Детям нравиться познавать и открывать всё новое и интересное. Они любят творить, играть, фантазировать, развиваться. Нам учащимся творческого объединения «Креативное рукоделие», тоже нравиться развиваться и творить всё новое и интересное. Просматривая фотографии изделий народных промыслов России, я заинтересовались изделиями жостовской росписи. Какая необычная роспись. Краски смешиваются и постепенно переходят от одного оттенка к другому. Залюбовавшись такой красотой, я решили создать поделку в необычном и интересном стиле - квиллинг с использованием мотивов жостовской росписи. Эта работа должна быть креативной, необычной, и красивой, что бы её можно было выставить на конкурс.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект "Квиллинг в стиле жостовской росписи" | 976 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
г. Урень Нижегородской области
Районный конкурс «От истоков до наших дней»
Номинация «Стилизация»
Творческий проект
Выполнила:
Поляшова Валентина
Возраст 14 лет
Учащаяся творческого объединения
«Креативное рукоделие»
Руководитель: Сак Н.А
2018 год
План
1. Потребность
2. Краткая формулировка задачи
3. Звёздочка обдумывания
4. История возникновения промысла гжель, технология изготовления, виды росписи, орнаменты
5. Первоначальные идеи
6. Дизайн-спецификация
7. Проработка лучшей идеи
8. Инструменты и материалы
9. Техника безопасности
10. Последовательность выполнения
11. Себестоимость
12. Самооценка
13.Использованные интернет ресурсы и литература
1.Потребность
Детям нравиться познавать и открывать всё новое и интересное. Они любят творить, играть, фантазировать, развиваться. Нам учащимся творческого объединения «Креативное рукоделие», тоже нравиться развиваться и творить всё новое и интересное. Просматривая фотографии изделий народных промыслов России, я заинтересовались изделиями жостовской росписи. Какая необычная роспись. Краски смешиваются и постепенно переходят от одного оттенка к другому. Залюбовавшись такой красотой, я решили создать поделку в необычном и интересном стиле - квиллинг с использованием мотивов жостовской росписи. Эта работа должна быть креативной, необычной, и красивой, что бы её можно было выставить на конкурс.
2.Формулировка задачи
Познакомиться с историей возникновения жостовской росписи, узнать какие есть виды этого промысла, технологию изготовления изделий, какие орнаменты используются при жостовской росписи. Узнать где ещё используются мотивы жостовской росписи при изготовлении разнообразных изделий.
Разработать и выполнить изделие из бумаги в технике квиллинг с использованием мотивов жостовской росписи.
Посмотреть и продумать варианты изделия в стиле квиллинг, выбрать самый наилучший вариант, сделать эскиз изделия, подобрать подходящие формы квиллинга для его изготовления, изготовить все нужные детали, разместить всё на поверхности и приклеить. Сделать мастер-класс и оформить проект, подготовить презентацию.
3.Звёздочка обдумывания
4. История возникновения жостовской росписи, технология изготовления, виды росписи, орнаменты.
История жостовской росписи
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии— Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.
Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
Жостово
Деревня в России
С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Технология изготовления
Роспись производится обычно по чёрному фону (реже красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
Ведущие художники жостовского промысла — А.И. Лезнов, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, Н.П. Антипов, Е.П. Лапшин.
Из чего и как делают подносы?
Современные жостовские подносы производятся двумя способами: методом штамповки и ковки.
Из обычного листового железа на специальных механических прессах делают заготовки для подносов стандартных форм и размеров. Затем на электрическом прессе посредством специальных пресс-форм и комбинированного штампа проводят закатку краев – бортовку. А чтобы борта подноса стали жесткими, выполняется их вальцовка.
Художники жостовской росписи могут работать не только со стандартными формами подносов. На их выбор существует 26 типовых форм, из которых подбирается наиболее соответствующая замыслу. Затем, если она уникальна, за дело принимается коваль (кузнец), изготавливающий кованый поднос. Для этого из нескольких металлических листов ручными ножницами вырезается скобка, которая в последующем, под воздействием молота, вытягивается и выбивается. При закатке в края подноса вкладывают специальную проволоку, которая обеспечивает его прочность, а затем сам край выравнивают молотом.
Как подносы готовят к росписи?
