Оренбургский Пуховый платок является одним из тех изделий народного промысла, которые считаются исконно русскими и ценятся далеко за пределами нашей страны. Изучить историю возникновения и современного развития промысла по изготовлению Оренбургского пухового платка. Воспитать любовь и уважение к культуре своего народа, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества. Воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, его традиции, обычаи, историю и культуру и желающего принять активное участие в его развитии. Привлечение школьников к изучению истории и технологии создания культурных ценностей народного художественного творчества.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 538.65 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 1554
Исследовательская работа
«ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Автор: Муромцева Каролина учащаяся 8-Б класса
Руководитель: Черненко Г.Р., учитель истории и обществознания
Москва
2017
Оглавление
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
1. Фотографии с экскурсии на Фабрику Оренбургских пуховых платков.
2. Фотографии из Музея оренбургского пухового платка.
3. Альбом «Оренбургский пуховый платок. История и современность»
4. Видеофильм «Оренбургский пуховый платок сегодня»
Актуальность:
Оренбургский Пуховый платок является одним из тех изделий народного промысла, которые считаются исконно русскими и ценятся далеко за пределами нашей страны.
Проблемный вопрос:
В чем индивидуальность Оренбургского платка? Знает ли о нем, как уникальной культурной ценности России подрастающее поколение?
Цель проекта:
Изучить историю возникновения и современного развития промысла по изготовлению Оренбургского пухового платка. Воспитать любовь и уважение к культуре своего народа, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества. Воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, его традиции, обычаи, историю и культуру и желающего принять активное участие в его развитии. Привлечение школьников к изучению истории и технологии создания культурных ценностей народного художественного творчества.
Задачи проекта :
1. Познакомиться с историей возникновения Оренбургского пухового платка.
2. Выяснить в чем его уникальность и почему он является одним из символов России.
3. Изучить схемы и узоры Оренбургского платка.
4. Изучить и описать опыт работы мастериц на фабрике Оренбургский пуховый платок.
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования
как:
1. Теоретический анализ литературы по данному вопросу;
2. Экскурсия по Фабрике Оренбургский пуховый платок»;
3. Беседа с мастерами фабрики Оренбургских пуховых платков;
Предмет: изучение народного промысла «Оренбургский пуховый платок».
Объект исследования: формирование знаний об истории возникновения народного промысла «Оренбургский пуховый платок» и его развития с момента появления до сегодняшнего дня.
Гипотеза: мы предполагаем, что изучение истории народных промыслов играет важную роль в системе эстетического воспитания подрастающего поколения, формирует уважение к культуре своего народа, своей страны. Знание истории и технологии создания культурных ценностей формирует интерес к народному творчеству, способствует передаче особенностей народного творчества из поколения в поколения, что является залогом сохранения и развития культуры России.
Для написания данной работы была использована следующая литература:
«Так вяжут платки в Оренбурге», Федорова О.А;
«Оренбургский пуховый платок», И.В. Бушухина.
Продуктом проекта является альбом « Оренбургский пуховый платок. История и современность» и видеофильм «Оренбургский пуховый платок сегодня».
Идея создания альбома и видеофильма родилась сразу, как только была выбрана тема «Оренбургский пуховый платок» и известие о том, как мало о нем знает подрастающее поколение. Данный альбом познакомит с историей возникновения промысла «Оренбургский пуховый платок», позволит узнать о его видах, уникальности, а также о производстве на современном этапе развития. Данный альбом может быть использован для проведения внеклассных уроков учащихся начальных классов для знакомства с народными промыслами, а также может быть интересен гостям нашей страны. Ведь оренбургский пуховый платок является неотъемлемой частью отечественной культуры, символом России наряду с такими народными промыслами как Семеновские матрешки, Гжель, Хохломская роспись, Вологодские кружева и др.
Введение
Народные художественные промыслы называют, как правило, по месту их рождения (гжельская посуда, вологодские кружева, жостовские подносы). Так родился и наш Оренбургский пуховый платок. Пуховые платки, конечно, вяжут и в Пензе, и в Воронеже, но никто до сих пор не может затмить славу и величие оренбургского пухового платка!
