Проектная работа «Изготовление развивающих игрушек из ткани с различными видами застежек»
Вложение | Размер |
---|---|
kot_i_pes.doc | 391.5 КБ |
Городская научно-практическая конференция
«Наука. Природа. Человек. Общество»
Проектная работа «Изготовление развивающих игрушек из ткани с различными видами застежек»
Авторы проекта:
Гриб Валерия (МБОУ«СОШ №4» 5 класс)
Тюрикова Ева (МБОУ СОШ № 4», 5 класс)
Руководитель проекта:
Мельник Лариса Александровна
(учитель технологии, 1квалификационная категория, МБОУ «СОШ№4»)
Югорск
2016 год
Проектная работа «Изготовление развивающих игрушек из ткани с различными видами застежек»
Аннотация
Сегодня в детских магазинах можно встретить огромное количество различных развивающих игрушек. Однако не всех родителей устраивает либо их цена, либо качество. Существует альтернатива покупным игрушкам – вещи, сделанные своими руками.
Мы решили разработать эскиз и сшить развивающие игрушки с различными видами застежки, ведь игры и игрушки развивают мелкую и крупную моторику рук, логическое мышление, воображение, чувство цвета, вкус, творческие способности ребенка. Цель проектной работы: Разработать и изготовить изделие из ткани с различными видами застежек, в котором будут объединены игра и обучение детей младшего возраста.
Объект проекта: практическое применение подручных материалов
Предмет проекта: развивающие игрушки с различными видами застежек для детей младшего возраста
Задачи проекта:
- найти и изучить литературу по данной теме;
- провести исследования в потребности изделия;
- применить на практике приемы работы с тканью;
- разработать документацию по изготовлению изделий;
- проанализировать проделанную работу.
Методы проекта:
Тип проекта: коллективный, творческий
В данной работе были применены различные приемы обработки ткани: стачивание, обработка края ткани зигзагообразной строчкой, выполнение ручных швов. Работа выполнена девочками самостоятельно, аккуратно, с соблюдением всех правил безопасной работы.
Оглавление
Аннотация стр. 2
Оглавление стр.3
Введение стр.4
Основная часть стр.7
Технологическая карта стр.9
Экономические расчеты стр.12
Заключение. Оценка изделия стр.13
Самооценка стр.14
Список литературы стр.15
Приложение 1 стр.16
Проектная работа «Изготовление развивающих игрушек из ткани с различными видами застежек»
Введение
В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Такие игрушки развивают в малышах следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
Основная задача развивающих игрушек - усиленно стимулировать процессы развития у ребенка. Игрушка должна соответствовать возрасту малыша, она не должна быть сложной для него, чтобы ребенок не разочаровался, и не должна быть слишком простой, чтобы выполнять свои развивающие функции. Развитие органов чувств у детей дошкольников идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное и моторное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног.
Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Малыш учится управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками – формируется пинцетный захват. Затем ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.
Даже почерк каждого человека имеет свои особенности, связанные именно развитием мелкой моторики рук!
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Теперь вы видите, как важно с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику!
Хорошим помощником в сенсорном развитии и развитие мелкой моторики станут различные развивающие игрушки, которые можно сделать самим.
Все это можно творить и создавать в любом тематическом направлении, параллельно осваивая счет, буквы, цифры, цвета, геометрические фигуры, названия тех или иных предметов.
В процессе изучения данной проблемы была изучена специальная литература (книги, проспекты, брошюры), рассмотрены материалы в Интернете, были получены консультации психолога нашей школы, рекомендации и пожелания родителей, имеющих детей дошкольного возраста.
При изучении данного вопроса мы пришли к выводу, что развивающие игрушки для мелкой моторики можно изготовить самостоятельно, без каких-либо особенных навыков или умений. При этом денежные затраты будут минимальны, главное – вооружиться желанием и фантазией.
Цель проектной работы:
Разработать и изготовить изделие из ткани с различными видами застежек, в котором будут объединены игра и обучение детей младшего возраста.
Задачи проекта:
- найти и изучить литературу по данной теме;
- провести исследования в потребности изделия;
- применить на практике приемы работы с тканью;
- разработать документацию по изготовлению изделий;
- проанализировать проделанную работу.
Методы проекта:
• Теоретические: обзорный анализ литературы по данному вопросу; анализ результатов деятельности
• Творческие: изготовление предмета, моделирование, выработка рекомендаций, презентация по творческому проекту
Тип проекта: коллективный, творческий
Мы пришли к выводу, что наше изделие, в конечном итоге, должно выполнять следующие функции:
Главное достоинство нашего изделия - игра и обучение великолепно совмещены!
