше делали игрушки?
Слайд 7
Результаты анкетирования учеников нашей школы Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?
Слайд 8
Результаты анкетирования учеников нашей школы Для чего игрушки служили на Руси ?
Слайд 9
Результаты анкетирования учеников нашей школы Какие народные куклы Вам известны?
Слайд 10
Куклы обереги
Слайд 11
Бессоница - это магическая колыбельная кукла. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель. На праздник Святой Параскевы женщины сообща изготавливали большую куклу " Параскевы Пятницы", на "руку" которой вешали всевозможные предметы женских рукоделий.
Слайд 12
Куколки «День и Ночь» оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его. Колокольчик - кукла добрых вестей. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Слайд 13
Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
Слайд 14
Стригушка . Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Игровые куклы
Слайд 15
Столбушки . Среди русских крестьянских девочек была распространена игра «в свадьбу». Для этой игры девочки делали куколок - столбушек . Дети старались скопировать не только основные действа свадебных обрядов, но и костюмы персонажей.
Слайд 16
Кулачник - это бойцовая кукла для мальчиков .
Слайд 17
Кукла-перевёртыш или Девка-Баба : при повороте такая кукла превращается в одного из героя в другого. Простоволоска – игровая кукла, которую шили девочки начиная с семи лет
Слайд 18
Обрядовые куклы Кукла Коза. Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.
Слайд 19
Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Слайд 20
Кукла Многручка помогала девушке или молодухе в хозяйстве. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным . Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
Слайд 21
Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам.
Слайд 23
Вывод В результате опроса мы выяснили, что нашим сверстникам нравится мастерить игрушки и играть с ними. Родители легко могут смастерить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. Это подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Барсучья кладовая. Александр Барков
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Как зима кончилась
Снег своими руками