Оренбургский пуховый платок – название собирательное. Это теплый тяжелый платок-шаль и тонкий легкий, ажурный платок – «паутинка». В удивительном согласии соединились в них уникальные особенности пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка.
Оренбургский пуховый платок является одним из тех изделий народного промысла, которые считаются исконно русскими и ценятся далеко за пределами нашей страны. До сих пор нигде в мире не удалось получить изделия, которые бы смогли сравниться по своим свойствам с теми платками и шалями, которые вяжут в Оренбурге. Оренбургские пуховые платки экспонировались на Всемирных выставках в Канаде и Японии, на международных ярмарках в Алжире, Сирии, Греции, Франции, Англии, Австрии, Испании, Индии, Германии, Швейцарии.
Оренбургский пуховый платок окутывает плечи женщин уже более 200 лет и за эти долгие годы он служил и украшал их не только в реальной жизни, но и выступал как образ вещного мира в литературе XIX-XX веков. В него кутались героини Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Толстого, З. Гипиус, О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Аверченко, Н. Теффи, Б. Зайцева, его носили в романах и рассказах А. Фадеева, К. Симонова, В. Распутина и многих других. Особую гордость вызывает нахождение пухового платка у героинь в произведениях М. Шолохова, что является подтверждением любви донских и оренбургских казачек к классическому женскому атрибуту.
Оренбургский пуховый платок является одним из символов России, визитной карточкой города Оренбурга, Оренбургской области. Однако в настоящее время большинство школьников вряд ли ответит на вопрос, где находится город Оренбург, а об Оренбургском пуховом платке наслышаны лишь по одноименной известной песне в исполнении Людмилы Зыкиной.
Искусство пуховязания- традиционный народный художественный промысел. Как и любое произведение народного искусства ОПП отражает культуру народа, его душу, является ярким свидетелем меняющихся времен и эпох, исторических традиций. История Оренбургского пуховязального промысла и история Оренбургского края – единое и неделимое целое. Именно пуховый платок определяет неповторимое своеобразие региона и как часть общероссийского культурного наследия в первую очередь связан с Оренбуржьем.
В XXI веке, когда современные материалы и аксессуары практически вытеснили изделия народных промыслов, пуховый платок также утрачивает свою актуальность, а вместе с ним обесценивается и само мастерство пуховязания. Оренбургский пуховый платок может кануть в Лету, а ведь этот вязаный квадрат нечто большее, чем деталь гардероба советских женщин.
В проекте описывается история возникновения, становления и развитие пуховязального народного промысла в наши дни, рассказывается о традициях использования оренбургского пухового плата в народном и городском женском костюме, приведены схемы вязания пухового платка.
1. История возникновения Оренбургского пухового платка, его виды и уникальность.
1.1. История возникновения народного промысла «Оренбургский пуховый платок».
По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, сшитые из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину. Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона.
По воинскому долгу казакам часто приходилось оставлять свой дом и заботы о ведении хозяйства на плечи своих жен. Женщинам и старикам было не под силу заниматься пахотными работами, да и казачьи поселения к востоку от Оренбурга находились на скудных и порой не возможных для земледелиях землях. И у женщин было достаточно времени для занятия рукоделием. Именно здесь на восточных землях, в поселениях и станицах, расположенных меж Губерлинских гор, и возникло оренбургское пуховязание. Женщины, умеющие вязать из шерсти и знакомые с кружевоплетением, нашли здесь прекрасное сырье для нового рукоделия – уникальный оренбургский пух местной породы коз. Особенность этого пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок – полупрозрачный, воздушный с ажурными узорами, словно паутинка, прилетевшая из бабьего лета. Так платок в Оренбургском крае стал называться «паутинкой». Овечья шерсть, лен, конопля никогда не обладали подобной податливостью и нежностью при традиционной обработки, как козий пух.
В те времена из года в год численность женского населения превышало мужское, и большая часть вязальщиц были казачьими вдовы в возрасте 30-35 лет. И женщины для обеспечения себя и своих детей, чтобы не допустив нищеты, брали в руки спицы, пух и вязали пуховые платки для продажи.
