Вложение | Размер |
---|---|
2-a.rar | 2.04 МБ |
«Волшебный рожок»
Рог на Руси был сигнальным инструментом. Звуком рога собирали народ для сообщения важных известий. Под звуки рога проходила охота. Сигнал рога звучал во время военных церемоний.
Начиная с 10 века, рог упоминается в народных песнях, былинах, сказаниях.
В струне, звенящей на просторе,
И в дудочке из камыша
Поет о радости и горе
Народа светлая душа
Одним из древних распространённых промыслов Владимирской области было пастушество.
Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком –
Нас напоишь молочком.
В пастухи обычно выбирали человека, умеющего играть на дудочке, рожке, жалейке, свирели. Среди пастухов был широко распространён рожок. Пастуший рожок - вроде бы незамысловатый инструмент, а до чего сильно завораживает.
Оказывается, стадо гораздо охотнее подчиняется мелодике рожка, чем кнуту, да и молока коровы дают больше под звучанье рожка.
Рожок - исконно русский инструмент. Он представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук.
Из чего можно сделать рожок?
Раньше его делали из двух деревянных половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.
На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные наигрыши можно плясать. Сигнальным звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его. (Сигнал)
Мало кому известно, но именно на Владимирской земле несколько веков назад зародилось искусство рожечной музыки.
Писатель Сергей Никитин в своей книге «Чудесный рожок» рассказывает удивительную историю.
Жил в деревне Мишнево Ковровского уезда крестьянин Николай Васильевич Кондратьев. Ещё будучи подпаском, он с большим искусством владел игрой на пастушьем рожке.
«Ах, как он играл! Чародей, да и только. Будто у него внутри музыкальная машинка запрятана. В то лихолетье горе-то из избы в избу ходило, а рожок да песня размыкают его».
А было это в середине 19 века. Кондратьев создал первый небольшой кружок из пастухов и подпасков из близлежащих деревень.
Рожечники сначала выступали на народных гуляньях и сёлах Эдемской волости Ковровского уезда, а позднее хор рожечников в составе 12 человек выступал во время Рождественской ярмарки в Коврове. Старожилы города рассказывали, что во время выступления рожечников на Александровской площади (ныне площадь Свободы) собралась огромная толпа народа. Все хотели услышать удивительные наигрыши на пастушьих рожках.
Очередной звездный час ожидал владимирских рожечников Кондратьева в 1884 году: их пригласили на Международную выставку в Париж. Даже парижская афиша сохранилась, на которой изображены русские пастухи в странных сценических костюмах: высоких шляпах с полями, длиннополых плащах и лаптях. Владимирские рожечники сразили европейцев наповал. Исполнявшиеся мелодии покоряли особенной теплотой и рассказывали о самом хорошем и чистом, что есть в русском человеке.
Слава о владимирских рожечниках разошлась по всему белу свету.
Пастушеский рожок с той поры стал именоваться «владимирским». Владимирский рожок и рожечники включены во все энциклопедические словари. Не случайно на гербе Камешковского района Владимирской области изображён пастуший рожок.
Традиции музыкального искусства хора рожечников Кондратьева на Владимирской земле сегодня сохраняет и развивает ансамбль народной музыки « Владимирские рожечники».
Мы можем гордиться тем, что живём на старинной русской земле, богатой традициями талантливых людей!
Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.
В поисках капитана Гранта
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Ребята и утята
Швейня
Цветущая сакура