Каждый год мы изготавливаем в школе новогодние игрушки – это и шары, и снежинки, и цепочки, и др. Дома, сервируя стол, стараемся красиво складывать салфетки. И в голове возник вопрос, а какие ещё существуют способы моделирования оригами?
Вложение | Размер |
---|---|
origami_kak_dikorativno-prikladnoe_iskusstvo.docx | 297.21 КБ |
МБОУ Сургутский естественно-научный лицей
«Особенности моделирования оригами»
Выполнил:
Дорошенко Максим,
ученик 4 «В(л)» класса
Руководитель:
Бачкало Екатерина Петровна
г.Сургут, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1. ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Каждый год мы изготавливаем в школе новогодние игрушки – это и шары, и снежинки, и цепочки, и др. Дома, сервируя стол, стараемся красиво складывать салфетки. И в голове возник вопрос, а какие ещё существуют способы моделирования оригами? И я решил найти ответ на этот вопрос.
ОБЪЕКТОМ исследования является искусство оригами.
ПРЕДМЕТОМ нашего исследования является использование различных способов оригами в повседневной жизни.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ – познакомиться с разными способами моделирования оригами
ГИПОТЕЗА: узнать о существовании различных способах моделирования оригами и поделиться этой информацией со всеми.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ
1. Проанализировать литературу по данному вопросу
2. Выяснить действительно ли существуют различные способы моделирования оригами.
3. Провести анкетирование
4. Обобщить результаты и сделать выводы
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование одноклассников.
3. Анализ, обобщение и систематизация собранной информации;
Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечет интересное дело.
А. Е. Гайдаенко
Наверняка каждому из нас в начальной школе на уроках труда предлагали сделать лягушку, кораблик или самолётик из листа бумаги. И это было так увлекательно, ведь в результате из обычного листа действительно рождались животные, корабли, самолёты. А самое главное – они ведь могли летать. Запомнить лёгкую комбинацию складывания бумаги просто, а сколько удовольствия от этого можно получить! Так нам прививали малые основы оригами. Но, конечно, оно на этом не заканчивалось и не начиналось. Сколько удивительных поделок можно сделать из разных видов оригами! Складывая листы или специальные модули можно получить бесчисленное множество зверей, геометрических фигур, кораблей и самолётов. Можно создать целый флот и радоваться ему. На этом наше знакомство с оригами, как правило, заканчивалось.
Поэтому мне захотелось узнать об этом интересном увлекательном и полезном искусстве на тему «Особенности моделирования оригами».
2. ЧТО ТАКОЕ ОРИГАМИ?
Многие удивляются, услышав слово «оригами». «А что это такое?» — спрашивают они. Между тем каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги— кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Орига́ми (яп.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Оригами – если говорить простым языком, то это не что иное, как искусство, которое заключается в складывании бумажных листов, до создания различных фигурок и форм.
В наши дни стало известно множество техник складывания оригами. В основе каждой из них лежит превращение листа бумаги без ножниц и клея в замысловатую фигурку только лишь посредством складывания определенным образом.
Оригами считалось всегда игрой, в которой рождаются достаточно простые фигуры, которые ассоциируются с живыми существами. Однако на сегодняшний день размеры этих фигурок варьируются от огромных слонов высотой 2,7 метра до махоньких птичек, сложенных из квадрата со стороной 0,004 сантиметра! Существуют также и фигуры на создание которых может понадобиться несколько часов (а иногда и дней) работы!
Одни люди любят создавать простые модели с несколькими сгибами, другие – очень реалистичные трехмерные фигуры, в которых нужно сделать несколько десятков последовательных сгибов. Кто-то делает миниатюры, а кто-то любит фигуры огромных размеров.
3. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОРИГАМИ
История возникновения оригами неразрывно связана с изобретением бумаги. Человечество за время своего развития изобрело много различных материалов для письма. Это папирус, глиняные таблички, береста, бамбуковые планки, пергамент и только в начале первого тысячелетия в Китае изобрели бумагу. Китайцы изготавливали бумагу из бамбуковых стеблей.
Скоро секрет изготовления бумаги стал известен в Японии. Японцы улучшили технологию производства и стали получать бумагу прочнее и качественнее китайской. Лучшую бумагу в Японии делали из коры шелковичного дерева. Такая бумага уже обладала свойствами необходимыми для складывания из нее фигурок.