Из поколения в поколения женщины накапливали опыт пуховязания, осваивали новые способы прядения и вязания оренбургского пухового платка; и вскоре пуховязание оказалось настолько выгодным и востребованным, что стало доходным делом, кормившее семью. В результате сложилась технология и приемы вязания, которые и составили основу оренбургского пухового платка. Возможно «паутинка» и не так грела, как связанный из толстой шерсти платок, но она была модна в те времена, как и кашмирский платок.
Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей. Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха». В 1862 году на выставке в Лондоне международная комиссия присяжных присудила лучшей мастерице — оренбургской казачке Марии Николаевне Усковой медаль «За шали из козьего пуха». Оренбургские платки, представленные на этой выставке, были раскуплены в несколько дней.
В 1882 году на всероссийской выставке художественной промышленности в Москве экспонировалось 6 оренбургских платков. В отчетах экспертной комиссии о них сказано: «В Оренбургской коллекции конкурируют два выдающихся платка высокого качества, оценены оба по 100 рублей, работы Н. Р. Владимировой и М. Н. Усковой из гор. Оренбурга...» Средняя стоимость обычного платка в ту пору была 18–35 рублей.
На той же выставке были представлены и пензенские пуховые изделия, в том числе и пуховые платки, по поводу которых в отчете экспертной комиссии записано: «Для местного потребления платки эти вполне подходящие, но на внешних рынках пензенские изделия с оренбургскими пока конкурировать не могут».
За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха». В 1862 году на II Всемирной выставке в Лондоне и 1897 году в Чикаго оренбургские платки были отмечены медалями. В 1958 году в Брюсселе платки оренбургских мастериц получили Большую серебряную медаль. Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.
1.3. Уникальность Оренбургских пуховых платков.
Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.
Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков (1712–1777) — первый член-корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края. Свои наблюдения и результаты проделанного им опыта по очистке и обработке пуха он опубликовал в 1765 году в «Трудах Вольного Экономического общества». Поднятый П. И. Рычковым вопрос о применении козьей шерсти для производства пуховых изделий вызвал живой интерес. В 1770 году «Вольное Экономическое общество» наградило жену П. И. Рычкова Елену Денисовну золотой медалью за отличное исполнение пуховых изделий.
Чем оренбургский пуховый платок отличается от всех остальных
1. География. Легендарные оренбургские пуховые изделия вяжутся по всей Оренбургской области, насчитывающей 35 районов и 12 городов. Этим обусловлено разнообразие оренбургских платков: "Желтинцы "ландышей” не вяжут”, - авторитетно может заявить вязальщица из села Желтое Оренбургской области. Различия в узорах, в тонкости изделий, в используемом пухе - не то, что каждый район, а каждое село может иметь свои традиции: желтинские платки неизменно покоряют выставки, а, скажем, никитинские по толщине и ажурности по праву считаются "исключением из всех пуховязальных правил”…
2. Узоры. Казалось бы, зачем было в XVIII веке тратить время на узоры при вязании в глухой российской провинции? Но русские казачки решили иначе и явили миру рождение знаменитого оренбургского платка. С тех пор узоры на платках - фирменная марка Оренбургского региона. Веками выработаны классические узоры, приводящие в изумление иногородних гостей.
3. Тонкость. Оренбургские платки различаются по тонкости: есть как толстые чрезвычайно теплые изделия, так и восхитительно легкие и тонкие. За свою изумительную тонкость ажурный платок получил название "паутинка”. Иной раз, боязно до нее дотронуться - кажется, вот-вот порвется. Но тем и славны оренбургские платки и паутинки: это не столько сувениры, сколько практичные изделия, готовые служить десятилетиями для своей хозяйки.
