С раннего детства я люблю рисовать. Когда я занят творчеством, у меня улучшается настроение, ведь рисование – невероятно увлекательное занятие. Ты можешь создать удивительный мир, полный необычных образов, персонажей, любимых героев. Оказывается, рисовать можно не только карандашами и кисточками! Я попробовал рисовать разными материалами и инструментами в разных техниках. Увлекли меня нетрадиционные техники рисования. Подробнее знакомясь с разными материалами и приёмами рисования, я захотел узнать историю рисунка.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1.docx | 34.51 КБ |
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ЕСЛИ НЕТ КИСТОЧКИ И КАРАНДАША…
Выполнил: Харюшин Александр Денисович
ученик 2 Б класса МБОУ «СОШ №1»
г.Северобайкальск
Руководитель: Сыренова Наранма Сергеевна
учитель начальных классов
г.Северобайкальск
2018г.
Содержание
Введение …………..……………………….………………………………….....3 - 4
Глава 1. Из истории рисунка.......................................................................................5
Глава 2. Художественные материалы. Техники рисования.…………..……..……6
2.1 Художественные материалы...……………………………………………..……6
2.2 Техники рисования …………………….……………….…...…………….....6 - 7
2.3 Анкетирование учащихся класса ………………………………………..….7 - 9
2.4 Нетрадиционные техники рисования...….……………………………..….9 – 12
Заключение………….…………………………..…………………………………13
Список литературы……...………………………………………………………..14
Введение
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
Валентин Берестов
С раннего детства я люблю рисовать. Когда я занят творчеством, у меня улучшается настроение, ведь рисование – невероятно увлекательное занятие. Ты можешь создать удивительный мир, полный необычных образов, персонажей, любимых героев. Посмотрите, какой разноцветный мир вас окружает! Цветом можно изобразить даже своё настроение, свои мечты и фантазии. Когда появляется какой – то навык в рисовании, хочется научиться новому. Оказывается, рисовать можно не только карандашами и кисточками! Я попробовал рисовать разными материалами и инструментами в разных техниках. Увлекли меня нетрадиционные техники рисования. Подробнее знакомясь с разными материалами и приёмами рисования, я захотел узнать историю рисунка.
Актуальность данного исследования в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей.
Работу я назвал «Если нет кисточки и карандаша…».
Объект исследования: нетрадиционные техники рисования.
Предмет исследования: нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей.
Гипотеза: действительно ли можно нарисовать рисунок, если нет под рукой кисточки и карандаша.
Цель исследования: изучить нетрадиционные техники рисования и научиться их использовать в своих работах.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Собрать материал по теме.
2.Изучить историю рисунка.
3.Изучить свойства художественных материалов, разных техник живописи.
4.Провести анкетирование среди учащихся нашего класса.
5.Выполнить серию рисунков, используя нетрадиционные техники рисования.
6.Выступить с итогами работы.
Методы исследования:
1. Анализ источников информации.
2. Анкетирование.
3. Практическая работа.
4. Обобщение полученных данных.
Глава 1. Из истории рисунка.
Из истории известно, что рисунок появился как средство общения между людьми задолго до создания письменности. В древности многие народы любую информацию (донесение о боевых походах, сообщения делового и политического характера, охотничьи сообщения, магические заклинания) передавали с помощью рисунков. Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют об этом. Наскальные и пещерные изображения датируются от 40 – 20 тыс. лет до н. э. Материалом для красок служили органические красители (растения и даже кровь). Художники рисовали на стенах пещер сцены удачной охоты, тучные стада скота, позднее стали изображать богов. Так люди как бы призывали удачу, просили у духов хорошей добычи на охоте. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём зверя на рисунке, чтобы обеспечить успех предстоящей охоты. Часто первобытного художника сравнивают с ребёнком или авангардистом: так же пренебрегает правилами рисования.
В первобытную эпоху были заложены основы почти всех видов искусства и их выразительных приёмов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество. Первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства.