Сначала оригами было храмовым искусством. Бумажными фигурками украшали во время праздников статуи богини милосердия Каннон. Искусство оригами совершенствовалось, придумывались новые фигурки и способы их складывания. Вскоре умение складывать фигурки из бумаги стало считаться у японцев признаком хорошего образования и изысканных манер. Во многих знатных японских родах оригами служили гербом и печатью.
Позднее, когда бумага перестала быть дорогой, оригами вошло в каждый дом и стало неотъемлемой частью японской культуры.
4. ВИДЫ ОРИГАМИ
Существует несколько видов оригами:
1.Простое оригами - это несколько упрощенный вид оригами, который под силу и детям, и взрослым, которые впервые сталкиваются с данным видом искусства. В простом оригами разрешается делать изгибы на глаз, да и количество самих складок минимизировано. Можно сказать, что полюбившиеся нам в детстве кораблики и самолетики тоже сделаны в технике "простое оригами".
2.Модульное оригами - такой вид оригами, при котором одна большая фигура состоит из множества одинаковых маленьких частей - модулей. Эти модули сделаны из одного листа бумаги каждый, по всем правилам оригами. Далее они вкладываются друг в друга, создавая целостную конструкцию. Благодаря появляющейся силе трения, фигура не распадается. В такой технике можно создавать различные объемные предметы - от маленьких звездочек и коробочек до больших фигур животных или букетов цветов. Смотрится такая композиция весьма интересно и оригинально, и может служить отличным подарком!
3.Мокрое складывание - это техника оригами, которую разработал мастер Акира Ёсидзава. Суть в том, что бумага после многоразового складывания делается слишком толстой для того, чтобы с ней можно было продолжить работу. Для того, чтобы сделать ее податливей, места самых трудных изгибов увлажняют при помощи губки или пульвилезатора. Эта техника позволяет сделать линии фигурок (чаще всего животных) более плавными и выразительными, но требует большего мастерства и упорства, так как работать с мокрой бумагой очень сложно. Японцы считают, что если сделать тысячу маленьких бумажных журавликов, то они принесут в дом счастье.
В наше время используется в основном простое и модульное оригами.
5. ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОРИГАМИ
В основном для фигур с большим количеством сгибов рекомендуется использовать тонкую и гибкую бумагу, а простые фигуры получаются лучше из плотной бумаги. Она позволяет фигуре надолго сохранить форму.
Почему же оригами так популярно сегодня? Бумага сегодня достаточно дешевый материал. Схемы для изготовления фигурок найти легко. Их многообразие позволяет подобрать фигурку в соответствии с вашими возможностями, уровнем подготовки и наличием свободного времени.
Что нужно для занятия оригами?
Чтобы научиться складывать и самому придумывать фигурки, нужно:
-знаки, принятые международные условные оригами;
-овладеть основными приемами складывания;
-знать базовые формы и уметь их складывать на память;
-цветная бумага (в клубе пользуются специальной японской), ножницы, клей.
6. ТЕХНИКА СКЛАДЫВАНИЯ БУМАГИ
Схема складывания «Стаканчик»
7. АЗБУКА ОРИГАМИ
В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике. Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную "азбуку" оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель. Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит "изобретать велосипед" и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему.
Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки.
4.1. Линии и стрелки
Изображение Обозначение Пример
Линия складки “долиной”, “на себя”
Стрелка складки “долиной”, “на себя”
Линия складки “горой”, “от себя”
Стрелка складки “горой”, “от себя”
Перегнуть на себя - согнуть и разогнуть, сделав складку “долиной”
Получившаяся в результате перегиба линия
Невидимая или воображаемая линия
4.2. Уточняющие знаки
Изображение Обозначение Пример
Совместить указанные точки
Раздвинуть бумажные слои
Равнозначные углы; равнозначные отрезки, прямой угол
(90 гр.)
4.3. Операции с фигурой
Изображение Обозначение Пример
Повернуть фигуру на 180 гр.