4. Пух. Такого пуха нет нигде. Ни в Ирландии, ни в Тибете, ни в Южной Америке. Знаменитый оренбургский пух. Именно за ним еще век назад приезжали иностранцы в далекие оренбургские земли. Коз вывезти не получалось: и в Европе, и в Южной Америке они быстро теряли все пуховые свойства. Оставался единственно возможный выбор: либо закупать пух, либо покупать готовые изделия. Оренбургский пух достаточно капризен и требует тщательного перебора. На вид кажется, что из такого пуха никогда не может получиться и подобия оренбургского платка. Но в умелых оренбургских руках неказистый на вид пух преобразовывается в изумительное изделие. Нежность, тонкость, легкость - недаром оренбуржцы считают пух своих коз лучшим в мире. Сейчас оренбургские мастерицы используют и другие виды пуха (волгоградский и ангорский) - в умелых руках и этот пух преобразовывается в истинное оренбургское изделие. И все же именно платки и паутинки из классического оренбургского пуха - неизменные эталоны высшего качества.
5. История. Более двух веков насчитывает история оренбургского платка. Сложно найти регион, где пуховязальные традиции были настолько велики. Благодаря русским казачкам платок обрел главные свои свойства: легкость и тонкость. За счет же усилий вязальщиц татарских районов Оренбургской области изделие вознеслось до еще больших высот, обретая новые очертания. Так, казалось бы недавно, всего полвека назад, связанные зубчики стали уже обязательным атрибутом для всех изделий ручной работы. Оренбургский регион, находясь на стыке культур, дал возможность промыслу вобрать в себя знания и умения разных народов.
6. Награды. Есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Как ни странно, именно оренбургский промысел является таковым. Еще 1-2 века назад оренбургские изделия удостаивались не только высоких российских, но и международных наград, что и по тем временам казалось из ряда вон выходящим явлением.
7. Orenburg Lace Shawl. Оренбургские изделия - фактически единственный российский промысел, который известен широкому кругу вязальщиц за рубежом. Orenburg Lace Shawl - платок пробуют вязать и в Австралии, и в США, и во многих других странах. Это классика. Во всем мире встречаются книги по вязанию, где даны схемы вязания оренбургского платка. И иной раз совершенно удивительно увидеть где-нибудь в Мельбурне связанный платок с до боли знакомым узором. Слава оренбургского платка была огромной еще в царские времена. Что говорить, если в Англии выпускали платки с пометкой "Имитация под Оренбург”…
8. Известность в России. Оренбургский платок - единственное изделие российских промыслов, упомянутое в песне, ставшей широко известной. Конечно написать стихи к песне их автор, Виктор Боков, мог только в Оренбурге и только после покупки настоящего оренбургского платка. И до сих пор оренбургские платки приводят в восторг: Валерия сравнивает их с лучшими марками одежды, Fergie визжит от восторга, даже Дима Билан с удовольствием гладит легендарные изделия. Старшее поколение ценит тепло, молодое же изумляется, что "старый советский” бренд изумительно красив и моден. 9. Фабричные изделия. Редкий промысел доходит до фабричного уровня. Это признак класса. Более 70 лет работает Оренбургская фабрика над вязанием пуховых изделий. Их изделия с удовольствием покупают как в Оренбурге, так и далеко за его пределами. Так, интернет-магазин оренбургских пуховых изделий Palantin.ru, как ни странно, свою деятельность начинал именно с фабричного производства. И лишь не так давно крупнейший оренбургский интернет-магазин стал предлагать россиянам настоящую ручную работу. Фабричные изделия покупают и знаменитости, и администрация Оренбурга для подарков высоким гостям. 10. Подделки. Как ни странно, это лишь очередное доказательство известности и высочайшего класса. На плохой неизвестный товар подделки делать бессмысленно. Поэтому наличие подделок даже делает честь оренбургскому промыслу. Такие изделия продаются по всей России и даже далеко за ее пределами. Ну как может быть "настоящим оренбургским платком” изделие за 20 долларов, продаваемое в США уже с наценкой за транспортную перевозку, растаможивание, накладные расходы, налоги и прибыль посредника? И тем не менее даже нам раз пришло письмо из Нидерландов, в котором говорилось, что в США оренбургские платки покупать дешевле, чем в Оренбурге. Самое печальное, что именно там иностранцы и собрались закупаться. Слава оренбургского платка быстро испарится с таким подходом. Конечно, всегда есть возможность купить настоящие изделия - можно приехать в Оренбург или, скажем, купить через Palantin.ru, или, быть может, найти магазин с оригинальной продукцией. И все же: подделки - показатель класса. Подделки могут быть на Rolex, Parker и Orenburg Lace Shawl! На плохой товар подделок не бывает.
