История глиняных изделий. История человечество тесно связана с историей керамики.
Вложение | Размер |
---|---|
keramika._rabota_voloskovoy_sofi._litsey_no_2_g.saratov.doc | 59 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 2
Исследовательская работа на тему:
Керамика.
Выполнила
ученица 2 «Д» класса
Волоскова София.
Руководитель:
М.А. Воробьева
учитель начальных классов
высшей категории.
Саратов
2018
Содержание
1.Вступление……………………………………………………………….. 2
2.Основная часть…………………………………………………………….2-6
2.1.Посуда древних людей………………………………………………..2-3
2.2.Виды современных материалов для изготовления посуды………….3-4
2.3.Керамика………………………………………………………………...4-6
2.4.Глиняное изделие своими руками……………………………………..6
2.5.Результаты анкетирования……………………………………………..6
3.Заключение………………………………………………………………..6-7
Список литературы………………………………………………………….8
Приложение. Анкета.
1.Вступление.
Мой интерес к керамике возник на уроках технологии, когда Марина Александровна, мой учитель, познакомила нас с изделиями народных промыслов России. Я была удивлена тем, что они были сделаны из глины – материала, обладающего уникальными свойствами. Кроме того, я узнала, что человек до сих пор изготавливает из глины огромное количество предметов.
Изделия из глины получили название керамика. Керамика окружает нас повсюду. Тема работы актуальна, поскольку жизнь современного человека невозможна без керамики.
Как глина превращается в такие столь разные по форме и назначению предметы? Научиться самой изготавливать различные керамические изделия.
Для того чтобы ответить на эти вопросы, я стала изучать литературу о гончарном промысле.
Цель работы: научиться самой создавать прочную керамическую посуду.
Для достижения этой цели я решала следующие задачи:
1.Узнать, какой была посуда древних людей;
2. когда появилась огнеупорная глина;
3.познакомиться с виды современных материалов для изготовления посуды;
4.узнать, что о керамических изделиях знают мои одноклассники;
5.научиться самой делать керамическую посуду.
2.Основная часть.
2.1.Посуда древних людей.
Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости.
Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня. И только в эпоху неолита - в последнюю эпоху каменного века (приблизительно VII тысячелетия до н. э.) - был изобретен первый искусственный материал - огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду.
Поначалу плетеную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Тогда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду.
Чтобы глина не трескалась, в нее добавляли песок, воду, толченый камень, рубленую солому. Гончарного круга тогда никакого не было. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Сырую посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон.
Древнейшая керамическая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.
Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками. Иногда узор выцарапывали специальными палочками.
Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных.
В настоящее время очень тяжело представить себе жизнь, в которой нет никакой посуды. Посуду изготовляют из разных материалов.
2.2.Виды современных материалов для изготовления посуды.
Стеклянная посуда (тарелки, бокалы, рюмки, стаканы, чашки и т.д.) изготавливается из стекла, хрусталя, а также их жаропрочного боросиликатного стекла и стеклокерамики (чайники и кастрюли). Стеклянная посуда часто используется для изготовления рекламной и сувенирной продукции.
Глиняная и керамическая посуда используется для приема пищи и для приготовления блюд в духовке: горшочки, тарелки, стаканы, кувшины, миски и другая посуда.
Фарфоровая посуда используется для сервировки стола, также встречаются формы для запекания из жаропрочного фаянса. Из фарфора делают блюдца, чашки, розетки, салатницы, сервизы, бокалы и т.п.
Чугунная посуда, благодаря своей долговечности и уникальным свойствам теплоёмкости, используется для приготовления пищи уже несколько тысячелетий. Из чугуна делают сковородки, утятницы, сотейники, сковородки-гриль.
Бумажная посуда рассчитана на одноразовое использование. Такая посуда хорошо подходит для отдыха на природе и промо-акций, так как на неё легко можно нанести любые изображения.
Пластмассовая посуда применяется для хранения и приема пищи. Это различные контейнеры, миски, тарелки, стаканы, рюмки из полипропилена, полистирола и других материалов. Это могут быть также столовые приборы: ножи, вилки, ложки.
Посуда из нержавеющей стали используется для приготовления пищи — кастрюли, миски и т.п. Она изготавливается из легированной коррозийностойкой стали, что делает её красивой, прочной и надежной в быту.
2.3.Керамика.
