Исследовательская работа по технологии
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа Вышивка бисером | 256.41 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Снежногорская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Вышивка бисером»
Выполнила: Размерова Кристина,
ученица 7 класса.
Руководитель: Щайдуллина Н.Н.
учитель технологии
2016г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..
Актуальность…………………………………………………………………………..
Литературный обзор…………………………………………………………………...
Введение
Тема: Вышивка бисером
Цель: Изготовление подарка маме на 8 марта.
Задачи:
Объект исследования:Бисер.
Предмет исследования: Вышивка
Методы:
Актуальность.
Приближается праздник 8 марта. Что подарить маме? Не для кого не секрет, что самый лучший подарок – это подарок сделанный своими руками. Я умею вязать спицами, крючком, вышивать крестиком, но чем же удивить маму? Нужно осваивать новые техники декоративно-прикладного искусства. В одном журнале я увидела чудесные картины вышитые бисером. Это было очень красиво, и я захотела попробовать так же вышивать. Выполняя кропотливую работу, мне захотелось узнать как можно больше о бисере:
-Кто придумал бисер?
-Из каких материалов изготовлен бисер?
- Насколько популярен этот вид рукоделия среди школьников?
- Что полезного для человека дают занятия вышивкой бисером?
Поэтому я начала разрабатывать исследовательскую работу по теме «Вышивка бисером».
Начала я работу с социологического опроса среди учащихся нашей школы. В ходе опроса я получила следующие результаты:
- 60% девочек занимаются бисероплетением;
- 40% девочек пожелали тоже заняться этим рукоделием.
Гипотеза: Я считаю, что занятие вышивкой бисером приносят пользу здоровью человека и это не современный вид рукоделия, а древнее занятие уходящее корнями в наше прошлое.
За тем я предложила девочкам ответить на несколько вопросов:
Получились следующие результаты:
- 60% опрошенных считают, что люди занимаются бисером не долгое время и 40% считают – долго.
- Никто не знает, кто изобрел бисер.
- В результате вышивки бисером 10% опрошенных получают спокойствие после трудного дня, 30% -м интересно заниматься этим видом рукоделия.
- В качестве источника получения знаний по вышивки бисером, ребята используют интернет и журналы «1000 советов», «Сто секретов», «Вышивка бисером»
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Исходя из данных таблиц видно, что вышивкой бисером и бисероплетением занимается 60% опрошенных учащихся школы и 30% желали бы заняться данным рукоделием. Таким образом можно сделать вывод, что вышивка бисером –это популярный вид рукоделия в нашей школе. Но немногие знают и интересуются историей рукоделия, а также не задумываются о пользе этого занятия. Поэтому свою исследовательскую работу я решила посвятить этой теме.
Литературный обзор
Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.
Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства (к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
Вышивание икон издавна ценилось за высокий уровень мастерства, старание, трудолюбие и духовный настрой талантливых рукодельниц. Перед началом работы над иконой мастерицы просили благословения у духовного отца. Традиционно они вышивали нитками или бисером образы Иисуса, Девы Марии и почитаемых святых для украшения церквей, домашних мест молитвы или на подарок родным и близким. Чтобы использовать вышитую икону для молитвы, её обязательно освящали в церкви. Если раньше вышить икону могли единицы, ведь для этого необходимо было обладать особым художественным даром, то сейчас, благодаря готовым схемам и тканям с нанесённым на них рисунком, это может сделать любая мастерица. Всё, что от неё требуется – это желание и духовный порыв.
В настоящее время вышивка бисером является любимым хобби для многих девушек и женщин. Даже если вы никогда прежде не держали в руках иголку с ниткой и не имеете ни малейших навыков вышивки крестом или гладью, научиться вышивать бисером вам вряд ли будет особенно сложно. По сути своей, вышивка бисером – это закрепление бисеринок на ткани при помощи простейших швов, которые мы часто используем в быту для ремонта одежды.
Интерес к древнему рукоделию начинает расти, ведь сегодня практически каждая девушка, женщина может попробовать вышивку бисером, благодаря наличию готовых наборов, в которых есть все необходимые материалы и имеется подробная инструкция к вышиванию.