Проектная работа «Изготовление развивающих игрушек с различными видами застежек из ткани»
Основная часть
Так как изделие предназначается детям младшего возраста, то мы предъявили к материалу, из которого оно будет изготавливаться следующие требования:
- экологическая безопасность
- долговечность
- легкость в обработке
- доступность
А также требования к изделию:
- игрушка должна отвечать всем требованиям безопасности, не содержать мелкие и травм опасные детали, изготовлена из экологически безопасных тканей, легко утилизироваться.
- должна обеспечивать моторное, сенсорное развитие ребёнка, что в свою очередь обеспечит его интеллектуальное развитие.
- должна быть эстетически оформленной, заинтересовать ребёнка.
- должна быть изготовлена из доступных материалов, быть недорогой
Идеи проекта
Развивающие игрушки для детей можно купить (благо, сегодня они представлены в продаже в самом большом разнообразии), или сделать своими руками. Среди таких поделок могут быть:
• развивающие коврики или панно, на которых можно разместить любые задания и игры;
• сенсорные подушечки или другие предметы;
• шнуровки в различных вариантах исполнения;
• развивающие игрушки с различными видами застежек (липучки, замочки, кнопки, пуговки, шнуровки);
• развивающие книжки с множеством тактильных задач;
• игрушки для развития мелкой моторики с водой, крупами, песком;
• кукольный театр;
• дидактические игры.
Выбор лучшей идеи и обоснование
Мы решили все же изготовить развивающие игрушки с различными видами застежек, ведь потихоньку взрослея, ребенок начнет осваивать те или иные навыки: завязывать шнурочек, застегивать пуговки, липучки, кнопки, молнии, замок и т.д. Даже такие простые умения пригодятся ему для самостоятельного обращения с одеждой.
Мягкую игрушку можно оформить так, что она будет отвечать всем предъявленным требованиям. Она будет мягкой, значит, не нанесёт травму ребёнку. Для её изготовления потребуется минимум материалов и оборудования, только швейная машина. Не нужны специальные умения и навыки, справится даже начинающий шить. Содержимое игрушки будет наполнено различными заданиями на развитие мелкой моторики ребёнка, внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти, речи. Игрушка должна быть сделана из ярких оттенков тканей, красивых застежек с добавлением материалов для наполнения, развивающих моторику и сенсорику пальцев рук, слух и умственные способности ребенка. Сделать игрушку мы решили в форме любимых животных – кота и собаки. А в качестве наполнителя мы решили взять полистероловые шарики. Такой наполнитель очень легкий и приятный на ощупь.
Материалы, инструменты, приспособления
ткань
Охрана труда:
При изготовлении изделия необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками, электрическим утюгом, электрической швейной машиной с ножным приводом (приложение №1)
Технологическая карта
Изготовление развивающей игрушки из ткани с различными видами застежек
№ п/п | Последовательность выполнения операций | Изображение | Инструменты и оборудование |
1. | Приготавливаем материалы и инструменты. | Ткань флисовая четырех разных цветов, полистироловые шарики, нитки швейные, глазки пластмассовые, клей полимерный. Иглы швейные, иглы для скрепления, ножницы, линейка, ручка, фломастер красного цвета. | |
2. | Разработать эскизы игрушек | Карандаш, бумага, линейка | |
3. | Изготавливаем шаблоны | Картон, ручка, ножницы. | |
4. | Делаем выкройки из ткани | Ткань, шаблон, ручка. | |
5. | Складываем детали лицевой стороной внутрь и фиксируем иглами для скрепления. Не забываем вложить детали для крепления (полоски бархатной тесьмы) | Иглы швейные, иглы для скрепления, ножницы, бархатная тесьма | |
6. | Сшиваем детали ушей и хвоста швом «прямая строчка», оставляя незашитым место, для того, чтобы вывернуть деталь на лицевую сторону | Иглы швейные, иглы для скрепления, ножницы, бархатная тесьма | |
7. | Сшиваем боковые части швом «прямая строчка», оставляя незашитым место, для того, чтобы вывернуть деталь на лицевую сторону. | Нитки в цвет ткани, иголка | |
8. | Выворачиваем сшитые детали на лицевую сторону. | Нитки в цвет ткани, иголка | |
9. | Набиваем детали наполнителем | Полистироловые шарики | |
10. | Зашиваем отверстия на деталях «потайным швом» | Нитки в цвет ткани, иголка | |
11. | На деталях «голова» вшиваем «молнию» | Молния, иголка швейная, английские булавки, ножницы, | |
12. | В местах крепления пришиваем различные застежки (липкую ленту, крючки, пуговицы, кнопки) | Липкая лента, крючки, пуговицы, кнопки, нитки в цвет ткани, иголка | |
13. | Соединяем детали в изделие | Сшитые детали, крепления | |
14. | Приклеиваем мелкие детали (глаза, нос, усы) | Клей «Момент», глаза, пуговицы, леска |
Экономические расчеты
Мы не забыли и про экономические расчеты:
Материалы | Количество | Цена за ед. | Стоимость |
Ткань флисовая | 0,2 м *3 | 320 руб. | 192 руб. |
Нитки цветные | 3 цвета | 30 руб. | 90 руб |
Итого: | 282 руб. |
Всю фурнитуру для игрушек мы использовали ту, которая была дома в наличии (молнии, застежки от старого рюкзака, остатки липкой ленты, пуговицы и т.д.)