1.2. Виды Оренбургских пуховых платков.
Оренбургские платки бывают нескольких видов (Таблица 1):
Простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.
1.4. Производство оренбургских платков вчера и сегодня.
Три тысячи платков в год — это достаточно выразительная цифра, чтобы судить о размерах пуховязального производства в Оренбургской губернии в середине XIX века.
Под влиянием высоких цен и все возрастающего спроса производство пуховых платков в конце XIX века начинает развиваться очень быстро, главным образом на территории современных Саракташского, Оренбургского, Кувандыкского, Орского и ряда других районов.
Известная в дореволюционное время исследовательница пуховязального промысла в Оренбуржье С. А. Давыдова в «Очерках пуховязального промысла в России» сообщала, что в конце прошлого столетия в Оренбургской губернии насчитывалось 4000 вязальщиц. В 1908 году на территории Оренбургского казачьего войска этим промыслом было занято более 12000 казачек, изготовлявших ежегодно свыше 35 000 пуховых платков. А через два года, в 1910 году, общее число пуховязальщиц — казачек и крестьянок составляло 20 568 человек.
Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок.
При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, заимствованную оренбуржцами у пензенцев, или вместо него — веретено и, наконец, моталку.
Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирается руками до трех и более раз. Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне. Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел. В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты.
По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий.
Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных. На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались.
Чистка готового платка — ответственная операция. Дело с том, что платок до чистки имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают.
Если мастерица вязала платок по заказу скупщика, то она чисткой платка не занималась. Для этого существовали специальные мастерские, куда скупщики сдавали большими партиями скупленные платки. Обычно такого рода мастерские существовали при женских монастырях.
После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении.
Талантливые оренбургские вязальщицы, как правило, сами были авторами рисунков, которыми украшается платок. Иногда они копировали для этой цели морозные узоры окон. Эта оригинальность рисунка составляет отличительную черту самобытности оренбургского пуховязального мастерства. Узоры весьма разнообразны и, как правило, носят народные названия: «кошачьи лапки», «паутинка», «елочка», «шашечки», «цепочки», «тройная ягодка», «круглая малинка», «пшенка», «змейка», «змейка с отростками» и другие.
Пуховязальщицы полностью зависели от скупщиков, которые снабжали их — под будущую продукцию — пухом, шелком, хлопчатобумажной нитью. Цены диктовались скупщиками. Лишь немногие мастерицы получали часть потребного им пуха от своих коз.
Материальная зависимость вязальщиц от скупщиков очень вредно отражалась на качестве изделий. Мастерица старалась «гнать» работу, стремилась сделать больше, не особенно заботясь о качестве, а скупщики заинтересованы были скупить больше и дешевле. Вот почему с появлением посредников-скупщиков в конце XIX века качество платков заметно ухудшилось.
В послевоенный период производство платков неуклонно возрастало. В 1955 году их было сделано 99 тысяч, в 1958 году — 196 тысяч, в 1960 году — 225 тысяч штук. Столь быстрый рост производства платков происходил за счет организации новых артелей и роста числа надомников.
В октябре 1960 года образован комбинат оренбургских пуховых платков. В ведение комбината передано 30 бывших периферийных пуховязальных артелей. Артель имени Парижской Коммуны была преобразована в фабрику оренбургских пуховых платков.
Рост производства платков происходил также и за счет повышения производительности труда, за счет совершенствования технологии и механизации наиболее трудоемких процессов.
Передовые пуховязальщицы давно занимаются вопросами механизации производства пуховых платков.
Мастер артели имени 1 Мая X. А. Галиулина в 1952 году первая применила способ изготовления художественной каймы платка при помощи оборотной машины. При этом производительность труда резко возросла. Вместо 200–270 часов, ранее затрачивавшихся на вязку одного платка, X. А. Галиулина и ее ученицы стали затрачивать на это от 59 до 69 часов.