После того как подносы обрели форму и были завальцованы, их грунтуют с обеих сторон замазкой, состоящей из мела, разведенного в олифе. Как только загрунтованный поднос высушится в специальном шкафу, мастер-грунтовщик шлифует его поверхность наждачной бумагой, а затем наносит еще один слой замазки. Раньше поднос покрывали в два слоя черным грунтом, состоящим из каолиновой глины, керосина, голландской сажи и растительного масла. Каждый слой обязательно высушивался и шлифовался. Сегодня традиционный способ грунтовки не применяется, вместо него используется наносимый из пульверизатора коричневый фабричный грунт. После просушки загрунтованный поднос шпаклюют и высушивают. Затем зашпаклеванный поднос вручную шлифуется пемзой.
Только после этого на поднос наносится черная краска на скипидарной основе, а после очередной просушки его покрывают в 2–3 слоя черным масляным лаком. Высушенный и очищенный поднос передают художнику на роспись.
Выполняется роспись в несколько этапов:
Грунтовка. Замаленок. Тенежка. Прокладка.
Бликовка. Чертежка. Привязка. Уборка
Основные мотивы росписи
Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов, в которых ритмично чередуются большие садовые и более мелкие полевые цветы. Как правило, основу композиции составляют несколько крупных цветов, таких как роза, астра, пион, георгин или тюльпан, окруженные россыпью небольших цветов и бутонов и связанных между собой тонкими стебельками, веточками и листиками.
Кроме крупных садовых цветов, некоторые художники выводят на первый план композиции скромные фиалки, ландыши, вьюнки или анютины глазки.
Букеты как садовых, так и полевых цветов могут дополняться изображением фруктов, ягод, птиц и бабочек. Иногда живописцы изображают на подносах только натюрморты из фруктов или грозди ягод, таких как рябина.
Кроме цветочных композиций, создается и сюжетная жостовская роспись, фото которой вы можете увидеть ниже.
Как правило, она изображает сценки из жизни простых людей, пейзажи, ландшафты, а также лошадиные тройки. По большому счету, жостовская роспись (картинки представлены в статье) - это действительно настоящее искусство.
Жёстовская роспись так красива, что люди стараются использовать её мотивы при украшении различных вещей и изделий. Вот некоторые примеры таких вещей.
5.Первоначальные идеи
Я решила сделать панно техникой работы с бумагой квиллинг в стиле жостово.
Вот такие варианты мне понравились.
1. Круглая форма панно; большие цветы в центре и по краю одинаковый мелкий узор.
2. Панно прямоугольной формы; всё пространство заполнено разнообразными цветами с лепестками, веточками и узорами.
3.Панно круглой формы, по краю простой кант линией; в середине жар-птица, всё остальное пространство заполнено разнообразными цветами.
6.Дизайн-спецификация.
1.Панно с красивыми разнообразными цветами, так как квиллингом их можно сделать более правдоподобно и выглядеть цветы будет настоящими.
2.Элементы отдельно прорисованы и не сливаются друг с другом.
3.Все детали чётко выражены и разнообразны (что бы выглядело оригинально при изготовлении этих деталей из бумаги).
4.На орнаменте изображены детали и элементы, которые мы ни разу не делали квиллингом.
1 | 2 | 3 | 4 | |
№1 | + | + | + | - |
№2 | + | + | + | + |
№3 | + | - | - | - |
Вывод: Я буду выполнять работу под номером два, так как она подходит по всем критериям, которые я выбрала и мне эта работа очень нравится. Панно прямоугольной формы; всё пространство заполнено разнообразными цветами с лепестками, веточками и узорами. Только на моём панно не будет ромашек.
7.Проработка лучшей идеи.
Выбор материалов.
1.Бумага цветная, тонированная красных, желтых, зеленых и оранжевых цветов для квиллинга – для цветов и листьев
Если бумаги для квиллинга нет, можно из листов цветной тонированной бумаги нужных оттенков нарезать полоски самостоятельно.
2. Гофрированная бумага для квиллинга: зеленого, желтого и красного цвета – для обводки всех Элементов.
3. Бумага белая - для эскиза.
4. Бархатная черная бумага - для фона.
Работу я сделаю в рамке, но фон будет – чёрный овал из бархатной бумаги.
8. Инструменты и материалы.
1. Рамка с плотным картоном для основы панно.
2. Бумага для квиллинга простая и гофрированная
3. Клей универсальный водостойкий.
4. Ножницы.
5. Пинцет.
6. Компьютер.
7.Инструмент для закручивания полос в роллы.
8.Зубочистки для нанесения клея на детали.
9.Линейка для квиллинга.
10.Карандаш простой и ластик.
9.Техника – безопасности.
При работе с ластиком:
1. Храните ластик в нужном месте.