Для сравнения мы поискали в интернете предложения по продаже подобных развивающих игрушек и вот, что нашли:
Цена 1700 руб. Цена 1850 руб.
Вывод:
Конечно, разница в цене между покупным и изготовленным изделием довольно ощутима.
Проектная работа «Изготовление развивающих игрушек с различными видами застежек из ткани»
Заключение
Оценка изделия
Чтобы сделать объективную оценку нашего проекта, мы предложили позаниматься с нашими игрушками детям разного возраста, а взрослым написать свое мнение. И вот что у нас получилось:
Татьяна Алексеевна, бабушка 3-х летней Арзу
«…игрушки очень понравилась нашей девочке. Играла очень долго и не хотела их отдавать. Игрушки очень яркие, красочные. Мне понравилось, что ребенок может не только играть, но и развиваться, получит необходимые навыки самообслуживания. Можно взять ее с собой в поездку, они легкие, а ребенок надолго будет занят полезным делом…»
Наталья Михайловна, мама 2-х летней Лады
«…Эта игрушки произвели на меня большое впечатление, такой оригинальный замысел!
Дети, к которым попадет в руки такая игрушка, я думаю, останутся очень довольны. Это не только ярко, красочно и красиво, но и очень познавательно. Развивается мелкая моторика рук, речь, память. С их помощью можно учить ребенка застегивать пуговицы, молнию и даже завязывать шнурки. Это здорово! Молодцы девочки, которые выполнили такую трудоемкую, но нужную работу…»
Рябова Яна Викторовна, воспитатель дошкольных групп МБОУ «СОШ №4»
«… воспитатели младшей группы Рябова Я.В. выражают огромную благодарность Мельник Л.А. и ее ученикам за возможность практического использования результата их творческого труда… Эта яркая работа несет в себе глубокий познавательный, обучающий и эстетический потенциал. Дети с большим удовольствием открыли для себя, что игрушки для малышей служат не только для того, чтобы развлекать, но и для того, чтобы обучать. В силу своего возраста, 3-х летние дети еще не могут знать, насколько полезна хорошая моторика для развития ребенка…Игрушки были презентованы и родителям детей нашей группы. Некоторые задумались над тем, чтобы сделать самим дома такое же яркое обучающее пособие, ведь шить умеют многие, а придумать разнообразные задания можно и с учетом индивидуального развития каждого ребенка…»
Самооценка проекта
Перед началом работы мы поставили перед собой несколько задач и наметили критерии, которым должно соответствовать наше изделие:
- назначение (игра и развитие)
- пользователи (дети)
- материал (безопасный в применении)
- методы изготовления (доступные)
- эргономичность (мягкая, легкая в уходе, безопасная)
- экологичность (использовать только безвредные материалы)
- экономичность (стоимость должна быть ниже рыночной)
Результат удовлетворяет выдвинутым перед началом проектирования критериям.
Цели и задачи проекта поставлены четко. Сначала были разработаны эскизы игрушек проекта, исследованы все допустимые материалы, выбрали, на наш взгляд, самые подходящие. Определили методы изготовления и виды декоративной отделки изделия.
Проект был основательно проработан, а изделие качественно изготовлено.
В целом мы очень довольны качеством проектирования, изготовления и внешним видом готового изделия.
Практическую значимость нашего проекта трудно недооценить!
Список использованной литературы
Крупская Ю.В. издательство Вентана-Граф
Сасова И.А. автор Гуревич М.И. автор Павлова М.Б. издательство Вентана-Граф
Источник: http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/razvivajushhie_igrushki_svoimi_rukami_s_zastezhkami/10-1-0-1057 © nacrestike.ru
Приложение 1
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными
ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы со швейной иглой
1. Храни иглу всегда в игольнице.
2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
5. Не втыкай иглу в одежду.
6. До и после работы проверь количество игл.
7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.
8. Не отвлекайся во время работы с иглой.
Правила безопасной работы на швейной машине
Опасности в работе:
Что нужно сделать до начала работы:
Чего нельзя делать во время работы:
Что нужно сделать по окончании работы:
Правильное положение рук при работе на швейной машине
Повезло! Стихи о счастливой семье
Эта весёлая планета
Спасибо тебе, дедушка!
Кто чем богат, тот тем и делится!
Н. Гумилёв. Жираф