Глава 2. Художественные материалы. Техники рисования.
2.1. Художественные материалы.
Все материалы для выполнения рисунка делятся на графические и живописные.
Графические – это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры, различные ручки, а также традиционные в графике – тушь и перо.
Живописные материалы – это краски, которые дают художнику богатые возможности в изображении мира. В глубокой древности человек научился получать красящие вещества, растирая в порошок разноцветные глины и камни. Это красочная основа – порошок – называется «пигмент». Художнику для живописи требуются разные виды красок – акварель, гуашь, темпера, масло.
2.2 Техники рисования.
Техника рисунка – это совокупность приёмов и средств, применяемых художником. Художники включают в это понятие технику линии, тушёвки, определённую манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандашей, угля, красок) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.
Техники бывают традиционными и нетрадиционными. Под традиционной техникой подразумеваются приёмы, используемые для развития воображения, творчества. Это использование в работе цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов. Но мне хочется научиться рисовать не так, как мы рисуем чаще всего: кисточками, красками, карандашами, а по – другому, нетрадиционным методом, то есть необычно. Для того, чтобы научиться чему – либо, нужно сначала собрать материал по данной теме.
Нетрадиционные техники рисования – это когда, помимо обычных инструментов (кисточка, карандаш), будут использоваться нетрадиционные: уголь, свеча, мелок, зубная щётка, ватная палочка, крупа, соль. Пробки от пластиковых бутылок, листья деревьев, травы, целлофан, соломка, пористые губки, песок, жидкое тесто, пластилин и даже шоколад. В детском возрасте при обучении рисованию часто используют нетрадиционные техники. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, неуверенности в себе, в своих способностях. Ведь в такой работе не важен результат, важно экспериментаторство. Мы, дети, любим пробовать всё новое, смешивать, наблюдать. Большинство нетрадиционных техник относится к спонтанному рисованию, когда изображение получается в результате игры. Нетрадиционных техник огромное многообразие.
Если очень хочется рисовать, но кисти под рукой нет, не расстраивайся! «Включи» фантазию!
2.3 Анкетирование учащихся 2 классов.
Я провел анкетирование среди моих сверстников для того, чтобы выяснить любят ли они рисовать; знают ли о том, что рисовать можно, если нет под рукой карандаша или кисточки. Мне интересно было узнать, какие приёмы в рисовании знают ребята моего возраста.
Я составил анкету для опроса:
1. Любишь ли ты рисовать?
а) да б) нет
2. Знаешь ли о том, что рисовать можно не только карандашом и кисточкой?
а) знаю б) не знаю
3. Какие приёмы (техники) рисования ты знаешь?
4. Хотел бы ты научиться рисовать разными материалами и инструментами?
а) да б) нет
Результаты анкетирования.
1. Любишь ли ты рисовать?
Любишь ли ты рисовать? | Количество опрошенных | % опрошенных |
Да | 23 | 92 % |
Нет | 2 | 8 % |
Всего | 25 | 100 % |
2. Знаешь ли о том, что рисовать можно не только карандашом и кисточкой?
Всего | Знаю | Не знаю |
25 | 8 | 17 |
100 % | 32 % | 68 % |
Оказалось, что любят рисовать почти все дети. Я выяснил, что ребята, которые говорят, что не любят рисовать, на самом деле просто боятся, что у них ничего не получится. Знают о том, что рисовать можно не только карандашом и кисточкой – 32 % ученика.
3. На вопрос: какие приёмы (техники) рисования ты знаешь? я получил ответы:
• Рисование пальчиком и ладошкой – 7 человек
• Рисование восковыми мелками – 5 человек
• Рисование отпечатками листьев – 6 человек
• Рисование поролоном – 8 человек
• Кляксография – 4 человека
4. Хотел бы ты научиться рисовать разными материалами и инструментами?