2. Использовать по назначению, не перекидывать по кабинету.
При работе с карандашом:
1. Использовать по назначению, не перекидывать по кабинету.
2. Не размахивать, а иначе можно задеть рядом сидящего человека.
3. После работы убирать на место.
При работе с инструментом для квиллинга:
1. Хранить в специальной коробочке ручками вверх.
2. Не направлять острым концом на рядом сидящего человека.
3. Использовать по назначению, накручивать роллы.
При работе с ножницами.
1. Хранить в специальной коробке.
2. Передавать закрытыми кольцами вперёд.
3. Не держать ножницы концами вверх.
4. На парту класть, сомкнув лезвия, острыми концами от себя.
При работе с компьютером:
1. Разместить монитор нужно так, чтобы его верхняя точка находилась прямо перед вашими глазами или выше, что позволит держать голову прямо, и исключит развитие шейного остеохондроза. Расстояние от монитора до глаз должно быть не меньше 45 см;
2. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.
3. При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов).
4. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. Нельзя ставить монитор рядом с окном, так чтобы вы одновременно видели и экран и то, что находится за окном.
5. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги могут прочно стоять на полу.
10. Последовательность выполнения.
1 | Этапы выполнения | Иллюстрации | Материалы и инструменты |
Сначала мы прорисовываем общий эскиз данной работы. | Лист бумаги, карандаш, ластик | ||
2 | Затем прорисовываем отдельно цветы и ветки с учётом выбора цвета и формы базовых форм. - цветок №1 4 красных изогнутых лепестка 5оранжево красных с гофрированной окантовкой - цветок№2 5 желто - оранжевых каплей с красной гофрированной окантовкой 2 желто - оранжевых с красной гофрированной окантовкой изогнутые 3 оранжевых с желтой гофрированной окантовкой каплей - цветок №3 3 красные с красной гофрированной окантовкой 5 красные изогнутые - цветок №4 3 красный с жёлтой гофрированной окантовкой 2 красный с красной гофрированной окантовкой 2 красный изогнутый -цветок №5 6 красный с красной гофрированной окантовкой 2 красные изогнутые 3 оранжевые с красной гофрированной окантовкой | - цветок №1 - цветок№2 - цветок №3 - цветок №4
-цветок №5 | Лист бумаги, карандаш, ластик |
3 | Изготовление роллов и форм. Нарезаем полоски примерно 1,5 см. Цвета: красный, желтый, зеленый и оранжевый Технология изготовления роллов. Вставляем полоску в отверстие, накручиваем ролл, снимаем ролл с инструмента и вставляем в отверстие на линейке нужного диаметра. Вынимаем ролл из линейки и заклеиваем край полоски. Изготавливаем нужное количество деталей согласно эскизу | Ножницы, бумага тонированная красных, желтых, зеленых и оранжевых цвета.
| |
4 | Изготовление цветка №1. | Красные изогнутые – 4 шт. Оранжевые с красной гофрированной окантовкой- 5 шт. | |
Изготовление цветка №2 | Желто- оранжевые с красной гофрированной окантовкой – 5 шт. Желто- оранжевые с красной гофрированной окантовкой изогнутые- 2 шт. Оранжевые с желтой гофрированной окантовкой- 3 шт. | ||
Изготовление цветка №3 | Красные с красной гофрированной окантовкой- 3 шт. Красные изогнутые- 5 шт. | ||
Изготовление цветка №4 | Красные с жёлтой гофрированной окантовкой- 3 шт. Красный круг- 1 шт. | ||
Изготовление цветка №5 | Красный с жёлтой гофрированной окантовкой-3 шт. Красный с красной гофрированной окантовкой- 2 шт. Красный изогнутый – 2 шт. | ||
Изготовление цветков №6 и №7 | Красный с красной гофрированной окантовкой- 6 шт. Красные изогнутые – 2 шт. Оранжевые с красной гофрированной окантовкой- 3 шт. Красный с жёлтой гофрированной окантовкой изогнутый- 1 шт. | ||
Изготовление зеленых веточек | Светло зеленые с зеленой гофрированной окантовкой- 19 шт. Бледно зеленые с зеленой гофрированной окантовкой- 7 шт. Темно зеленые с зелёной гофрированной окантовкой – 12шт. Бледно зеленые с желтой гофрированной окантовкой – 4 шт. Темно зеленые с желтой гофрированной окантовкой – 3 шт. Изогнутые светло зеленые с зеленой гофрированной окантовкой – 2 шт. Изогнутые бледно зеленые с зеленой гофрированной окантовкой – 1 шт. | ||