Слово «керамика» произошло от греческого «Keramos», что означает «глина». «Керамика» обозначает изделия из смесей глин, песка и других природных материалов. После приготовления смеси придается нужная форма, после чего заготовки обжигаются при высокой температуре.
В природе существуют разные виды глины:
а) красная глина;
б) белая глина (майолика);
в) глина из песчаника;
г) глина для производства фарфора;
д) огнеупорная глина (каолин).
Искусство керамики — изготовление различных предметов из глины — древний вид народного ремесла. С незапамятных времен керамические изделия служили человеку. Они различались по виду используемого сырья, составу глазурных покрытий, способу производства, по своему назначению. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда, фляги и многие другие предметы, необходимые в быту. Пластичность материала, его тональность, многообразие глазурей, придающих изделиям пеструю и cочную окраску, способствовали тому, что керамические изделия выполняли не только сугубо утилитарную функцию, они становились произведениями искусства.
В каждой стране, в каждой культуре существовали свои особые гончарные массы, техники глазурования и росписи. Производство керамических изделий из обожженной цветной глины, покрытой глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла в Европу.
Гончарный круг явился величайшим достижением, позволившим создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или, наоборот, сужающиеся изделия разнообразной формы. Из влажной, хорошо вымешанной глины опытный гончар мог за несколько минут сделать горшок, чашку или другую нужную вещь. Кусок глины в его руках сплющивался, вытягивался, стенки сосуда поднимались, становились тоньше и приобретали задуманную форму. После этого изделия обжигали в вырытых в земле ямах или кирпичных печах. Мягкая, пластичная глина превращалась в твердый черепок.
Мастера гончарного дела постепенно открывали секреты глины: разобрались в ее видах, научились составлять рецепты глинистых масс, изобрели глазурь, придумали новые, более экономичные формы изделий. Применяя простые приемы обработки глины, несложное оборудование, они с большим вкусом и виртуозностью создавали подлинные произведения искусства.
Современное керамическое производство оснащено сложным оборудованием, использует новые красители и методы отделки. Конечно, в домашних условиях невозможно да и нет необходимости копировать его. Но создать изделия, несложные по технологии изготовления, можно. Они сохранят тепло ваших рук, вашу любовь к этому древнему, но вечно молодому виду творчества.
2.4.Глиняное изделие своими руками.
1. Нужно взять кусочек глины. Глина должна быть хорошо промешана, пластичной и определенной влажности. Куску глины придают форму шара и кладут на центр гончарного круга.
2.Выполняется центровка. Глиняная заготовка помещенная в центр, придавливается к кругу рукам. Надавливая на глину руками, ее можно смещать в разные стороны, определяя центр.
3.Выполняется углубление внутри заготовки. Пальцами рук глина раздвигается в стороны. Формируются стенки и дно изделия. Стенки должны быть одинаковой толщины. Так можно изготовить кувшин, вазу, чашку или другое изделие из глины.
По окончании операции изделие срезается с круга проволочкой с двумя ручками и переносится на смоченную водой подставку, на которой оно будет сохнуть.
На подсушенном изделии выполняют рисунок острым предметом (процарапывание). Высушенное изделие обжигают в печи и покрывают росписью.
2.5.Результаты анкетирования.
Мне стало интересно, много ли знают мои одноклассники о керамике, сколько из них пользуется керамической посудой дома.
Проведенный опрос показал, что только 5из30 одноклассников иногда пользуется керамической посудой. Чаще всего в жаркое время года, для сохранения напитков прохладными.
Только 2 человека знают об истории керамической посуды.
Изделия из керамики украшают дома у 9 человек моего класса.
Зато всем моим одноклассникам интересно самим лепить поделки из глины.
3.Заключение.
Неутешительные результаты анкетирования привели меня к мысли, что надо в большем объеме рассказывать современным детям о гончарном искусстве. Через народные промыслы многонациональной России дети будут лучше узнавать об её историческом прошлом. Керамика – незаменимый источник информации о прошлом человека. А выполнив изделие своими руками – прикоснутся к истокам жизни своих предков, научатся ценить и любить историю своей Родины.
Занятие керамикой увлекло меня, поэтому сейчас я занялась изучением глиняных народных промыслов России, этому я посвящаю все свободное время.
Библиография.
Интернет - источники
Сторож
Загадка Бабы-Яги
Растрёпанный воробей
Прекрасное далёко
Калитка в сад