Всего человек | Да | Нет |
25 чел. | 23 чел. | 2 чел. |
100 % | 92 % | 8 % |
Таким образом, я выяснил, что мои сверстники знают о некоторых нетрадиционных техниках рисования. В основном эти знания они получили в детском саду. Большинство ребят хотели бы научиться рисовать разными материалами и инструментами.
2.4 Нетрадиционные техники рисования.
Рисование пальчиком и ладошкой. Один палец обмакнём в красную краску, другой – в синюю, третий – в жёлтую. Чем не палитра! Эта техника не сложная, но очень интересная, которая нравится детям, особенно малышам. Рисовать можно и ладошкой, и полураскрытым кулачком. А потом отпечатки могут превращаться в различных зверей и птиц путём дорисовывания. Я попробовал, и вот какая работа у меня получилась.
Набрызг (рисование зубной щёткой). Техника брызг – великолепная техника для создания глубины и текстуры. Можно использовать акварельную кисть или зубную щётку. Коснитесь краски всей щетиной зубной щётки. Поднимите зубную щётку и держите перевёрнутой вверх щетиной над необходимой областью рисунка. Теперь медленно проведите большим пальцем вдоль щетины до конца. Направляйте брызги, поворачивая щётку. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой).
Кляксография с трубочкой. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на неё или наклоним лист в разные стороны. Клякса побежала, оставляя за собой след. Вот что у меня получилось.
Граттаж (техника царапанья). Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Нужно натереть лист свечой или восковыми мелками. С помощью широкой кисти или губки покрыть слоем чёрной гуаши, дать подсохнуть. Затем нужно взять зубочистку и процарапать рисунок. Рисовать можно линиями, штрихами, и что угодно: подводный мир, осенний лес, космос.
Рисование крупами. Рисование крупой – довольно популярное занятие. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА ту часть поверхности рисунка, на который будет насыпаться крупа (я использовал манную крупу). Наконец, можно рисовать крупой на пластилине: покроем тонким слоем пластилина картонку, нужные участки рисунка несколько примнём – утопим – и заполним крупой. Для таких рисунков годятся крупы «крупнокалиберные»: гречка, рис, перловка, чечевица и т.д. С помощью такой техники прекрасно получаются, например, пушистые зверушки, птичьи перья, рыбья чешуя. Да что угодно – стоит только дать простор фантазии!
Фроттаж. Наверное, многие взрослые помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж. Слово «фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году, таким образом, перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных досок. Он не стал его перерисовывать, а положив на пол бумагу, натер ее углем.
Пуантилизм (рисование ватными палочками). Название техники рисования пуантилизм произошло от французского слова pointell, что в переводе означает точка, поэтому специальные балетные туфли, в которых танцует балерина, опираясь на кончики пальцев ног, называются пуанты. Изобрёл пуантилизм французский художник Жорж Сёра в 19 веке. Это стиль письма в живописи, когда художник использует чистые, несмешиваемые на палитре краски, наносит их мелкими мазками прямоугольной или круглой формы. Я делала мазки – отпечатки ватной палочкой. Во время рисования ватную палочку нужно держать строго вертикально и крепко примакивать к листу, тогда отпечатки получатся чёткими и ровными, а работа аккуратной.
Монотипия пейзажная. Для воплощения этого метода нужна тушь или гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. На одной половине листа бумаги нарисовать пейзаж, другую прижать к правой и разгладить. Пейзаж надо рисовать быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Откроем лист. Получается оттиск в зеркальном отображении, будто бы отражение в озере, реке (отпечаток). Всегда только один. Отсюда и название – монотипия (от греч. слов monos – один, единый и topos – отпечаток). Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Отражение на воде подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.
Монотипия предметная. Например, можно нарисовать дерево в этой технике. Нужно сложить лист бумаги пополам и развернуть. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета (ствол дерева) и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка. Затем развернуть и нарисовать крону дерева, траву и снова сложить пополам. Разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение дерева. Используя эту технику, можно рисовать цветы, бабочек, стрекоз и т.д.
