Вложение | Размер |
---|---|
bashkirskaya_prazdnichnaya_odezhda_moey_babushki.docx | 675.68 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа деревни Шамонино, Уфимского района Республики Башкортостан
Исследовательская работа
на тему: « Праздничная одежда моей бабушки».
Выполнила: Байзигитова Мадина,
ученица 1б класса
МОБУ СОШ д.Шамонино
Руководитель: Юлбердина Светлана Ахатовна
« Каждый человек оставляет после себя след.
Мы должны знать историю, жизнь людей.
Все, что мы узнаем, остается с нами на всю жизнь
и передается нашим потомкам ».
Читая эти строки я уверенна в том , что каждый человек должен знать историю своей страны , своей родины, свою родословную .Ведь не зная прошлого, не будет будущего .
Раньше мне моя бабушка рассказывала о том ,что в музее школы где она работала ,есть национальный бабушкин костюм.Меня это очень заинтересовало и я решила узнать о нем побольше.
Оказалось, что этот елян и платье принадлежали моим дальним родственникам. Я поставила перед собой цель-узнать , кто и когда сшил елян и платье .И как елян и платье оказались в школьном музее.
Цель исследовательской работы- изучить происхождения еляна и платья.
Задачи:
-собрать собрать информацию и познакомить одноклассников с особенностями национального костюма елян
-найти слово елян по словарю
-описание
-отделка елянов
-найти сведения о людях, благодаря которым елян и платье оказались в нашей школе;
-изучить периоды возникновения елян и платья;
-изучить сведения о людях, т.е. по какой линии они являются мне родственниками.
-сделать выводы
ПРЕДМЕТ И ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ башкирский национальный костюм пробабушки
АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ моей работы заключается в том что мы живем в мире новых дизайнов,мы не должны забывать то что народное исскуство универсальное средство духовного общения
Елян (башк. елән) — башкирская национальная верхняя длиннополая одежда с длинными рукавами. Распространен также в одежде татар, марийцев и чувашей.
Описание
Башкирский традиционный костюм елян представляет собой верхнюю длиннополую одежду с подкладом в качестве утеплителя и длинными рукавами. Распространён мужской прямоспинный и женский приталенный, расклешённый еляны. Эта одежда привлекала внимание посетивших башкирский край ученых и путешественников, описывающих впоследствии украшения верхней одежды узорной вышивкой, кораллами, бисером, монетами и др. В книгах, посвященных декоративному творчеству башкирского народа, истории России представлены иллюстрации с изображением башкир в елянах.
Женские еляны шились из красочного одноцветного бархата, чёрного сатина, шёлка или сукна. Отделка подола, полы и рукавов проводилась нашивками из красного, зелёного или синего разноцветного сукна, нашивки чередовались с позументом. Еляны украшались солярными узорами, бисером, шумящими украшениями, полудрагоценными камнями. Проживавшие на юго-востоке края башкиры, украшали еляны аппликациями, вышивкой, кораллами, монетами, треугольными цветными нашивками (яурынса), на юго-западе края еляны украшались монетами и позументом в верхней части спинки и талии. Женские еляны также носились нараспашку, застёгивались пряжками из нескольких блях с крючком и петлёй — каптырмой. Женские еляны одевались поверх бешмета, казакина, камзола или платья.По способу отделки еляны различались на:
В зависимости от расположения к частям тела человека существовали виды отделок елянов:
Отличались способы ношения елянов: мужчины чаще подпоясывали одежду, запахивали левую полу на правую сторону (правый запах), а женщины не подпоясывали одежду.
По еляну и его украшениям можно было судить о состоятельности башкира. Зажиточные башкиры использовали для украшения монеты, золотой и серебряный позумент, более дорогие и добротные ткани, дорогие меха. Иногда от длины рукавов одежды зависела знатность ее носителя.
Д. П. Никольский в книге о башкирах отмечал: "Чем длиннее рукава халата (елян), тем больше знатности и величия придавалось владельцу халата"[2]. Престижным было ношение еляна из кармазина (нем. Karmesin от арабского; тонкое добротное сукно красного цвета), который преподносился в качестве подарка батырам, победителям соревнований, как свадебный подарок.
В праздничной украшенной одежде выделялись ее социальные функции. Так у богатых для отделки елянов чаще применяли позумент, а у бедных пришивались разноцветные полоски тканей.
Елян также являлся праздничным или свадебным костюма, его включали в состав калыма.
Об этом костюме я узнала от своей бабушки Вараки Хурматовны по линии мамы. Именно Варака Хурматовна 1985 году передала школьному музею старинный елян и платье, которые принадлежали ее бабушке со стороны мамы. Звали ее бабушка Хамия .Родом она была из деревни Салихово. В 16 лет она вышла замуж за парня из деревни Аптиково .Звали его Хайбуллин Якуп. Он занимался торговлей, держал магазин. А бабушка Хамия шила еляны и платья на продажу. Вырастили они 12 детей.
До сих пор о них вспоминают только с хорошей стороны. А платье и елян были переданы школьному музею на хранение. Им сейчас более 100 лет.
Еще я узнала что костюм юрматинского рода,так как мои предки проживали в Ишимбайском районе.Узнала что костюм мои предки носили исключительно по празникам . Данный елян и платье ручной работы. Елян сшит из черного бархатного материала и украшен самодельными украшениями ,вышивкой и монетами
Я горжусь тем , что этот елян и платье принадлежат моим родственникам, так как Варака Хурматовна моя родная бабушка по линии мамы.
2017г
Как нарисовать зайчика
Твёрдое - мягкое
Городецкая роспись
Рисуем кактусы акварелью
Н. Гумилёв. Жираф