Изготовление дополнительных деталей | Витушки зеленые гофрированные короткие – 27 шт. Витушки зеленые гофрированные длинные – 2 шт. Витушки желтые гофрированные короткие – 6 шт. Витушки желтые гофрированные длинные – 1 шт. Витушка зелено- желтая гофрирована – 1 шт. Ролы зеленые гофрированные – 1 шт. Ролы красные маленькие – 3 шт. Ролы красные большие – 6 шт. Ролы желтые маленькие – 11 шт.. Ролы желтые большие – 4 шт. | ||
Расположение деталей на поверхности и закрепление клеем. | Красные изогнутые – 13 шт. Оранжевые с красной гофрированной окантовкой - 8 шт. Желто- оранжевые с красной гофрированной окантовкой –5 шт. Желто- оранжевые с красной гофрированной окантовкой изогнутые- 2 шт. Оранжевые с желтой гофрированной окантовкой- 3 шт. Красные с красной гофрированной окантовкой- 11 шт. Красные с жёлтой гофрированной окантовкой- 6 шт. Красный с жёлтой гофрированной окантовкой изогнутый- 1 шт. Светло зеленые с зеленой гофрированной окантовкой- 19 шт. Бледно зеленые с зеленой гофрированной окантовкой- 7 шт. Темно зеленые с зелёной гофрированной окантовкой – 12шт. Бледно зеленые с желтой гофрированной окантовкой – 4 шт. Темно зеленые с желтой гофрированной окантовкой – 3 шт. Изогнутые светло зеленые с зеленой гофрированной окантовкой – 2 шт. Изогнутые бледно зеленые с зеленой гофрированной окантовкой – 1 шт. Витушки зеленые гофрированные короткие – 27 шт. Витушки зеленые гофрированные длинные – 2 шт. Витушки желтые гофрированные короткие – 6 шт. Витушки желтые гофрированные длинные – 1 шт. Витушка зелено- желтая гофрирована – 1 шт. Ролы зеленые гофрированные – 1 шт. Ролы красные маленькие – 3 шт. Ролы красные большие – 7 шт. Ролы желтые маленькие – 11 шт.. Ролы желтые большие – 4 шт. |
Готовое изделие.
11.Себестоимость
1.Бумага для квиллинга 1 набора x 145 рублей = 217 рублей .
2. Гофрированная бумага для квиллинга: зеленого, желтого и красного цвета. Всего 0,5 набора x 146 =73 рублей.
3.Бумага белая для печати 6 листов x 3 рублей = 18 рублей.
4.Остатки обоев – бесплатно.
5.Рамка 1 шт x 60 =60 рублей
6. Клей универсальный водостойкий 1/6 тюбика по цене 90 рублей за тюбик. Итого: 15 рублей.
7.Ножницы мы взяли свои – бесплатно.
8.Карандаш простой - 5 рублей.
9.Ластик – 5 рублей.
10.Инструмент для накручивания бумажных полос, мы сделали сами из пробки и швейной иглы – 5 рублей.
Итого - 181 рубль
12.Самооценка
Панно получилось красивое, яркое, красочное и необычное. Изделие сделано аккуратно и получилось выдержанным в стиле жостовской росписи. Такое панно может украсить любой интерьер, как жилого помещения, так и рабочий кабинет. Оно может стать прекрасным подарком к празднику.
Работа над проектом для меня была очень интересной, но и немного сложной. Я узнала много нового; о истории возникновения, технологии изготовления жостовской росписи, провела исследование по выбору идеи, материалов, форм квиллинга. Так - же я повысили свой уровень знаний о народных промыслах России, усовершенствовали свои умения по технике работы с бумагой - квиллинг.
13.Использованные интернет ресурсы и литература
1.http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/zhostovskaja-rospis.html - история возникновения жостовской росписи.
2.http://fb.ru/article/140542/jostovskaya-rospis-elementyi-jostovskoy-rospisi-jostovskaya-fabrika-dekorativnoy-rospisi - технология изготовления подносов жёстовской росписью.
3. https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%B6%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8 – Арт-ассорти.
4.https://www.rusvelikaia.ru/podnosi_zhostovo/11775-podnos-suvenirnyj-zhostovo-zharptica.html - фото изделий.
5.http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/zhostovo.html - Славянские росписи.
Карандаши в пакете
Хризантема и Луковица
Мастер-класс "Корзиночка"
Две лягушки
Любили тебя без особых причин...