Цель работы: исследовать особенности русской матрёшки, её значение.
Задачи: обозначить особенности русской матрёшки как традиционной русской игрушки; изучить историю создания матрёшки; установить практическую значимость и актуальность матрёшки в современном декоративно-прикладном искусстве.
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-russkoj-matreshki.doc | 85 КБ |
matreshka_-_dusha_rossii.ppt | 1.13 МБ |
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
«ЧУДО РУССКОЙ МАТРЁШКИ»
Выполнили: Клокова Лидия и Изей Гульсара
ученицы 7 класса
Педагог: Ан Лилия Григорьевна
Учитель технологии
Красный Кут
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Особенности матрёшки как традиционной русской игрушки……………….4
2. История создания матрёшки…………………………………………………..4
3.Процесс изготовления матрёшки и её роспись………………………………..6
4.Виды матрёшек………………………………………………………………….6
5.Матрёшка и современность…………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденная живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.
В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.
Цель работы: исследовать особенности русской матрёшки, её значение.
Задачи: обозначить особенности русской матрёшки как традиционной русской игрушки; изучить историю создания матрёшки; установить практическую значимость и актуальность матрёшки в современном декоративно-прикладном искусстве.
Практическая значимость изделия: набор матрёшек имеет практическое применение как детская развивающая игрушка, играя с которой ребёнок учится различать размеры, форму, количество, правильно воспринимать цвет. В то же время традиционный «крестьянский» рисунок расскажет ребёнку об особенностях быта крестьянской семьи конца 19 – начала 20 века, воспитывая у него интерес к истории родного края.
1.ОСОБЕННОСТИ МАТРЁШКИ
КАК ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ ИГРУШКИ.
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).
Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой. Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три - семь - десять - пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен.
Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Стоит потренироваться рисовать разнообразные цветы, копируя их, например, с русских подносов, чашек, платков. Однако цветы – лишь одна из возможностей. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах, на шкатулках, шапках и т.п.
2.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МАТРЁШКИ.
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история русской матрёшки берёт своё начало в Японии.
Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.
Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки – в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху. Так что японские фигурки попали на подготовленную российскую почву.
Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на детские матрешки появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет детской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.
Русская матрёшка стала настолько известной, что заказы стали поступать даже из-за границы. В начале XX столетия начался настоящий матрёшечный бум. Кроме традиционной девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест. Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению – преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки «Невеста и жених» помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.
В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображающих древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены «Кутузов» и «Наполеон» с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Конек – Горбунок « П.П. Ершова, басня «Квартет» И.А. Крылова и другие.
100-летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов.
Фантазия мастеров не знала границ. Сегодня достаточно популярны сувениры матрёшки, изображающие исторических и политических деятелей. Но основное предназначение матрёшки – преподнести сюрприз – остаётся неизменным.
3.ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАТРЁШКИ И ЕЁ РОСПИСЬ.
Процесс изготовления матрешки достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.
Следующим этапом изготовления матрешек является вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
Роспись матрешек.
Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность – роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.
4.ВИДЫ МАТРЁШЕК.
Эксперты выделяют несколько видов матрешки, классифицируя их в основном по территориальной принадлежности. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления.
1.Сергиев-посадская (или загорская) матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. По форме эта матрешка широкая. Голова у нее плавно перетекает в туловище
2.У семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.
3. Полхов-майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки
4.Вятская матрешка несет в себе народные традиции самой северной матрешки нашей страны: элементы росписи сохраняют традиционные русые волосы, голубые глаза, яркие передники и желтые или красные платочки. Лицо этой матрешки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо. Чтобы выяснить особенности вятской матрешки, мы сравнили матрешек, изготовленных в разных краях.
Сравнительная характеристика матрешек.