Рисование восковыми мелками (проступающий рисунок). Восковые мелки твёрдые. Когда рисуешь, нажимать на них нужно сильно. У этого материала богатые художественные возможности: можно проводить толстые линии, полоски, рисовать пятном, быстро тонируя большие пространства. Очень интересно смешивать рисование акварелью и восковыми мелками. Всё дело в том, что воск отталкивает воду и акварель не в силах закрасить его.
Техника «по сырому» (рисование по мокрой бумаге). Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получится как бы размытым под дождём или в тумане.
Рисование отпечатками листьев. Оказывается, что обычный, казалось бы, лист (клена, тополя, дуба или березы) может превратиться в инструмент для художественного творчества не хуже, чем кисточка. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги, аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали,у Вас уже летает над цветком бабочка.
Оттиск поролоном. Способ получения изображения: нужно прижать поролон к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу. Поролоновые заготовки могут быть в виде геометрических фигурок (квадраты, четырёхугольники, овалы, круги, треугольники и другие). Поролон практичен и хорошо моется. Поролоном хорошо рисовать пушистых зверей, одуванчики, облака, ёлочки, снег, снеговиков и т.д. Можно очень легко закрасить фон.
Оттиск смятой бумагой. Способ получения изображения: нужно прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на лист бумаги. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Тычок жёсткой полусухой кистью. Способ получения изображения: нужно опустить в гуашь кисть и ударить ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование свечой. Техника рисования «Свеча + акварель» простая и волшебная одновременно. Техника заключается в том, что свечой рисуем на белой бумаге изображения, а затем сверху закрашиваем лист акварельной краской. Элементы, нарисованные свечой, остаются не закрашенными краской и вдруг «ниоткуда» появляется рисунок.
Ниткография или изонить. Нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — это графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Вот какая работа у меня получилась!
Заключение.
Работая над темой, я узнал о том, что рисунок появился как средство общения между людьми задолго до создания письменности для передачи информации. Все материалы делятся на графические и живописные. Занимаясь рисованием, я узнала об этих материалах, их особых качествах и образных возможностях.
Я выяснил, что техники рисования бывают традиционными и нетрадиционными. Традиционная техника — это использование в работе цветных карандашей, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов. Нетрадиционные техники рисования – когда, помимо обычных инструментов (кисточка, карандаш), используются: уголь, свеча, мелок, спица для вязания, зубная щётка, крупа.
Я выполнил серию работ в нетрадиционных техниках рисования, увлекся сам этой работой и заинтересовал одноклассников. Мы успешно используем эти техники на уроках ИЗО и в свободное время.
В заключении хотелось бы отметить: поставленная гипотеза о том, что можно нарисовать рисунок, если нет под рукой кисточки и карандаша - подтвердилась. Цель моего исследования достигнута.
Мои планы на будущее:
1. Продолжить работу по изучению нетрадиционных техник рисования, так как их огромное многообразие (я изучил только некоторые).
2. Применять нетрадиционные техники рисования на уроках ИЗО, технологии, в школьных конкурсах, в подготовке проектов, стенгазет.
Список литературы
1.Алексеева В.В. «Что такое искусство?» В.В. Алексеева. – М., 1991 г.
2.Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).
3.Майорова Ю.А. «Простые уроки рисования. От простого к сложному» г. Нижний Новгород ООО «Издательство «Доброе слово»», 2012 г.
4.Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2007 год
5.«Большой самоучитель рисования» Издательство «РОСМЭН» - М., 2006 год.
Интернет – ресурсы.
1.festival.1september.ru/articles/598140
2.www.proshkolu.ru/lib/id/7497/
3.hochu-uchitsa.ru/risovanie/kolobova_tehniki.htm
4.games-for-kids.ru/risovanie/netradicionnye-tekhniki-risovaniya.ph
5.www.maam.ru/obrazovanie/netradicionnye-tehniki-risovaniya
"Морская болезнь" у космонавтов
Пчёлки на разведках
Голубая лягушка
Госпожа Метелица
Волшебные звуки ноктюрна