Перевернуть фигуру другой стороной
4.4. Комбинированные операции
Изображение Обозначение Пример
Складка “гармошкой”
Проделать указанную операцию несколько раз
Свернуть
Сложить несколько раз
Достать, открыть, вывернуть, развернуть
Нажать, затолкнуть
4.5. Знаки оформления
Изображение Обозначение
Номер операции
Стороны бумаги: цветная и нет
Увеличение масштабирования
4.6. Другие знаки
Изображение Обозначение
Линия для разреза
Дунуть, надуть
5.Основные приемы складывания
1. Вывернутые складки
а) Внутреняя вывернутая складка: б) Внешнняя вывернутая складка
2. Складки “гармошкой” : а) Внутрение складки “гармошкой”
б) Внешнняя складка “гармошкой”
3. Расплющивание
4.Лепестки
5. Заячье ухо:
а) Одинарное заячье ухо: б) Двойное заячье ухо:
6. Утапливание
7. Головы птиц
Вот такими вот приёмами должен владеть каждый любитель искусства оригами. Если мы всё усвоили, то можем смело двигаться дальше. После первого шага, знакомства со знаками и обозначениями в оригами, пора сделать второй, ещё немножечко приближающий нас к этому удивительному искусству. Теперь нам нужно освоить базовые схемы оригами - часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами. И действительно, зачем засорять каждую вторую схему, если можно изучить основные формы и дать указание “начинаем с формы “квадрат”", вместо многократного повторения схемы этого самого квадрата. Это и время сэкономит, и схему понятнее сделает. Базовые фигуры, формы, складки - это основные фигуры, на основании которых строятся сложные.
Итак, базовые формы оригами:
1.Совсем простые треугольник и прямоугольник:
2. Блин или блинчик:
3. Водяная бомбочка
4, 5. Бумажный змей (воздушный змей), плавно переходящий в ромб
Змей: Ромб:
6,7. Рыбное ассорти: рыба-1 и рыба-2:
Рыба-1: Рыба-2:
:8. Квадрат, он же двойной квадрат:
9, 10. Птица-1 и птица-2:
Птица-1: Птица-2:
11, 12. Лягушка-1 и лягушка-2:
Лягушка-1: Лягушка-2:
13. Дверь:
14, 15. Катамаран, вертушка:
Катамаран: Вертушка:
16, 17. Узор и стол:
Узор: Стол:
Вот такие вот базовые фигуры в искусстве оригами. Разумеется, от трактовки к трактовке могут варьироваться названия, этапы получения, но суть остаётся нерушимой: это основные складки, на которых базируются все сложные фигуры.
6. Бумага
Слово “оригами” переводится с японского как “сложенная бумага”. Новички, которые впервые сталкиваются с этим искусством, обычно придают больше значения первой составляющей этого слова. Увлекаясь самим процессом складывания, они забывают о том, что для достижения художественного эффекта необходимо для каждой работы подобрать наиболее подходящую для нее бумагу. Это может быть и полупрозрачная калька, и толстый картон. Все зависит от поставленных задач. В Японии существуют десятки разновидностей бумаги, каждая из которых имеет свое название. В качестве примеров можно привести лишь некоторые из них:
Данси - так называемая “песчано-древесная” бумага, которую начали производить еще в период Нара (710-794) и производят до сих пор для упаковки ценных подарков.
Козо - толстая белая бумага, на которой придворные дамы периода Хейан (794-1192) предпочитали записывать стихи.
Фудагами - не смачиваемая водой бумага с добавлением танинов для изготовления этикеток, прикрепляемых к ткани
Фусумагами - бумага для изготовления раздвижных панелей “фусума”
Газенси - бумага для каллиграфии и рисунков тушью, которую импортировали из Китая в период Эдо (1603-1867).
Хакуаиси - бумага для упаковки с золотой и серебряной фольгой.
Хакуучиси - бумага с добавлением крошечных кусочков серебряной и золотой фольги.
Ханси - тонкая легкая и недорогая бумага для различных целей
Ходомураси - бумага, производящаяся в провинции Точиги.
Хососи - бумага, на которой в период Эдо (1603-1867) чиновники записывали устные приказания сёгунов, придавая им статус законов.
Хосокаваси - производимая в провинции Огава прочная бумага для счетов, записей и т.п.
Каиси - бумага, которую используют в чайной церемонии для вытирания пальцев. Обычно ее засовывают под пояс кимоно
Караками - буквально “китайская бумага” - импортировавшаяся из Китая
Камико - “бумажная одежда” - бумага для изготовления одежды
Кинси Гинси Йоси - бумага, которую режут на ленты, затем сворачивают в веревки, золотят и серебрят (кин - “золото”, гин - “серебро”).
Кумогами - бумага с “облачным” рисунком
Мичинокугами - буквально “бумага с севера Японии”, использовалась во время периода Хейан (794-1192) в церемониальных целях
Минатогами - вид обоев, использующихся исключительно в чайных домиках
Миногами - один из наиболее древних видов бумаги, происхождение которого датируется 702 годом.