Параметры для сравнения | Сергиев-посадская | Семеновская | Полхов-майданская | Вятская |
Форма матрешки | Широкая | Немного вытянутая | Удлиненная фигура | Округлая форма |
Одежда | Рубаха, сарафан, на голове платок с узорами. | Одежда сельчанки: кофточка, юбка, передник, на котором главенствует букет пышных цветов, платочки чаще всего раскрашены в горошек. | Рубашка, сарафан, платок, из - под которого выбиваются кудряшки. | Кофточка, юбка, нарядный передник, на котором крупные цветы, желтый или красный платочек. |
Основные цвета, используемые для росписи | Синий, зеленый, оранжевый. | Красный, синий, желтый. | Красный, синий. | Желтый, красный, зеленый. |
Лицо | Некрупные черты лица: маленькие, выразительные глазки, ротик без улыбки. Бледные, круглые щеки. | Выразитель-ные глаза с небольшими ресницами, маленький рот с улыбкой. Ярко-красные, круглые щеки. | Выразитель-ные глаза с небольшими ресницами, рот без улыбки. Розовые, круглые щеки. | Большие, выразительные глаза с пышными ресницами, рот с улыбкой. Щеки круглые, ярко-алые. |
Украшение матрешки | Роспись. | Роспись. | Роспись. | Роспись, инкрустация. |
5. Матрешка и современность.
Для того чтобы выяснить, как относятся современные люди к матрешке, мы провели опрос своих одноклассников и знакомых взрослых людей. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте матрешки в их жизни.
Всего в опросе участвовало 32 человека (19 детей и 13 взрослых) в возрасте от 8 до 50 лет. Для опроса мы взяли шесть вопросов. Вот так распределились ответы на заданные вопросы.
Вопросы | Ответы | ||
Да | Нет | Другие ответы | |
1.Знаете ли вы матрешку? |
32 чел. | ____ | |
2.Есть ли у вас дома эта игрушка? | 15 чел. | 17 чел. | |
3.Знаете ли, в каком городе она изготовлена? |
7 чел. |
10 чел. | Не знаю 15 чел. |
4.Нравится ли вам матрешка? | 27 чел. | Ничего особенного 5 чел. | |
5.Чем она Вам нравится? | Очень красивая 19 чел. Эта игрушка необычная, с секретом 7 чел. Не знаю- 1 чел. | ||
6.Как используется матрешка у вас дома? | Является сувениром 15 чел. Служит игрушкой 14 чел. Учит считать малышей 3 чел. |
Результаты опроса показали, что:
6.МАТРЁШКА И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.
С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.
Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских.
Как вид народного искусства матрешка обладает огромным потенциалом для передачи событий, развернутых во времени и пространстве, для изображения памятников архитектуры древнерусских городов Владимира, Суздаля, Новгорода и других, для знакомства с декоративными мотивами традиционных центров русской народной культуры. Все чаще можно встретить матрешку, расписанную под "гжель", "жостово", "хохлому", "палех".
Роспись матрешки вбирает в себя все яркое, свежее, связанное с обновлением общества. Новые поколения пленяются свежестью воображения создателей народной и авторской матрешки. Матрешка - это произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам.
При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить, как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник, сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а орнамент – разнообразнее.
Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом России”. Коллекция же матрешки в собрании Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде говорит нам: в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.
История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Слайд 1
Русская матрёшка Подготовили ученицы 7 класса МОУ-СОШ №1 Клокова Лидия Изей Гульсара Работу курировала учитель технологии : Ан Лилия ГригорьевнаСлайд 2
Матрешка уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.
Слайд 3
Цель работы: исследовать особенности русской матрёшки, её значение и изготовить набор матрёшек, соблюдая традиционные приёмы росписи изделия. Задачи: обозначить особенности русской матрёшки как традиционной русской игрушки; изучить историю создания матрёшки; установить практическую значимость и актуальность матрёшки в современном декоративно-прикладном искусстве.
Слайд 4
Практическая значимость изделия : набор матрёшек имеет практическое применение как детская развивающая игрушка, играя с которой ребёнок учится различать размеры, форму, количество, правильно воспринимать цвет; в то же время традиционный « крестьянский » рисунок расскажет ребёнку об особенностях быта крестьянской семьи конца 19 – начала 20 века, воспитывая у него интерес к истории родного края.
Слайд 5
Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму.
Слайд 6
Откуда это чудо? Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову.
Слайд 7
Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в стенах мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым . Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Мастерская «Детское воспитание». С.Малютин.
Слайд 8
Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушки в косынке и народном платье, с петухом в руках. Всего восемь куколок.
Слайд 9
г . Сергиев - Посад
Слайд 10
г. Семёнов
Слайд 11
Полховский Майдан
Слайд 12
г. Загорск
Слайд 13
Авторская матрешка.
Слайд 14
Рождение матрешки.
Слайд 15
Первый в России - и в мире! - музей матрёшки. Открылся в 2001 году в Москве .
Слайд 16
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.
Заяц, косач, медведь и весна
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей