Исследовательская работа, в которой рассматривается история и разновидности сарафана. Представлены особенности кроя женской рубахи и сарафана на примере образцов из школьного и районного краеведческого музеев. Рассмотрены применяемые для пошива материалы.
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_sarafan_belokatayskogo_raiona.rar | 1.44 МБ |
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 2 с.Новобелокатай «Старобелокатайская ООШ»
Русский сарафан Белокатайского района
Исследовательская работа по технологии
Выполнила: учащаяся 9 кл
филиала МБОУ СОШ № 2
с.Новобелокатай
«Старобелокатайская ООШ» Несговорова Валерия
Руководитель: учитель технологии
Бекетова Марина Федоровна
2016 – 2017 уч.г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………..с.3
Из истории сарафана ………………………………………………..с. 5
Типы сарафанов ……………………………………………………..с. 6
Исследование образцов …………………………………………….с. 6
Заключение ……………………………………………………….....с. 10
Литература …………………………………………………………..с. 11
Приложение …………………………………………………………с. 12
ВВЕДЕНИЕ
«Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм – это красота покоя.В его статике отражена яркая приподнятость, чувство бодрости и здоровья».
(Билибин И.Я., художник)
Мы заходим в школьную музейную комнату… Здесь старинные утюги, посуда, фотографии, альбомы, одежда наших прабабушек и прадедов. Ярким пятном из общего фона выделяется красный сарафан. На этикетке значится – «народная праздничная одежда». Но нет на нем ни золотых позументов, ни ярких ленточек, ни жемчужного убранства. Более чем скромный, из красного хлопка и – праздничный? Несмотря на всю скромность это действительно так. Чуть более наряден экспонат из районного историко-краеведческого музея: Узорчатая ткань, но из всех украшений мелкая сборка и узкая полоса из черного сатина по подолу.
Возникает вопрос: почему же так скромен если не сказать беден крестьянский праздничный костюм? Как он сшился, из каких тканей? Из какого региона России появился вместе с переселенцами? Таким образом, мы подошли к теме нашей работы: Русский сарафан Белокатайского района.
Цель работы:
- Выявить элементы, наиболее характерные для русского сарафана исследуемого региона (Белокатайский р-н Республики Башкортостан).
- Понять художественные достоинства народного костюма на подлинном материале.
- Выявить композиционно-конструктивные особенности для использования первоисточника в творческой деятельности при создании современного сценического костюма.
Перед нами стояли задачи:
- собрать теоретический материал (литературные источники, поисковый материал в результате посещения музеев, информация с интернет-ресурсов).
- изучить историю происхождения сарафана;
- изучить типы сарафана;
- изучить технологию кроя прямого сарафана и рубахи-рукавницы на примере конкретных образцов;
-создать чертеж выкройки прямого сарафана и рубахи-рукавницы для пошива фольклорных костюмов, опираясь на народные источники.
Актуальность нашей работы состоит в том, что для проведения фольклорных праздников и выступление фольклорных коллективов требуется народная праздничная одежда. Музейные экспонаты для этой цели не подходят, так как имеют большую историческую и культурную ценность и имеются в очень ограниченном количестве. С течением времени народные костюмы, хранящиеся в местных музеях, приобретают еще большую уникальность и ценность из- за их малого числа и ветхого состояния. Возникает необходимость в пошиве костюмов полностью соответствующим фольклорным образцам.
К тому же народный костюм по своему покрою является простой и удобной одеждой, способной и в наше время быть актуальной даже в ежедневном использовании.
Результаты нашего исследования будут переданы в районный дом культуры и использованы для пошива костюмов.
ИЗ ИСТОРИИ САРАФАНА
В большинстве русских населенных пунктов Башкирии на всем протяжении XIX в. традиционной праздничной одеждой считался сарафан. До середины прошлого столетия существовали распашные и глухие косоклинные сарафаны, затем их вытеснили более узкими прямыми, так называемые «московскими». (прил.1) Их украшали спереди две вертикальные полосы из позумента или нарядной фабричной ткани, между ними сверху донизу пришивались блестящие пуговицы, напоминающие о существовании в прошлом застежки. Пожилые женщины любили темно-синие сарафаны из домашней крашенины, молодые шили их из пестрого ситца, шелка. Дорогим нарядом являлся штофной сарафан [1], его часто имели зажиточные казачки (прил.2) Сарафан подпоясывали шелковым, шерстяным или хлопчатобумажным пояском.[2]
Сарафан как женская одежда упоминается в XVII в. Однако, как читают исследователи, это не исключает того, что женская одежда типа сарафана была и раньше под другими названиями.
Некоторые считают, что русский сарафан созвучен с европейской средневековой одеждой сюркот - наплечной одеждой с глубокими вырезами-проймами, без рукавов или с декоративными рукавами.С течением времени сарафан изменялся конструктивно, менялись названия и используемые для него ткани.
В XIX в. льняной холст изготавливали во всех домашний хозяйствах. Женская длинная рубаха шилась во основном из домашних материалов покупные ткани ситец шелк использовали лишь на верх рубахи(рукава, рукавницы) . Повседневные сарафаны выполнялись из холста синего кубового или черного цвета и назывались дубасы.
Уже в XVIII веке в состоятельных семьях праздничная одежда шилась из привозных шелковых и шерстяных тканей: атласа, тафты, муара, тонкого европейского сукна. В XIX веке широким спросом пользовались хлопчатобумажные кустарные и фабричные материалы: кумачи, ситцы, зендени, сарпинки, батисты и др. [3] Для праздничной одежды использовались также шелк, кашемир, набойку, атлас и прочие в зависимости от материального положения.[4]
ТИПЫ САРАФАНОВ
Выделяют четыре основных типа сарафана. Существовала также и наиболее поздняя форма его - на кокетке. Поэтому ниже представлено пять типов, которые располагаются в хронологическом порядке от наиболее древнего образца к наиболее позднему:
1.Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак - цельные передние и задние полотнища (прил.3).
2. Косоклинный сарафан. Основным признаком его являются два полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, по бокам - косые клинья, не доходящие до проймы (прил.4).
3. Прямой сарафан. Основной признак - цельные прямые полотнища, собранные вверху в мелкие складки или сборки (прил.5).
4. Сарафан с лифом. Основной признак - наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину (прил.6).
5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем (прил.7).
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗЦОВ
Мы исследовали традиционную женскую одежду – рубаху-рукавницу и сарафаны - по образцам, хранящимся в Белокатайском историко- краеведческом музеи и музейной комнате нашей школы, и пришли к выводу, что данные образцы относятся к типу прямого сарафана.
Наши предки переселились в эти края в конце XVIII века из Кунгура Пермской губернии,[5] куда в свою очередь переселились из Вятской губернии. Переселялись в основном небогатые крестьяне в поисках земель. Возможно, этим и объясняется скромность и даже строгость костюма. Рассмотренные сарафаны относятся к вятской разновидности прямого сарафана (прил.8 )
Два из рассмотренных нами образцов выполнены из покупной ткани (кашемира и предположительно китайки[6]), третий - из некрашеного отбеленного домотканного льняного полотна. Все три сарафана выполнены по одному типу выкройки различаясь лишь глубиной сборчатых складок и отделкой. Перед и бока состоят из двух полотнищ шириной от 55 до 66 см., задняя часть из трех полотнищ.
Образец №1: Красный сарафан. (прил.8а).
Сшит из красной хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения с диагональной уточной выборкой (предположительно китайки).
Длина сарафана спереди 112 см., сзади 104см. По всему полотнищу сарафана расположенная мелкая вышивка тамбурным швом, выполненная скорее всего фабричной машиной. (прил.9).
Низ сарафана подогнут под «штафирку»[7] - обтачка низа выполнена из красного ситца способом чисто вытачать. Верхний шов штафирки является ленточным узором выстроченным машинным швом двумя цветами ниток: зелеными и желтыми. (прил.10).
Верх сарафана украшен мелкосборчатыми складками длинной 1,5см., выполненными вручную двойной строчкой желтого и зеленого цвета, (от края 1 см., между строчек 0,5см.) Край обработан полоской основной ткани шириной 1см. (с лицевой стороны). С изнаночной стороны подбит пестрым ситцем, прострочен двойным швом по краям. Между полосами обтачки вшита черная тесьма-вьюнчик. (прил.11).
В сборку шириной 25 см уложено 82 см полотна. От лифа имеется срез для подмышечной впадины и спины. Лиф переда имеет подкройную вытачку размером 9см на 7 см (для объема груди). На расстоянии 1 см от края сборки пристрочены бретели шириной также 1 см. Полностью повторяющимися оформление верха. Длина бретелей 51см. На расстоянии 7 см от места соединения середины спины бретели сходятся в одно полотно. (прил.12).
Сзади в сборку длинной 36 см уложено 167 см.. Высота сборки 2 см. расстояние между швами 2 см. (прил.13).
Слева в пройме пришита серебряная застежка на расстоянии 3 см. друг от друга( в застегнутом виде - 1 см.).
Слева имеется вставка из красного ситца более позднего происхождения.
Сарафан сшит в ручную швом «назад иголку». Обработка низа машинной строчкой выполнена, возможно, позднее из-за износа ткани.
Образец №2: Цветастый сарафан (коричневый). Сшит из желто-коричневого кашемира. (прил.14).
Длина переда сарафана 117см, сзади 107 см., высота сборки 2 см. В отличие от красного сарафана вверх сборки прошит полосой основной ткани шириной 1.5 см. Верх окантован черным сатином шириной 1,5см..Ширина лифа 19 см. (прил.15).
Спереди в сборку шириной 19 см. собрано 129 см. ткани. Мелко сборчатые складки выполнены в ручную. С изнанки подбиты ситцем изначально синего цвета. Низ сарафана подведен под штафирку красным ситцем (прил.16).
Бретели выполнены из основной ткани, окантованы черным сатином с внешней стороны, снизу на подкладе использован черный сатин. Ширина бретелей 1 см., длина 54 см., на расстоянии 5 см от места соединения середины спины бретели сходятся в одно полотно (прил.17).