Некоторое время спустя работница артели имени Парижской Коммуны Е. И. Кургина превзошла X. А. Галиулину. По методу Е. И. Кургиной на производство пухового платка при помощи оборотной машины требуется лишь 15 часов. Производительность труда возросла в 4 раза, а по сравнению с ручной вязкой — почти в 18 раз.
Следует заметить, что в настоящее время производство платка ручным способом неизмеримо легче прежнего, когда мастерица вынуждена была все операции, от первой до последней, проделывать сама. Теперь благодаря специализации труда работница выполняет большей частью только одну из операций, например, вязальщица только вяжет. Все работы, предшествующие вязке, выполняются другими работницами.
Переход на машинное производство не снижает специфических качеств, присущих оренбургским платкам, но делает их еще более совершенными, а вместе с тем и более дешевыми, доступными для широких кругов населения.
Качество платка зависит прежде всего от качества пуха: длины волокна и наличия в нем посторонней примеси (волоса, очеса). А качество пуха зависит, в свою очередь, от качества коз — от их породы, упитанности, от ухода за ними. Шерстный покров пуховых коз, состоящий из ости и пуха, вычесывают дважды в год. Первый раз обычно в конце февраля — начале марта; вторично — через 20–25 дней после первой чески.
Пух первой чески считается наиболее ценным. Пух второй чески содержит значительное количество примесей.
Для чески необходимо чистое, светлое помещение. Если в помещении нет полов, то устраивают дощатые настилы. Чешут щетками. Начес пуха с одного животного — от 200 до 400 граммов. На один теплый серый платок стандартного размера (110´ 110 см) требуется 180 граммов чистого пуха.
Вычесывание пуха вручную очень трудоемко. Самые опытные чесальщицы за семичасовой рабочий день обрабатывают по 17–20 коз, средняя же чесальщица — 8–10 коз. Очень важное значение для развития козоводства будет иметь переход к механическому вычесыванию пуха.
В настоящее время в ряде колхозов и совхозов Оренбургской области разводят специальную породу пухоносных коз. Правда, таких колхозов и совхозов пока еще очень немного, но количество их увеличивается. Пока что местного пуха хватает лишь на покрытие 10–12 процентов общей потребности пуховязальных предприятий области. Пухом высшего качества считается оренбургский.
Механизация производства пуховых платков открывает широкие перспективы развития промысла. Увеличивая из года в год количество продукции, пуховязальщицы Оренбуржья вместе с тем ведут настойчивую борьбу за дальнейшее улучшение качества своих изделий.
За последние годы оренбургские платки неоднократно демонстрировались на международных выставках как уникальные художественные изделия. В 1956 году они экспонировались на международных выставках и ярмарках в Буэнос-Айресе. Лейпциге, Шанхае, Дели, Вене, Стокгольме, Познани. Всюду они получили высокую оценку. «Очень хороши тонкие пуховые платки», — так записано в книге отзывов одним из посетителей международной выставки.
Путешествие по фабрике Оренбургских пуховых платков
Для того чтобы выяснить, как развивается пуховязание сейчас, мы отправились в г. Оренбург, чтобы встретиться с мастерами и воочию увидеть технологию производства оренбургских пуховых платков.
ДАЛЕЕ ОПИСЫВАЕМ ТО, КАК ПОСЕТИЛИ ФАБРИКУ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦЕХАМ, ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА, СНИМАЕМ НА ВИДЕО, ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ.
Мы посетили музей оренбургского пухового платка "Гильдия Пуховниц" - первый частный музей, в котором наряду с большой коллекцией эксклюзивных изделий из козьего пуха представлена перед посетителями сама история возникновения и существования оренбургского пухового промысла. Его по праву можно считать визитной карточкой ремесла пуховязания Оренбургского края, где зарождалось и по сей день сохранилось "чудо земли Оренбургской - оренбургский пуховый платок".
ДЕЛАЕМ ФОТОГРАФИИ, СНИМАЕМ ВИДЕО, ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ.
По истории развития также составлю таблицу для презентации.
По уникальности и отличию от др платков тоже составлю таблицу (слайд).
По продукту: с целью ознакомления подрастающего поколения альбом и видеофильм о современном производстве, музее.
Любимое яичко
О чем поет Шотландская волынка?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Астрономический календарь. Октябрь, 2018