Рамонси - бумага с добавлением шелковых волокон, расположение которых делает ее похожей на ткань “рамон”.
Сенси - рисовая бумага для рисования.
Соджигами - бумага для изготовления ширм и раздвижных дверей.
Сугихараси - бумага, которую в средние века самураи и священники использовали в качестве подарков.
Сукуси - бумага, которую производят из макулатуры.
Тенгуджоси - бумага для литографий.
Ториноко - буквально “цыпленок” - неотбеленная бумага с желтоватым оттенком.
Удагами - бумага с добавлением глины.
Йосиногами - бумага для фильтрования лака.
Некоторые страны (например, США, Италия, Корея и Япония) уже производят специальные наборы бумаги для складывания. Вложенная в них бумага часто отличается не только по палитре цветов, но и по нанесенному на нее орнаменту. В качестве примера можно привести серию “Harmony”, которая включает квадраты с разнообразным геометрическим рисунком. Отдельно следует упомянуть бумагу, по-разному окрашенную с двух сторон - “Double Color”. Для мокрого складывания подойдет бумага Craft и Awayuki. Бумага для складывания с нанесенными на нее традиционными японскими орнаментами составляет серию “Chiyogami”.
Не следует, однако, думать, что имеющиеся в продаже наборы идеально подходят для любой фигурки. В крупных городах нашей страны бумагу, оптимально подходящую для складывания конкретной работы в технике оригами, можно найти в магазинах которые торгуют материалами для художественного творчества.
8. КАКИЕ СПОСОБНОСТИ РАЗВИВАЕТ ОРИГАМИ?
Оригами позволяет детям оценить возможности своих рук, помогает приобрести очень важные навыки: терпение, трудолюбие, усидчивость. Развиваются креативное и пространственное мышление, мелкая моторика пальцев, координация движений, воображение, тонкая психомоторика. Малыш лучше воспринимает точные знания, например, в области геометрии. На практике изучает, что такое диагональ, угол, вершина, медиана, кроме того улучшается зрительное восприятие геометрических фигур. В процессе создания фигурки оригами подключается воображение, аналитическое мышление, сообразительность, вырабатываются стратегии решения логических задач. Это очень важно для развития ребенка. Взрослые тоже находят немало положительных моментов в занятиях оригами. Это помогает отвлечься от будничной суеты, потренировать мозги приятным способом и провести некоторое время с детьми за интересным занятием.
9. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС.
В процессе работы мы проводили социологический опрос обучающихся нашего класса. В данном опросе участвовало 22 человека. Тема нашей работы вызвала интерес у всех, с кем мы беседовали. Обучающимся были заданы вопросы.
1. Что такое оригами?
Дали верное полное определение | Дали частично верное определение | Не знают |
2 | 14 | 6 |
2. Какие способы моделирования оригами вам известны?
Назвали несколько способов | Назвали один способ | Не знают |
0 | 3 | 19 |
10.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале нашей работы я предполагал, что существуют различные способы моделирования оригами. В ходе своей работы я нашёл подтверждение нашей гипотезе. Сейчас методику моделирования оригами используют в развивающих центрах (детские центры развития), в школах как факультативы или даже как отдельный предмет. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, в интернете можно найти множество сайтов посвящённых техникам оригами. Люди, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.
Лично для меня оригами стало новым увлечением, которое поглотило меня с головой! Сейчас я уже освоил азбуку и новые способы моделирования оригами и теперь перешёл к более сложным композициям…
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Г. Юрина. По книге “Я познаю мир”
2. http://www.origami.ru
3. Выгонов В.В.Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушек: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
4. Выгонов В.В.Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушек: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2003.
5. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели.-М.: Айрис-пресс, 2003.
6. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи.-М.: Айрис-пресс, 2004.
7. Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис» М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2007.
8. http://vse-sekrety.ru/961-chto-takoe-origami.html
9. http://little-kinder.ru/pages/view/703.html
10. http://elhow.ru/razvlechenija/hobbi/podelki/origami/chto-takoe-origami
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Под рукой оживает бумага,
Под рукой оживают цветы,
Будто волей искусного мага,
Оригами – бумага - мечты…
Так и жизнь без мечты - лишь бумага,
И судьба без мечты - суета,
А сложив день фигурой без страха,
В мир приходит мечты красота!
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Л. Нечаев. Яма
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Чья проталина?
Заповеди детства и юности