Я занимаюсь в Детской школе искусств п. Первомайский на отделении изобразительное искусство, и умею рисовать акварелью, гуашью и другими материалами. Эти и другие краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах и фабриках, где же художники брали краски? Я задумалась, можно ли изготовить краски самим?
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kryuchkova_n._2017.doc | 190.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1 п. Первомайский Оренбургского района»
Исследовательская работа на тему
«МНОГООБРАЗНЫЙ МИР КРАСОК»
Выполнила ученица 3 «Б» класса:
Крючкова Анастасия
Научный руководитель:
Юнг Светлана Алексеевна
ст. Донгузская
2017 г.
1. Введение
Рисовать люди начали с глубокой древности. Наверное, вначале - палкой на песке или угольком на стене пещеры. Позже кто-то придумал смешивать цветную глину с яичным желтком или мёдом. Наверняка этот опыт пришелся людям по душе, и краски начали свое многовековое победное шествие по миру.
Я занимаюсь в Детской школе искусств п. Первомайский на отделении изобразительное искусство, и умею рисовать акварелью, гуашью и другими материалами. Эти и другие краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах и фабриках, где же художники брали краски? Я задумалась можно ли изготовить краски самим?
Объект моего исследования - краски.
Цель исследования - узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.
2. Изучить из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления.
3. Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.
5. Нарисовать рисунки из полученных красок.
При выполнении работы я буду использовать следующие методы исследования:
- метод эксперимента;
- метод зрительного восприятия информации (работа с литературой, с компьютером, наблюдение);
- метод передачи информации с помощью практической деятельности.
Гипотеза исследования: краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.
2. Теоретическая часть.
2.1.История возникновения красок
Я выяснила, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! (Кстати, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.) Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.
Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажу.
Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
Икона, написанная более 600 лет назад
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.
2.2. Процесс приготовления красок
Я прочитала, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.
Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.
Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.
Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Название красок | Масло | Яйцо | Вода | Клей |
Акварель | + | + | ||
Гуашь | + | + | ||
Масляная | + | + | ||
Темпера | + |
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми я рисовала очень много раз.
3. Практическая часть
Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.
Дома у меня были некоторые природные пигменты, связывающие вещества и я решила попробовать самостоятельно создать краски и проанализировать полученный результат.
ОПЫТ №1. Создание акварельной краски черного цвета.
Я взяла активированный уголь (очищенный уголь), измельчила его в порошок в ступке пестиком. Затем просеяла порошок и смешала уголь сначала с водой, затем с клеем ПВА, затем с медом.
Вывод:
Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели.
3. Также я попробовала активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок.
Цвет получился светлее (серый) и рисунок долго высыхал.
ОПЫТ № 2. Создание акварельных красок других цветов.
Я взяла различную ягоду - смородину, клюкву, клубнику. Выдавила в разные стаканчики сок. Смешала сок с мёдом. Нарисовала красивые и нежные цветы.
Вывод:
Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.
ОПЫТ №3 . Создание масляных красок.
Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым. Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем.
Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.
Я взяла пакетик розовой глины. Смешала глину с подсолнечным маслом.
Глина с маслом смешалась однородно, дала коричневый цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.
Вывод:
Создать масленую краску ближе к натуральному мне не удалось, потому что эта краска требует более сложного изготовления.
ОПЫТ №4 Создание темперных красок.
Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно.
Я измельчила мел в порошок. Смешала мел с яйцом. Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался.
Вывод:
В домашних условиях создать темперную краску удалось. Рисунок оказался самым прочным.
4. Заключение.
По результатам проведенных мною исследований я сделала следующие выводы:
1. Краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных;
2. Чтобы приготовить такие краски, как у меня, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, ягоду) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей, мёд);
3. Полученные краски отличаются по качеству и по консистенции от промышленных красок, они имеют свои преимущества и недостатки.
Преимущество - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.
Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
И узнала:
1. Из каких веществ состоят краски.
2. Рецептуры приготовления красок.
И в заключении я хочу сказать:
Увлечение натуральными красками охватило мир совсем недавно. Вот и я не смогла устоять, и нарисовала несколько рисунков, которые, надеюсь, натолкнут вас на мысль, что мир прекрасен, что есть над, чем задуматься, есть к чему стремиться, и сколько всего интересного ещё можно узнать!
Используемая литература:
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Эта весёлая планета
Валентин Берестов. Аист и соловей
10 осенних мастер-классов для детей
Заколдованная буква