Техника не представляет особой сложности, картины вышиваются достаточно быстро, так как есть готовые схемы для вышивания, а сам процесс приносит только удовольствие и помогают отвлечься от повседневных забот. Выполнение бисером картины стану необычно яркими и красивыми для украшения любого дома.
Когда я стала заниматся вышивкой и вышивкой бисером. У меня лучше стала развивается воображение, фантазия, чувство прекрасного.
Вышивка бисером – это ещё невероятно модно. Область применения бисера огромна. Роскошные свадебные платья с бисерным орнаментом, джинсы, куртки, кофточки и юбки, туфли и кошельки, украшения. Словом, бисером можно украсить всё, что «душа пожелает!»
Существовало несколько способов производства стеклянного бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста». Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.
Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем с появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании. Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.
С открытием Америки, спрос на бисер значительно увеличился. Его непосредственным потребителем стало местное население – индейцы. Индианки использовали бисер в декорировании замши, в качестве декора национальной одежды, для создания ожерелий, браслетов и других декоративных элементов. На то время это был не совсем привычный для нас бисер, а скорее бусины различной величины. Эти бусины сопровождали индейцев с самого детства: из них так же изготавливали своеобразные «погремушки», которые вывешивались у колыбели для украшения. Работе с бисером индейские женщины обучались с 7 или 8 лет: мать преподавала дочери вышивку бисером. Обучение было обязательным, так как этого требовал статус женщины, которая должна была быть трудолюбивой, поскольку отвечала за быт семьи и племени. Девочки вначале вышивали кукольные платья, постепенно совершенствуя свои навыки, переходили к одежде взрослых. Украшению и декорированию подвергалось практически вся одежда мужчин и женщин, начиная с мокасин и заканчивая головными уборами. Но повседневная одежда отличалась большей скромностью, в сравнении с праздничной.
В Древней Руси также создавали прекрасные образцы украшений и предметов с жемчугом, кораллами, бирюзой. Приёмы плетения, низания и вышивки были знакомы русским мастерицам издревле . Они делали повязки, кокошники, воротники, оплечья, прошивки, коймы, накосники, которые сегодня можно увидеть в музеях. Время не властно над бисером: как и сотни лет назад, на поверхности стеклянных крупинок продолжают играть блики. С XVIII века бисерные вышивки широко использовались в убранстве дворцового, дворянского столичного, а позже и усадебного интерьера. Именно в это время родилось новое явление – русский бисер. Вышитые, сплетённые, связанные предметы имеют самое разное значение и тематику: от изображения флоры до бытовых сценок.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.
В 1752 году М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.
Более трёх столетий бисер и стеклярус были любимыми материалами для отделки праздничного народного костюма на всей территории европейской России, в северной и, ещё в большей степени, в её центральных и южных областях. На Севере издревле главную роль играл жемчуг, который нашивали и нанизывали на женские и девичьи головные уборы, серьги и другие украшения. В XVIII веке в народный костюм, бытовавший как в сельской местности, так и среди городского населения, начинают проникать бисер и стеклярус, а наряд молодой женщины или девицы XIX столетия уже просто невозможно представить себе без них. В народных костюмах некоторых губерний отдавалось предпочтение бисерным отделкам "саженых", в других - "низаных" типов. Для каждой местности существовали свои излюбленные цвета, орнаменты, своя компоновка их отдельных частей. По своему назначению предметы из бисера и стекляруса чётко делятся на несколько групп: головные уборы и их детали; шейные украшения – накладные воротники и ожерелья; нагрудные – цепочки, жгуты, разметки, низки; наспинные – гайтаны, девичьи накосники и косоплеты; поясные, то есть декоративные пояса.
Самостоятельную группу составляют оформленные бисером и стеклярусом предметы церковного культа, которые сильно отличаются от светских и народных изделий из тех же материалов. Это оклады икон, иконы и образки, ленты, на которые подвешивали лампады, бисерные чётки и старообрядческие лестовки, покровцы. Как приёмы исполнения, так и орнаменты в основном подчинялись традиционным, веками складывавшимся правилам. Новые технологии и узоры проникали в них с задержкой и в сильно переработанном виде. В сложном переплетении традиционных и новых принципов работы создавались очень разные по характеру изделия: яркие и строгие, светлые, однотонные, узорные, с кружевным и сплошным шитьём.
