Интерактивная карта с объектами культурного наследия Боровской района
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 40.97 КБ |
karta.pdf | 114.42 КБ |
Ежегодная областная научно-практическая конференция
«Молодость – науке» памяти А.Л. Чижевского
Краеведение
Интерактивная карта объектов культурного наследия Боровского района
Автор: Кальницкий Роман Евгеньевич,
ученик 9 класса МОУ «СОШ №4 г. Боровск-1»
Руководитель: Евтропов Владислав Алексеевич,
учитель МОУ «СОШ №4 г. Боровск-1»
г. Боровск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ3
2. СОДЕРЖАНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 5
2.1. Понятие и виды объектов культурного наследия 5
2.2. Перечень и отбор объектов культурного наследия Боровского района6
2.3. Проведение анкетного опроса и его результаты8
2.4. Создание интерактивной карты объектов культурного наследия Боровского района9
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
5. ПРИЛОЖЕНИЯ 12
Актуальность работы. Сегодня проблема сохранения архитектурного наследия является одной из наиболее главных и трудных проблем. Из-за отсутствия надлежащего ухода многие объекты ветшают, просто разрушаются, изменяется их внешний вид, цветовое решение. Помимо этого современные материалы, применяемые при отделке, зачастую изменяют фасады зданий до неузнаваемости.
К сожалению, проблему усугубляет неудовлетворительное состояние существующих инженерных коммуникаций, неухоженные, разрушающиеся дороги. Необходимо принять во внимание тот факт, что 90% построек, относящихся к объектам культурного наследия – дома, построенные до 1917 года, имеющие деревянные конструкции покрытий и перекрытий. [3; 25]
Цель работы: создание интерактивной карты объектов культурного наследия Боровского района.
Объект исследования: архитектурные сооружения, относящиеся к объектам культурного наследия Боровского района.
Предмет исследования: история Боровского района.
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования: так как Боровск является древнейшим культурным и историческим центром Калужской области, на территории города и района может находиться большое количество объектов культурного наследия. О существовании таких объектов многие обучающиеся не знают, что может привести в дальнейшем к утрате памятников исторического и архитектурного наследия.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
Практическая значимость – данную карту можно использовать на уроках истории, МХК, краеведения и на внеклассных мероприятиях, посвященных изучению истории родного края.
Предполагаемые результаты:
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
Культурное наследие – это объекты прошлого, которые могут выступать как фактор развития современного общества. Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего. Само наследие определяется как составная часть культуры, выступая одновременно и как способ присвоения индивидом культурных феноменов, и как сама основа культуры. Другими словами, культурное наследие - это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями. Также признается ныне и усердием современников должна быть сохранена и передана в будущее.
Т.М.Миронова противопоставляет понятия «памятник» и «объекты культурного наследия». По ее мнению, само слово «памятник» означает какой-то предмет для хранения памяти. В то время как объекты культурного наследия обретены нами не просто для хранения, а для деятельного отношения к ним, осознания их ценности для сегодняшнего дня в ходе современной интерпретации.
Объект культурного наследия – место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность. [5]
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:
Город Боровск Калужской области расположен на холмистой местности, это придает особое очарование его видам и ландшафтам. Некоторые говорят, что Боровск - это «тихая провинциальная глушь», другие - что «милый уютный городишко недалеко от Москвы». Древнее поселение на месте современного Боровска существовало еще с XI века. Маленький городок с населением на сегодняшний день около двенадцати тысяч человек сохранил историческую планировку. Город помнит многое: старообрядчество (в городе и сейчас есть старообрядческие церкви), гибель боярыни Морозовой (она умерла от пыток и голода, отказавшись принять новую веру, в Пафнутьево-Боровском монастыре), сожжение французской армией в 1812 году, ужасный пожар в 1857 году, немецкую оккупацию во время ВОВ. Все эти события запечатлены в объектах культурного наследия. [4; 32]
Проанализировав имеющуюся литературу, мы составили таблицу объектов культурного наследия Боровского района [5]:
Статус | Наименование | Вид |
Региональный | Дом, в котором жил К.Э. Циолковский, 1889 г. | История |
Региональный | Мемориальный комплекс в честь ополченцев, погибших осенью 1941 г. при обороне г. Москвы, 1975 г. | История |
Федеральный | Церковь Бориса и Глеба, 1704 г., 1819 г. | Архитектура |
Федеральный | Покровская церковь, XVII – нач. XVIII в. | Архитектура |
Федеральный | Пафнутьев-Боровский монастырь, XVI–XIX вв. | Архитектура |
Федеральный | Церковь Рождества Богородицы с интерьером, 1708 г. | Архитектура |
Региональный | Женская гимназия, нач. XIX в. | Архитектура |
Региональный | Жилой дом Куракиных, нач. XIX в. | Архитектура |
Региональный | Покровский собор, 1912 г. | Архитектура |
Региональный | Городская усадьба, кон. XIX в. | Архитектура |
Региональный | Церковь Всехсвятская (старообрядческая), кон. XIX - нач. XX вв. | Архитектура |
Региональный | Благовещенский собор, XVII в.-1819 г. | Архитектура |
Региональный | Присутственные места, нач. XIX в. | Архитектура |
Региональный | Церковь Спаса Преображения «на взгорье», 1804 г. | Архитектура |
Региональный | Дом приезжих, XIX в. | Архитектура |
Региональный | «Богадельня», XIX в. | Архитектура |
Региональный | Церковь Покрова, кон. XIX в. | Архитектура |
Региональный | Церковь Михаила архангела, кон. XIX в.- нач. XX в. | Архитектура |
Региональный | Церковь Дмитрия Солунского, 1804 г. | Архитектура |
Региональный | Церковь Рождества Богородицы, 1731г. | Архитектура |
Список объектов культурного наследия достаточно обширен, поэтому мы решили сузить список до 12 наименований. В данный перечень вошли самые значимые, с нашей точки зрения, объекты, в первую очередь постройки, имеющие федеральный статус.