Сзади в сборку шириной 32см. собрано 186 см. ткани.
Образец №3: Венчальный сарафан. (прил.18).
Выполнен из домотканого льняного полотна по тому же способу кроя. Отличие от предыдущих - крупносборчатые складки (прил.18а)., потайные закладные складки сзади(прил.19). и 4 отделочные строчки по подолу (прил.20).
С изнанки верх и низ сарафана подбиты домотканым полотном(прил.21).
Образец №4: Рубаха-рукавница. (прил.22)
Ткань - сатин-жаккард [8]; Вся рукавница сшита на машинке.
Перед состоит из 2-х полотнищ длиной 26 см., шириной по 33 см. спереди образующих стык переходящий разрез горловины. Спинка - полотнище длинной 36см., шириной 55 см.Плечевая вставка - полики[9]- 30 на 17 см. (прил.23).Все детали выкроены по поперечной нити.
Рукав состоит из 2–х частей выкроенных из одного полотнища шириной 58см., длиной 56 см. Скос рукава образован срезом угла 53 см. (прил.24). В месте присоединения скосов рукава к полочкам вшиты ластовицы (прил.25). По низу рукав собран в шесть бантовых складок длиной 4,5 см., каждая прострочена двойным отделочным швом. Верх складок закреплен отделочной полосой из черного сатина. Оформление рукава завершает манжет шириной 3,5 см. на штафирке украшенный трех цветной вышивкой крестом (прил.26). По горловине, полочки переда (16 см.) собраны в мелкую сборку шириной по 5,5 см.. (прил.27)На спинке 21 см ткани уложены в 8 см. и по плечам 30 см. ткани собраны в 10 см. сборки. Сборка выполнена машинном швом.
Воротник - стойка высотой 5 см. длиной 33,5 см..С изнаночной стороны воротник подшит потайным швом. Запах спереди, обрезной край воротника обработан краевым обметочным швом в ручную с лицевой стороны, образуя отделку. Застежка такая же что и на сарафане, это и говорит о том,что они принадлежат к одному комплекту (прил.28).
К низу рукавницы прошивалась любая ткань. Спереди вшита полоска домотканого полотна, видимо из-за нехватки материала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив имеющиеся в нашем распоряжении образцы подлинных народных костюмов, мы определили их принадлежность к вятской разновидности прямого сарафана.
Рассматривая приемы кроя и пошив сарафана и рукавницы, мы на деле убедились в том, что в народной одежде очень рациональный крой: ни одного кусочка ткани не выбрасывалось. Продуманность и простота кроя позволяли женщинам и девушкам самим шить наряды.
Ткани использовались как и покупные, так и домотканые. К сожалению, нам не удалось с точностью определить название ткани, из которой выполнен красный сарафан. Это может быть темой следующего исследования.
Примеряя народную одежду чувствуешь себя удобно, уютно. Тело дышит, так как ткани все натуральные!
Современная мода также не обходит стороной такой уникальный и удобный крой – многие модельеры и рядовые рукодельницы используют его для своих моделей.
Давайте шить сарафаны не только для фольклорных праздников и выступлений, но и для повседневного ношения, тем более, что это не так уж и сложно!
ЛИТЕРАТУРА
Белокатайский район: история и современность. Уфа: «Издательство «Диалог», 2004.
Галиева, Ф.Г. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники / Ф.Г.Галиева. – Уфа: Китап,2014.
Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. 2-е изд. доп. – Уфа: Гилем, 2002.
Интернет-ресурсы:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1093870
http://macterklacc.mirtesen.ru/blog/43487080552/Russkiy-sarafan.-Pyat-tipov-sarafanov-so-shemami
http://poyasok.com/article_info.php?articles_id=51
http://z-z-z-z.ru/chto_takoe_zhakkardovij_satin.php
[1] Штофник — сарафан из штофа, плотной шелковой ткани с разводами.
[2] Белокатайский район: история и современность. - стр.244
[3] Белокатайский район: история и современность. - 42
[4] Ф.Г.Галиева. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники – с.49
[5] Белокатайский район: история и современность. – с. 45
[6] Кита́йка — первоначально, шелковая, затем хлопчатобумажная лёгкая вещь, производившаяся в Китае, и массово ввозившаяся в Россию. в XVIII-начале XIX века. В первой четверти XIX века импорт был полностью вытеснен российским производством. - https://ru.wikipedia.org/wiki
Штафи́рка, штфирки (от нем. staffieren - наряжать). - 1. жен. Подкладка или борт подкладки в ботинках, обшлагах, юбках (спец.). - Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
[8] Жаккард-сатин — ткань смешанного переплетения, изготавливается из натуральных хлопковых волокон. - http://z-z-z-z.ru/chto_takoe_zhakkardovij_satin.php
[9] Полики — детали кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32—42 см каждый. Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины.
Калитка в сад
Весенняя сказка
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Как нарисовать ветку ели?
Сказка на ночь про Снеговика