Многие религиозные сюжеты исполнялись по заграничным рисункам, в стиле католических церковных изображений. В качестве примера можно привести хранящееся в Московском Историческом музее "Распятие" очень тонкой работы из мельчайшего бисера по перламутровому фону. Обрамление выполнено в виде арки с готическими флеронами, по которым вьются мелкие травки.
В собрании Московского Исторического Музея также представлено несколько икон католического типа эпохи XIX века. Все они созданы с применением золотого бисера
Вышивают бисером на различных тканях (канва, фетр, тюль и тд.), поэтому иглы используют разного размера. Нити для вышивки подбираются в цвет основы, мулине, капроновые или шелковые. Чтобы закрепить ткань используют пяльцы или подрамник.
Основные приемы вышивки бисером. | |
Односторонние швы: | |
Двусторонние швы: |
Вышивка бисером безусловно красива, но проносит ли она пользу здоровью? С этим вопросом я обратилась к врачу педиатру детской поликлиники – Соловьёвой Галине Григорьевне, и психологу центра «Родник» - Бобыниной Наталье Владимировне.
Мнение медиков:
«Вышивание бисером прекрасно успокаивает нервы ,снимает стресс. Бесконечная уборка, готовка, стирка, которая отнимает все силы у женщин, напряжение во время уроков, стрессы после контрольных и диктантов у школьников-всё это вряд ли повод для хорошего настроения. Тут –то и придет на помощь приятнейшее занятие –вышивание бисером».
Соловьёва Г.Г. ( врач)
Мнение психолога:
«Вышивание - созидательный и творческий отдых, оно возвращает силы и энергию, поднимает самооценку. Если вы повесили на стену вышитую бисером картину, то конечно услышите восторги друзей, родственников и знакомых. Ну, а если украсите бисером свою курточку, то поймаете завистливые взгляды прохожих.
Любая вышивка, в том числе и бисерная, объединяет людей, помогает найти общий язык с самыми разными людьми. Как футбольные болельщики любят говорить о матчах, так и любительницы вышивки могут часами вести разговор о любимом хобби. Делятся опытом, рассказывают, как лучше вышить тот или иной узор, как выбрать нитки, где найти бусинки нужного цвета. В процессе общения они узнают много нового друг о друге, и это касается не только рукоделия.»
Бобынина Н.В. ( психолог)
Для выполнения своей исследовательской работы я освоила технику вышивки бисером и купила готовый набор для вышивки.
Для работы мне понадобились следующие материалы:
Вышивку выполняла по схеме, применяя разные швы: «крестик», «стебельчатый», « вперёд иголку».
Для оформления готового изделия мне понадобилась фото-рамка. На основу, с помощью иголочек и клея, натянута ткань, которая служит огранкой картины..
Заключение.
Изучив литературу, и обобщив полученные знания, я сделала следующие выводы:
В ходе работы была создана презентация о бисере, которая может быть использована в дальнейшем на уроках технологии и изобразительного искусства.
Целью моей работы было создание необычного подарка для мамы. Для своей работы я выбрала самый, пожалуй, популярный способ вышивки бисером. Главной оценкой для меня является похвала мамы и я её заслужила.
В настоящее время занятие вышивкой бисером очень популярно и завоевывает в свои ряды новых поклонников. Заниматься этой вышивкой можно и даже полезно с дошкольного возраста, так как у ребенка развивается мелкая моторика, формируется художественный вкус и такие важные качества, как внимание, усидчивость, воображение и память.
Я считаю, что моя гипотеза о пользе вышивки бисером для здоровья человека подтвердилась и это не современный вид рукоделия, а древнее занятие уходящее корнями в наше прошлое.
Информационные источники.
Кто самый сильный?
Рисуем "Осенний дождь"
Пустой колос голову кверху носит
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Без сердца что поймём?