Статус | Наименование | Вид |
Федеральный | Церковь Бориса и Глеба, 1704 г., 1819 г. | Архитектура |
Федеральный | Покровская церковь, XVII – нач. XVIII в. | Архитектура |
Федеральный | Пафнутьев-Боровский монастырь, XVI–XIX вв. | Архитектура |
Федеральный | Церковь Рождества Богородицы с интерьером, 1708 г. | Архитектура |
Поскольку Боровский край считается одним из религиозных центров России, то мы внесли в наш список достаточное количество культовых сооружений. [2; 167]
Статус | Наименование | Вид |
Региональный | Покровский собор, 1912 г. | Архитектура |
Региональный | Церковь Всехсвятская (старообрядческая), кон. XIX - нач. XX вв. | Архитектура |
Региональный | Благовещенский собор, XVII в.-1819 г. | Архитектура |
Региональный | Церковь Спаса Преображения «на взгорье», 1804 г. | Архитектура |
Региональный | Церковь Покрова, кон. XIX в. | Архитектура |
Региональный | Церковь Михаила архангела, кон. XIX в.- нач. XX в. | Архитектура |
Региональный | Церковь Дмитрия Солунского, 1804 г. | Архитектура |
Региональный | Церковь Рождества Богородицы, 1731г. | Архитектура |
В ходе работы нами был проведён анкетный опрос среди учащихся старших классов, с целью выявления знаний об истории родного края вообще и об исторических памятниках в частности.
Для этого мы составили следующую анкету:
Всего нами были опрошены 25 учащихся школы в возрасте от 15 лет и старше.
Результаты проведенного анкетного опроса среди учащихся представлены в виде таблицы (см. Приложение II).
Результаты опроса показали, что большинство респондентов приблизительно знают такие понятия как «культурное наследие», «объекты культурного наследия». Все респонденты уверены, что на территории района есть объекты культурного наследия. Пафнутьев-Боровский монастырь был назван всеми учениками. Среди объектов культурного наследия был назван Дом Циолковского в Боровске, а также обобщённо упоминались церкви Боровского района.
Для пополнения знаний учащихся, мы решили создать интерактивную карту объектов культурного наследия Боровского района. Для этого была использована программа векторной графики CorelDRAW. Эта программа дает возможность создавать различные тематические карты с использование интерактивных опций.
В результате данной работы подтвердилась гипотеза, которую мы выдвинули вначале работы: так как Боровск является древнейшим культурным и историческим центром Калужской области, на территории города и района может находиться большое количество объектов культурного наследия. О существовании таких объектов многие учащиеся не знают, что может привести в дальнейшем к утрате памятников исторического и архитектурного наследия.
В процессе работы над данной темой были выполнены следующие задачи:
В результате работы достигнута цель: создана интерактивная карта объектов культурного наследия Боровского района.
Проведя исследование, мы сделали следующие выводы:
Работа по интерактивной карте может продолжиться по нескольким направлениям:
2.Малинин Д. И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. – Калуга: Золотая аллея, 2004
3. Пухов В. А. Боровск. – Калуга – 1991 - 2
4. Чернышев С. С. Родиноведение. Краткий обзор географии Калужской губернии. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1991 – 40с.
Муравьиная кухня
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Голубая лягушка
Пчёлы и муха
Простые летающие модели из бумаги